СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиционные и инновационные методы нравственного воспитания в семье.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционные и инновационные методы нравственного воспитания в семье.

Процесс становления личности - процесс сложный. Без союза с родителями учителю просто не обойтись. Задача совместной деятельности учителей и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований, применение единых методов воспитания. Остановимся на нравственном воспитании. Интерес к проблеме воспитания нравственных качеств, её острота не ослабевала никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально – экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально – нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план. Их место занял экран телевизора, компьютер, с которых в жизнь ребёнка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевной и нравственной чистотой.

Больно слушать, когда молодая мама говорит, что её трёхлетняя дочь с увлечение смотрит мультики по компьютеру в течение двух часов, а она в это время рассматривает журнал « Моды». А, у другой сын – первоклассник с удовольствием играет в « Гонки» и « Войнушки» весь вечер.

Серьёзную ошибку допускают те родители, которые бесконтрольно относятся к детским играм. Игры могут быть хорошими и плохими. Родители должны знать, Что компьютер может приносить пользу, а также и вред. Самое главное - больше уделять внимания сыну или дочери. Не надо обещать ребенку компьютерную игру как награду: “Вот сделаешь математику, пушу тебя к компьютеру”. Это только усилит тягу. Важно заранее оговорить, сколько и когда он может играть, и не идти у него на поводу, когда будет вымаливать еще полчасика. Детям до семи лет вообще нежелательно сидеть за компьютером. В порядке исключения можно позволять им 15-20 минут один-два раза в неделю. В 7-12 лет можно проводить у монитора 30 минут в день, в 12-14 - час, в 14-17 - полтора часа максимум. Длительные игры влияют на сон и психику: если долго играть, а потом лечь спать, то такой резкий переход чреват проблемами со сном – закрыв глаза, игрок будет видеть картины игры, которые мешают заснуть.

Использование компьютера принесёт пользу в воспитании и обучении, если подходить разумно к этому вопросу. Ребёнок должен играть в дидактические игры и строго соблюдать режим работы. В наше время без освоения компьютерных технологий невозможно прожить. И задача родителей помочь ребёнку без вреда здоровью осваивать первые азы работы на компьютере.

Сделать так, чтобы компьютер был друг, а не враг в воспитании ребёнка.

Нельзя забывать традиционные методы воспитания.

Основные традиционные методы нравственного воспитания – убеждение ( или разъяснение), упражнение (или приучение), поощрение, наказание.

Родители пользуются каждый из этих методов. Они в чём-то убеждают или разубеждают своих детей, стараются приучить их к порядку, режиму. Упражняют в поведении, которое, по их мнению, является правильным; пытаются отучить от нежелательных привычек. За хорошие поступки хвалят, поощряют, за плохое осуждают, наказывают. Воспитывают собственным примером, а также на примере других людей.

Вместе с тем опыт показывает, что слово взрослых порой не доходит до сознания ребёнка приучение не всегда даёт положительный результат. Самые строгие требования, запреты, наказания не достигают цели. И дети вырастают чёрствыми и эгоистичными. Следует задуматься, почему воспитательные усилия не всегда эффективны? Значит где – то ошибаемся.

Рассмотрим характерные ошибки в семейном воспитании и определим пути их исправления.

Первая ошибка заключается в том, что некоторые родители приступают к воспитанию детей с большим опозданием.

Старинная поговорка гласит, что воспитывать ребенка надо, пока он поперёк лавки ложится, а когда вдоль лавки ложится, то воспитывать уже поздно - надо перевоспитывать. В ней отражена народная мудрость - наблюдение за результатом воспитания множества поколений детей. Современные научные исследования только подтверждают результат этих наблюдений. Сегодня известно, что главные воспитательные усилия родителям следует прилагать в течение первых трех лет жизни ребенка, а затем нужно только поддерживать плоды своих трудов.

Первое, родители должны знать, что возраст от года до трех – это целая эпоха постепенно вводимых самоограничений для ребенка. Причем не тотальных, а именно разумных и обоснованных. Иными словами, ребенок учится в этом интервале времени "осуществлять свои потребности социально приемлемыми методами". Это культура еды, культура речи, культура общения и т.п. И самое страшное слово в это время – "он еще маленький". Да, малыш в период до года ограничен в каких-то действиях чисто физически: младенец не ходит, не говорит и все-таки не имеет той свободы, что годовалый ребенок. А в период от года до трех малыш постепенно обретает определенную свободу передвижений, действий, коммуникаций и т.п., - и вот тут очень важно научить его всеми этими свободами адекватно пользоваться. Так, чтобы у него не было проблем с социализацией.

И важно помнить, что к трем-пяти годам личность ребенка фактически сформировывается, и дальше уже с родительской стороны идет перевоспитание. А со стороны ребенка – накопление знаний на базе сформированной личности.

Ребёнка уже на первом году жизни надо приучать к режиму. Конечно, нелегко выдерживать режим, когда ребёнок мал. Но сделать позже это будет ещё труднее.

Во – вторых, ошибка родителей состоит в том, что они не уделяют должного внимания своевременному развитию речи ребёнка. Не приучают к вежливым словам. Когда малыш видит, что взрослые берегут его покой, понимают, считаются с его желаниями, увлечениями, он платит взрослым тем же. Он никогда не перебьёт разговор старших, если они сами не подадут примера, не будут врываться в его игру с всякими пустяками. Уметь увидеть в ребёнке человека, личность, уважать его человеческие достоинства – важнейшее педагогическое условие успешного воспитания в традиционных и инновационных методах воспитания.

Правило третье. «Будьте справедливы». Ребёнок обострённо чувствует несправедливость, поэтому, в своих воспитательных подходах, родитель обязан быть всегда справедлив по отношению к ребёнку.

Повседневное общение с детьми – это огромная школа воспитания. Каждое неумное, грубое слово отложится в памяти ребёнка. Всякий непродуманный поступок будет тут же скопирован. Многие ошибки воспитания – результат неразумной, слепой родительской любви.

Правило четвёртое. «Воспитывайте своим примером». Слова родителя должны соответствовать его поступкам. Если вы говорите ребёнку, чтобы он убирал за собой игрушки, а у вас у самих в жилище нет порядка, то ребёнок перестанет вам доверять и ваш авторитет в его глазах упадёт до 0. Если вы говорите ему, что курить плохо, а сами курите, то ребёнок примет ваш поступок, а слова проигнорирует.

Дети не должны видеть, что они - предмет особых забот, что им отдаётся лучший кусок. Ребёнок должен чувствовать и знать, что он – как все члены семьи. Дети задолго до школы привыкают требовать, ничего не отдавая взамен. Дети должны расти в атмосфере высоких моральных принципов: честности, справедливости, взаимопомощи, трудолюбия, душевной щедрости, уважении и почтении родителей.

Правило пятое. Правило «золотой середины». Ваша любовь к ребёнку должна органично сочетаться с требовательностью к нему. Если будет много любви – вырастет «кумир семьи». Это эгоистичный, самодовольный, с неадекватно-завышенной самооценкой, капризный, несамостоятельный, обидчивый, не способный к труду в жизни человек. И винить во всём он будет вас, даже ненавидеть. Если будет слишком много требовательности и недостаточно похвалы, то этим вы сформируете невротическую, с низкой самооценкой, нерешительную, боящуюся ответственности личность, которая, также, будет дезадаптирована в жизни. Только гармонично сочетая требовательность с похвалой, вы сформируете личность, удовлетворённую собой и своей жизнью.

Правило шестое. «Нет худшего в воспитании, чем противоречия». Если кто-либо из воспитателей требует, а другой снимает, отклоняет эти требования – это самое худшее. В этом случае ребёнок быстро научится ловчить, лгать, уклоняться от любых обязанностей. Итог – личность, уклоняющаяся от любой работы, но при этом имеющая большие претензии к жизни, другим людям («они обязаны»), желающая «всё иметь, но ничего не отдавать взамен». Такой человек имеет установку всех обманывать, плести интриги, «подсиживать». Рано или поздно, такая личность вступит в серьёзные противоречия с обществом, которое считает «лохами». А общество начнёт воспитывать такую личность довольно жёстко и вновь, - дезадаптация.

Правило седьмое. «Крик – проявление слабости». Ребёнок привыкает к крику и перестаёт на него адекватно реагировать. Кричащий теряет авторитет в восприятии ребёнка. Если ваши отношения с ребёнком дошли до вашего крика это убедительный признак того, что вы уже упустили многое и заслуживаете оценку за ваше воспитание «неуд». Хороший родитель не кричит, не унижает личного достоинства ребёнка, не бьёт по его самооценке, а ребёнок выполняет просьбу (даже не требование) родителя с первого обращения.

Правило восьмое. «Терпение и труд – всё перетрут». В воспитании. Как ни в какой другой семейной деятельности, особенно если «ребёнок трудный», - терпение родителя имеет решающее значение. Не можете проявлять терпение – работайте над собой, обращайтесь за психотерапевтической помощью, сбалансируйте себя и только потом продолжайте воспитание.

Правило девятое. «Труд – лучший инструмент воспитания». Приобщать ребёнка к труду необходимо с детства. Вначале это навыки самообслуживания, затем – помощь другим членам семьи. В 5 лет у ребёнка уже должны быть свои, закреплённые за ним, обязанности. Как «нельзя кашу маслом испортить», так нельзя навредить ребёнку, воспитывая в нём трудолюбие, естественно, если трудовая деятельность по силам ребёнку.

Многие родители совершают ошибку, когда размышляют примерно так: «Ещё наработается, когда вырастет, а сейчас пусть наслаждается беззаботным детством». В этой мысли два противоречия: одно это труд противопоставляется отдыху, игре, и второе – «пусть вырастет не приспособленным к труду, а потом на него как водопад свалится столько труда.». У хороших родителей труд и беззаботное, счастливое детство ребёнка – это две взаимообусловленные и составляющие одно целое.

Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой, и к родителям. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства – любовь и ненависть, - как сразу возникнет конфликт. Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Наказание – не столько метод воспитания, сколько перевоспитания. Нельзя детей наказывать трудом. Если ребёнок насорил, ему следует предложить собой убрать. Наказание такого рода могут вызвать отвращение к труду. Чем можно заменить наказание? Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей. Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки. Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется. Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока поступок повторится. Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.

Поощрение для ребёнка является своеобразным компасом, направляющим его поведение в нужное русло. Дети стремятся заслужить одобрение старших. Метод поощрения требует от родителей большой осторожности. Прежде всего, нельзя терять чувство меры и хвалить ребёнка по поводу каждого пустяка. Ни в коем случае нельзя поощрять детей ценными подарками и деньгами за хорошую учёбу. Доброе слово, ласковый взгляд, улыбка,, хорошее настроение родителей, ласковое прикосновение – вот что должно быть самой высокой наградой, самым желанным поощрением.

10.02.2016 18:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!