СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Организация учебно-воспитательного процесса как условие профилактики нарушения зрения у младших школьников."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Организация учебно-воспитательного процесса как условие профилактики нарушения зрения у младших школьников.

Зрение - это одно из внешних чувств человека и животного, органом которого является глаз; способность видеть. Окружающий нас мир виден четко и ясно, когда все отделы зрительного анализатора работают гармонично и без помех. Но может наступить момент, когда, например, тускнеют и блекнут краски или границы предметов становятся размытыми, а иногда появляются искажения или темные «завесы» перед глазами и т.д. - это, значит, произошло нарушение работы зрительного анализатора, и пришла болезнь.

По мнению офтальмологов, зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат (длинная холодная зима, короткое холодное лето), нарушение фотопериодичности (длинный день, длинная ночь, однообразие ландшафта).

Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность. Немаловажную роль играет и состояние нервной системы. Большое напряжение нервной системы и раздражительность также может служить предрасположенностью к развитию зрительных расстройств.

Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях.

Так получается, что возраст первоклассника совпадает с таким периодом в организме, когда зрение особенно чувствительно и неустойчиво к каким-либо переменам. Более того, примерно 5% детей идут грызть гранит науки уже в очках. К тому же нагрузка на глаза в процессе обучения значительно увеличивается. У младших школьников она составляет около 30-42 часов в неделю. Ситуацию усугубляет пассивный образ жизни ребенка – он редко бывает на свежем воздухе, мало двигается, часто болеет и много времени проводит за компьютером.

Наиболее часто встречаются такие нарушения, как спазм аккомодации (восприятие объектов, расположенных на разном расстоянии), близорукость, дальнозоркость и астигматизм (размытое изображение). Последние два дефекта чаще всего являются врожденными, а вот наиболее распространенное приобретенное нарушение – это близорукость. Оно развивается из-за длительной и напряженной нагрузки на глаза – чтение, при недостаточном освещении/лежа, активный просмотр телевизора, большая любовь к компьютерным играм. Все дело в нарушении кровообращения – это приводит к растяжению глазного яблока. В результате малыш все чаще начинает прищуриваться, чтобы четко разглядеть изображение. К сожалению, начиная от

младших классов к старшим, возрастает как число страдающих близорукостью учащихся, так и степень выраженности заболевания.

Для профилактики возникновения и прогрессирования нарушений зрения у детей школьного возраста особое значение имеет соблюдение элементарных гигиенических правил: рациональное построение учебного дня в школе, организация занятий и отдыха во внешкольное время, правильное питание, включающее достаточное количество витаминов. Крайне важно обеспечить хорошую освещенность, которая должна соответствовать требованиям СанПин. Освещенность в учебных помещениях должна обеспечиваться потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в кассе не должен превышать 40 единиц.

7.2.6. Классная доска, не обладающая собственным сечением, оборудуется местным освещением – софитами, предназначенными для освещения классных досок. При рассаживании учащихся надо учитывать, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждое полугодие пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски. Хороший эффект дает специальная гимнастика для глаз.

Комплекс упражнений для младших школьников

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза, считая до трех, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 - 5 раз.

4. Смотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

5. Исходное положение - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, затем руки опустить. Повторить 4 - 5 раз.

Народная мудрость, проверенная веками, гласит: «Береги платье снову, а здоровье – смолоду».

Категория: Всем учителям
15.04.2016 11:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!