СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "О содержании профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида в сельской местности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

О содержании профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида в сельской местности

Концепция модернизации рос­сийского образования и ус­ловия современной жизни предъявляют высокие требо­вания к выпускнику. Чтобы быть гото­вым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый ба­ланс знаний, профессиональную подго­товку, умение адаптироваться, правиль­но строить свои отношения с людьми, иметь соответствующую возможностям жизненную перспективу. Это нелегко дается детям с нормальным развитием, и тем более сложно идет процесс социа­лизации у детей с недостатками интел­лектуального развития. Поэтому школа-интернат должна создать условия для детей с особыми образовательными по­требностями для воспитания качеств труженика, семьянина, гражданина, сформировать у них основу общей куль­туры и предоставить возможность овла­деть доступными и востребованными социумом профессиями.

К созданию системы профессио­нальной подготовки школа пришла че­рез осознание и анализ противоречий:

1. Между процессом формирования личности на современном этапе и пониженной степенью трудности при обучении учащихся в коррекционной школе VIII вида. Нам представляется, что заниженная степень трудности тормозит процесс формирования лич­ности учащихся.

2. Между существующей системой профессиональной подготовки и материальными возможностями родителей данной категории детей. Приходится учитывать и то, что прием в ПТУ прово­дится на конкурсной основе, которую не могут выдержать наши выпускники. Следовательно, наиболее благоприятными условиями для профессиональ­ной подготовки детей располагает коррекционное учреждение.

3. Между ограниченными возмож­ностями детей-олигофренов при трудоустройстве в сельской местности и их желаниями при профессиональном са­моопределении.

С 1997 по 2000 год наша школа имела статус областной опытно-эксперимен­тальной площадки по теме «Создание системы профессиональной подготовки как средство социальной адаптации уча­щихся в условиях сельской коррекцион­ной школы-интерната». Эксперимент признан состоявшимся. Образователь­ное учреждение имеет лицензию на профессиональную подготовку по специ­альностям: тракторист категории «С», мастер животноводства, плодоовоще­вод, каменщик 3-го разряда. С 1998 года образовательное учреждение работает по первому варианту учебного плана с 10-летним сроком обучения. Считаем, что создание классов с повышенной профессиональной подготовкой для ум­ственно отсталых детей при образова­тельном учреждении имеет несколько преимуществ:

а) обучение ведется с учетом инди­видуальных особенностей, что, как правило, неосуществимо в рамках ПТУ;

б) наполняемость классов специаль­ных (коррекционных) образователь­ных учреждений VIII вида 12 человек, тогда как в ПТУ норма наполняемости группы — 25 человек;

в) в профтехучилище трудно создать условия, соответствующие возможностям учащихся с отклонениями в разви­тии.

Давно ушло в прошлое то время, ког­да выпускник сельской коррекционной

школы устраивал личную жизнь по чет­ко действующей схеме: ПТУ - трудоуст­ройство на базовом предприятии с по­лучением места в общежитии или шко­ла — прямое производство (в сельской местности чаще всего это была ферма). Хотя и тогда часть детей из-за особен­ностей психофизического развития не могла адаптироваться в обществе. Но данная ситуация в условиях рыночной экономики переросла в социальную драму. Возникла потребность в обнов­лении содержания профессионально-трудового обучения, в изменении его целей и задач. Основной акцент следует сделать на углубление общетрудовых умений с адресным профориентированием, допрофессиональной и профес­сиональной подготовкой. В ходе работы над обновлением содержания профес­сионально-трудового обучения мы получили алгоритм профессиональной подготовки учащихся:

1. Выбор специальности.

2. Обсуждение правильности выбо­ра и утверждение на школьном МППК.

3. Организация учебно-воспитательного процесса, способствующего макси­мальному общему развитию учащихся.

4. Тестирование учащихся и провер­ка уровня сформированности практических умений и навыков.

5. Трудовая практика в коллективах бригад колхозов, совхозе, ТОО и в об­разовательном учреждении.

6. Сдача экзаменов государственной квалификационной комиссии.

Рассмотрим данный алгоритм.

Выбор специальности.

В этом плане для ребенка в школе создана образовательная среда, опти­мально помогающая сделать правиль­ный выбор. Введен сельскохозяйствен­ный профиль труда как наиболее при­емлемый для ученика, проживающего в сельской местности с определенным ритмом и жизненным укладом. Изменился взгляд на воспитание: мы имеем собственную воспитательную систему и видим модель выпускника-тружени­ка, семьянина, гражданина, конкурен­тоспособного на рынке труда, социаль­но активного и законопослушного, зна­ющего и уважающего права и свободы человека, умеющего защищать свои права, осознающего и принимающего ценности человеческого общества, способного участвовать в преобразовании социальной действительности.

В выборе специальности ребенком большую роль играют родители. На ро­дительских собраниях проводится большая разъяснительная работа о преимуществах получения специальности в стенах школы. В марте каждого года проводится День открытых дверей для родителей. В результате проделанной работы ученик принимает решение о выборе специальности.

Обсуждение правильности выбора профессии и утверждение состава профессионального класса на школь­ном МППК.

На школьном МППК обсуждается правильность выбора учеником профессии. Медицинский работник сообщает о его состоянии здоровья по результатам углубленного медицинского осмотра. Психолог - о способностях и возмож­ностях ребенка, классный руководитель - о желании родителей, ученик выска­зывает собственное мнение. Результа­том этой работы является комплектова­ние профессионального класса.

Организация учебно-воспитатель­ного процесса, способствующего максимальному общему развитию уча­щихся.

Без общего развития ребенка не мо­жет быть и речи об обновлении содержания профессионально-трудового обучения, так как для решения данной проблемы необходим ряд мер, перво­очередной из которых является орга­низация такого обучения, которое наиболее эффективно решает задачи развития процессов регуляции практи­ческой деятельности. Следовательно, трудовую подготовку учащихся необ­ходимо рассматривать как систему учебно-воспитательной работы, на­правленной на общее развитие уча­щихся. Структурными составляющими обновления системы служат следую­щие основные направления педагоги­ческой работы:

- изучение индивидуальных осо­бенностей ребенка и выявление его возможностей в трудовом обучении;

- отслеживание и фиксация «при­роста» развития ребенка;

- определение эффективности и подбор адекватных состоянию ребенка педагогических технологий.

С этой целью на каждого ребенка имеется карта развития, которая со­стоит из трех разделов: I - учебная де­ятельность; II - трудовая деятель­ность; III - карта воспитанности. В каждом разделе рассматриваются оп­ределенные показатели. Так, в первом — это отношение к учебной деятель­ности и обобщенная оценка итогов. Во втором — участие в ОПТ, бережное отношение к результатам труда, про­фессиональная направленность. В карте воспитанности отслеживается 14 показателей: отношение к родной природе, гордость за свою страну, за­бота о своей школе, уважительное от­ношение к старшим, дружелюбное от­ношение к сверстникам, милосердие, дисциплинированность, аккуратность, вежливость и культура поведения, социальные пороки, положение в кол­лективе, состояние «Я-концепции», самостоятельность, правовая культу­ра. У каждого показателя свои крите­рии. По показателю профессиональ­ной направленности в 2002-2003 учебном году мы получили следующие данные.

Высокий уровень — 25%. То есть 25% учащихся определились в выборе профессии и стремятся получить зна­ния по данной профессии.

Средний уровень — 36%. Это означает, что 36% учащихся определились в выборе профессии, но равнодушны к получению знаний.

Умеренный уровень — 34%. То есть у данных учащихся наблюдается коле­бание в выборе профессии.

Низкий уровень — 5%. Эти дети по­ка еще не определились в выборе профессии.

По многим показателям наблюдает­ся положительная динамика. Этому способствует то, что все направление воспитательной системы продуманы и спланированы. Организована работа факультативов: «Этикет», «У порога се­мейной жизни», «Умеем ли мы общать­ся», «ОБЖ», «Экономика и труд».

Получение профессионального об­разования предполагает усвоение учащимися определенного объема знаний, что потребовало внесения изменений в содержание государственных про­грамм по профессионально-трудовой подготовке и составления собственных программ подготовки учащихся сельской коррекционной школы по специ­альностям: тракторист категории «С», животновод, плодоовощевод, камен­щик. Предлагаемые нами программы прорецензированы специалистами ПОИПКРО и апробированы.

Тестирование учащихся и проверка уровня сформированность практичес­ких умений и навыков.

Проверка результатов обученности и воспитанности осуществляется на основе собственных разработанных тестов по профессиональной подготов­ке и по всем направлениям воспита­тельной системы по итогам каждой четверти по всем классам. Итоги тести­рования являются предметом обсужде­ния на педагогических советах. У вы­пускников дополнительно проверяется уровень сформированности практиче­ских навыков по двум показателям: а) уровень сформированности практиче­ских навыков; б) состояние скорост­ных навыков, обеспечивающих выпол­нение производственных норм.

Уровень сформированности практи­ческих навыков по специализации тракторист категории «С» мы опреде­ляем по следующим показателям:

а) навыки контроля;

б) навыки управления;

в) навыки техобслуживания;

г) ремонтные работы;

д) измерительные навыки;

е) навыки счета.

Результаты оказались обнадежива­ющими: высокий уровень ремонтных навыков, контроля имеют 100% вы­пускников. Затруднения у учащихся возникают тогда, когда они сталкива­ются с проблемами, для решения которых необходимо произвести мысли­тельные операции, проявить умения интеллектуального порядка.

Анализируя результаты проверки уровня сформированности практичес­ких навыков, мы увидели низкий пока­затель измерительных навыков. Эта проблема стала предметом обсуждения на заседании методического объедине­ния учителей труда. Было принято ре­шение изменить содержание задач на уроках математики, включать задачи, содержание которых предполагает практическое определение выполне­ния норм, выработок, площади, расхо­да топлива.

Проверив сформированность прак­тических умений и состояние скорост­ных навыков по сельскохозяйственно­му труду (специализация «животноводство»), мы увидели, что учащиеся самостоятельно могут выполнять все работы, производимые на животновод­ческой ферме. При этом половина ре­бят имеют высокий темп работы, а дру­гая половина - средний. На выполне­ние этого же объема работы они затрачивают больше времени и не сов­сем уверены в своих действиях. Тогда учащегося со средним темпом выполне­ния практических работ мы включили в группу с высоким темпом. Его результа­ты заметно улучшились. Это значит, что выпускник коррекционной школы мо­жет работать в составе бригады.

До недавнего времени следующей позицией нашего алгоритма являлась трудовая практика в коллективах бри­гад колхозов и ТОО. Но изменения, происходящие в обществе, заставили нас организовать трудовую практику на базе собственного подсобного хо­зяйства, которое включает 39 га пашни, 9 коров, 0,6 га огорода. Подсобное хо­зяйство помогает на практике реализовать изменения, которые внесены в со­держание профессионально-трудовой подготовки по разделам «Животновод­ство» и «Плодоовощеводство». На соб­ственной мини ферме найти ученики знакомятся с болезнями крупного рога­того скота и мерами по их профилакти­ке, способами реализации животновод­ческой продукции, учатся на практике определять молочность коров, выяв­лять больных животных. Освоение со­держания программы по плодоовощеводству помогает не только обеспечить на 100% потребность школы в картофе­ле, овощах, но и увереннее чувствовать себя на своем рабочем месте и готовит ребенка с недостатком интеллектуаль­ного развития к ведению собственного хозяйства и дальнейшей самостоятель­ной жизни. Работы, которые проводят­ся на 17 га пашни, помогают будущим трактористам освоить весь цикл сельскохозяйственных работ от пахоты и боронования до уборки урожая.

Сдача экзаменов государственной квалификационной комиссии.

Для учащихся нашей школы итого­вая аттестация проводится в два этапа.

Первый — ученики 9 класса сдают базовый экзамен по сельскохозяйственному труду и получают свидетель­ства.

Второй - выпускники 10 класса сдают профессиональный экзамен ко­миссии, в которую входят представите­ли Госсельтехнадзора, Госинспектор, заместитель директора по учебной ра­боте и мастера производственного обучения ПУ № 69. ГТУ № 86 и других пред­приятий.

Сегодня можно говорить и о резуль­тативности нашей работы. Все дети, до­пущенные к итоговой аттестации в 2001—2003 годах, получили водительское удостоверение тракториста катего­рии «С», квалификации мастер живот­новодства, плодоовощевод и каменщик III разряда. Ученики регулярно занима­ют призовые места в районных и област­ных конкурсах профессионального мас­терства. В 2001 - 2002 годах было трудоу­строено 92% выпускников.

12.01.2017 15:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!