СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок 29. Индукция электрического тока. Правило Ленца
Цель: познакомить учащихся с явлением электромагнитной индукции.
I. Повторение. Беседа
1. В чем заключается гипотеза Ампера?
2. Что такое магнитная проницаемость?
3. Какие вещества называют пара- и диамагнетиками?
4. Что такое ферромагнетики?
5. Что такое ферриты?
6. Где они применяются?
7. Откуда известно, что вокруг Земли существует магнитное поле?
8. Где находятся Северный и Южный магнитные полюса Земли?
9. Какие процессы происходят в магнитосфере Земли?
10. Какова причина существования магнитного поля у Земли?
Эксперимент 1
Магнитную стрелку на подставке поднесем к нижнему, а затем к верхнему концу штатива. Почему стрелка поворачивается к нижнему концу штатива с любой стороны южным полюсом, а к верхнему концу - северным полюсом.
(Ответ: Все железные предметы находятся в магнитном юге Земли. Под действием этого поля они намагничиваются, причем нижняя часть предмета обнаруживает северный магнитный полюс, верхняя - южный.)
Эксперимент 2
В небольшой корковой пробке сделайте небольшой желобок для пуска проволоки. Пробку опустите в воду, а сверху положите проволоку, располагая ее по параллели. При этом проволока вместе с пробкой поворачивается и устанавливается по меридиану. Почему?
(Ответ: Проволока была намагничена, и устанавливается в поле Земли, как магнитная стрелка.)
II. Изучение нового материала
Между движущимися электрическими зарядами действуют магнитные силы. Магнитные взаимодействия описываются на основе представления о магнитном поле, существующем вокруг движущихся электрических зарядов. Электрические и магнитные поля порождаются одними и теме же источниками - электрическими зарядами. Можно предположить, что между ними есть связь. В 1831 г. М. Фарадей подтвердил это экспериментально. Он открыл явление электромагнитной индукции.
Эксперимент 1
Гальванометр подсоединим к катушке и будем выдвигать из нее магнит постоянный.
Наблюдаем отклонение стрелки гальванометра - появился ток (индукционный).
Ток в проводнике возникает, когда проводник оказывается в области действия переменного магнитного поля.
Переменное магнитное поле Фарадей представлял как изменение числа силовых линий, пронизывающих поверхность, ограниченную данным контуром. Это число зависит от индукции В магнитного поля, от площади контура S и его ориентации в данном поле.
Ф = ВS cos α - магнитный поток. Ф [Вб] Вебер.
Индукционный ток может иметь разные направления, и зависит его направление от того, убывает или возрастает магнитный поток, пронизывающий контур. Правило, позволяющее определить направление индукционного тока, было сформулировано в 1833 г. Э. X. Ленцем.
Эксперимент 2
В легкое алюминиевое кольцо вдвигаем постоянный магнит, кольцо отталкивается от него, а при выдвигании - притягивается к магниту.
Результат не зависит от полярности магнита. Отталкивание и притяжение объясняются возникновением в нем индукционного тока.
При вдвигании магнита магнитный поток через кольцо возрастает: отталкивание кольца при этом показывает, что индукционный ток в нем имеет такое направление, что вектор индукции его магнитного поля противоположен по направлению вектору индукции внешнего магнитного поля.
Правило Ленца: Индукционный ток имеет всегда такое направление, что его магнитное поле препятствует любым изменениям магнитного потока, вызывающим появление индукционного тока.
© 2017, АСЕЕВ ИГОРЬ ГРИГОРЬЕВИЧ 477