СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 29. Индукция электрического тока. Правило Ленца

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 29. Индукция электрического тока. Правило Ленца

Цель: познакомить учащихся с явлением электромагнитной индукции.

Ход урока

I. Повторение. Беседа

1. В чем заключается гипотеза Ампера?

2. Что такое магнитная проницаемость?

3. Какие вещества называют пара- и диамагнетиками?

4. Что такое ферромагнетики?

5. Что такое ферриты?

6. Где они применяются?

7. Откуда известно, что вокруг Земли существует магнитное поле?

8. Где находятся Северный и Южный магнитные полюса Земли?

9. Какие процессы происходят в магнитосфере Земли?

10. Какова причина существования магнитного поля у Земли?

Эксперимент 1

Магнитную стрелку на подставке поднесем к нижнему, а затем к верхнему концу штатива. Почему стрелка поворачивается к нижнему концу штатива с любой стороны южным полюсом, а к верхнему концу - северным полюсом.

(Ответ: Все железные предметы находятся в магнитном юге Земли. Под действием этого поля они намагничиваются, причем нижняя часть предмета обнаруживает северный магнитный полюс, верхняя - южный.)

Эксперимент 2

В небольшой корковой пробке сделайте небольшой желобок для пуска проволоки. Пробку опустите в воду, а сверху положите проволоку, располагая ее по параллели. При этом проволока вместе с пробкой поворачивается и устанавливается по меридиану. Почему?

(Ответ: Проволока была намагничена, и устанавливается в поле Земли, как магнитная стрелка.)

II. Изучение нового материала

Между движущимися электрическими зарядами действуют магнитные силы. Магнитные взаимодействия описываются на основе представления о магнитном поле, существующем вокруг движущихся электрических зарядов. Электрические и магнитные поля порождаются одними и теме же источниками - электрическими зарядами. Можно предположить, что между ними есть связь. В 1831 г. М. Фарадей подтвердил это экспериментально. Он открыл явление электромагнитной индукции.

Эксперимент 1

Гальванометр подсоединим к катушке и будем выдвигать из нее магнит постоянный.

Наблюдаем отклонение стрелки гальванометра - появился ток (индукционный).

Ток в проводнике возникает, когда проводник оказывается в области действия переменного магнитного поля.

Переменное магнитное поле Фарадей представлял как изменение числа силовых линий, пронизывающих поверхность, ограниченную данным контуром. Это число зависит от индукции В магнитного поля, от площади контура S и его ориентации в данном поле.

Ф = ВS cos α - магнитный поток. Ф [Вб] Вебер.

Индукционный ток может иметь разные направления, и зависит его направление от того, убывает или возрастает магнитный поток, пронизывающий контур. Правило, позволяющее определить направление индукционного тока, было сформулировано в 1833 г. Э. X. Ленцем.

Эксперимент 2

В легкое алюминиевое кольцо вдвигаем постоянный магнит, кольцо отталкивается от него, а при выдвигании - притягивается к магниту.

Результат не зависит от полярности магнита. Отталкивание и притяжение объясняются возникновением в нем индукционного тока.

При вдвигании магнита магнитный поток через кольцо возрастает: отталкивание кольца при этом показывает, что индукционный ток в нем имеет такое направление, что вектор индукции его магнитного поля противоположен по направлению вектору индукции внешнего магнитного поля.

Правило Ленца: Индукционный ток имеет всегда такое направление, что его магнитное поле препятствует любым изменениям магнитного потока, вызывающим появление индукционного тока.

Категория: Физика
16.12.2017 20:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!