СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рекомендации учителя-логопеда и советы родителям
Речь- показатель психического здоровья человека, его интеллекта. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием.
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем шире его возможности познать действительность ; полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка.
Дети, плохо говорящие (заикающиеся, не выговаривающие многих звуков), начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; если же их не понимают, то они раздражаются, замыкаются в себе.
При обучении ребёнка в школе недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах.
Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребёнка грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной.
Научить правильной речи и преодолеть её недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие особенности дошкольника:
Высокая пластичность мозга ( способность быстро переключаться на новую артикуляцию звука, повышенная подражательность речи взрослых.)
Способность всё превращать в игру. ( дети охотно играют в разные игры с применением речи и тем самым достигают более быстрых успехов в ней.
Любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими. Дети играют звуками, механически многократно повторяют их. они охотно играют в звуки, подмечают различия между ними, заучивают слова, потешки, стишки. Овладев правильным произношением того или иного звука, дети радуются, гордятся победой, демонстрируют новый звук перед окружающими и ждут одобрения. Они перестают стесняться, становятся более общительными.
Непрочность ошибочных речевых навыков. Временные связи в коре больших полушарий не упорядочились и легко поэтому затормаживаются.
Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти.
Возможно, не лишне напомнить, что речевой аппарат - это органы дыхания, т.е. лёгкие, бронхи, трахеи, органы голосоподачи и голосоведения, т.е. гортань с голосовыми связками; и система воздушных полостей, т.е. глотка, носоглотка, нос, рот.
Обратите внимание, правильный ли прикус у вашего ребёнка? Не выдаётся ли вперёд нижняя или верхняя челюсть? Если у вас появились сомнения, обязательно покажите его врачу-ортодонту, т.к. от прикуса зависит чистота произношения
Для развития артикуляционной моторики малышу можно ежедневно рассказывать сказку про язычок с любыми сюжетными импровизациями.
Например,
-язычок живёт в домике, который называется ротик. Покажи!
-в домике есть двери: зубки и губки. Язычок встаёт рано утром и выбегает из домика.
-каждое утро язычок делает зарядку- бегает по нижней губе, поднимается наверх и опускается вниз.
-затем язычок чистит зубки- кончиком языка погладить нижние, а потом верхние зубы с внутренней стороны.
-язычок завтракает. Ест манную кашу: мня-мня-мня.
- язычок садится на лошадку и едет в гости к тётушке Щёчке, (предполагается пощёлкать языком, широко раскрывая рот, то быстро, то медленно).
-у тётушки идёт ремонт и язычок помогает красить потолок и стены (кончиком языка погладить нёбо и внутреннюю поверхность щёк.)
-тётушка угостила язычок вкусным вареньем (широкое движение языком по верхней и нижней губе.)
- язычок покачался на качелях в парке (попеременные движения языком то к носу, то к подбородку.)
-язычок сел на лошадку и поехал домой.
Гигиена голоса и условия формирования правильной речи
Родителям надо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. Полезны игры :
-дуть на ватные шарики, катая их по столу;
-дуть на лёгкие карандаши, бумагу;
-сдувать со стола ( или руки) пушинки, бумажные снежинки;
-надувать резиновые игрушки, мыльные пузыри;- дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, мыльному пузырю и т.д.
-для развития плавного речевого выдоха произносить на одном выдохе «один», затем «один два», далее «один два три», и т.д. не доводя число слов до перенапряжения.( нельзя
допускать одышки, багрового покраснения лица). В таком же роде говорить предложение с постепенным наращиванием числа слов в нём.
Читая детям сказку, стишки, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное дыхание. ребёнок незаметно для себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым дыханием.
Серьёзная задача родителей - воспитание культуры детского голоса.
Долгий и напряженный крик, плач, доходящий до «закатывания», чрезмерно напрягает органы речи и может надорвать ещё очень нежные и слабые голосовые связки. Голос станет хриплым, срывающимся, ребёнок может навсегда лишиться чистого, гибкого и приятного голоса, а, следовательно, и хорошей речи. Такой крик отрицательно скажется и на нервной системе.
Вреден для голоса и нервной системы также излишне громкий и долгий, неудержимый смех. Такой смех надо вовремя прервать, успокоив ребёнка или переключив его внимание. Песни, которые поёт ребёнок, должны соответствовать возрастным голосовым (без слишком низких и высоких нот) и умственным возможностям ребёнка.
Музыкальное сопровождение не должно заглушать пения, чтобы не побуждать этим детей напрягать голос.Без аккомпанемента ребёнок лучше прислушивается к мелодии. Полезно временами петь и без слов.( ля-ля-ля и т.п.)
Короче говоря, надо приучать ребёнка при всех условиях и видах речи и пения не превышать возможностей своего голоса.
В этом отношении большое значение имеет голос окружающих, которому ребёнок невольно подражает.
Родители же иногда разговаривают резким и повышенным голосом как между собой, так и с ребёнком.
Если ребёнок говорит слишком громко, крикливым или резким голосом, то прежде всего надо постараться успокоить его, разъяснить ему, что он может навсегда испортить и даже потерять свой голос, что такой голос неприятен для окружающих.
В иных случаях следует обратиться к врачу - невропатологу.
Ребёнку 4-5-6 лет полезны игры, в которых приходится говорить тихо или шёпотом. Например, игра «Эхо»: взрослый произносит слово громко, а ребёнок повторяет его тихо. И наоборот, что очень полезно.
При очень тихом голосе, что наблюдается у детей физически ослабленных, робких, с ребёнком лучше разговаривать на большом расстоянии - незаметно для себя он будет усиливать свой голос. То же надо делать и при чтении им стихов или рассказывании. Но никогда не следует принуждать его говорить обязательно громко - он станет избегать разговора или превратится в «молчальника».
Ласковость, подбадривание -вот главные рычаги успеха в этом случае.
Охрана органов речи
Речь тесно связана со всем организмом и непосредственно зависит от состояния психики и органов, с помощью которых она осуществляется.
Как предупредить речевые расстройства?
1.) оберегать детей от ушибов головы, от простуды уха, горла, ( но не укутывать излишне - это снижает сопротивляемость организма).
)не давать маленьким детям мелкие предметы.(горох, бусинки и т.д.)
) соблюдать гигиену полости рта детей ( полоскать рот, чистить зубы,чтобы размножающиеся микробы не попали в ухо.)
4.надо щадить слух ребёнка, оберегать от резких или слишком громких звуков, от постоянного шума.
Даже когда ребёнок крепко спит, шум и крики как физиологически слишком сильные раздражители притупляют его слух. 5.)если родители заметят, что ребёнок часто переспрашивает, иногда неправильно
понимает сказанное, поворачивается к говорящему одним ухом, быстро утомляется от слушания сказок, рассказов и к тому же плохо говорит, то обязательно следует обратиться к врачу - своевременное лечение всегда приносит исцеление.
6.)короткую уздечку языка (плёночку между кончиком языка и ротовым дном ) лучше
подрезать на 5-6-ом году жизни. С надсечкой уздечки не надо торопиться, можно
попытаться её растянуть. (упражнения на высовывание языка вперёд, облизывание им верхних зубов под губой, подтягивание языка к носу.)
7.)в случае искривления у ребёнка челюстей и неправильного расположения зубов необходимо до 5 лет обратиться к врачу - стоматологу. Он выровняет неправильный прикус безболезненно.
8.)своевременно лечить или удалять разращение аденоидов, лечить болезни,
затрудняющие дыхание: они нередко вызывают ночные страхи, приводящие к
заиканию.
9.)избавление ребёнка от анатомических дефектов не только улучшит его речь, процессы питания (жевание, глотание), дыхания, но и благотворно скажется на выражении его лица.
10.) следить, чтоб дети не перенапрягали голосовые связки - не кричали, не пели слишком громко ( особенно на высоком тоне ), не выходили разгорячёнными на мороз, не пели на холоде.
11.)вреден для голоса пыльный прокуренный воздух. Он вызывает заболевание
голосовых связок. Результат: глуховатый, сиплый, маловыразительный голос ребёнка.
12.)своевременно лечить простуду ( особенно при хрипоте голоса). Во время болезни не разрешать много и громко говорить, запретить пение и т.т
13.)для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нарвной системы.
Было бы ошибочно думать, что из-за дефектов в органах речи обязательно пострадает сама речь. Часто этого не бывает - органы речи приспосабливаются к правильным движениям.
Но всё же дефекты этих органов, особенно резкие, очень мешают как естественному развитию речи, так и устранению её недостатков.
Поэтому необходимо сделать всё, чтобы их ликвидировать, и чем раньше, тем лучше
Рекомендации родителям для развития правильной речи детей.
Следить, чтобы произносимое ребёнком слово было понятно, (проговаривание всех звуков слова, достаточно громко и слитно, с правильным ударением, с умеренной скоростью)
Речь должна быть выразительной.
Речевой голос должен быть музыкальным, приятным на слух.
Речь окружающих людей должна быть образцом для подражания.
( говорить с ребёнком простым языком, чётко выговаривая все звуки с правильным ударением. Говорить не спеша, выразительно 6 подчёркивая голосом более важные слова и ярко выражая в речи свои чувства, приятным, мелодичным, «тёплым» голосом.)
Голос лучше всего звучит, когда человек находится в хорошем настроении. При дурном настроении, особенно при гневе, голос подчас становится визгливым, а звуки речи разорванными, жёсткими. Это является вредным примером для ребёнка, травмирует его психику.
Нельзя допускать, чтобы ребёнок прерывал говорящего. Это не только вредит воспитанию внимания и вежливого отношения к окружающим, но вредит чёткости и тону речи.
Не употреблять в разговоре с ребёнком грубых слов, слов- «паразитов»,жаргонных выражений.
Говорить с ребёнком в меру громко, но не крикливо, отчётливее произносить трудные для него звуки, повторять, подсказывать слова с этими звуками.
Вредно в присутствии ребёнка говорить с окружающими о его речевых недостатках, выражать по этому поводу своё огорчение и отчаяние.
Желаю успехов!
© 2017, Кошкина Светлана Сергеевна 571