СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование ИКТ на уроках ОРКиСЭ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

С сентября 2012 года началось преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Республике Бурятия и в Кижингинском районе. У нас в районе выбраны следующие модули: основы светской этики, ОМРК, основы буддизма. Основы православной культуры.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является новым предметом введенным в учебный процесс общеобразовательных школ, содержание которого обеспечивает знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также изучение основ светской этики.

Использование интерактивных форм организации учебно-воспитательной деятельности учащихся при изучении курса ОРКиСЭ обучения позволяет в полном объеме решать задачи, сформулированные в новом поколении образовательных стандартов, и выходить далеко за их рамки. Учитель выступает в роли модератора личностного развития учащихся, а также служит гарантом того, что каждый учащийся вовлечен в учебный процесс и достигает необходимых результатов. XXI век. В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания. Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе. Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети

• с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ; • более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся; • формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации; • расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.

В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке необходимо учителю иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень. Своими целями при обучении ОРКиСЭ ясделала: 1.Повышение мотивации обучения. 2.Развитие познавательной активности учащихся. 3.Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам. Задачи: • Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета. • Вырабатывать умение самостоятельной анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке. • Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом. Внедрение ИКТ на уроках позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий, для работы по осмыслению и восприятию трудного материала связанного с осознанием культурного и духового мира людей.

В своих презентациях к урокам ОРКиСЭ я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока.

Кроме того, я демонстрирую не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, занимательности, «оживления» иллюстраций

Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающих. Использование кроссвордов (иногда их придумывают мои ученики сами и предлагают использовать на уроке), иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее. В качестве домашнего задания я предлагаю найти учебный материал в Интернете, составить презентацию.

В течение нескольких лет я создаю домашнюю видеотеку, её материалы часто используя на уроках.

Интернет на уроке. Ещё совсем недавно - это было из области фантастики, особенно в школе.

Теперь мои ученики получили возможность, не выходя из дома, побывать в разных уголках мира, быстро получить необходимые сведения, поучаствовать в различных конкурсах. В процессе работы я поняла, что прежде чем предлагать задания с использованием Интернета необходимо соблюдать следующие требования: • прежде чем предлагать задание ученикам, связанной с использованием не только Интернета, но и любой ИКТ, первоначально самому учителю, хотя бы эскизно представлять, что в результате он должен получить;

• нацелить обучающихся на трудоёмкость выполнения задания, предупредить о неожиданностях, с которыми они могут встретиться в процессе работы над ним;

• обеспечить достаточный ресурс времени для выполнения задания (я его предлагаю примерно за 1-3 недели до планируемого проведения урока, иногда больше); • показать практическую значимость выполняемого уч-ся задания, упомянув о том, что их работы могут потом использоваться как учебные пособия на уроках в других классах; •программа реализации задания Word, PowerPoint; •объём работы 3-5 слайдов.

Предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет: 2. Создание мультимедийной презентации по теме, нескольких слайдов совместно с учителем. Эта работа наиболее сложная и трудоёмкая и предлагаю её я не так часто и не всем ученикам. 3. Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним. 4. Подбор тематических или наиболее понравившихся легенд, притч, которые будет рассматриваться на предстоящем уроке. 5. Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии использую в своей работе такие сайты: www.rusedu.ru, www.openklass.ru.

Мой опыт работы обучения ОРКиСЭ при помощи компьютера говорит об эффективности данной технологии, что, мне кажется, объясняется следующим:

• ученик работает активно и самостоятельно;

• применяется индивидуализация и дифференциация обучения: парные виды работы сочетаются с групповыми и индивидуальными;

• у ученика вырабатывается умение работать соблюдая тишину, не мешая другим, развивается его коммуникативная культура;

• формируется иная, чем на традиционных уроках, культура поведения учителя - он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь только в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей.

Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету ОРКиСЭ у всех уча­щихся невозможно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке было интересно. Тогда у многих из них первона­чальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий ин­терес к науке. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учи­тель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, спо­собствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний.

Заниматель­ность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажны.

Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенно­стям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников эле­ментом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, головоломки, ребуса - они хороши при объяснении нового мате­риала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов, легенд, ска­заний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятель­ность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ра­нее изученную тему или блок тем на урок. Эмоциональные переживания вызывают приемы удивления - все это неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у школьников.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоин­формацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намно­го сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изу­чаемой науке.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использо­вание презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстра­ций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышле­ние учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстра­ции особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредствен­ному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещен­ная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, заставляет учащихся пройти че­рез все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций вы­свобождает большое количество времени, которое можно употребить для до­полнительного объяснения материала.

Заключение

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сде­лать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач, проанализиро­вать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стиму­лированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объек­тивного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся ме­тодически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, что бы обеспечить одно из главных прав ученика – право на качественное образование.

Девизом каждого учителя пусть станут слова немецкого философа Канта «Я знаю, что я мало знаю, но я знаю, где это можно найти…»

13.05.2018 03:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!