СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Школа и семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый, единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической готовности, необходимо развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Для достижения поставленных задач в работе с семьей возникла необходимость создания модели взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопомощи.

Цель — эффективное взаимодействие школы и семьи для успешной социализации обучающихся.

Задачи:

1. Учитывать дифференцированный, личностно - ориентированный подходы по отношению к семье, родителям.

2. Пропагандировать семейные ценности, формировать основы педагогической культуры у родителей.

3. Привлекать родителей к сотрудничеству со школой, к проведению общешкольных мероприятий совместно с обучающимися; повысить их социальную активность.

Большая роль в работе с семьей отводится классному руководителю. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является родительский комитет. Члены родительского комитета совместно с классным руководителем и под его руководством планируют, готовят и проводят всю совместную работу по педагогическому образованию родителей, оказывают помощь в воспитании детей класса, организуют совместные досуговые мероприятия, анализируют, оценивают результаты данной деятельности и подводят итоги сотрудничества школы и семьи. Опыт работы классного руководителя с семьей и родительским комитетом обобщается на МО классных руководителей школы.

Как классный руководитель я понимаю, чтобы повлиять на семейное воспитание с учетом интересов ребенка, мне необходимо выбрать оптимальные формы взаимодействия с семьями учащихся.

Выбор форм осуществляю в зависимости от воспитательного потенциала семей, контингента родителей (их уровня образованности и воспитанности), с учетом сферы материального бытия, образа жизни и семейной атмосферы, в которой воспитывается ребенок.

Для изучения семей я использую различные методы: наблюдение, посещение семей, анкетирование, опросы детей и родителей, тесты, творческие работы учащихся. При этом каждый метод по отношению к другим выполняет компенсирующую или контролирующую функцию.

С помощью анкетирования можно сделать вывод, что мне в педагогической деятельности необходимо выбрать оптимальные формы сотрудничества, которые позволят повысить уровень воспитанности учащихся, повлиять на воспитательный потенциал семей, осуществить индивидуальный и массовый подход в организации воспитательного процесса.

Для изучения семей я использую анкеты “Знакомство с родителями, для выявления эмоционального комфорта в семье – тест “Выявление эмоциональной атмосферы семьи”, который помог мне узнать, что большинство учащихся испытывают эмоциональный дискомфорт в семейных отношениях.

Окунувшись в современный мир, мы можем сказать, что многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем, что они много работают и им катастрофически не хватает времени, чтобы пообщаться с ребенком. Хотя они прекрасно знают, что нельзя отмахиваться, списывать на занятость, переносить на потом.

Анализ исследований, посвященных проблеме родительской доступности следующий: учащимся было предложено ответить на вопрос “Как часто вы проводите выходной день с родителями?”

Из 9 опрошенных детей только 3 сказали, что родители откладывают в сторону все свои дела, чтобы этот день посвятить им.

На вопрос: “Кто из родителей проводит чаще всего свое свободное время с вами?”

– 10% ответили: мама и папа;

– 20% – мама;

– 70% ответили, что у родителей нет времени на совместные игры, забавы и развлечения.

Данная статистика говорит сама за себя, если у родителей нет времени для общения сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени для общения с родителями завтра.

Анализируя все данные, я пришла к выводу, что мне как классному руководителю необходимо вмешаться в процесс становления взаимоотношений в семье и сплотить членов семьи, формировать дружеские доверительные отношения семьи и школы, работать над сплочением детского коллектива, влиять на воспитательный потенциал семей. Помимо родительских собраний и тематических консультаций мною были выбраны формы сотрудничества семейные вечера, родительские практикумы, родительские чтения, тренинги, часы откровения.

Наибольшей популярностью из предложенных форм пользуются семейные праздники, -итог общего труда, совместного дела, изобретения. Все семейные торжества неповторимы, в этом их смысл и прелесть. Чем больше в них творческого начала, тем эффективнее и лучше. Надо учить придумывать необычное украшение комнаты, оригинальные подарки, готовить концертные номера, инсценировки. В творческой атмосфере семейной радости многие проблемы перестают быть неразрешимыми. А главное родители и дети оценят, что атмосфера общего счастья это и есть лучший семейный праздник. А многие родители, увидев способности и таланты своих детей, усвоят, что домашний праздник тоже строится по такому же принципу и может быть веселым и непринужденным, тогда жизнь ребят станет яркой и запоминающейся. Чем больше таких событий произойдет в их жизни, тем счастливее они будут.

На мой взгляд, истинными являются высказывания:

“Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому” П.Ф. Лесгафт

“Родители в раннем детстве сеют то, что они собирают позже, в года юности и начало зрелости” А.Н. Острогорский

Воспитывая ученика, в первую очередь влияешь на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие с родителями.

Ежегодно составляется план работы с родителями на основе анализа деятельности за предыдущий год. По плану проводятся общешкольные родительские собрания, родители знакомятся с документами, с основными направлениями, задачами, итогами работы школы. Организуются встречи со специалистами служб системы профилактики, центра помощи семье и детям, отчетные концерты, праздничные музыкальные номера, выставки творческих работ учеников. Родители постоянно привлекаются к совместной работе со школой.

В школе создан Совет профилактики, который постоянно взаимодействует с категорией семей группы риска.

Для улучшения работы с семьей ведется постоянное диагностирование семьи и семейного воспитания. Анализ результатов анкетирования показал, что родители заинтересованы в сотрудничестве со школой.

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи. Оно осуществляется через школьный сайт, электронный дневник, индивидуальную и групповую работу, проведение консультаций администрацией школы, педагогами школы, родительским комитетом.

Роль семьи в обществе несравнима по своему значению ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается личность человека, формируется его отношение к себе, своему здоровью. Тем не менее школа была, есть и будет одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Сотрудничая с родителями, мы должны создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентаций, в раскрытии индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала.

Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря педагогическому такту и этике взаимоотношений, педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры, умению видеть сложные взаимоотношения в семье, единству требований школы и семьи.

09.01.2022 18:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!