СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнение для развития восприятия у детей младшего школьного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для тренировки скорости и точности восприятия ребенка младшего школьного возраста можно использовать таблицу с геометрическими фигурами различной формы.<Рисунок 1>

Задания школьнику: Постарайся как можно быстрее сосчитать: 1. колько раз встречается круг? 2. сколько раз встречается квадрат? 3. сколько раз встречается треугольник? 4. сколько раз встречается ромб? 5. сколько раз встречается прямоугольник? Время выполнения каждого задания можно фиксировать с помощью секундомера. Точность восприятия можно определить по формуле:

n N Х 100 %

n - количество фигур данного вида по результатам исследования; N - истинное количество фигур данного вида. Таблица может быть с набором букв, геометрических фигур разного размера, графическими изображениями.

2. Упражнение «Треугольники» для развития восприятия формы предметов. На рисунке изображены треугольники <Рисунок 2>

Вопрос к ребятам: Сколько треугольников изображено на рисунке?(32) Рисунки могут быть с разными геометрическими фигурами.

3. На развитие восприятия форм и мышления направлено следующее упражнение: «Что общее между геометрическими фигурами?» <Рисунок 3>

Ответы: А, Д, Е -состоят из трех элементов. В, Б, Г, Е - построены из прямых линий. А, Б, Е - прямоугольники. А, Д - пересекающиеся В, Г - по одному предмету. В, Д - округлые. В, Г, Е - заштрихованные.

4. Для развития восприятия геометрических фигур можно использовать следующие практические задания:

• составьте из 12 палочек 5 квадратов.

Далее задание ребенку:

• убери 4 палочки так, чтобы 2 квадрата осталось;и т.д.

Упражнения, направленные на развитие памяти детей.

Память человека устроена, как сосуд, но количество входящей и выходящей информации ограничено. Количество воспроизводимых слов составляет наиболее усвоенные знания, следовательно, увеличение их количества будет повышать уровень успешности обучения.

Игра «Слова» Направлена на развитие вербальной памяти детей младшего школьного возраста. Инструкция ребёнку: Запиши как можно больше слов, относящихся к теме: 1) школа, 2) математика, 3) осень, 4) этика и др. На каждую тему даётся 5 минут. Эту игру можно проводить в несколько приёмов, пред-лагая для работы школьникам по 2-3 слова.

2. Можно развивать слуховую память детей, используя методику 10 слов.(если 6 слов написали, память хорошо развита) «Воспроизведение рассказа» также можно использовать для развития памяти у младших школьников. Инструкция: Вам будет прочтён рассказ, прослушайте его внимательно, затем в течении 3 минут запишите основное содержание рассказа. Для развития логической, или смысловой памяти учащихся можно использовать следующие упражнения: Прочитать уч-ся три слова, объединённых по смыслу, при этом обратите внимание на логическую связь, существующую между словами. Например: лес-медведь-берлога Затем учитель читает вслух следующие 6 строк, по три слова в каждой. Прочитав вслух 6 строк, учитель предлагает школьнику карточку, на которой написаны лишь первые слова из каждой строки. Ребёнок должен дописать 2 3 слова в строке.

Игра «Запоминаем, рисуя» Ведущий заранее готовит список из 20 слов. Каждый из участников игры заранее готовит ручку и листок бумаги. Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трёх. За это время участники должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для за-поминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше слов тот и выиграл.

Упражнения для развития внимания детей младшего школьного возраста. «Найди отличия».

Для развития внимания младших школьников может быть рекомендован игровой тренинг.

Игра «Числа» Учащиеся встают в круг. Ведущий предлагает следующую игру: «Сейчас мы по очереди будем считать от1 до 30. Будьте внимательны, т.к. числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибается, выбывает из игры» Можно предложить другой вариант задания. Игру можно проводить не один раз.

Игра «Часы» В игре могут принимать участие 13 человек (из них один ведущий). Дети встают в круг. Ведущий предлагает им изображать циферблат больших часов, каждый ребенок стоит у определенного часа. Договариваются о том, где будут 12 часов. Один из участников игры встает в центре, он должен называть время. Ведущий объясняет участникам игры, что ребенок, стоящий там, где должна находиться часовая стрелка в это время, должен сделать один хлопок, а тот ребенок, который стоит там, где будет находиться минутная стрелка, должен сделать два хлопка. Тот из ребят, кто ошибается, становится в центр круга и будет называть время.

Игра «Поём вместе» Дети удобно устраиваются на своих местах. Ведущий предлагает хором спеть какую-нибудь песню. НАПРИМЕР, «Голубой вагон». Он объясняет, что надо делать при этом. Один хлопок — начинаем петь. Два хлопка — продолжаем петь, но мысленно. Один — хлопок — снова поем вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь не ошибется. Тот из ребят, кто ошибся, сам становится ведущим.

Игра «Кто внимательней и наблюдательней?» Один из ребят становится ведущим, он должен запомнить позы играющих, их одежду, затем выходит из комнаты. В это время играющие должны сделать 5 изменений в своих позах и одежде. Не у каждого игрока 5, а всего 5. После этого входит ведущий, он должен вернуть всех в исходное положение. Если ведущий нашел все 5 изменений, то у него хорошая наблюдательность и высокий уровень внимания. Каждый играющий должен побывать в роли ведущего.

Игра «Самый внимательный» Участники игры встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи в начале игры. На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибся, считаются победителями.

«Играем в считалки» Участники игры делятся на пары, становятся друг против друга. По команде ведущего каждая пара начинает считать от 1 до 100, причем один партнер произносит нечетные числа, а другой — четные. Рядом стоят такие же участники игры, и они так же считают. В такой обстановке считать трудно. Но участники игры должны стараться не сбиться. Побеждает та пара, которая быстрее сосчитает до 100.

Мышление

В качестве заданий развивающих логическое мышление на уроках математики (кроме материала учебника), не выделяя группы обучения (1-3 классы) предлагаю задания на: I.Выделение признаков предметов 1.Из каких цифр состоит число: 27? 2.С какой цифры начинаются числа:14,18,25,46,37,56? 3.Какую форму имеет фигура? 4.Назовите какие-нибудь три признака этой фигуры. 5.Укажите признаки чисел: 2,24,241 6.Назовите признаки треугольника, квадрата, пятиугольника. 7.Укажите признаки чисел: 5, 55, 555. 8.Назовите признаки следующей геометрической фигуры: 9.С какой цифры начинаются числа: 21,215,23,242? 10.Почему данная фигура называется треугольником? II. Узнавание предметов по заданным признакам. 1.Какой предмет обладает одновременно следующими признаками: а) имеет 4 стороны и 4 угла; б) имеет 3 стороны и 3 угла. 2.Сколько у фигуры вершин, из скольких отрезков она состоит? Как называется эта фигура? 3.Вставьте пропущенные числа: а)5,15,…35,45; б)34,44,54…,…,84; в)12,22,…,42,52,…72; г)6,12,18,…30,36,…; и т.д. 4.Какие числа пропущены в примерах? а)15+5х2=25 б)15+5х4=35 в)15+5х…=… г)15х5х…=… д)15+5х…=… 5.Какие числа пропущены в следующих примерах? а)12+12:2=18 б)12+12:3=16 в)12+12: …=… г)12+12: …=… и т.д. III.Формирование способности выделять существенные признаки предметов: 1.Треугольник (углы, стороны, чертеж, фанера, картон, площадь) Ответ: (Углы, стороны). 2.Куб(углы, чертеж, камень, сторона) Ответ: (углы, сторона) Существенные признаки – это такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных. IV.Сравнение двух или более предметов: 1.Чем похожи числа? а)7 и 71 б)77 и 17 в)31 и 38 г)24 и 624 д)3 и 13 д)84 и 754 2.Чем отличается треугольник от четырехугольника? 3.Найдите общие признаки у следующих чисел: а)5 и 15 б)12 и 21 в)20 и 10 г)333 и 444 д)8 и 18 е)536 и 36 4.Прочитайте числа каждой пары. Чем похожи они и чем отличаются? а)5 и 50 б)17 и 170 в)201 и 2010 г)6 и 600 д)42 и 420 е)13 и 31 5.Даны числа: 12,16,20,24,28,32. Чем похожи эти числа? Чем они отличаются? 6.Чем отличается четырехугольник от пятиугольника? V. Классификация предметов и явлений. В качестве предмета усвоения выступает само действие классификации, когда учащемуся приходится самостоятельно разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков. 1.Дан набор квадратиков – черных и белых, больших и маленьких. Разложить квадраты на такие группы: а) большие и белые квадраты; б) маленькие и черные квадраты; в) большие и черные квадраты; г) маленькие и белые квадраты. 2.Даны кружки: большие и маленькие, черные и белые. Они разделены на 2 группы: По какому признаку разделены кружки: а) по цвету; б) по величине в) по цвету и величине (правильный ответ). 3.Даны два пересекающихся круга в прямоугольнике. В них помещены треугольники, большие и маленькие, черные и белые. Задание: а) покажи, где лежат большие белые треугольники; б) покажи, где лежат маленькие белые треугольники; в) покажи, где лежат большие черные треугольники; г) покажи, где лежат маленькие черные треугольники.

Игры и упражнения для развития воображения

1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2.Игра - упражнение «Три краски».

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Упражнение «Волшебные кляксы».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Упражнение «Волшебная ниточка».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Игра – «Неоконченный рисунок».

Цель: развитие творческого воображения.

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Упражнение «Волшебники».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. Упражнение «Танец».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д.)

8.Упражнение «О чем рассказала музыка».

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

9. Игра «Что это такое?»

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

10. Игра «Камешки на берегу».

Цель:учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

(восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания

19.11.2016 19:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!