СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские музы, вдохновившие Дали, Пикассо, Ремарка и других западных мастеров искусства

Нажмите, чтобы узнать подробности

По статистике каждая седьмая русская женщина мечтает о муже иностранце. А те и не против, ещё бы! Наши девушки красивы и образованны. Сочетания женственности, чуткости, глубины мыслей и амбиций — покоряют сердца мужчин. Не раз русская притягательность кружила головы известнейших деятелей западного искусства.

1. Гала и Сальвадор Дали

Сальвадор Дали и Гала

  • Имя: Елена Ивановна (Димитриевна) Дьяконова
  • Псевдоним: Гала
  • Место рождения: родилась в Казани, в 17-ть переехала с семьёй в Москву
  • Годы жизни: 26 августа 1894 –1982
  • Муж: Первый супруг Поль Элюар. Второй — Сальвадор Дали
  • Картины: «Портрет Галы с омаром» (1934), «Галарина» (1944–1945), «Тройное появление лица Гала» (1945), «Атомная Леда» (1949), «Портрет Гала с носорогическими признаками» (1954), «Мадонна Порт-Льигата» (1950) и др.

«Дневник одного Гения» Сальвадора Дали начинается так: «Я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛЕ ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ».

Сальвадор Дали и Гала

До брака с Дали Елена успела побыть женой французского поэта Поля Элюара (он и дал прозвище «Гала», что переводится с французского, как «праздник») и музой немецкого художника Макса Эрнеста. Отношения с двумя мужчинами её утомили. В 1929 году Гала ушла от двоих к третьему: живописцу Сальвадору Дали, который был на десять лет младше своей избранницы. Первый муж знал вольнолюбивый характер жены, поэтому смирился с ее уходом и вернулся в Париж. Это решение далось поэту нелегко. Всю жизнь Элюар любил Галу. Поль писал ей трогательные письма и ждал, что та когда-нибудь она одумается и вернётся. Не забывал до самой смерти.

Гала же стала главным сюжетом вдохновения художника Сальвадора Дали, который не прекращал представлять её как современную икону. Он изображал жену в образах Мадонны и святых дев. На одной из картин Христофор Колумб, ступив на побережье Нового Света, несет стяг с портретом Галы и надписью:

«Я ЛЮБЛЮ ГАЛУ БОЛЬШЕ МАТЕРИ, БОЛЬШЕ ОТЦА, БОЛЬШЕ ПИКАССО И ДАЖЕ БОЛЬШЕ ДЕНЕГ».

Сальвадор Дали

Одна за всех: с момента их знакомства Гала была для него женой, нянькой, секретарем и менеджером в одном лице.

«- Утром Сальвадор делает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, расторгая легкомысленно подписанные им договоры» — говорила Гала.

«Я слепо верил всему, что она мне пророчила, — писал Дали в книге «Тайная жизнь». — Она считала меня гением. Полусумасшедшего, но обладающего большой духовной силой. Считала, что я смогу воплотить в жизнь ее собственные мифы».

Гала и Дали

Супруга находила для мужа богатых спонсоров, организовывала выставки, продавала картины. Когда на живопись не было спроса, поощряла Дали создавать модели шляпок, пепельниц, декорировать витрины магазинов. Под её руководством Сальвадор организует громкие выставки, выступает с публичными лекциями. С помощью жены живописец становится мультимиллионером.

Решающим штрихом для Сальвадора Дали стали слова Галы: убей меня! Женщина вверила свою жизнь в руки самого близкого ей человека. Она ушла от прошлой семьи, бросив дочь, чтобы подарить себя маэстро. Муза умерла в 1982 году, на семь лет раньше мужа. Прощаясь с женой, Дали велел построить необычную гробницу – символ любви. Склеп Галы и будущую могилу Дали соединял подземный проход.

2. Анна Ахматова и Амедео Модильяни

«Вы во мне наваждение». Анна Ахматова и Амедео Модильяни

  • Имя: Горенко Анна Андреевна – настоящая фамилия
  • Псевдоним: Ахматова
  • Место рождения: Украина, Одесса
  • Годы жизни: 23.06.1889 — 05.03.1966 Возраст (76)
  • Муж: русский поэт Н. Гумилёв

В 1910 г., во время медового месяца с Н. Гумилевым в Париже, Анна Ахматова, молодая 20-летняя барышня, познакомилась с неизвестным и бедным художником Амедео Модильяни. Тот предложил написать портрет поэтессы, и Анна согласилась. Так завязался роман. После встречи в Париже Модильяни писал Ахматовой в Россию:

«ВЫ ВО МНЕ НАВАЖДЕНИЕ. Я БЕРУ ВАШУ ГОЛОВУ В РУКИ И ОПУТЫВАЮ ЛЮБОВЬЮ».

Художник поражался ее умением угадывать мысли, распознавать чужие сны. Гумилев ревновал жену и называл Модильяни «вечно пьяным чудовищем». Поэтесса не придавала этому значения.

На следующий год супруги разругались и Ахматова уехала в Париж на три месяца. Почему Париж? Поводом послужили триумфальные выступления Дягилевского балета, но истинной причиной стало желание еще раз увидеть художника.

Амедео Модильяни

Ахматова написала трогательные воспоминания об этой дружбе-любви:

«Вероятно, мы оба не понимали одну существенную вещь. Все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни, его – очень короткой, моей – очень длинной. Дыханье искусства еще не обуглило, еще не преобразило эти два существования. Это должен был быть светлый, легкий предрассветный час. Но будущее, которое, как известно, бросает свою тень задолго перед тем, как войти, стучало в окно, пряталось за фонарями, пресекало сны и пугало страшным бодлеровским Парижем, который прятался где-то рядом. И все божественное в Модильяни только искрилось сквозь какой-то мрак. Он был совсем не похож ни на кого на свете. Голос его навсегда остался в моей памяти. Я знала его нищим. И было непонятно, чем он живет. Как художник он не имел и тени признания».

Возлюбленные часто сидели на скамейках Люксембургского сада, не имея средств на кафе. Рассказывали любимые стихи наизусть, говорили о живописи. Модильяни, вдохновлённый молодой и талантливой поэтессой, написал 16 портретов Ахматовой.

Портрет Анны Ахматовой, работа Амедео Модильяни

В поздние годы Анна Андреевна не скрывала отношений с художником, наоборот, гордилась ими.

После отъезда из Парижа в 1911 году Ахматова долгое время ничего не знала и не слышала о Модильяни. Она была уверена, что он должен проблистать, просиять, должен быть всемирно известен. Но никаких сведений до нее не доходило много лет.

В начале 20-х, Ахматова была членом комиссии в издательстве «Всемирная литература». Ей в руки попал французский иллюстрированный журнал о художниках. В нём Ахматова прочитала некролог, где сообщалось, что Модильяни умер. Причиной смерти стали туберкулёз и нищета. Слава пришла к художнику только спустя год после смерти.

Так кончилась история взаимоотношений между великим художником и великим поэтом.

«Я улыбаться перестала». Ахматова Анна (Памяти А. Модельяни)

Я улыбаться перестала, Морозный ветер губы студит, Одной надеждой меньше стало, Одною песней больше будет. И эту песню я невольно Отдам на смех и поруганье, Затем что нестерпимо больно Душе любовное молчанье.

3. Ольга Смирнитская и Иоганн Штраус

Ольга Смирнитская и Иоганн Штраус

  • Родилась: 1837 г.
  • Умерла: 1920 г.
  • Происхождение: отец кавалерийский офицер, мать из купеческого рода.

Эта история любви полна страсти. Знаменитый композитор и дирижер часто бывал в России. Любимец публики и кумир женщин боялся серьезных чувств. И вдруг влюбился как мальчишка. Ольга была полной противоположностью светской богемы — скромная и очаровательная девятнадцатилетняя леди из порядочной семьи, послушная дочь строгих родителей. Девушка писала романсы, сама сочиняла музыку. Позже её сочинения Штраус исполнял на концертах.

Эта любовь превратилась в головную боль для Штрауса.

«Целовать твои волосы (девушка подарила Штраусу отрезанный локон) — мое постоянное занятие, я не могу спать, потому что думаю, что из-за этого буду терять время»; «Так возьми же мое сердце, – писал он Ольге» – чтобы оно могло доказать Тебе, как любит Тебя, чтобы оно без остатка отдало то, что ниспослано ему самим Создателем. Ольга!. я живу лишь надеждой не покидать Тебя никогда, принадлежать Тебе. И если надо будет преодолевать трудности, они должны быть побеждены, а в противном случае я положу конец своей жизни… Я был слишком горд, чтобы броситься к ногам другого создания, нежели к Твоим, мое обожаемое дитя. Это мое искреннее и неиспорченное сердце, оно делает меня таким гордым; его я дарю Тебе и клянусь свято быть Твоим… Береги себя, ангел, моя единственная на свете. Вечно твой Жан», — пишет композитор в письмах…

Но любовь сразу попала под натиск обстоятельств. Первой взбунтовалась семья Ольги. Родители девушки не могли поверить в серьезность намерений такой знаменитости. Мать Штрауса тоже была против брака. О юной Ольге женщина знала мало, только то, что рассказывал сын. Однако ей сразу стало ясно, что эта русская девушка не годится в жёны её сыну. Материнское сердце не обманешь…

Семейное предание говорит о том, что Ольга не собиралась сдаваться и «решила устроить романтическую свадьбу с похищением и побегом из родительского дома». Но ее жених был не готов к такой свадьбе. Король вальсов не осмелился противостоять своей матери, которая возражала против его брака с Ольгой.

Иоганн клялся в безумной любви, писал десятки нежных писем, называл Олю «супругой в духовном отношении». Но девушка постепенно теряла доверие. Штраус выражал свои чувства только в письмах и музыке. Ольга же ждала мужских поступков от маменькиного сыночка.

«Ты говоришь, я должен побеседовать с Твоим отцом. Ты не знаешь, каким несчастным чувствую я себя, потому что не могу последовать Твоему приказу. Я сделаю для Тебя все, отдам жизнь свою, но не могу говорить с Твоим отцом, сжалься, дитя мое, Ольга! Главная причина следующая: он оценивает меня как претендента на руку своей дочери неблагосклонно. Он будет отвечать как практично думающий человек, от которого нельзя ожидать понимания глубокой артистической души».

Позже Иоганн Штраус уезжает в Вену, откуда продолжает писать. Но девушке уже не интересно. Оля принимает предложение руки и сердца другого. Не долго горюя Штраус женится на девушке, которую подыскала мама.

4. Ольга Хохлова и Пикассо

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова на фоне афиши балета Парад, 1917 год

  • Имя: Ольга Степановна Хохлова
  • Место рождения: Нежин
  • Годы жизни: 1891–1955
  • Профессия: балетная танцовщица
  • Муж: Пабло Пикассо
  • Брак: с 1918 до 1935 (разрыв) и 1955 (официально)
  • Картины: «Портрет Ольги в кресле» (1917), «Ольга Хохлова в мантилье» (1917), «Портрет Ольги 1» (1919), «Ольга» (1921), «Ольга с меховым воротником» (1923), «Голова женщины (Ольга Хохлова)» (1935) и т. д.

В 1891 году в городе Нежине родилась Ольга Степановна Хохлова. Дочка полковника царской армии с раннего детства определила своё будущее. Девочка мечтала стать балериной. Ольге Хохловой удалось попасть в «Русский балет» Сергея Дягилева. Там они и познакомились с Пабло Пикассо, который делал эскизы к костюмам и декорациям спектакля «Парад». Хрупкая, изящная балерина влюбилась в красавца-художника без памяти. В свою очередь девушка увлекла Пикассо настолько, что ради нее 37-летний абстракционист на время изменил своему стилю и вернулся к реализму. Ведь она просила его: «Я хочу узнавать на портретах свое лицо…». На всех портретах ранних лет их брака Ольга задумчивая, воздушная, нежная.

Ольга Хохлова, Пикассо, Мария Шабельская и Жан Кокто в Париже. Фото, 1917

Художник повез Ольгу в Барселону, познакомил со своей матерью. 18 июня 1918 года Пабло Пикассо и Ольга Хохлова обвенчались в православном соборе в Париже.

4 февраля 1921 года у Пабло и Ольги родился сын Пауло. Новоиспечённые родители были счастливы. Пабло очень любил сына. Ольга бросила балет и посветила своё время ребёнку. Но спустя 10 лет былое счастье сошло на нет. Романтический флер, связанный с женитьбой на русской аристократке, развеялся. Художник в какой-то момент обнаружил, что женат на простой женщине, да и вообще семейные заботы не для него.

«Портрет Ольги в кресле» (Portrait d’Olga dans un fauteuil) (1917)

В 1935 году Ольга узнала, что у ее мужа роман с молоденькой француженкой. Позднее выяснилось, что любовница ждёт ребёнка. Гордая женщина не стала мириться с изменой супруга. Ольга забрала сына и уехала в Канны. Там же подала на развод.

ПИКАССО БЫЛ В ШОКЕ. У НЕГО НА РОДИНЕ, В ИСПАНИИ, ЖЕНЩИНЫ С ПОНИМАНИЕМ ОТНОСИЛИСЬ К УВЛЕЧЕНИЯМ МУЖЕЙ, РОМАН ЖЕНАТОГО МУЖЧИНЫ НА СТОРОНЕ СЧИТАЕТСЯ НОРМОЙ. У НАСТОЯЩЕГО МАЭСТРО ДОЛЖНО БЫТЬ НЕСКОЛЬКО МУЗ.

Пикассо отказал в разводе, так как не хотел делить имущество пополам. Поэтому до конца жизни Ольга Хохлова оставалась его законной женой.

Категория: История
29.01.2018 16:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!