СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сельский школьный туризм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование возможностей социального партнерства для обучения, воспитания и развития обучающихся. Сельский школьный туризм.

Н.В. Ткаченко

Сегодня, когда в области просвещения происходят значительные и последовательные перемены, качественное образование имеет большое значение. Ибо оно обеспечивает интеллектуальное, творческое, профессиональное развитие учащихся. Качество образования и конкурентноспособная личность являются решающим фактором качественного жизнеобеспечения. Время ставит перед нами новые сложные и масштабные задачи. В наше время, пожалуй, недостаточно иметь глубокие знания, быть широко информированным, но также нужно уметь на практике использовать эти знания. И все это возлагает на нас большую ответственность.

Цель данной статьи состоит в том, чтобы осмыслить особенности образования при использовании социального партнёрства для обучения, воспитания и развития школьников и, главное, поделится опытом и некоторыми методологическими приёмами, используемыми нами, в процессе формирования у школьников представления о Малой родине, о её истории и традициях в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы»

Начальная школа должна не только готовить учащихся к успешному обучению в средних и старших классах, но и воспитывать в них личность, приспособленную к современным условиям. Данный вопрос поднимается на различных конференциях, семинарах, на страницах периодической печати. Однако системе обучения, обеспечивающей саморазвитие учащегося, пока не уделяется должного внимания. [3]

Важно понять, что в ходе учебно-воспитательного процесса развитие учащегося не должно ограничиваться лишь возможностью познавать, он прежде всего должен воспринимать себя как субъект своей деятельности. Вот на такой методике необходимо заострить внимание.

Учитель отвечает за качество обучения, образовательный и воспитательный уровень учащихся. Поэтому в процессе своей работы учитель постоянно должен держать в поле зрения результаты усвоения учащимися научных знаний, сложившееся на этой основе их мировоззрение, творческую силу и способности личности.

Актуальность данной работы обусловлена возникшим противоречием между востребованностью обучения, воспитания и развития обучающихся и недостаточным информированием и использованием возможностей взаимодействия институтов социума.

Опираясь на свой 15-летний педагогический опыт, хочу поделиться некоторыми своими наработками. За этот период пришлось увидеть различные стороны педагогической деятельности. На пути встречались сильные педагоги, любознательные дети, а также педагогические коллективы, где всегда царили взаимопонимание и взаимоуважение. Поэтому педагогическая деятельность все расширялась и углублялась.

Как живет сегодня сельская школа? Как решаются там вопросы обучения и воспитания учащихся? Какие проблемы существуют?

Педагог, работающий в сельской школе, должен быть и учителем, и воспитателем, и умелым психологом, и талантливым артистом, и адвокатом.

Учителя начальных классов учат детей, организуют различную диагностическую работу, сами учатся, стараются правильно и с пользой провести внешкольное время. Но только этого недостаточно [5].

Для развития почти всех сфер жизнедеятельности человека, способствующим активному и гармоничному развитию сельских школьников, воспитанию любви к родному краю, патриотизма является сельский туризм.

Российский туризм сегодня находится на пороге качественных изменений.

– началась реализация Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы». Это знаковое событие, прежде всего потому, что государство впервые обозначило туризм как одно из стратегических направлений развития экономики страны и в частности сельский туризм. «На всем выпало счастье жить в новой России, которую мы сами создаем собственными руками, деятельно исповедуя свою любовь к ней, свой патриотизм, свою душу. А русскую душу, русскую землю можно узнать только через сельский туризм, ибо сельский туризм - среда проживания на территории благородных, умных, добросовестных, порядочных и честных людей».

Эти слова нашли своё подтверждение и в общении с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и другими видными деятелями, руководителями, учёными, посетившими наш живописный и удивительный край. [1]

Туризм в Белгородской области — отрасль экономики. Основным видом туризма является культурно-познавательный. Область лидирует по количеству объектов сельского туризма.

В области работает более 50 гостиниц, 8 санаториев, 3 санатория-профилактория, 13 баз отдыха, 8 гостевых домов. Функционируют более 130 музеев различного профиля. Старейший из них — Белгородский государственный историко-краеведческий музей.

В 2014 году маршрут по Прохоровскому району Белгородской области «Славе – не меркнуть, традициям – жить!» вошел в число лучших туристических поездок России в номинации «Лучший военно-исторический маршрут». [4]

На территории области расположен государственный природный заповедник «Белогорье», в который входят «Ямская степь», «Стенки Изгорья», «Лес на Ворскле», «Острасьевы яры», «Лысые горы». Балка Каменный Лог в Шебекинском районе — одно из самых живописных ландшафтных мест, с типичным пейзажем Белгородской области. На территории около 500 га произрастает 19 видов растений, включённых в областную Красную книгу. На основе балки предполагается создание природного ботанического парка, где будут пролегать экологические туры. [2]

В области находится множество мест, связанных с Великой Отечественной войной, в частности Прохоровка, где проходило крупнейшее танковое сражение, с именами основоположника русской актёрской школы Михаила Щепкина, героя Отечественной войны 1812 года Николая Раевского, генерала армии, Героя Советского Союза Николая Ватутина.

Под охраной государства находится 2 131 культурных объектов. Как не воспользоваться этим богатством для того, чтобы дети знали достопримечательности своего родного края, гордились своими истоками, могли противостоять тенденциям изменения и перекраивания истории.

Губернатор Белгородской области Евгений Савченко поручил департаменту образования составить список знаковых культурных, исторических, природных и промышленных объектов, которые обязательно должны посетить школьники. Учеников в течение 11 лет будут возить на экскурсии, а дети будут записывать свои впечатления в специальном дневнике.

Работая вожатой (2007-2011гг.), мною организовывались походы и экскурсии по родному краю. Но более целенаправленно занялась этим с 2011 года, когда приняла 1 класс. И сразу мы начали проводить экскурсии по родному селу:

-Школьный музей и библиотеку;

-Горницу в СДК;

-Школьную мастерскую;

-Памятник погибшим воинам.

Во втором и в третьем классах мы продолжали расширять свой кругозор, узнавать еще больше о своем родном крае и с этой целью путешествовали по достопримечательным местам г. Белгорода Белгородской области. Посетили много интересных объектов:

-Белгородский государственный музей народной культуры;

-Конно-спортивную школу БелГУ;

-Белгородский Художественный музей;

-Краеведческий музей г. Белгорода.

- Ботанический сад Бел ГУ;

- Памятник живой природы -Дуб в п. Дубовое;

- Воинскую часть № 20 925 в г. Белгороде;

- Музей ВМФ им. Мурачева;

-«Сырный Дом» п. Томаровка;

- Керамическую фабрику в п. Борисовка;

Кроме этого у нас прошли встречи с настоятелем Никольского храма, с полицией.

А в четвертом классе мы наметили себе более грандиозные задачи, которые, надеюсь, нам удастся реализовать. В этом учебном году мы познакомились с работой Хладокомбината и Локомотивного депо в г. Белгороде. Побывали в Белгородской Государственной Филармонии на Новогоднем утреннике. Кроме этого, совместно с работниками Белгородского государственного музея народной культуры провели интегрированные уроки по различным направлениями предпраздничные встречи с ветеранами ВОВ накануне 23 февраля.

Каждая наша экскурсия как маленькое открытие в большой мир. Даже некоторые родители стали постоянными участниками наших путешествий. Все свои впечатления мы фиксируем в «Дневнике туриста», который начали в 2013 году. Положения о нем позднее были разработаны и утверждены на заседании методического совета МОУДОД «Центр детского творчества Белгородского района» (протокол № 3 от 23 апреля 2013 года).

Учитывая методические разработки МОУДОД «Центр детского творчества Белгородского района», мы продолжаем вести такой дневник. Задача проекта по созданию туристических дневников — изучение культурно-исторических и духовных ценностей Белгородчины. Таким образом, детям будет прививаться интерес к родному краю и любовь к Малой родине.

Дневник туриста адресован не только обучающимся детских объединений туристско-краеведческой направленности, педагогам, но и родителям, и тем, кто любит свой край, кто изучает ее историю и познает новое.

Путешествуя по Белгородскому району, Белгородской области, ее заповедникам и городам, каждый участник экскурсий по-своему открывает для себя свою родину. На страницах «Дневника туриста» дети делятся впечатлениями о поездке, об увиденных достопримечательностях, о людях, с которыми познакомились.

Таким образом, проводя последовательную туристко-краеведческую работу, в нашей школе реализуются задачи воспитания учащихся на основе национальных традиций, на примере подвигов героев Великой Отечественной войны, знаменитых людей района и области, что обеспечивает интеллектуальное, творческое, профессиональное развитие конкурентоспособной личности.

15.08.2015 18:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!