СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Теоретические основы преподавания предмета «Литература» с использованием национально-регионального компонента в системе ООО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение культуры родного края – неотъемлемая часть школьного обучения. Внедрение регионального компонента обеспечивает вовлечение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность, такую как изучение и систематизация информации о родном крае, разработка и участие в исследовательской и проектной деятельности. Региональный компонент может быть реализован в рамках многих предметов школьного курса. Ю.В. Перевалова характеризует понятие «национально-региональный компонент» как «знание истории, культуры, географии родного края, города, поселка, села наряду со знаниями истории, географии, культуры «большой» Родины, своей страны». Однако при поиске научной терминологии можно обратить внимание, что чёткое определение и механизмы реализации регионального компонента в приказе от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» отсутствуют. В связи с этим проблема содержания и реализации национально-регионального образовательного компонента в современной школе представляется весьма важной как с теоретической, так и с методической точки зрения.

Рассмотрим данное понятие подробнее, обратившись к Приказу Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому) определяет государственный стандарт общего образования. Стандарт включает в себя три компонента: федеральный (устанавливается Российской Федерацией), региональный (национально-региональный) компонент (устанавливается субъектом Российской Федерации) и компонент образовательного учреждения (устанавливается образовательным учреждением).

На основе федерального компонента государственного стандарта общего образования разработан Федеральный базисный учебный план, который, в свою очередь, является основой для разработки региональных (национально-региональных) учебных планов и учебных планов образовательных учреждений. В федеральном базисном учебном плане устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения. Так, федеральный компонент должен составлять не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования, региональный (национально-региональный) компонент – не менее 10%, а компонент образовательного учреждения – не менее 10%.

В базисном учебном плане образовательных учреждений Российской Федерации основного общего образования для реализации регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения отведено следующее количество часов в год:

  • Для 6-дневной недели: 5 класс (280 часов), 6 класс (280 часов), 7 класс (210 часов), 8 класс (175 часов), 9 класс (210 часов), всего 1155 часов;
  • Для 5-дневной недели: 5 класс (175 часов), 6 класс (175 часов), 7 класс (105 часов),8 класс (70 часов),9 класс (105 часов), всего 630 часов.

При расчете часы, отведенные на преподавание «Родного языка и литературы», засчитываются в региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения. Эти же часы могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.

С 1 декабря 2007 года вступил в силу Федеральный закон № 309 «О внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации» в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта». Закон отменил трехкомпонентную структуру государственного стандарта образования, исключил национально-региональный и школьный компоненты из государственного стандарта образования.

Общественность остро отреагировала на изменение, что выразилось в петиции против исключения национально-регионального компонента из школьного преподавания: «Закон № 309 принят с нарушением многих норм Конституции Российской Федерации, всех общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров о защите языковых прав народов. Нарушен принцип равноправия народов Российской Федерации, провозглашенный в Преамбуле Конституции». Петиция гласит: «Закон № 309 стал фактически смертным приговором национальным школам, а запрет ЕГЭ на родных нерусских языках обучения стал приведением приговора в исполнение. Почти все татарские школы уже перешли на русский язык обучения. Под прикрытием «освобождения» нетатарских школьников от «лишних» часов на изучение «никому не нужного языка», таким «благовидным» образом, без прямого запрета, проводится изгнание татарского языка из всех школ Татарстана».

К 1 сентября 2013 года указанная статья Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» утратила силу.

Таким образом, понятие «национально-региональный компонент» присутствует в приказе Минобразования РФ от 5 марта 2004 г., но на законодательном уровне нет чёткой формулировки определения и механизмов его реализации в школьном обучении.

Изменения в законодательных актах РФ связаны с тем, что перед системой образования стоят новые приоритеты, задачи и функции. Важнейшей функцией ФГОС на сегодняшний момент является формирование российской (гражданской) идентичности.

Обратимся к приказу Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644). В главе 2 «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» в пункте 9 формулируются личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые должны отражать:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Рассмотрим требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования дисциплины «Литература. Родная литература».

В пункте 11.1. «Филология» представлены три дисциплины: «Русский язык. Родной язык», «Иностранный язык. Второй иностранный язык» и «Литература. Родная литература». Изучение предметной области «Филология» предполагает изучение языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним.

Для дисциплины «Литература. Родная литература» как предметной области «Филология» сформулированы следующие предметные результаты:

- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.

Список литературы

  1. Перевалова Ю. В. Национально-региональный аспект во внеклассной работе по русскому языку и литературе (из опыта работы) // VIII Масловские чтения: сборник научных статей: [в 2 ч.]. Ч. 2. Мурманск: Изд-во Мурманского государственного педагогического университета, 2010. С. 124-128.
  2. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/6150599/ (дата обращения: 30.01.21).
  3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. Приложение [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/6149681/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#block_1000 (дата обращения: 30.01.21).
  4. Законопроект об изменении понятия и структуры государственного

образовательного стандарта готов к первому чтению (7 сентября 2007 года) [Электронный ресурс] / Государственная дума федерального собрания Российской Федерации. URL: http://duma.gov.ru/news/848/ (дата обращения 30.01.21).

  1. Отменить ФЗ № 309 от 2007 г. об исключении национально регионального компонента [Электронный ресурс]: электронная петиция. URL: http://chng.it/tKskBCx9nx (дата обращения: 30.01.21).

6. Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта». Собрание законодательства РФ [Электронный ресурс]. 2013. № 273. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72965/c47556057e585a97c0f9ed532747414f4d8cdf55/ (дата обращения: 30.01.21).

7. Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 30.01.21).

Категория: Литература
18.09.2022 23:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!