СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Эти упражнения помогут учителю создать у школьника уверенность, что грамматика не бездна правил, требующих зубрежки, а увлекательная наука о законах родного языка
Упражнение 1.
Решите звуковые "пропорции": К:Г = Т:?; Д:Т = Б:?; В:Ф = З:?; К:Т = Г:?; М:П = Н:?.
Ответ: К:Г = Т:Д; Д:Т = Б:П; В:Ф = З:С; К:Т = Г:Д; М:П = Н:Т.
Упражнение 2.
Укажите, сколько раз встречается звук Т в предложении: Документ подписан директором.
Ответ: Хотя буква Т в приведенном предложении встречается только два раза, но звук Т - три раза: он есть и слове подписан, где буква Д произносится как Т.
Упражнение 3.
Выберите из следующих слов отдельно слова с ударением на последнем слоге, с ударением на первом слоге, а затем все остальные.
Арбуз, верба, гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, компас, крапива, магазин,молодежь, ненависть, партер, портфель, предмет, процент, равенство, свёкла, сирота, статуя, столяр.
Упражнение 4.
Объясните, как написать частицу в помещенных ниже предложениях:
Это был (не) обычный, рядовой концетр.
Это был (не) обычный, особенный крнцерт.
Ответ: В предложениях рядовой - синоним к слову обычный и уточняет это слово, поэтому не обычный в первом предложении пишется отдельно. Особенный - синоним к слову необычный и уточняет это слово, поэтому необычный во втором предложении пишется слитно.
Упражнение 5.
Сколько Н пропущено в следующем отрывке из басни Крылова:
Предлинной хворостинной
Мужик Гусей гнал в город продавать;
И, правду исти.у сказать,
Не очень вежливо честил свой гурт гусиной.
А если бы после слова правду стоял дефис, сколько нужно писать Н в слове?
Ответ: У Крылова написано истинну, это - прилагательное с укороченным окончанием, вместо истинную. Если бы после правду был дефис, то истину было бы существительное.
Упражнение 6.
Найдите слово, от которого можно отнимать, начиная слева, одну букву за другой, и все будут получаться существующие в языке слова.
Ответ: Пример слова, от которого можно отнимать, начиная слева, одну за одной буквы и получать новое слово.
Потрубили - отрубили - трубили -. Можно предложить еще задание: разбить каждое из этих слов на значащие части, при этом обратить внимание на корни первых четерех слов.
Упражнение 7.
Прочитайте написанное:
Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3клеенку.
© 2019, Бородина Татьяна Валентиновна 496