СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль трудового воспитания в развитие личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наше время-это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные самостоятельно принимать нестандартные решения, умеющие организовать, спланировать и при этом обладать такими важными качествами как настойчивость, целеустремленность, ответственность, дисциплинированность, чувство долга.

Развитие этих качеств, как и всестороннее развитие личности в целом, обусловлено взаимодействие различных видов деятельности.

Значение труда, для развития личности подчеркивал Л.С. Рубинштейн, говоря, что человек доподлинно владеет лишь тем, что сам добывает собственным трудом. Применительно к детям термин «труд» определяет круг занятий детей.

Формы трудовой деятельности учащихся, изучавшаяся Р. Буре, Л. Образцовой, Т. Чушаковой, А. Иватовой, разнообразны. Сюда относится труд, связанный с самообслуживанием: выполнение обязанностей дежурного, уход за комнатными растениями, животными, работа на участке, выполнение заданий, развивающих ручную деятельность.

Любое из этих заданий должно представлять для ребенка определенную сложность. Именно в труде складывается характерная для человека способность достигать определенные цели, преодолевать препятствия.

Следовательно, актуальной задачей в настоящее время является воспитание у учащихся: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

В «Концепции воспитания учащегося», новый подход к ребенку. В документе cказано, что при организации трудовой деятельности должны учитываться собственные интересы ребенка, так как навязывание и принуждение выхолащивает суть ценностного отношения к труду и людям труда. Ребенок должен приобщаться к творческому труду, как общечеловеческой ценности.

Необходимо преодолеть узко бытовую ориентацию в организации предметно-практической деятельности детей, в корне изменить методы вовлечение детей в эту деятельность. Расширить спектр практических дел путем включения ребенка в сферу реальных, а не искусственно придуманных для него забот о других. Развивать естественную потребность детей подражать действиям взрослых, стимулировать самостоятельные формы проявления активности детей. В Концепции указывается, что неспецифические трудовые умения и навыки составляют содержание трудового воспитания. А развитие способности использовать вещи и орудия по собственной воли в предметно-практической деятельности.

Главный аспект, на который обращается внимание при формировании нравственно-волевых качеств - это порция личности ориентированной модели, т.е. при организации трудовой деятельности учитель должен видеть в каждом ребенке черты, присущие именно ему.

Главная цель трудового воспитания подросткового возраста _ это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.

Трудовая деятельность учащегося, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка.

Исследования Т.А. Марковой показали, что развитие ребенка, процесс приобщения к труду возможны только при условии правильной организации трудовой деятельности в соответствии с возрастными особенностями.

В силу этого решения проблем трудового воспитания предполагает по выражению Л.С. Выготского, «не примеривание, не приноравливание, не приспособление известных форм трудовой деятельности к возможностям ребенка на той или иной ступени, а понимание трудовой деятельности как известной органической части внутри системы развивающеюся поведения ребенка. Умение понять развитие трудовой деятельности в общем, цикле развития ребенка составляет основную задачу намного исследования в этой области».

К проблеме трудового воспитания и его роли на формирование нравственно-волевых качеств у учащихся обращались очень многие педагоги и психологи. По данным исследователей у учащихся в большей или меньшей степени могут быть сформированы все психологические компоненты труда: умение ставить перед собой цель и достигать ее (З.Н. Борисова, Р.И. Жуковеная, Г.Н. Година, В. Г. Нечаева), понимание необходимости труда взрослых и общественно ценные мотивы собственной трудовой деятельности (В.К. Котырно, Я.З. Неверович, З.Н. Борисова, В.И. Логинова), общественные качества личности, такие как заботливость, ответственность, осознание нравственного долга, самостоятельность и др. (Р.С. Буре, Г.Н. Година, Р.Н. Ибрагимова, К.А. Климова, К. П. Кузовкова, И. Лаунер, М.И. Тимошенко).

Эти и другие положения науки, достижения передового опыта трудового воспитания учащихся легли в основу раздела «Труд» действующей программы воспитания и обучения в школе.

К проблеме развития воли в труде обращались Л. Образцова и Т. Чумакова, которые исследовали, как различные формы трудовой деятельности влияют на развитие воли. Они утверждали, что развитие этого качества происходит в русле формирования у детей определенных знаний и умений. В исследованиях З.Н. Борисовой говорится о том, что в этом направлении осуществляется определение обязанностей детей, распределение обязанностей между ними, установление отношений ответственной зависимости.

Педагоги - исследователи указывают на то, что характеристика волевого развития детей в трудовой деятельности предполагает ответы на следующие вопросы: ставят ли дети перед собой цели, доводят ли дети свои трудовые обязанности до конца.

В результате наблюдений, проведенных К.Я. Вязиной, были выявлены следующие группы детей, различающиеся по степени развития целеустремленности в труде:

1. Дети нуждаются в помощи воспитателя при постановке цели труда и ее достижении. При выполнении задания часто отвлекаются, отклоняются от цели.

2. Дети ставят цель в трудовой деятельности, но достигают ее не самостоятельно, а с помощью взрослого.

3. Дети самостоятельно ставят цель, выбирают средства для ее осуществления, согласуют свои действия с замыслом и действиями других. Для каждой из выделенных групп К.Я. Вязина предлагает следующие задачи воспитания воли в труде.

В социологической литературе различаются объективные и субъективные показатели отношения к труду, выражается в результатах трудовой деятельности (производственные показатели работы, инициативность, дисциплинированность), в субъективном - в своеобразной установке личности на труд, которая предполагает осознание необходимости труда, удовлетворенность своей работой и определенную структуру мотивов трудовой деятельности. Этот подход, на наш взгляд, перспективен и при изучении отношения к труду подростков.

Этими критериями мы и должны руководствоваться, осуществляя руководство трудовой деятельности подростков.

Поэтому, нам важно проследить возможности трудовой деятельности на формирование трудовых качеств.

Таким образом, понимание взрослым важности всех этих проблем будет способствовать правильному трудовому воспитанию ребенка - подростка.

Категория: Всем учителям
12.08.2019 22:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!