СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суровый век в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Суровый век в поэме М.Ю.Лермонтова

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

(урок литературы в 7 классе)

Учитель русского языка и литературы

Ι квалификационной категории

МАОУ г. Иркутска СОШ №63

Белкина Анна Сергеевна

Г. Иркутск 2015

Суровый век в поэме М.Ю.Лермонтова

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Правда карает иногда даже

там, где закон этого не делает.

Публий Сир.

Цели:

- формировать умение характеризовать и оценивать героев на основании их поведения, поступков, сопоставлять и оценивать героев;

- увидеть связь поэмы с историческими источниками;

- подвести учеников к мысли, что правда есть главный критерий в оценке человека.

Материал к уроку.

Слайд 1 (Тема урока)

Слово «художника» о портрете М.Ю.Лермонтова.

Слайд 2 (Портрет М.Ю.Лермонтова)

Один из самых известных портретов Михаила Юрьевича Лермонтова,

едва ли не лучший, тот, где поэт изображён на фоне гор. Лицо - с огромными, печально взволнованными глазами, и хотя черты неправильны – лицо прекрасное, вдохновенное. Замечательно в портрете то, что он гармонирует с

нашим восприятием поэзии Лермонтова. Но не менее замечательно то, что Лермонтов написал портрет сам, написал акварелью, глядя на себя в зеркало, и что автопортрет – одна из его лучших живописных работ.

Здесь Михаилу Юрьевичу Лермонтову 24 года.

Всего 24 года, портрет датирован 1837 годом. Именно в этом году поэт закончил свою поэму «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Учитель. «Песня …» - реализация постоянного интереса Лермонтова к фольклору.

- О чем это произведение? Где разворачиваются события поэмы?

Это поэма об историческом прошлом России, действие её разворачивается в Москве 16 века.

Действие происходит в древнерусской столице – Москве.

Чтец. Ох, ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Про тебя нашу песню сложим мы,

Про твово любимого опричника

Да про смелого купца, про Калашникова;

Мы сложили её на старинный лад,

Мы певали её под гуслярный звон

И причитывали да присказывали.

Учитель. От мелкой, ничтожной жизни современного ему общества Лермонтов переносит читателей в героическую пору истории – суровое время, когда создавалось могущественное русское государство и выковыва-

лись волевые характеры людей.

Итак, мы в древнерусской столице сурового 16 века.

- Какой вы представляете себе Москву?

Рассказ «историка». Ещё в правление деда Грозного, Ивана Третьего, Европа, едва подозревавшая о существовании Московии, была ошеломлена появлением на своей восточной границе огромного государства. И в центре этого была Москва, а в центре Москвы, на горе, точно сказочный замок, высился Кремль.

Слайд 3 (Московский Кремль. Соборы)

Он был окружён водой и рвами, с подъёмными мостами и

высокими башнями. В этой неприступной крепости высились белокаменные златоверхие храмы, дворцы, палаты, терема. У Никольских ворот помещались в клетках живые львы, присланные царю Ивану Васильевичу в подарок английской королевой, и стоял живой слон, вывезенный из Аравии.

Московский Кремль – величественный памятник древнерусской архитектуры. Вот из-за Кремля медленно надвигается тёмная, почти чёрная грозовая туча.

Чтец. Не сияет на небе солнце красное,

Не любуется им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

По бокам его всё опричники;

Учитель. Лермонтов начинает с описания пира во дворце у Ивана Грозного, Царь сидит за столом в золотом венце, в расшитой драгоценными камнями парчовой одежде, величественный и страшный.

Слайд 4 (Пир у царя)

Чтец. Вот нахмурил царь брови чёрные

И навёл на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого,-

Да не поднял глаз молодой боец.

Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил наконечником.

Учитель. Как была истолкована царём горестная задумчивость Кирибеевича в этой сцене?

- О чем, по его мнению, может горевать добрый молодец?

Своего верного опричника царь подозревает в измене, в черной зависти и грозит ему жестокой карой.

Чтец. Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,

Аль ты думу затаил нечестивую?

Аль славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?

Учитель. Грозному - царю – человеку грубому и развращённому властью, ему чуждо представление о всепоглощающих любовных переживаниях.

Как это свойственно царю, страдающему болезненной подозрительностью, он никому до конца не верит и мгновенно меняет милость на гнев.

Слайд 5 (Иван Васильевич Грозный)

Учитель. Перед вами портрет этого сурового человека.

-Каким вы его видите?

Слово «художника» о картине И.Васнецова «Иван Грозный».

Художник. На картине Васнецова «Иван Грозный» царь дан именно таким, каким он запечатлён в былинах, песнях и сказках, каким он сохранился в свидетельствах современников.

В картине, вытянутой по вертикали, фигура Грозного занимает значительную часть положения. Зритель смотрит на Грозного как бы снизу. Всё это создает впечатление величественности царя. Мы видим, что человек этот суровый, подозрительный, решительный, непреклонный в достижении своих целей.

Учитель. А вот свидетельства историков об этом грозном человеке.

Рассказ «историка». Иван Васильевич Грозный (1530-1584).

Для своего времени человек исключительной образованности, великий князь, князь всея Руси. Историческая роль Ивана Васильевича сложна и противоречива; получил в народе прозвище «Грозного», отразившее представление о нём как о могущественном правителе, но царе – тиране,

царе – деспоте.

Карамзин, указывая на противоречивость царя, писал, что он « … имел разум превосходный… Хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги и преступления… Хвалился духом царским,

соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колени, и жестоко наказывая бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или в карты.И если иго Батыево унизило дух россиян, то, без сомнения, не возвысило его и царствование Иоанново».

Учитель. Суровый век, жестокие нравы. Лермонтов не буквально следовал историческим источникам, но правдиво воспроизвёл её колорит, её типич-

ные характеры и конфликт. Три различных, но сильных и самобытных человека сталкиваются между собой. Этим столкновением определяется действие поэмы.

- Кто эти три героя?

Опричник Кирибеевич; Купец Калашников; Царь Иван Васильевич Грозный.

- А теперь проверим, насколько внимательно вы читалитекст. Вы должны угадать, о ком или о чём идёт речь.

Чтец. Уж ты где, жена, жена, шаталася?

На каком подворье, на площади,

Что растрёпаны твои волосы,

Что одёжа твоя вся изорвана?

Уж гуляла ты, пировала ты,

Чай, с сынками всё боярскими!.

Это Калашников.

Учитель. Правильно. Почему он так обращается к своей жене? Это ревность? Или это любовь?

Подозревая жену в неверности, Калашников грозит упрятать её «за железный замок, за дубовую дверь окованную». И, окажись она виновной, купец осуществил бы свою угрозу.

- Как вы думаете, какие были взаимоотношения в семье в то время?

Характер отношения героя поэмы с женой становится ясным из следующего наставления.

Рассказ «этнографа». Что такое «Домострой»

Свод житейских правил 16-го века. «Подобает поучити мужем жён своих с любовию и благорассудным наказанием; жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии: как богу и мужу угодить, что муж накажет, то с любовию принимать и со страхом внимать…» Из этого свода нам становится понятен характер отношений героя поэмы с женой.

Учитель. Действительно, жестокие нравы и обычаи.

-Любит ли Калашников свою жену?

Мнение учеников.

Учитель. Семейные обычаи того времени и вправду были суровыми: мужу полагалось быть единым и непререкаемым хозяином в доме. Но в то же время муж должен был быть и хранителем дома, хранителем до конца, если понадобиться и жизнь отдать за семью.

- Угадайте, о ком следующий фрагмент поэмы и кому принадлежат эти слова.

Чтец. На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы;

Ходит плавно – будто лебёдушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поет;

Горят щёки её румяные,

Как заря на небе божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетённые,

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белою цалуются.

Во семье родилась она купеческой,

Прозывается Алёной Дмитревной.

Это Кирибеевич так говорит об Алёне Дмитревне.

- Как он говорит о полюбившейся женщине?

В этот момент он сравнивается с «молодым голубем сизокрылым», в его словах – сила и искренность любовного чувства.

– Он её любит?

- Одинаково ли оба героя любят Алену Дмитревну?

Давайте составим сравнительную таблицу.

Калашников

Кирибеевич

1) Любит как мать своих детей.

2) Как перед людьми и богом избранную жену.

3) Готов защищать честь своей жены, своей семьи.

1) Его любовь не каприз, а серьёзное чувство.

2) Зная, что она его не любит, он

просит царя отпустить его в приволжские степи, где он сложит свою «буйную головушку».

3) Но он меньше всего думает о

любимой женщине, он готов на

всё, даже ценой, который может грозить ей позором.

Его чувство эгоистично.

Слайд 6 (Вечерняя Москва)

Вот отзвонили вечерню. По этим улочкам возвращалась Алёна Дмитревна домой. И появляется из темноты незнакомый человек. Зачитайте фрагмент поэмы.

- Как изображает поэт поведение опричника?

Опричник сродни своему государю.

- Нет сомнения, что Лермонтову-поэту часто помогал глаз художника

Учитель. Как бы вы вели себя на месте героини (даже в наше время)?

(Слайд 6)

Кирибеевич – название по отчеству, оно всегда было знаком близости и уважения не только к самому человеку, но и к роду его. Кирибеевичем, видимо, называл опричника царь, благоволивший к нему и его семье.

Упоминание Малюты имеет в поэме ещё один смысл: он по происхождению – из Орды, три столетия терзавшей Русь. И то, что именно Малюта – руководитель опричнины, бросает еще один отблеск на повествование.

Для Калашникова, для московских жителей, страдавших от опричного террора, для псковичей и новгородцев, остатки вольности которых опричники утопили в крови, было особо зловещее совпадение в том, что опричниной заправляли ордынские выходцы. А царь нарочно подчёркивал это, чтобы унизить бояр, чтобы затоптать даже намёк на вольнолюбие.

- Для чего Лермонтов приводит рассказ Алены Дмитревны.? Почему она

сама рассказывает о встрече с Кирибеевичем?

Сама оскорблённая женщина говорит о случившемся. Её рассказ заставляет

глубоко отозваться на её горе и её глазами посмотреть на виновника бесчестия.

Чтец. Что пужаешься, красная красавица?

Я не вор какой, душегуб лесной,

Я слуга царя, царя грозного,

Прозываюся Кирибеевичем.

А из славной семьи из Малютиной…

Испугалась я пуще прежнего…

Учитель. Почему она испугалась «пуще прежнего»?

-Кто же её страшен больше, чем ночной разбойник? «Опричник царский» - чем страшен? - Кто такой опричник? И что знаете о семье его?

Слово «историка».

Сказать неучтивое слово опричнику значило оскорбить

самого царя. Опричники были призваны «грызть» царских изменников и «выметать» из государства за измену.

Григорий Лукьянович Скуратов, по прозвищу Малюта, глава опричников, известен зверской жестокостью. В 60-е годы 16-го века муки, причиняемые опричниной ко всему русскому народу, обостряли гнев против тех, кто бесчинствовал с царского соизволения.

Учитель. Чей это портрет?

Чтец. За прилавкою сидит молодой купец,

Статный молодец …

По прозванию …

Шелковые товары раскладывает,

Речью ласковой гостей он заманивает,

Злато, серебро пересчитывает.

Да недобрый день задался ему:

Ходят мимо баре богатые,

В его лавочку не заглядывают.

Учитель. Верно, это портретное описание Калашникова. Фамилия русская – встречается в народных песнях той далёкой поры. Купец.

-Что сближает Кирибеевича и Калашникова?

Богатырство, удаль, храбрость.

Учитель. Сравним этих двух героев (таблица).

Калашников

Кирибеевич

«Сизый орёл», «сокол ясный»,

«молодой, статный молодец»,

«удалой боец», «могутные плечи».

«Голубь сизокрылый»,

«молодой боец, добрый молодец», «могучие плечи», «широкая грудь».

Учитель. Кто из них сильнее?

3-ья часть поэмы переносит нас из царских палат, на просторы Москвы – реки. Здесь, на глазах многолюдной толпы состоялся поединок Калашникова и Кирибеевича. Кулачные бои были широко распространены на Руси.

Слайд 7 ( Бой на Москве-реке)

Чтец. Царю в пояс молча кланяется,

Скидает с могучих плеч шубу бархатную,

Подпершися в бок рукою правою,

Поправляет другой шапку алую,

Ожидает он себе противника…

Трижды громкий клич прокликали -

Ни один боец и не тронулся,

Лишь стоят да друг друга поталкивают.

Учитель. КТО это перед нами?

Это Кирибеевич. Царя хочет потешить, «царя нашего батюшку», нет чувства страха, уверен в своей победе.

Учитель. КТО – КОМУ – ЧЕМУ КЛАНЯЕТСЯ?

Кирибеевич кланяется царю, а Калашников?

Чтец. Вдруг толпа раздалась в обе стороны –

И выходит Степан Парамонович,

Молодой купец, удалой боец,

По прозванию Калашников.

Поклонился прежде царю грозному,

После белому Кремлю да святым церквам,

А потом всему народу русскому.

Горят очи его соколиные,

На опричника смотрят пристально.

Супротив него он становится,

Боевые рукавицы натягивает,

Могутные плечи распрямливает

Да кудряву бороду поглаживает.

Царю, Кремлю, церквам, народу.

Учитель. В чём отличается поведение Калашникова от поведения

Кирибеевича? Знает ли он, что погибнет?

Да.

Учитель. Какою силою воли, каким могуществом духа должен был обладать Калашников, простой купец, чтобы подняться против любимого опричника Ивана Грозного (и значит, против самого царя)!

Чтец. А зовут меня Степаном Калашниковым,

А родился я от честного отца,

И жил я по закону господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью темною,

Не таился от света небесного…

И промолвил ты правду истинную:

По одном из нас будут панихиду петь,

И не позже как завтра в час полуденный;

И один из нас будет хвастаться,

С удалыми друзьями пируючи.

Не шутку шутить, не людей смешить

К тебе вышел я теперь, бусурманский сын,-

Вышел я на страшный бой, на последний бой!»

Не прячется, не кривит душей. Называя своё имя, он прямо

заявляет, что вышел не «шутку шутить, не людей смешить» - вышел он на страшный бой, на «последний бой».

Калашников появляется перед изумлённым опричником как

неумолимый рок, как возмездие и побеждает его задолго

до физической смерти.

Учитель. Как ведет себя после этих слов Кирибеевич?

Чтец. И, услышав то, Кирибеевич

Побледнел в лице, как осенний снег;

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз,

На раскрытых устах слово замерло…

Учитель. Почему он побледнел?

Осенний снег на чёрной сырой земле – редкая мёртвая белизна.

Учитель. Ради чего погибает каждый из героев? ( работа по тексту)

Калашников

Кирибеевич

«И я выйду тогда на опричника,

Буду на смерть биться, до последних сил;

А побьет он меня - выходите вы

За святую правду-матушку.

Не сробейте, братцы любезные!

И подумал Степан Парамонович:

«Чему быть суждено, то и сбудется

Постою за правдою до последнева!»

ЗА ПРАВДУ

Ох ты гой еси, царь Иван

Васильевич!

Обманул тебя твой лукавый раб,

Не сказал тебе правды истинной,

Не поведал тебе, что красавица

В церкви божией перевенчана,

Почему «лукавый раб»?

Утаил от царя, что полюбил замужнюю женщину.

За то, что эту правду попрал; нарушил законы божьи и нравственные.

Учитель. В чём причина столкновения Калашникова и Кирибеевича?

Мнение учащихся.

Учитель. Ложь Кирибеевича освещает с неожиданной

стороны и фигуру Ивана Грозного.

  1. Опричник скрыл правду потому, что боялся осуждения царя.
  2. Сам царь повинен в том, что сделал возможным, возвысив опричников, оградив от народного гнева, создал создал в стране атмосферу неправды и произвола.

Значит, больше боялись царя и царского гнева, чем нравственных

и божьих законов.

Тогда ответьте мне на вопрос, кто виноват в случившемся?

Мнение учеников.

Учитель. Тем самым царь повинен в преступной попытке Кирибеевича разрушить семейное счастье Калашникова.

По существу, это был поединок чести с бесчестием, человеческого достоинства с произволом и своеволием, правды с неправдою.

Учитель. Суровый век.

- Можно ли назвать в этой схватке победителем Калашникова ?

Калашников погибает за правду, а Кирибеевич за то, что попрал эту правду. Но за то и жестоко наказан царский любимец.

Учитель обращает внимание учеников на эпиграф к уроку:

Слайд 8 (Эпиграф)

Правда карает иногда даже там,

где закон этого не делает.

Публий Сир.

Учитель. Как вы понимаете эти слова?

Ученики высказывают свое мнение.

По словам В Белинского, Лермонтов «… вошел в царство народности как ее полный властелин, и, проникнувшись ее духом, слившись с нею, он показал только свое родство с нею, а не тождество». В основе произведения чисто лермонтовская позиция: невозможность для героя покориться произволу; герой отстаивает справедливость даже ценой собственной жизни.

Домашнее задание

Написать сочинение на одну из тем:

1.Сравнительная характеристика Кирибеевича и Калашникова.

2.Образ царя Ивана Грозного в поэме М.Ю. Лермонтова

Категория: Литература
03.03.2017 15:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!