СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Ваш ребёнок скоро пойдет в школу. Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь?
Уровень речевого развития ребенка можно назвать одним из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе, поскольку речь служит средством не только приёма и переработки информации, но и совершенствования процесса мышления, в основе которого лежит коммуникативная готовность. И от того, как развита речь, зависят успехи ребёнка в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.
В школу приходят дети, которые имеют в своём словарном запасе от 3 до 7 тысяч слов. Очень важно, чтобы к началу обучения в школе ребёнок правильно произносил все звуки, мог проводить звуковой анализ, рифмовать, придумывать новые слова, правильно строить предложение, умел «с выражением» прочитать стихотворение, рассказать сказку, описать картинку или серию картинок, связать начало и конец рассказа или сказки. Однако следует заметить, что большое значение для развития речи имеет среда, в которой он растёт, требования окружающих к его речи и целенаправленная работа взрослых. Если ребёнок слышит речь неверную по артикуляции, грамматически неправильную, то он усвоит её в таком же виде и у него будет речь с такими же дефектами.
С целью определения состояния речевой деятельности будущих первоклассников, проводилась диагностика речевой готовности, где учитывались следующие параметры:
1. Беседа по вопросам:
- Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты живёшь? Где работают родители?
Какая у тебя любимая сказка?
2. Обследование связной речи:
- составление рассказа по серии сюжетных картинок (разложить их по
порядку и составить рассказ);
- пересказ прослушанного текста.
3. Предметный словарь:
- называние предметов и их частей: человек (шея, брови, лоб, ресницы, щёки,
ладонь, локоть, плечи, колени)
- обобщения: «Назови одним словом» платье, юбка, брюки - …(одежда);
- детёныши животных: «У кого кто?» у коровы- …, у свиньи- …, у овцы-…;
- профессии: Кто шьёт одежду? Кто готовит пищу? Кто стрижёт волосы?
4. Словарь признаков:
- подбор прилагательных к существительным:
Цыплёнок какой? Матрёшка какая? Яблоко какое? Цветы какие?;
- прилагательные, образованные от существительных: Чемодан из кожи, он
какой? Варежки из шерсти, они какие? Ваза из стекла, она какая?;
- употребление антонимов.
5. Глагольный словарь «Что делает?»:
- рыба (плавает), бабочка, змея, конь.
6. Грамматический строй речи:
- образование существительных во мн.ч.
в И. п: дом - дома, стул - стулья, ухо- уши;
в Р. п: один - дом, а много чего? – домов, звезда – звезд, ухо – ушей.
- употребление простых и сложных предлогов:
в, на, под, со, с, из, из-за, из-под, между;
- падежные конструкции: Чего много в лесу? Кого видел в цирке?
Чем ты смотришь? На чём катаются дети?
7. Состояние слоговой структуры слов:
- повторить слова: милиционер, перепорхнуть, кораблекрушение,
аквалангист…;
- предложения: Водопроводчик чинит водопровод.
Фотограф фотографирует детей.
8. Произношение и различение звуков.
9. Фонематическое восприятие:
- определи место звука в слове: 1-й, 3-й, последний. Сколько звуков в
слове?
- послушать и повторить слоги: та-да-та, ка-га-га, па-па-ба, кот-год-кот,
Том-дом-ком, бочка-почка, мышка-мишка, коза-коса;
10. Состояние артикуляционного аппарата.
11. Состояние общей и мелкой моторики.
12. Состояние психических и волевых процессов:
- контактность, внимание, память, усидчивость, работоспособность.
13. Заключение логопеда.
Обобщая данные обследования можно сделать следующие выводы: в основном состояние речевой деятельности детей соответствует возрасту. Дети активно пользуются всеми частями речи. Нередко в их рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.
Сложнее давалось составление рассказа по серии 4 сюжетных картинок, где ребенок должен правильно разложить картинки, оценить ситуацию и связными предложениями описать ее.
К сожалению, довольно часто дети, сюсюкают, картавят, неправильно произносят слова: велисапед, колидор, тубаретка, небель, коклета и т.д. В таких случаях необходимо поправлять ребенка, стараться давать ему образцы правильной речи и вызывать его на повторение.
Часто дети испытывают трудности при выделении на слух заданный звук в слове. Выделяя первый и последний звуки, многие затрудняются выделить звук, который находится посередине; не могут назвать детенышей животных: собаки (собачата, собачонки), свиньи (свинёнки), курицы (курочки), коровы (коровёнки), овцы (овчонки). Затрудняются в подборе антонимов (широкий – узкий, длинный – короткий), на все предложенные картинки отвечают большой – маленький.
Хотелось бы обратить внимание родителей на недостаточный уровень осведомленности некоторых детей по следующим важным аспектам:
- незнание отчества, имени родителей;
- места работы и должности родителей;
- даты своего рождения;
- времен года, времен суток.
У части детей встречаются недостатки произношения отдельных звуков, а правильное произношение – одна из сторон речевого развития. К сожалению, не все родители знают, что ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей при обучении письму и чтению.
К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки. Если у него отсутствует какой-либо звук (звуки) или искажает их, необходимо устранить все недостатки звукопроизношения еще до начала обучения в школе.
Если все перечисленные параметры в норме, кроме звукопроизношения, школьный логопед не занимается постановкой дефектных звуков. Основная задача школьного логопеда: выявить и работать с учащимися, имеющими нарушение письменной и устной речи, которые мешают им успешно усваивать общеобразовательные программы и пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей обучающихся.
Кроме всего сказанного при подготовке детей к развитию как устной, так и письменной речи большое значение имеет развитие мелкой моторики. Существует закономерность, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Лучше всего – лепить из пластилина, собирать конструктор, складывать мозаику, рисовать, составлять различные фигурки из пальцев.
Скороговорки являются эффективным средством развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.
Эффективным способом развития связной речи является рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня. Разучивание стихов способствует пополнению словарного запаса, развивается произвольная словесная память.
Известно, что речь ребенка развивается, прежде всего, в процессе общения с окружающими. Поэтому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребенок.
© 2017, Кошкина Светлана Сергеевна 862