СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
"Со мной работали десятки молодых педагогов
Я убедился, что как бы человек успешно
не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…"
А.С. Макаренко
Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтобы стать учителем недостаточно аудиторных программных знаний. Кроме того, учительское мастерство во многом надо передавать от педагога к ученику.
Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. По-прежнему существует проблема и того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и того, как удержать их там.
Работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых важных составляющих деятельности методической работы в школе. Она посвящена анализу наиболее типичных затруднений учебного, дидактического характера, которые испытывают начинающие учителя в своей преподавательской деятельности.
Известно, что окончание вуза, получение диплома не означает, что начинающий педагог уже является профессионалом. Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальной частью которого является период адаптации - "вживания" в профессию. Для успешной адаптации молодых специалистов в школе разработан план работы «Школы молодого учителя».
Цель - создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы.
Основные идеи:
Задачи:
С целью организации поддержки и методической помощи учителям – стажерам школа проводит постоянную работу с молодыми специалистами.
Работа с молодыми специалистами ведется по плану, составленному к началу учебного года.
Планирование составляется по следующим направлениям:
- организационные вопросы;
- планирование и организация работы по предмету;
- планирование и организация методической работы;
- работа со школьной документацией;
- работа по саморазвитию;
- контроль за деятельностью молодых специалистов.
План работы
Содержание деятельности:
1. Диагностика затруднений молодых специалистов и выбор форм оказания помощи на основе анализа их потребностей;
2. Планирование и анализ деятельности;
3. Разработка рекомендаций о содержании, методах и формах организации воспитательно-образовательной деятельности;
4. Помощь молодым специалистам в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы;
5. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время (олимпиады, смотры, предметные недели, аукционы знаний и др.);
6. Организация мониторинга эффективности деятельности учителей – стажеров;
7. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодых учителей;
8. Организация встреч с опытными учителями, демонстрация опыта успешной педагогической деятельности;
9. Проведение Декады успехов молодого специалиста с посещением уроков учителей – стажеров.
Система мероприятий в работе с молодыми специалистами:
- создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;
- обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;
обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, опытом коллег;
-формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;
-оказание поддержки со стороны коллег.
Процесс повышения профессионализма молодых специалистов строится с учётом факторов:
- уровня базового образования;
- индивидуальных особенностей;
- уровня профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться);
- практического опыта работы с детьми
Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и ОУ.
Оценка деятельности молодых специалистов:
- аттестация на квалификационную категорию
- мониторинг профессиональной деятельности молодого специалиста
- регулярная оценка (ежеквартальная, ежегодная) влияет на премию и другие стимулирующие выплаты.
В ходе этой оценки учитывается отношение к своим обязанностям, выполнение инструкций, выполнение индивидуальных планов работы и развития сотрудников, вклад в реализацию задач ОУ.
Обучение молодых специалистов:
- обучение педагога на рабочем месте, практика наставничества, участие в работе педагогических объединений;
- самообразование – самостоятельное изучение образовательной программы, работа по плану саморазвития;
- обучение на курсах ПК;
- организация методического сопровождения деятельности молодых специалистов.
Решать поставленные задачи нужно с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов.
Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста:
Обеспечить поддержку молодым педагогам в области:
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств на основе "Я – концепции". Поэтому наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:
1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
На "адаптационном" этапе приступая к работе с молодым педагогом, мы обращаем внимание на:
Кроме того, стараемся обеспечивать поддержку молодым педагогам в области:
I этап –адаптационный - 1-й год работы: самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;
(слайд 5)
II этап – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые городские мероприятия: методические объединения учителей и т. д. На этом этапе предлагается определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне школы;
(слайд 6)
III этап – 4–5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;
IV этап – 6-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
Работа с молодыми педагогами на 1 этапе:
(слайд 8)
Период адаптации начинается со знакомства молодого специалиста:
1. Со школой, с условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом школы, традициями, определяется рабочее место. Директор представляет коллективу молодого педагога.
2. Молодой специалист посещает открытые мероприятия, участие в фестивалях, конкурсах, в общественной жизни.
3. На этом этапе проводится анкетирование, наблюдения, выявляет трудности в работе. Помощь молодому специалисту неизбежно влечет за собой оценку его педагогической деятельности. Учитель-методист должен быть максимально тактичным в своих высказываниях, особенно если они носят критический характер. Важно руководствоваться принципом Теодора Рузвельта: "Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки".
4. По возможности начинающий педагог направляется в тот класс, где работает опытный учитель, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей оказать помощь при составлении планов, совместная подготовка материалов для работы, анализ и коррекция результатов и т. д. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример
Свою работу с молодыми специалистами Учитель-методист строит с учетом трех аспектов их деятельности:
" Учитель-методист – молодой специалист" – создание условий для легкой адаптации молодого специалиста в работе, обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками; обеспечение методической литературой, материалами планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом.
"Молодой специалист – ребенок и его родитель" – формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;
"Молодой специалист – коллега" – оказание поддержки со стороны коллег.
(слайд 12)
Таким образом, система работы с молодым педагогом способствует:
Первое место работы… Возможно, чувствуется неуверенность, дискомфорт. Всё новое: социальная роль, новые взаимоотношения с людьми. Новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают учителя, ученики, родители. Сегодня школе нужны молодые, инициативные, творческие учителя, готовые работать по-новому. Подобная мысль проходит красной нитью через всю трудовую жизнь каждого учителя. Но понимает ли это молодой педагог, вчерашний студент? Как сложно включится ему в ритм современной школы!
Педагоги, которые не получили в первый период своей работы помощи и внимания могут оказаться брошенными и испытывают шок при столкновении с реальностью. Чтобы этого не произошло, молодым учителям надо целенаправленно помогать. Работа с молодыми специалистами традиционно является для нашего ОУ одной из самых важных составляющих методической работы.
Первым шагом в адаптации является организация в гимназии предметного наставничества. Работу учителей-наставников рассматриваем как одно из ответственейших общественных поручений. Это опытные, творчески работающие учителя. Они составляют индивидуальный план работы с молодым специалистом.
Каждый молодой учитель с первых дней своей педагогической деятельности все вместе со своим наставником готовит «Портфолио молодого учителя». Эта папка – «настольная книга», в которой собраны самые необходимые советы, рекомендации и материалы, нужные в становлении учителя.
Портфолио постоянно пополняется необходимыми материалами. Постепенно это становится «центром самообразования» учителя. Это даёт возможность увидеть динамику профессионального роста молодого учителя, свидетельствует о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отвечает его потребности в практической самореализации. Кроме того, всё это можно использовать и как форму полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации.
Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и ОУ.
Поэтому, вторым шагом, была организация в 1995 году Школы молодого учителя. Это своего рода методическое объединение молодых учителей. Целью его работы стало профессиональное сопровождение педагогов, создание широкого поля образовательных возможностей для преодоления профессиональных затруднений, возникающих у учителей в ежедневной практике. В отличие от наставничества ШМУ позволяет:
• расширить круг форм повышения квалификации за счет таких мероприятий, как круглые столы, семинары, читательские конференции, тренинги, имитационные игры и др.;
• привлечь опытных учителей ОУ не только к индивидуальному, но и к групповому наставничеству, что, в свою очередь, позволяет молодым учителям ознакомиться с опытом большего количества педагогов-мастеров;
• организовать профессиональное взаимодействие внутри объединения с целью обмена опытом (в том числе через взаимопосещение уроков), совместной разработки инновационных проектов, соруководства учебно-исследовательской деятельностью школьников;
• активно использовать образовательную среду города (библиотеки, культурно-досуговые центры, научно-исследовательские центры) для организации работы с молодыми учителями, а также привлекать ведущих специалистов в области образования для консультирования педагогов.
В рамках работы Школы творчества молодых педагогов 1 раз в месяц проводятся по наиболее актуальным темам современного образования различные занятия, семинары, психологические практикумы, мастер-классы. Молодые учителя посещают уроки коллег, учителей гимназии, тем самым формируя личную профессиональную компетентность.
Активное включение в работу школы специалистов психолого-педагогического службы гимназии обеспечивает психологическую поддержку учителей, дает возможность оперативно решать возникающие проблемы. Психологи, осуществляющие сопровождение учителей в гимназии, отмечают, что объединение молодых педагогов в профессиональную группу способствует созданию комфортных условий для выявления профессиональных затруднений, профессиональной рефлексии в среде ровесников, повышает мотивацию к преодолению профессиональных затруднений, снижает риск профессиональной замкнутости молодых учителей, ощущающих острую нехватку теоретических и практических навыков работы.
Используя в своей практике такой опыт работы, можно говорить о таких результатах:
1) организация знакомства молодых учителей с работой всех подразделений и служб гимназии позволила сформировать у педагогов целостную картину деятельности школы, определить возможности интеграции в те или иные общешкольные проекты;
2) открытый диалог с представителями администрации, методической, воспитательной, психологической служб дал возможность озвучить те задачи, которые ставит школа перед молодыми учителями, надежды, которые на них возлагает, а также те проблемы, которые выявляются в процессе профессиональной деятельности этих учителей;
3) организованное посещение и профессиональный многоплановый анализ открытых уроков ведущих учителей позволили учителям-мастерам продемонстрировать сочетание инновационных и традиционных подходов к организации современного урока и его анализу, а молодым учителям — овладеть навыками анализа урока в единстве его формы и содержания, а также под углом основных требований ФГОС;
4) организация разнопланового (индивидуального и группового) консультирования молодых педагогов (на основе их профессиональных запросов) руководителем службы научного сопровождения, психологами, логопедами, социальным педагогом дала возможность оперативно снять возникающие в практической деятельности затруднения или составить программу преодоления этих затруднений совместными усилиями молодого учителя и опытного специалиста ОУ;
5) значительную роль для развития навыков профессиональной рефлексии сыграло введение Единого методического дня молодого учителя. Традиционно в марте ежегодно проводим методический день «Будем знакомы, молодой коллега! Твори! Дерзай!»;
6) организация командного взаимодействия молодых специалистов в процессе решения возникающих в практической деятельности проблем, взаимопомощь и обмен опытом мотивировали их на создание первых совместных проектов, участие в профессиональных педагогических конкурсах (очных и дистанционных), а также участие в школьном конкурсе «Педагогический дебют».
Важную роль в работе ШМУ (планировании, составлении индивидуальных планов, планов работы наставников, участии в работе методических объединений, творческих микро-групп) играет диагностика молодых учителей. Через 4 месяца работы молодого учителя администрация гимназии проводит анкетирование.
Результаты анкеты свидетельствуют о том, каких успехов, достижений достиг учитель, какие проблемы возникли в процессе работы, какую методическую помощь ему необходимо дать. На основании этих результатов составляется план самообразования, изучения основных направлений его деятельности.
Кроме этого, занятия ШМУ проводятся в третью среду каждого месяца. Например, в прошлом учебном году в рамках работы ШМУ были проведены:
Семинар-практикум «Введение и оформление школьной документации»: календарно-тематическое планирования, составление плана-конспекта урока, требования к ведению ученических тетрадей, дневников, заполнение личных дел учащихся, ведение журнала успеваемости, составление и написание характеристик учеников.
Обучающий тренинг «Требования к современному уроку».
Научно-практическая конференция «Использование элементов инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе».
Коллективное творческое дело.
Учить детей сегодня трудно,и раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий, век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит, какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов в век инноваций, новизны!
© 2018, Курченко Светлана Васильевна 3337