СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика урока музыки в коррекционной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работу в коррекционной школе я начала со знакомства и изучения программы.

Наряду с образовательными, развивающими, воспитательными задачами в программе прописаны коррекционные задачи:

  1. Коррекция в интеллектуальном развитии.
  2. Коррекция звукопроизносительной сферы.
  3. Содействие неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения.
  4. Содействие приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими.

Далее я обратила внимание, что программа состоит из трех разделов: «Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты».

Отличался и музыкальный материал, предназначенный для пения и слушания музыки. Это связано с тем, что умственно отсталым учащимся близки и доступны образы, имеющие отношение к быту и их интересам.

Образный мир музыки для детей обучающийся в специальных учреждениях достаточно специфичен: игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи, картины природы - это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке.

Репертуар для пения несколько ограничен, так как: дети имеют небольшой диапазон голосов, затрудняются в воспроизведении ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие и фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Еще более развернутую информацию я получила о детях во время изучения их индивидуальных диагностических карт. В этих картах фиксируется состояние и развитие всех психофизических процессов учащихся. Посмотрев их, я поняла, что все дети имеют большие проблемы со здоровьем: у многих имеется нарушение осанки, функций равновесия, плохо развита речь, память, мышление, а это все влияет на общее состояние организма: особенно на сердечно- сосудистую и дыхательную системы. Мне предстояло найти пути, решающие проблему здоровьесбережения учащихся на уроке музыки.

Я познакомилась с рядом здоровьесберегающих технологий и пришла к выводу, что именно урок музыки может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач.

При личном знакомстве с учениками я выделила ряд проблем, над которыми следовало поработать:

  1. Дети отличались низкой работоспособностью.
  2. Быстро утомлялись.
  3. Отсутствовал интерес к уроку.
  4. Поведение учащихся на уроке было либо агрессивным, либо заторможенным.
  5. Проблемы с произношением звуков были почти у 80% детей.

Я должна была построить свою работу так, чтобы решить данные проблемы. Для этого в основу своей работы я включила здоровьесберегающие технологии, личностно- ориентированный подход к учащимся, не забыла о технологии проблемного обучения, а также игровых технологиях.

Основа урока- логопедическая ритмика. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно- развивающий процесс, который состоит из двух основных направлений:

  1. Развитие, воспитание и коррекция вербальных процессов у детей с речевыми нарушениями: слуховое внимание, память,моторика, а также эмоциональная и коммуникативная сферы.
  2. Коррекция речевых нарушений: темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха.

Логоритмическая работа осуществляется различными средствами: игры со словами, пением, инсценировками, движением под музыку и т.д.

Средства логоритмики представляют собой целую систему постепенно усложняющихся ритмических, музыкально- ритмических, логопедических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной, двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевыми нарушениями. Именно логоритмика помогла мне решать одну из главных коррекционных задач : коррекция звукопроизносительной стороны речи учащихся.

Я сразу обратила внимание, что при пении хором, невозможно разобрать текст песен, нужно было срочно начать работу в этом направлении. Внимания детей хватает самое большее на 10-15 минут. Предстояло найти непростое решение: как проводить уроки в таких классах? Нужно было и на уроке музыки выстроить стройную систему каждого урока, где будет все дозировано и знания, и отдых, и развитие и, конечно,эмоциональный фон. Мне надо было научиться не устранять причину дефекта ребенка, а бороться с его последствиями.

Как всегда, помогла программа Д.Кабалевского, из которой я за основу урока музыки взяла основные понятия: композитор, исполнитель, слушатель. На каждом уроке дети превращаются в детей- исполнителей, детей- слушателей, знакомятся с композиторами. Все это детям предельно понятно, доступно и интересно. Учитывая, что состояние наших учеников соответствует уровню детей детского сада, я взяла за основу уроков музыки игру. Игра - прекрасное средство активизации процессов у детей, повышения интереса к окружающему миру и общению.

Цель игры, не менять, не переделывать ребенка, не учить его каким- то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность « прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Все мои уроки пронизаны играми. Это игры- приветствия, игры с предметами, пальчиковые игры, музыкально- подвижные, коммуникативные, артикуляционные, дыхательные, игры- релаксации. Именно с помощью игр, я решаю на своих уроках еще одну задачу - здоровьесбережение учащихся. Это очень актуально для детей с ОВЗ.

Например, работа по развитию основных движений органов артиккуляционного аппарата проводится не просто в форме артиккуляционной гимнастики, а с игровыми моментами( Сказка про язычок). Дети проявляют большой интерес к тому, как они говорят-«ребенок не чужд любознательности и по отношению к физиологии произношения. Он задается вопросом, какие органы участвуют в произношении, и даже готов экспериментировать в этом направлении».

Поэтому перед началом работы над артикуляцией я рассказываю детям, что в произношении слов участвуют рот, язык, губы, зубы. Важен эмоциональный настрой и путь от простого к сложному. Сначала при выполнении заданий у детей наблюдается напряжение движений органов артикуляционного аппарата, постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и скоординированными.

По такой же схеме я провожу работу над дыханием. Пробовала упражнения из гимнастики А.Стрельниковой, но они оказались очень сложными для наших детей, пришлось использовать более простые ( нюхаем цветы, надуваем шары на праздник и т.д.).

Своей важной находкой для урока музыки считаю использование пальчиковых игр. Зная о том, что чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем лучше развита речь, я на каждом уроке стала использовать пальчиковые игры.Вначале была поражена, что дети не могут сложить из пальцев простейшие фигуры: петушок, гуси, коза. Приходилось индивидуально складывать фигуры с каждым ребенком, многократно повторять, прежде чем дети сами смогли сказать и слова игры и непринужденно поработать пальцами своих обеих рук. Очень кропотливый и долгий процесс. Но надо сказать, что пальчиковые игры детям нравятся, они доступны по содержанию, близки к жизни, интересны и разнообразны. Мне они помогают на уроке решать проблему отдыха и одновременно оздоровления. А также с их помощью я имею возможность развивать память, речь, мелкую моторику, и осуществлять коррекцию звукопроизносительной стороны речи учащихся.

Большое внимание на уроке уделяю и упражнениям на крупную моторику. Провожу игровые физкультминутки под музыку. Происходит смена деятельности учащихся, которая дает возможность отдыха и одновременно активизирует внимание на последующую деятельность.

Очень люблю включать в урок парные игры, игры- релаксации, уроки начинаю играми- приветствиями. Все это дает огромный эффект- дети активизируются, не устают, всегда в хорошем настроении.

Помогает совершенствовать себя как учителя коррекционной школы, технология М.Монтессори, а именно:

Я сознательно отказываюсь от роли руководителя, я просто хозяйка класса, в котором можно интересно провести время. Сознательно отказываюсь от авторитарных форм воздействия, перехожу на личностно-ориентированное общение. Я активна, но не в управлении деятельностью ребенка, а в эмоциональном вовлечениии в нее. Я настроена на получение приятных эмоций от общения с ребенком. Все это создает благоприятный психологический климат в классе. Не надо забывать о доброжелательном тоне учителя, о улыбкотерапии и шутках! Использование Монтессори- педагогики, которая удивительно технологична и продумана, позволяет мне помочь ребенку развиваться в его собственном темпе, в соответствии с его способностями, что очень важно для коррекционной школы. Гармония дает детям уверенность в себе: я все смогу, у меня все получится. С этой психологической ступени начинается путь в страну детского творчества, рождается атмосфера сотрудничества, когда учитель вместе с детьми, а не над ними. Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, и на его здоровье. Творческий процесс исцеляет!

Итогом творческой работы учителя музыки в школе могут служить массовые общешкольные мероприятия: праздники, конкурсы песен, концерты для родителей. Много лет подряд в школе работает музыкальная гостиная и музыкальный клуб для любителей музыки. На всех общешкольных мероприятиях дети показывают разные виды деятельности: музыкальной, художественно- речевой, свободно- импровизированной. Для проведения таких праздников важно ощущение успеха, когда ребенок с проблемами преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость.Родители видят своих детей успешными, радуются их достижениям и помогают достигнуть еще более лучших результатов.

Итак, урок музыки в коррекционной школе- это не только приобщение детей к музыкальной культуре, развитие их музыкальных способностей, но и коррекция нарушений в развитии ребенка средствами музыки, музыкальной деятельности. В процессе проведения и организации урока учитель учитывает индивидуальные и возрастные особенности ребенка, использует специальные методы и приемы музыкального обучения и воспитания. Все это направлено на коррекцию и компенсацию нарушений в развитии ребенка.

Например, в процессе восприятия музыки развиваются и совершенствуются эмоции, благодаря чему детям становятся более понятны те эмоции и чувства, которые выражают окружающие их люди - взрослые и сверстники.

В процессе певческой деятельности у детей развивается музыкальная речь, совершенствуется звукопроизношение, артикуляция. Дети развивают музыкально- сенсорные способности, связанные с различием высоты, длительности, тембра, динамики.

А благодаря музыкально- ритмической деятельности умственно отсталые дети учатся выполнять простейшие движения под музыку, менять их в связи с разным характером и жанром музыки. Сопровождать пение несложными ритмическими движениями.

Можно до бесконечности перечислять важность урока музыки в коррекционной школе, но я считаю, что самое главное- это здоровье наших детей: и физическое,и психическое. Я, как учитель музыки, стремлюсь чтобы урок музыки был здоровьесберегающим,год за годом совершенствуя себя и свою работу в этом направлении.

Литература:

1.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика- М.Просвещение, 2003.-235с.

2.Медведева Е.А.Музыкальное воспитание для детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика.М.,Просвещение, 2002.-120с.

3.Прграммы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида под ред.В.В.Воронковой- М.Просвещение, 2004-190с.

4.Фирилева Ж.Е. Са-Фи-Дан-Се СПб,Питер, 2003.-87с.

5.Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии.-М.,Ставрополь.2006.-135с.

27.01.2021 22:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!