СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Семейный клуб помогает повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания детей, создать единую среду, которая обеспечивает дополнительную возможность общения и взаимодействия родителей, школьников и педагогов.
Клуб строится на принципах добровольности и личной заинтересованности. В нашем клубе родителей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи детям. Темы для встреч формируются и запрашиваются родителями.
Огромна роль учителя в создании и функционировании семейного клуба. В ходе заинтересованного неформального общения исчезает беспокойство родителей, появляется чувство доверия к учителю и готовность к взаимодействию с ним. Для детей и родителей взаимодействие с классным руководителем является условием успешной адаптации к школе.
Рассмотрим работу нашего семейного клуба, который мы организовали с родителями во время прохождения практики. Необходимо отметить, что работа с родителями в рамках семейного клуба продолжается и после окончания сроков практики.
Наш семейный клуб называется «Счастливая семья». Работа клуба проходит под девизом «Моя семья - моя радость».
Цель: создать условия для благоприятного вхождения ребенка в мир социальных отношений через укрепление внутрисемейных связей и на основе создания единого пространства общения.
Задачи:
- укреплять престиж семьи и роли семьи в обществе;
- возрождать лучшие отечественные традиции семейного воспитания;
- создать благоприятные условия с целью повышения педагогической, психологической и правовой грамотности родителей;
- гармонизировать внутрисемейные отношения;
- обогащать родительско-детские отношения опытом диалогического, эмоционально-насыщенного общения.
Считаем, что, в процессе реализации поставленных задач, будет выполнено основное предназначение взрослых: сделать жизнь наших детей более счастливой.
Основные направления работы клуба:
- строить взаимоотношения с семьей на гуманистических принципах;
- организовать работу с семьей на основе дифференцированного подхода;
- привлекать родителей к активному участию в делах клуба, класса, школы;
- проводить коллективно-творческие дела «дети + родители + педагог»;
- совершенствовать методику проведения родительских собраний, встреч.
Деятельность клуба осуществляется в соответствии с программой, состоящей из следующих блоков: 1. Педагогический университет. 2. «Очумелые ручки». 3. «Край родной мой.» 4. В здоровом теле — здоровый дух! 5. Информационный блок. 6. Аналитический блок.
Каждый блок - это отдельное направление деятельности. Блоки взаимосвязаны между собой единством целей. Каждое мероприятие плавно переходит из предыдущего, дополняет его и способствует большему развитию представлений, умений и чувств.
1 блок. Педагогический университет
Мы считаем, что в настоящее время эффективнее использовать формы, в ходе которых знания усваиваются в процессе сотрудничества учителя и родителей. Поэтому в первый блок включаем такие формы работы, как гостиная, «круглый стол», устный журнал, диспут, дискуссия, практикум, интеллектуальная мастерская, вечер вопросов и ответов, индивидуальные консультации и беседы (Приложение 4). На встречи с родителями приглашаем гостей - специалистов, которые компетентны в конкретной теме.
Технологию дискуссии применяем для того, чтобы родители смогли осмыслить научные подходы и собственный опыт решения актуальных проблем воспитания и развития детей. Темы дискуссий разнообразны: «Как воспитывать у детей интерес к чтению?», «Как воспитывать трудолюбие у ребенка?», «Как организовать интересный и полезный досуг семьи?», «Как помочь детям успешно учиться?», «Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка?», «Как преодолеть проявления агрессивности у детей?», «Как продуктивно общаться с младшими школьниками?» и др.
Организовывая дискуссию с родителями, реализуем три взаимосвязанных этапа: мотивационный, содержательно-операционный, оценочно-рефлексивный.
На мотивационном этапе учитель раздает родителям вопросы для размышления и список литературы по проблеме предстоящего обсуждения. Учитель продумывает форму проведения дискуссии, условия её организации, проектирует ход обсуждения и его результаты.
В ходе содержательно-операционного этапа педагог дает обоснование выбора проблемы, создаёт необходимый эмоциональный настрой участников. Потом вместе с родителями определяет цель и вопросы для обсуждения. Затем организует высказывание мнений по данной проблеме, и создает ситуации для обмена опытом её решения в воспитании ребенка.
В процессе обсуждения учитель использует следующие примеры для того чтобы активизировать участников: сталкивает противоположные точки зрения, стимулирует участников репликами типа «Хорошая мысль», «Интересный подход», «Давайте подумаем вместе», «Какая оригинальная идея». Педагог помогает родителям формулировать идеи, настраивает на активное участие в ходе обсуждения проблемы.
На оценочно-рефлексивном этапе учитель подводит итоги дискуссии, проводит анализ сделанных родителями выводов, оценивает, выделяет наиболее понравившиеся идеи и продуктивный опыт решения обсуждаемой проблемы.
Дискуссия с родителями младших школьников проводим в форме «круглого стола», и все участники в свободной форме высказывают свои позиции. Иногда проводим дискуссии в форме «родительского ринга», в процессе которого две или более семей полемизируют по определённой проблеме. Оставшаяся часть родителей поддерживает их мнение аплодисментами. В качестве экспертов приглашаем педагогов и других специалистов.
Дискуссия организуем в ходе «родительских чтений». Родители заранее ознакомились с научной литературой по актуальной для них проблеме, затем обсуждают возможности применения авторских подходов в собственной практике воспитания ребенка. Педагог объединяет в группы родителей, которые придерживаются одинаковых подходов, и организовывает обсуждение между группами.
Кейс-технологию используем для того, чтобы формировать у родителей умения продуктивного взаимодействия с ребенком.
На первом этапе родителей делим на группы, каждой из которых даем задание проанализировать конкретную ситуацию взаимодействия с младшим школьником. В содержании всех ситуаций представляем единую проблему воспитания в семье. Затем, ознакомившись с кейсом, родители задают учителю вопросы для уточнения ситуаций или для получения дополнительной информации.
На втором этапе группы родителей анализируют «доставшиеся» им ситуации. Родители вместе находят проблему, вырабатывают оптимальное решение, готовятся к презентации. Учитель помогает им, поясняя, но избегает прямых консультаций.
На третьем этапе проводим презентацию решений по кейсам. Каждая группа родителей показывает свой вариант разрешения ситуации и его обосновывает свое решение, отвечает на вопросы учителя и участников. Потом сообща обсуждаем представленные варианты.
На этапе подведения итогов организуем рефлексию родителями своей деятельности по анализу ситуации, анализируем процесс и результаты деятельности родителей. После овладения родителями данной технологии учитель предлагает им самостоятельно составить кейсы и организовать их обсуждение.
Используя технологию ролевой игры, учитель формирует у родителей умения формулировки проблемы, отбора и применения соответствующих методов и средств воспитания, своевременного реагирования на изменения в поведении ребёнка. Сюжеты ролевой игры связываются с нравственным воспитанием школьников, с конфликтными ситуациями в семье, с оказанием родителями помощи детям в учебной деятельности, в общении со сверстниками.
На этапе введения в игровую ситуацию учитель объясняет родителям сюжет и распределяет между ними роли. На этапе реализации игрового действия участники включаются в принятую роль и демонстрируют продуктивный вариант взаимодействия с другими участниками игровой ситуации. На этапе выхода из игры проводится рефлексия и анализируются учителем результаты игрового взаимодействия.
Игровое моделирование использовалось педагогом для того, чтобы формировать умения родителей проводить отбор методов и средств воспитания, учитывая возраст детей, возникшую проблему, а также умения проводить коррекцию своего стиля взаимодействия с ребёнком. В ходе игрового моделирования учитель включает в игровую ситуацию всех родителей. Они проигрывают возможные варианты решения проблемы. Потом в ходе совместного обсуждения выбираются наиболее эффективные варианты.
2 блок «Очумелые ручки».
Одной форм блока является детско-родительская творческая мастерская, в которой родители вместе со своими детьми под руководством учителя изготавливают поделки из различных материалов. Мастер-классы проводят не только учитель, но и родители.
Цель творческой мастерской - обеспечить максимально комфортные условий для благоприятного взаимодействия, личностного роста и развития детей на основе создания единого пространства общения.
Задачи:
-обогащать детско-родительские отношения диалогическим, эмоционально-насыщенным общением;
-формировать единое воспитательное пространство для творчества каждого ребёнка на основе личностного подхода;
-укреплять престиж семьи и её роль в воспитании детей.
Работа в малых группах, которые входят в состав творческой мастерской, обладает следующими особенностями:
-эмоциональное благополучие детей в процессе совместной творческой работы создается благодаря доброжелательной поддержке со стороны родителей и уважительным отношением со стороны сверстников;
-развивается детская индивидуальность, которая предполагает учитывать уровни обученности и обучаемости, особенности мальчиков и девочек, ребят с различными нарушениями;
-креативность деятельности ребенка обеспечивается характером творческих, изобретательских, нестандартных дел, способов их выполнения, которые предложены взрослыми;
-коммуникабельность, потому что школьники целенаправленно включаются в коллективное обсуждение общего творческого дела, демонстрируют взаимоуважение и взаимную поддержку.
Покажем работу творческих мастерских.
На первом родительском собрании мы сообщили родителям о том, как важна совместная работа взрослых и детей в стенах школы. Темы для мастерских сначала предлагал учитель, а затем предлагаем родителям самим выбрать темы, интересные, на их взгляд, для школьников (см. таблицу 2.4).
Таблица 2.4.
Примерная тематика творческих мастерских
Тема мастерской |
Дата проведения |
Ф.И.О. ответственного |
Мастерская по изготовлению кормушек, скворечников |
|
|
«Кафе "Минутка"» |
|
|
Мастерская по изготовлению пальчиковых кукол для театра |
|
|
«Золотая ниточка» |
|
|
«Давайте поиграем» |
|
|
«Очумелые ручки» |
|
|
«Рецепты вкусных бутербродов» |
|
|
«А у нас во дворе.» |
|
|
«Умелые руки не знают скуки» |
|
|
«Играем в шашки и шахматы» |
|
|
«Книжкина больница» |
|
|
«Царство мыльных пузырей» |
|
|
Мастерская Деда Мороза |
|
|
«Что нам стоит дом построить» и т.д. |
|
|
В течение месяца трое родителей проводили в классе свою мастерскую, предварительно сообщали учащимся тему и необходимые материалы для работы. Класс делили на несколько зон, и работу проводили одновременно. Время проведения мастерских составляло от 40 до 60 минут.
В процессе совместной деятельности старались сформировать у каждого ребёнка чувство самоуважения и самоценности, чтобы в любой жизненной ситуации он не потерял своей индивидуальности.
Затем мастерские организовали выставки выполненных работ. Школьники придумывали и проводили презентации, выступали в роли экспертов, учились задавать вопросы, благодарить и выражать радость по поводу достигнутых результатов.
По отзывам родителей и классного руководителя, выставки, организованные нами во время прохождения практики («Семейные увлечения», «Моя мама - рукодельница», семейные конкурсы поделок из природного материала «Осенние фантазии» и «Символ года»), стали традиционными.
3 блок «Край родной мой…»
Учащиеся вместе с родителями собирали материалы о родном городе, оформляли в мини-проекты. Совместная исследовательская деятельность помогла появиться в семье общим интересам, делам. Общение родителей с детьми наполнилось познавательным, развивающим содержанием.
Данный блок предполагал проведение экскурсий по родным местам.
По результатам этих экскурсий оформили фото- и медиапрезентации.
В ходе проведения праздника «Давайте познакомимся» каждая семья готовила фотографии, в шутливой или серьезной форме, в стихах или прозе представляла занятия семьи, объясняла значение имен. Возникла инициатива создать в классе книгу «Наши имена».
В клубе проводили работу по изучению семейных родословных, составляли портфолио. Затем проводили час общения родителей и детей «Тепло родного очага». Накануне дети писали сочинения на тему «Моя семья». (Приложение 5).
4 блок «В здоровом теле - здоровый дух!»
В семейном клубе проводили большую работу по укреплению и сохранению здоровья детей и взрослых. Мы использовали в работе такие формы: походы в царство Берендея, лыжные прогулки, участие в семейных спортивных соревнованиях «Мама, папа и я - спортивная семья», «С папой мы всегда вдвоем, очень дружно мы живем!», «Вперед, мальчишки, папы и дедушки!» (Приложение 6).
5 блок Информационный блок
Информацию обо всех интересных делах семейного клуба мы оформляли в фотогазету в которой есть рубрики «Традиции семейного воспитания», «Для вас, родители!».
6 блок Аналитический блок
Данный блок включает в себя различные диагностические материалы (анкетирование, наблюдение, опросы, тестирование, тренинги, графические и рисуночные тесты). Мы систематически проводили работу по самообразованию родителей.
© 2018, Шевченко Анна Михайловна 457