СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемного диалога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология  проблемного диалога

 

      Технология  проблемного диалога  стало для меня ключом к успешной работе. При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания самостоятельно,   вместе ищут правильные пути решения проблемы,  обсуждая, находят правильный ответ.  Я  говорю детям, если они ошибаются  «Ты так думаешь, а кто думает иначе…». При этом я признаю право каждого ребёнка на самооценку, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности, формируя тем самым регулятивные УУД.

На своих уроках я чаще использую следующие приемы:

Прием 1. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Ставится вопрос  Почему так получилось? Чему должны научиться сегодня на уроке? Учащийся должен понять, что для выполнения задания  ему недостает  знаний, полученных раннее,   и возникает необходимость в поиске новых путей и способов действий.

       Прием № 2.Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим.

      Учащиеся выполняют здания двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.

1) Из числа 9 вычесть 4. К полученной разности прибавить 3:     9 – 4 + 3 = 8

2) К числу 4 прибавить 3. Из числа 9 вычесть полученную сумму:

                           9 – 4 + 3 = 2

Что вы замечаете? Почему получились разные ответы?

Какое действие выполняли первым? А вторым?

         Поиск решения проблемы ученики осуществляют в ходе специально организованного учителем диалога.

Различаются два вида диалога: побуждающий и подводящий.

        Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих  реплик, которые помогают работать ученику творчески. Учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

      Подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Этот диалог активизирует и развивает логическое мышление учеников.

        Проблемно-диалогическое обучение  развивает у обучающихся:

- способность к исследованию;

-способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия;

- способность принимать решения;

- способность осуществлять принятое решение;

- способность постоянно осваивать новые виды деятельности.

            Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют радость открытия детям.

             Складывается сотрудничество. Мы вместе идём по одному пути. В результате дети открывают и осваивают новое знание.  Проблемный  диалог на уроке создает живую атмосферу, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу. Технология проблемно-диалогического обучения становится сегодня приоритетным принципом образовательного процесса.

            Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.   Она обеспечивает качественное усвоение материала. Она развивает интеллект и творческие способности. Она воспитывает активную личность, при сохранении здоровья учащихся. Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, то есть её могут использовать учителя любых звеньев, от начальной школы до старших классов.

Технология проблемного диалога может быть использована в любой образовательной системе. Технология проблемного диалога - ключ к успеху в педагогической профессии. Осваивайте проблемный диалог. Это лучший способ  продуктивного развития наших учеников.

 

01.01.2015 19:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!