СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Универсальное учебное проектирование (Universal instructional design)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одновременно с разработкой концепции UDL в институте в Бостоне создавалось второе направление: Универсальное учебное проектирование (UID).

UID не означает, что «костюмчик одного размера подходит всем», аподразумевает универсальный доступ к программам обучения, переосмысление методов преподавания для создания учебных программ, которые охватывают всех учащихся.

В отличие от UDL, UID содержит тактические принципы, которые дают педагогу ясные инструкции по работе в инклюзивных классах.

К сожалению, технологии UDL и методические материалы имеются в открытом доступе на многих языках, кроме русского – http://www.udlcenter.org/aboutudl/udlguidelines/downloads

UID направлен:

на разработку дидактических методов и стратегий;

реорганизацию системы образования и внедрение дидактического содержания и ресурсов на основе критерия доступности;

выбор адаптированных способов коммуникации и взаимодействия педагогов и обучающихся;

дидактическую поддержку педагогов.

Принципы UID решают поставленные задачи [14]:

создать доброжелательную, психологически комфортную среду в классе;

определить основные компоненты изучаемого материала

четко объяснить ожидаемые результаты;

обеспечить конструктивную обратную связь;

использовать естественную поддержку для обучения, в том числе технологий, чтобы расширить возможности для всех учащихся;

разработать методы обучения, учитывающие стили обучения, способности, способы познания, а также предыдущий опыт и опыт и знание;

создать несколько способов для студентов продемонстрировать свои знания;

способствовать взаимодействию между педагогами и учениками.

Рассмотрим эти принципы подробнее.

1. Первый принцип подразумевает необходимость проведения подготовительной работы еще до прихода учеников в класс:

тщательно продуманную тематику вопросов для бесед с учениками и манеру собственного поведения; привлечение учащихся к деятельности, способной изменить устоявшиеся стереотипы и предубеждения (например, предложить ученикам создать основные правила или кодекс поведения, которые помогут всем ученикам чувствовать, что они имеют право голоса в классе);

недопустимость выделения учеников по каким-либо признакам, а также формирование культуры признания личной ценности каждого ребенка в классе. Учителю полезно делиться с учениками своим собственным опытом.

2. Определение ключевых компонентов изучаемого материала, чтобы лучше сосредоточить на них внимание учеников. Понимание разницы между тем, что действительно является «необходимым» знанием по сравнению с тем, что преподаватель «предпочел бы» дать ученику в соответствии с программой, жизненно важно для эффективного проектирования методов обучения.

3. Поскольку основными маркерами эффективности обучения являются результаты, важно объяснить ученикам, что они должны усвоить, объяснить значение осваиваемых понятий. Все учащиеся должны иметь возможность обобщать изученное и включать его в новые связи и контексты.

4. Чтобы обеспечить конструктивную обратную связь, учителю нужно найти способы выявления усвоенных учениками знаний, с помощью которых все смогли бы продемонстрировать их как с использованием, так и без использования приспособлений: различные виды коммуникации, включая информационные технологии, учебные пособия, метод обсуждения в небольших группах [20].

5. Ученикам необходима помощь в выборе и применении вариантов воспроизведения освоенной информации, ее использования в новых ситуациях. Помимо мнемоправил (визуальных образов, перефразирований и пр.), можно применять контрольные списки и заметки (в том числе визуальные), электронные напоминания, инструкции с использованием визуальных средств, диаграммы.

6. Вариативность методов обучения с учетом индивидуальных способностей учеников обеспечивается с помощью встроенных опор и алгоритмов, когнитивных или метакогнитивных стратегий выбора и обработки информации, ее обобщения, классификации, вписывания в контекст и запоминание. Одним учащимся нравится работать самостоятельно, другие предпочитают работать в группе со своими сверстниками или получить помощь взрослого. Нет ни одного средства взаимодействия, которое было бы оптимальным для всех учащихся во всех контекстах, поэтому важно предоставить несколько вариантов взаимодействия. Экспериментирование, элементы проектной деятельности, в которой ученик может выбрать интересное именно ему, получить продукт в процессе совместной деятельности со сверстниками. – все это обеспечивает активное участие, формирование познавательных интересов и мотивов. Одна из целей обучения – развитие индивидуальных навыков саморегуляции. Гибкие, а не фиксированные группы позволяют ученику выполнять несколько ролей, дают возможность научиться эффективно работать с другими людьми.

7. Принцип выбора справедливого и понятного для учеников оценивания. Например, в виде презентации самостоятельно проведенного исследования, представления перечня использованных веб-ресурсов, устно или письменно, или в виде аудиофайла, созданных рисунков, коллажей, видео на YouTube, комиксов или диаграмм, в виде эссе, отчета по плану – ученику надо иметь возможность выбрать [9].

8. Принцип поощрения взаимодействия между педагогами и учениками. Подразумевает поощрение различных способов общения учеников друг с другом и с педагогом. Этому может способствовать постановка учителем вопросов и последующее их обсуждение в классе, групповая работа и общение через Интернет. Позитивно влияет на установление доверительных взаимоотношений рассказ педагога о себе, своих интересах, примеры из личного опыта. Затем можно предложить ученикам сделать то же самое – устно или письменно. Ученикам с ограниченными возможностями лучше вначале предложить индивидуальную встречу, чтобы обсудить имеющиеся проблемы, например, есть ли конкретные виды деятельности, которые вызывают трудности. Ученики могут сами подсказать варианты действий, которые им подходят [12].

Можно, наряду с традиционными формами оценки, проводить ее обсуждение детьми в классе, самооценки учеником своих достижений. Это помогает выделить слабые места в знаниях учеников, которые необходимо будет дополнительно проработать. Важно помнить, что оценка должна стимулировать ребенка на концентрацию усилий для улучшения результата, а не на фиксацию его знаний в сравнении со стандартом.

Взятые вместе эти 8 принципов, обеспечивают успешность действий любого педагога, стремящегося устранить структурные, организационные и когнитивные препятствия в классе.

«Инклюзивная школа» – это не организация, в которой написаны все адаптированные и индивидуальные образовательные программы. Это комфортная, персонализированная, доступная среда для всех детей, для педагогов, для родителей, т. е. то есть универсальная.

Руководящие принципы UDL – это не готовый «рецепт» жестких действий, а набор предложений, которые можно применять для уменьшения барьеров на пути к обучению и максимальной реализации возможностей всех учащихся. Они могут кооперироваться в разные сочетания в соответствии с конкретными целями обучения каждого ученика.

Нередко педагоги обнаруживают, что они уже включают некоторые аспекты этих руководящих принципов в свою практику, однако барьеры на пути к цели обучения все еще могут присутствовать. Руководящие принципы UID – это инструмент поддержки педагога при разработке целей, оценок, методов и материалов.

Использование стратегий обучения, ориентированных на универсальный педагогический дизайн, поможет продвинуться по пути создания условий, обеспечивающих раскрытие потенциала каждого ученика.

13.03.2022 12:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!