СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современная методика обучения детей плаванию в общеобразовательной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная методика обучения детей плаванию в общеобразовательной школе.

Одной из немаловажных проблем российского общества является здоровье учащихся. Организация учебного процесса по физическому воспитанию имеет свои особенности и заслуживает определенного внимания.

«Двигательная активность принадлежит к числу факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем» - писал академик В.В. Парин (1969). Чем интенсивнее двигательная деятельность в границах оптимальной зоны, тем полнее реализуется генетическая программа и увеличивается генетический потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни.

Вода служит местом для занятий спортом, активного отдыха и проведения терапевтических процедур. Она является опорой для тела и идеальной средой для физической активности человека в любом возрасте.

Проведение занятий в воде имеет множество преимуществ: силы выталкивания в воде обеспечивают опору и уменьшают нагрузку; облегчаются движения в суставах, так как улучшается плавучесть конечностей; гидростатическое давление улучшает кровообращение; при выполнении прыжковых движений на глубине уменьшается ударное воздействие на тело и многое другое.

Плавание, занятия в воде и закаливание с использованием воды являются прекрасным средством оздоровительной физической культуры. Многочисленные исследования подтверждают высокую эффективность занятий плаванием и отчетливо выраженное воздействие на организм занимающихся.

Поэтому, можно сказать, что плавание является популярным видом спорта. В силу своей популярности по данной специализации можно найти множество литературы по обучению плавания. Однако в большом количестве литературы, предлагаемой авторами, представлена однообразная методика обучения спортивным способам плавания, которая стала уже привычной в России, и котораясложно поддается какой-либо коррекции. Большинство источников по обучению плавания построены по одной схеме: упражнения по освоению с водой, а за тем предлагаются техники плавания и обычно они начинаются со способа кроль на груди либо кроль на спине, затем обучение техникам брасс и дельфин. К сожалению, такая схема начального обучения, является повсеместной и уже распространенной. Однако, это не делает ее единственно верной.

Эффективность руководства учащимися на уроках плавания зависит от знания преподавателем методики обучения плаванию, от умения учитывать в учебном процессе особенности занимающихся и имеющиеся условия спортивной базы. Результативность урока определяется тем, в какой степени решены поставленные задачи (оздоровительные, образовательные, воспитательные). Качество урока по плаванию во многом зависит от того, как преподаватель сумеет решить следующие задачи. 1. Обеспечить максимальную занятость всех учащихся на уроке. Время, отводимое на занятия по плаванию, необходимо использовать как можно целесообразнее для изучения программного материала. Время урока уходит на восприятие, осмысливание и выполнение учащимися упражнений, наблюдение за выполнением упражнений другими занимающимися и на интервалы отдыха между упражнениями. Преподаватель должен стремиться повысить моторную плотность урока - но только не за счет сокращения времени, необходимого для сообщения учащимся необходимых теоретических сведений, показа и объяснения упражнений. Поэтому, ставя задачу повышения общей плотности урока, он подбирает такие методы организации группы, при которых упражнения будут выполняться одновременно большим числом учащихся, когда каждый занимающийся будет максимально занят в течение всего урока.

2.Организовать урок так, чтобы иметь возможность постоянно контролировать и регулировать физическую нагрузку учащихся. Физическая нагрузка определяется и регулируется количеством упражнений, числом повторений, временем выполнения каждого упражнения (длина отрезка, дисциплина), координационной сложностью (выбор способа плавания), условиями выполнения (по элементам, с дополнительным сопротивлением, с отягощением и пр.). Трудность в регулировании нагрузки на уроке плавания заключается в том, что уровень плавательной и физической подготовленности учащихся далеко не одинаков. С целью более четкого дифференцирования нагрузки занимающихся учебной группы разделяют на подгруппы — по уровню плавательной и физической подготовленности. При дозировании плавательной нагрузки преподаватель ориентируется на учащихся среднего уровня плавательной подготовленности; более сильным учащимся нагрузку увеличивает, слабым — уменьшает. 3. Расположить учебную группу, разделенную на подгруппы, на дорожках бассейна так, чтобы держать в поле зрения всех. С более сильными учащимися могут проводить занятия инструкторы-общественники, подготовленные в школе. С не умеющими плавать занятия проводит преподаватель. 4. Обеспечить безопасность и страховку занимающихся при выполнении упражнений. Необходимо строго следить за дисциплиной учащихся на занятиях. Оборудование и инвентарь надо проверить и подготовить до начала урока. Это даст возможность преподавателю не отвлекаться во время проведения занятия на воде и целесообразнее использовать время, предоставленное в бассейне. 5. Обеспечить на уроке формирование у занимающихся интереса к занятиям плаванием. Это во многом зависит от того, насколько интересно преподаватель ведет занятие, насколько он последователен в своих требованиях, предъявляемых к учащимся, учитывает их возрастные и индивидуальные особенности. Чтобы сформировать интерес учащихся к уроку необходимо постоянно давать разные нестандартные упражнения, в том числе веселые эстафеты, а так же элементы аквааэробики и водного пола.

В старших классах дети стали лучше посещать уроки благодаря введения в программу аквааэробикии водного пола. А младшие школьный возраст стал лучше понимать школьную программу благодаря играм на воде и эстафет с нестандартными упражнениями. Например:

1. Плавание на спине с пластиковым стаканом с водой на лбу (способствует с концентрированию внимания и правильному положению головы приплавание на спине);

2. Плавание на спине ногами вперед работа руками над головой ( формирует чувство воды и умение держать баланс)

3. Плавание сидя на плавательных досках работа рук брасом в воде (нестандартная отработка работы рук брассом).

На занятиях по плаванию используются следующие методы организации занимающихся. Фронтальный метод. Всем учащимся класса (подгруппы) дается общее задание, и они выполняют его одновременно. Этот метод чаще всего применяют в подготовительной и заключительной частях урока, а в основной части — при разучивании упражнений, не требующих страховки и помощи в процессе освоения с водной средой, при повторении хорошо разученных упражнений и элементов техники плавания. Его достоинство — максимальный охват учащихся и, следовательно, большая плотность урока. Однако фронтальный метод затрудняет наблюдение за каждым учащимся, усложняет работу преподавателя по исправлению ошибок, дозированию нагрузки, адекватной подготовленности каждого занимающегося. Поточный метод. Учащиеся один за другим выполняют одно или несколько упражнений, одинаковых для всех групп. Преимущество этого метода — возможность добиться высокой плотности урока. Ее можно увеличить, организуя не один, а несколько потоков (по числу имеющихся дорожек в бассейне). Метод групповых занятий. Учащиеся выполняют упражнения в подгруппах (на отдельных дорожках бассейна), но каждая подгруппа получает свое задание. Этот метод позволяет точнее дифференцировать нагрузку в процессе урока.Круговой метод. Применяется главным образом в целях более точного дозирования нагрузки на уроке, развития самостоятельности учащихся и повышения плотности урока. Учащихся распределяют по уровню физической подготовленности на небольшие подгруппы (4—6 человек). Заранее готовится соответствующее количество мест для занятий («станций»). Преподаватель объясняет задания: какие упражнения надо выполнять на каждой «станции», количество повторений этих упражнений (в зависимости от физической подготовленности занимающихся). Упражнения должны быть хорошо знакомы учащимся. Смена мест занятий («станций») производится по общему сигналу преподавателя. Как правило, круговой метод применяется в подготовительной части урока. Метод индивидуальных заданий. Учащиеся поочередно выполняют определенные упражнения; остальные в это время наблюдают за выполняющим. Преподаватель может дать наиболее подготовленным учащимся отдельные задания — более трудные, чем остальным. Этот метод применяется в основном при проверке освоения учащимися отдельных элементов техники плавания. В учебном процессе по плаванию различают следующие типы уроков: комбинированный (смешанный) — включает все основные компоненты учебного процесса (обучение, закрепление учебного материала, воспитание двигательных качеств); контрольно-учетный — для проверки освоения учащимися пройденного материала. Усвоение учащимися новых знаний, умений и навыков во многом зависит от того, насколько учебный материал, предлагаемый им на уроке, соответствует их плавательной и физической подготовленности. Знание психологических возрастных особенностей учащихся имеет большое значение при выборе методов обучения. Например, известно, что в юношеском возрасте (15—18 лет) значительно повышается способность точно воспроизводить различные движения; учащиеся хорошо владеют произвольным вниманием, которое необходимо для выполнения заданий, имеющих координационную трудность, а также для того, чтобы не отвлекаться и преодолевать возникшее на занятии утомление. Учитывая это, надо стараться от урока к уроку усложнять двигательные задачи, чаще применять индивидуальные задания, предусматривающие самостоятельное выполнение упражнений. Эффективность упражнений, используемых для развития двигательных качеств, во многом определяется правильной последовательностью их вьполнения на уроке. Общеразвивающие и специальные упражнения, выполняемые в зале «сухого плавания», проплывание заданных дистанций различными способами решают сопряженные задачи в системе учебных занятий по плаванию: обучения навыку плавания и совершенствования основных двигательных качеств. Чтобы воспитывать у учащихся волевые качества, в процессе занятий плаванием нужно ставить перед ними конкретные, достижимые задачи — сначала на ближайшее время, потом на перспективу (например, освоить способ плавания, проплыть определенную дистанцию, сдать норматив). Преподаватель должен убедить учащихся в доступности поставленных перед ними задач, постепенно выработать у них уверенность в своих возможностях. С помощью упражнений, выполняемых совместно всеми учащимися (главным образом, игр), можно повысить их активность и организованность, выработать навыки поведения в коллективе (взаимопомощь, уважение к сопернику, дисциплинированность и др.). Оценка успеваемости учащихся. Оценка знаний, умений и навыков учащихся — один из трудных этапов в работе преподавателя, проводящего обучение плаванию. В процессе учебной работы необходимо придерживаться следующих рекомендаций: —учет успеваемости проводить регулярно, а не только в форме сдачи учащимися нормативов; —итоговая оценка должна включать в себя оценку техники плавания и количественный результат (длину и время проплываемой дистанции); — оценивая освоение учащимся программного материала по итогам курса обучения, необходимо учитывать уровень его плавательной подготовленности на первом занятии; — оценка должна быть объективной (например, недопустимо снижение оценки за пропуски уроков или недостаточно хорошую дисциплину). При оценке техники преподаватель анализирует выполнение учащимся движения при плавании одним из способов, учитывая отдельные недостатки, их влияние на технику плавания в целом и на количественный результат. Критерием качества техники плавания служит количество ошибок в выполнении отдельных элементов и их влияние на координацию движений при проплывании контрольной дистанции. Все ошибки, как уже говорилось, подразделяются на незначительные — не вызывающие искажений в главных фазах движений, и грубые — существенно влияющие на технику плавания в целом. Технику плавания новичков рекомендуется оценивать по следующим основным показателям: —оценка «5» - если учащийся проплывает контрольную дистанцию в основном правильно, допустив лишь несколько незначительных ошибок; —оценка «4» - если допущено не более одной грубой или несколько незначительных ошибок; —оценка «3» — если допущено две или несколько грубых ошибок; —оценка «2» — если учащийся не может проплыть контрольную дистанцию изучаемым способом. Эффективность проведения занятий в группе определяется: —точностью поставленных задач на уроке. Задачи должны быть поставлены ясно и конкретно, в соответствии с учебной программой и успеваемостью группы, и должны быть скорректированы с содержанием предшествующих уроков; —полноценностью содержания урока. Исходя из возрастных возможностей учащихся, необходимо подбирать наиболее эффективные упражнения для обучения способам плавания, развития двигательных качеств и воспитания личностных качеств; —эффективностью методики урока. При этом отмечаются целесообразность распределения учебного материала по частям урока, последовательность решения поставленных задач, правильность подведения итогов урока, соответствие методов и приемов обучения содержанию учебного материала, высокая плотность урока (общая и моторная), соответствие выполняемых упражнений задачам урока, обеспечение безопасности на занятиях.

15.10.2018 15:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!