СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Бумажные фантазии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя. Г. Галилей

В Армавирский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних поступают дети в возрасте от 3 до 17 лет с разным уровнем физического, психического и интеллектуального развития. Коррекционная работа в трудовой мастерской направлена на развитие у воспитанников устойчивых трудовых навыков и развитие творческого потенциала через освоение различных художественных материалов и техник.

Все дети имеют свой потенциал, который необходимо развивать, опираясь на индивидуальность ребенка.

В нашем центе работают две творческие мастерские: «Сувенир» и «Сударушка». В них педагоги учат детей различным видам рукоделия и необходимым в жизни трудовым навыкам. Задатки творческих способностей воспитанников центра развиваются в ходе реализации рабочих программ: «Шаг в будущее»; «Трудяжки»; «Я садовником родился»; «Умелые руки»; «Ступени творчества» (разделы: витраж, батик, волшебный лоскутик); «Веселая палитра», «Азбука бисера»; «Наши помощники»; «Бумажные фантазии». При этом дети не осваивают все программы одновременно. При поступлении ребенка в центр педагог проводит первичную диагностику сформированности трудовых умений, выявляет потенциал воспитанника, учитывает его интересы, желания и только после этого составляет индивидуальный план работы.

На примере программы «Бумажные фантазии» рассмотрим как происходит процесс развития творческих способностей воспитанников на занятиях в трудовых мастерских социально-реабилитационного центра.

Творчество – это деятельность, направленная на создание чего-то нового, не похожего на созданное ранее, но под творчеством понимают и деятельность, направленную на открытие нового для данного индивида, решение задания, которого он еще никогда не решал. Бумага как нельзя лучше подходит для этих целей, так как это очень доступный материал, обладающий большими пластическими и изобразительными возможностями.

Отличительной особенностью данной программы является комплексное сочетание различных техник работы с бумагой: аппликация, оригами, бумажное конструирование с элементами бумагопластики, квиллинг, скрапбукинг, декупаж. Комплексный подход при выборе техник в процессе создания работ дает неограниченные художественные возможности и способствует улучшению эстетического восприятия изделий. Каждой технике соответствует отдельный раздел программы. Разделы тем или иным способом связанны между собой, но в то же время могут быть совершенно независимы.

Выбор техники работы с бумагой и уровень сложности задания при индивидуальных и групповых занятиях с воспитанниками проводятся по мере поступления воспитанников в учреждение, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, а так же с учетом умений и навыков, выявленных на первичной диагностике.

В групповых занятиях применяется методика дифференцированного обучения: при такой форме обучения педагог излагает новый материал всем воспитанникам одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого воспитанника).

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога меняется по мере овладения детьми навыками работы с бумагой. Основная задача на этих этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Занятия организованы на добровольных началах, детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятий. Программу могут освоить воспитанники центра, не имеющие специальных навыков, так как она построена по принципу «от простого – к сложному».

Методика развития творческих способностей воспитанников на занятиях в трудовой мастерской заключается в следующем: воспитанники к любому изделию должны подходить как к конструкции.Для выяснения общих признаков в различных изделиях нужно определить сходство в способе соединения деталей, в материалах, во взаимном расположении составных частей, т.е. в конструкции. Именно эти признаки и включают анализ конструкции изделия.

Вначале дети учатся анализировать готовые конструкции и изготавливать их, а потом выступают в роли конструкторов – создателей, разработчиков конструкции. Я считаю, что для развития творческих способностей воспитанников младшего школьного возраста целесообразно использовать конструкторско-технологический подход.

В результате реализации программы «Бумажные фантазии» можно сделать следующие выводы:

Детям очень нравится работа с бумагой, так как это понятый материал с не сложными способами обработки. Детки помладше с радостью выполняют различные аппликации, мозаики, конструирование на основе готовых форм (коробков, цилиндров, конусов), делают не сложные открытки. Младшие школьники выбирают оригами, активно работают над созданием конструкции, а как же с удовольствием осваивают бумагопластику, создают формы, текстуры, вылепливают детали. Школьники постарше пробуют свои силы в квиллинге, декупаже, модульном оригами, особой популярностью пользуется у них техника скрапбукинг, так как способна в себя вместить все остальные техники и оставить большой простор для творчества, а на выходе получить шедевр.

После приобщения к творчеству у ребят достигается положительная динамика общего эмоционального настроя – от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться и делиться своими достижениями, расширяются социальные контакты, повышается самооценка.

27.04.2018 08:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!