СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семейный клуб.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семейный клуб помогает повысить родительскую компетентность в вопро­сах воспитания детей, создать единую среду, которая обеспечивает дополнительную возможность общения и взаимодействия родителей, школьников и педагогов.

Клуб строится на принципах добро­вольности и личной заинтересованности. В нашем клубе родителей объединяет общая проб­лема и совместные поиски оптимальных форм помощи детям. Темы для встреч фор­мируются и запрашиваются родителями.

Огромна роль учителя в создании и функцио­нировании семейного клуба. В ходе заинтересо­ванного неформального общения исчезает беспокойство родителей, появляется чувство доверия к учителю и готовность к взаимодействию с ним. Для детей и родите­лей взаимодействие с классным руко­водителем является условием успешной адаптации к школе.

Рассмотрим работу нашего семейного клуба, который мы организовали с родителями во время прохождения практики. Необходимо отметить, что работа с родителями в рамках семейного клуба продолжается и после окончания сроков практики.

Наш семейный клуб называется «Счаст­ливая семья». Работа клуба проходит под де­визом «Моя семья - моя радость».

Цель: создать условия для благопри­ятного вхождения ребенка в мир социальных отношений через укрепление внутрисемей­ных связей и на основе создания единого пространства общения.

Задачи:

- укреплять престиж семьи и роли семьи в обществе;

- возрождать лучшие отечественные традиции семейного воспитания;

- создать благоприятные условия с целью повышения педагогической, психоло­гической и правовой грамотности ро­дителей;

- гармонизировать внутрисемейные отно­шения;

- обогащать родительско-детские от­ношения опытом диалогического, эмоционально-насыщенного общения.

Считаем, что, в процессе реализации поставленных задач, будет выполнено основное предназна­чение взрослых: сделать жизнь наших де­тей более счастливой.

Основные направления работы клуба:

- строить взаимоотношения с семьей на гуманистических принципах;

- организовать работу с семьей на основе дифференциро­ванного подхода;

- привлекать родителей к активному участию в делах клуба, класса, школы;

- проводить коллективно-творческие дела «дети + родители + педагог»;

- со­вершенствовать методику проведения ро­дительских собраний, встреч.

Деятельность клуба осуществляется в соответ­ствии с программой, состоящей из следующих блоков: 1. Педагогический университет. 2. «Очумелые ручки». 3. «Край родной мой.» 4. В здоровом теле — здоровый дух! 5. Информационный блок. 6. Аналитический блок.

Каждый блок - это отдельное направле­ние деятельности. Блоки взаимосвязаны между собой единством целей. Каждое ме­роприятие плавно переходит из предыдущего, до­полняет его и способствует большему разви­тию представлений, умений и чувств.

1 блок. Педагогический университет

Мы считаем, что в настоящее время эффективнее использовать формы, в ходе которых знания усваиваются в процессе сотрудничества учителя и родителей. Поэтому в первый блок включаем такие формы работы, как гостиная, «круглый стол», устный журнал, диспут, дискуссия, практикум, интеллектуальная мастерская, вечер вопросов и ответов, ин­дивидуальные консультации и беседы (Приложение 4). На встречи с родителями приглашаем гостей - специалис­тов, которые компетентны в конкретной теме.

Технологию дискуссии применяем для того, чтобы родители смогли осмыслить научные подходы и собственный опыт решения акту­альных проблем воспитания и разви­тия детей. Темы дискуссий разнообразны: «Как воспиты­вать у детей интерес к чтению?», «Как воспитывать трудолюбие у ребенка?», «Как организовать интерес­ный и полезный досуг семьи?», «Как помочь детям успешно учиться?», «Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка?», «Как преодолеть проявле­ния агрессивности у детей?», «Как продуктивно общаться с младшими школьниками?» и др.

Организовывая дискуссию с родителями, реализуем три взаимосвязанных этапа: мотивационный, содержательно-операционный, оценочно-рефлексивный.

На мотивационном этапе учитель раздает родителям вопросы для размышления и список литературы по проблеме предстоящего обсуждения. Учитель продумывает форму проведения дискуссии, условия её организации, проектирует ход обсуждения и его результаты.

В ходе содержательно-операционного этапа педагог дает обоснование выбора проблемы, создаёт необходимый эмо­циональный настрой участников. Потом вместе с родителями опре­деляет цель и вопросы для обсуж­дения. Затем организует вы­сказывание мнений по данной проблеме, и создает ситуации для обмена опытом её решения в воспитании ребенка.

В процессе обсуждения учитель ис­пользует следующие примеры для того чтобы ак­тивизировать участников: сталкивает противоположные точки зрения, сти­мулирует участников репликами типа «Хорошая мысль», «Интересный подход», «Давайте подумаем вместе», «Какая оригинальная идея». Педагог помогает родителям формулиро­вать идеи, настраивает на активное участие в ходе обсуждения проблемы.

На оценочно-рефлексивном этапе учитель подводит итоги дискуссии, проводит анализ сделанных родителями выводов, оценивает, выделяет наиболее понравившиеся идеи и продук­тивный опыт решения обсуждаемой проблемы.

Дискуссия с родителями младших школьников проводим в форме «круглого стола», и все участники в свободной форме высказывают свои позиции. Иногда проводим дискуссии в форме «родительского ринга», в процессе которого две или более семей полемизируют по определённой проблеме. Оставшаяся часть родителей поддерживает их мнение аплодисментами. В качестве экспертов приглашаем педагогов и других специалистов.

Дискуссия орга­низуем в ходе «родительских чтений». Родители заранее ознакомились с научной литературой по актуальной для них проблеме, затем обсуждают возможности применения авторских подходов в собственной практике воспитания ребенка. Педагог объединяет в группы ро­дителей, которые придерживаются одинаковых подхо­дов, и организовывает обсуждение между группами.

Кейс-технологию используем для того, чтобы формирова­ть у родителей умения продуктив­ного взаимодействия с ребенком.

На первом этапе родителей делим на группы, каждой из которых даем задание проанализировать конкретную ситуа­цию взаимодействия с младшим школьником. В содержании всех си­туаций представляем еди­ную проблему воспитания в семье. Затем, ознакомившись с кейсом, родите­ли задают учителю вопросы для уточ­нения ситуаций или для получения дополнительной информации.

На втором этапе группы родителей анализируют «доставшиеся» им ситуации. Родители вместе находят проблему, вырабатывают оптимальное решение, готовятся к презентации. Учитель помогает им, поясняя, но избегает прямых консультаций.

На третьем этапе проводим пре­зентацию решений по кейсам. Каж­дая группа родителей показывает свой вариант разрешения ситуации и его обосновывает свое решение, отвечает на вопросы учителя и участников. Потом сообща обсуждаем представ­ленные варианты.

На этапе подведения итогов организуем рефлексию родителя­ми своей деятельности по анализу си­туации, анализируем процесс и результаты деятельности родителей. После овладения родителями данной технологии учитель предлагает им самостоятельно составить кейсы и организовать их обсуждение.

Используя технологию ролевой игры, учитель формирует у родителей умения формулировки проблемы, отбора и применения соответствующих методов и средств воспитания, своевременного реагиро­вания на изменения в поведении ребён­ка. Сюжеты ролевой игры связываются с нравственным воспитани­ем школьников, с конфликтными ситуациями в семье, с оказанием родителями помощи детям в учебной деятельности, в об­щении со сверстниками.

На этапе введения в игровую ситуацию учитель объясняет родителям сюжет и распределяет между ними роли. На этапе реализации игрового действия участники включаются в принятую роль и демонстрируют продуктивный вариант взаимодей­ствия с другими участниками игровой ситуации. На этапе выхода из игры проводится рефлексия и анализируются учителем результаты игрово­го взаимодействия.

Игровое моделирование ис­пользовалось педагогом для того, чтобы формировать умения родителей проводить отбор методов и средств воспитания, учитывая возраст детей, возникшую проблему, а также умения проводить коррекцию своего стиля взаимодействия с ребёнком. В ходе игрового моделирования учитель включает в игровую ситуа­цию всех родителей. Они проигрывают возможные варианты ре­шения проблемы. Потом в ходе совместного обсуждения выбираются наиболее эффективные варианты.

2 блок «Очумелые ручки».

Одной форм блока является детско-родительская творческая мастер­ская, в которой родите­ли вместе со своими детьми под руководством учителя изготавливают поделки из различных мате­риалов. Мастер-классы проводят не только учитель, но и родители.

Цель творческой мастерской - обеспечить максимально комфортные условий для благоприятного вза­имодействия, личностного роста и развития детей на основе создания единого пространства общения.

Задачи:

-обогащать детско-родительские отношения диалогическим, эмоционально-насыщенным об­щением;

-формировать единое воспита­тельное пространство для творчества каждого ребёнка на основе личностного подхода;

-укреплять престиж семьи и её роль в воспитании детей.

Работа в малых группах, которые входят в состав творческой мастерской, обладает следующими особенностями:

-эмоциональное благополучие детей в процессе совместной творческой работы создается благодаря доброжелатель­ной поддержке со стороны родителей и уважитель­ным отношением со стороны свер­стников;

-развивается детская индивидуаль­ность, которая предполагает учитывать уровни обученности и обучаемости, особенности мальчиков и девочек, ребят с различными нарушениями;

-креативность деятельности ребенка обеспечивается характером творческих, изобретательских, нестан­дартных дел, способов их выполне­ния, которые предложены взрослыми;

-коммуникабельность, потому что школьники целенаправленно включаются в коллективное обсуждение общего творческого дела, демонстри­руют взаимоуважение и вза­имную поддержку.

Покажем ра­боту творческих мастерских.

На первом родительском собра­нии мы сообщили родителям о том, как важна совместная работа взрослых и детей в стенах школы. Темы для мастерских сначала предлагал учитель, а затем предлагаем родителям самим выбрать темы, интересные, на их взгляд, для школьников (см. таблицу 2.4).

Таблица 2.4.

Примерная тематика творческих мастерских

Тема мастерской

Дата проведения

Ф.И.О. ответственного

Мастерская по изготовлению кормушек, скворечников

«Кафе "Минутка"»

Мастерская по изготовлению пальчиковых кукол для театра

«Золотая ниточка»

«Давайте поиграем»

«Очумелые ручки»

«Рецепты вкусных бутербродов»

«А у нас во дворе.»

«Умелые руки не знают скуки»

«Играем в шашки и шахматы»

«Книжкина больница»

«Царство мыльных пузырей»

Мастерская Деда Мороза

«Что нам стоит дом построить» и т.д.

В течение месяца трое родителей проводили в классе свою мастерскую, предварительно сообщали учащимся тему и необходимые мате­риалы для работы. Класс делили на несколько зон, и работу проводили од­новременно. Время проведения мас­терских составляло от 40 до 60 минут.

В процессе совместной деятельности старались сформиро­вать у каждого ребёнка чувство само­уважения и самоценности, чтобы в любой жизненной ситуации он не потерял своей индивидуальности.

Затем мастерские организовали выставки выполненных работ. Школьники придумывали и проводили презента­ции, выступали в роли экспертов, учились задавать вопросы, благодарить и выражать радость по поводу достигнутых результатов.

По отзывам родителей и классного руководителя, выставки, организованные нами во время прохождения практики («Семейные увлечения», «Моя мама - рукодельница», семейные конкурсы поделок из природно­го материала «Осенние фантазии» и «Сим­вол года»), стали традиционными.

3 блок «Край родной мой…»

Учащиеся вместе с родителями собирали материалы о родном городе, оформ­ляли в мини-проекты. Совместная исследовательская деятель­ность помогла появиться в семье об­щим интересам, делам. Общение родителей с детьми наполнилось познавательным, раз­вивающим содержанием.

Данный блок предполагал проведение экскурсий по родным местам.

По ре­зультатам этих экскурсий оформили фото- и медиапрезентации.

В ходе проведения праздника «Давайте познакомимся» каждая семья готовила фо­тографии, в шутливой или серьезной форме, в стихах или прозе представляла занятия семьи, объясняла значение имен. Возникла инициатива создать в классе книгу «Наши имена».

В клубе проводили работу по изучению семейных родословных, составляли портфолио. Затем проводили час общения ро­дителей и детей «Тепло родного очага». На­кануне дети писали сочинения на тему «Моя семья». (Приложение 5).

4 блок «В здоровом теле - здоровый дух!»

В семейном клубе про­водили большую работу по укреплению и сохранению здо­ровья детей и взрослых. Мы использовали в работе такие формы: походы в царство Берендея, лыжные прогулки, участие в семейных спортивных соревнованиях «Мама, папа и я - спортив­ная семья», «С папой мы всегда вдвоем, очень дружно мы живем!», «Вперед, маль­чишки, папы и дедушки!» (Приложение 6).

5 блок Информационный блок

Информацию обо всех интересных делах семейно­го клуба мы оформляли в фотога­зету в которой есть рубрики «Традиции семейного воспи­тания», «Для вас, родители!».

6 блок Аналитический блок

Данный блок включает в себя различные диагностические материалы (анкетирование, наблюдение, опросы, тестирование, тренинги, графические и рисуночные тесты). Мы систематически проводили работу по са­мообразованию родителей.

03.08.2018 23:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!