СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 44. Обобщающий урок по теме «Электромагнитные волны»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 44. Обобщающий урок по теме «Электромагнитные волны»

Цель урока: повторить теоретические вопросы темы «Радиоволны» и на примере школы продемонстрировать возможности средств связи.

Оборудование: технические средства: магнитофон, рация (переносная радиостанция), переговорное устройство, телевизор, видеофильм «Средства связи», радиомикрофон, спутниковая антенна (на крыше школы).

Ход урока

Учитель. Здравствуйте, сегодня мы подведем итоги темы «Радиоволны». Еще раз повторим свойства радиоволн и их применение в средствах связи на примере нашей школы, углубим прикладные знания. Вначале в течение 10 мин проведем физический диктант на 2 варианта: вопросы 1-го варианта читает женский голос, 2-го - мужской. По окончании диктанта два ученика проверят его, ставя «+» и «-» в зависимости от правильности ответа.

Физический диктант

Вариант 1

1. Что представляет собой электромагнитная волна? С какой скоростью она распространяется в вакууме?

2. Чем различаются устройства, изображенные на рис. а и б? Кто первым предложил открытый колебательный контур и для чего? (Рисунок на доске.)

3. Изобразите схематически (на доске оси изображены заранее) графики:

а) колебаний низкой частоты; б) модулированных по амплитуде колебаний; в) незатухающих колебаний высокой частоты.

4. Какими свойствами электромагнитных волн объясняется, что:

а) в радиолокации используют электромагнитные волны сверхвысокой частоты? б) для охвата телевидением (диапазон ультракоротких волн) большой территории необходимы густая сеть передатчиков (ретрансляторов) и высокие приемные антенны?.

5. Решите задачу (условие кратко написано на доске): на какую длину волны настроен колебательный контур приемника индуктивностью 0,2 мГн, если максимальная сила тока в контуре 0,1 А, а максимальное напряжение на конденсаторе 200 В?

Вариант 2

1. Дайте определение электромагнитных колебаний. Приведите примеры.

2. Какие функции в приемнике А. С. Попова (рисунок на доске) выполняют устройства I, II, III, IV?

3. Изобразите схематически графики:

а) модулированных колебаний, возбуждаемых электромагнитной волной в приемной антенне радиоприемника; б) - этих же колебаний после прохождения через детектор приемника; в) этих же колебаний после прохождения через телефон.

4. Какими свойствами электромагнитных волн объясняется, что:

а) радиоприемник перестает работать, когда автомобиль проезжает по тоннелю или под мостом? б) излучение, используемое при радиолокации, имеет острую направленность?

5. Решите задачу (условие кратко написано на доске): в радиоприемнике используется катушка индуктивностью 50 мГн; какой емкости должен быть конденсатор, чтобы приемник мог принимать радиостанцию, работающую на частоте 545 кГц?

Ответы:

Вариант 1

1. Электромагнитная волна - распространяющееся в пространстве переменное электромагнитное поле, с = 3 · 108 м/с.

2. а) закрытый колебательный контур, который почти не излучает электромагнитную волну; б) открытый колебательный контур (одна пластина конденсатора представлена антенной, другая - землей); Г.Герц, для излучения электромагнитных волн.

4. а) [Чем меньше длина волны, тем более мелкий объект можно обнаружить, т. к. тем большая доля падающей энергии будет от него отражаться. - Ред.]; б) УК волны распространяются в пределах прямой видимости.

5.

Вариант 2

1. Периодические изменения силы тока, напряжения, напряженности электрического поля и индукции магнитного поля. Например, изменение заряда на конденсаторе, переменный ток, колебания Е и В в электромагнитной волне.

2. I - антенна, для приема волн; II (когерер, для замыкания цепи реле звонка, т. е. для подачи звукового сигнала о приходе электромагнитной волны; III - заземление, для увеличения дальности приема; IV - катушка индуктивности контура, для обеспечения избирательности приема).

4. а) поглощением; б) интерференцией.

5.

Сообщения учащихся о средствах связи, имеющихся в школе

♦ Кабельное телевидение (видеомагнитофон, спутниковое ТВ, видеокамера)

Система кабельного телевидения (см. рис. 26) предназначена для показа учебных видеофильмов в классах. Источником сигнала может быть видеомагнитофон, видеокамера или приемник системы спутникового телевидения. Если входной видеосигнал представляет собой изображение в системе PAL, он подается на транскодер и там преобразуется в систему SECAM, для того чтобы обеспечить цветное изображение. Далее сигнал подается на модулятор, который преобразует НЧ видеосигнал в ВЧ сигнал частотой 77,25 МГц (это соответствует 3-метровому каналу). Сигнал усиливается и по коаксиальному кабелю подается на приемники, расположенные в классах. (Демонстрируется фрагмент из видеофильма «Средства связи».)

♦ Спутниковое телевидение. Это вид связи, когда радиоволны передаются через спутник. Параболическая антенна диаметром 2,5-3 м позволяет осуществлять наиболее качественный прием сигналов от спутника, находящегося на геостационарной орбите. А сигнал на спутник поступает с нескольких телецентров Европы и Азии. К параболической антенне подключен конвертор, преобразующий высокочастотные (11 ГГц) спутниковые сигналы в ток частотой 1000 МГц. Непосредственно после конвертора следует тюнер. Тюнер настраивается на частоту той или иной станции и имеет два выхода: низкочастотный и высокочастотный. Через низкочастотный выход тюнер подключается непосредственно к телеприемнику. Высокочастотный сигнал как более мощный идет на транскодер, преобразующий системы кодирования PAL®SECAM. К транскодеру подключается модулятор, преобразующий ВЧ сигнал в сигнал телевизионной частоты. К модулятору можно подключить как один, так и несколько телевизоров, независимо от системы их кодирования (PAL, SECAM). (Демонстрируется фрагмент передачи из Германии, полученный с помощью спутникового телевидения.)

♦ Переносная радиостанция. При проведении спортивных соревнований, ремонте крыши, мероприятиях по ремонту и профилактике устройств кабельного телевидения используется переносная радиостанция. (Ребята демонстрируют ее работу: один ученик в классе, другой из библиотеки - рассказывают об имеющейся литературе о средствах связи.)

Радиомикрофон представляет собой комплекс, в который входят приемное устройство и собственно радиомикрофон, в качестве которого используется маломощный передатчик. Микрофон преобразует механические колебания звуковой частоты в низкочастотный электрический сигнал, затем этот сигнал усиливается в микрофоне же и поступает на модулятор; в модуляторе ВЧ сигнал модулируется по амплитуде НЧ сигналом и поступает на антенну. Антенна излучает высокочастотные модулированные колебания. Радиомикрофон нашей школы имеет два передатчика, работающих с небольшим разбросом частот, каждый мощностью 50 мВт и дальностью передачи 100 м. В качестве источника питания радиомикрофона можно использовать элемент типа «Крона» с напряжением 9 В, рабочей полосой частот от 168 до 216 МГц. Такие микрофоны можно использовать при проведении концертов, шоу-программ, в том числе и в нашей школе, например, в программе «Как стать звездой». (Демонстрируется действие микрофона: ученица читает стихи.)

Целый мир охватив от земли до небес,

Всполошив не одно поколенье,

По планете шагает научный прогресс.

Что стоит за подобным явлением?

Все запутано в наш оглушающий век,

Разбираться в истории будем!

Что важнее всего на Земле - Человек!

Нам открыты пути, нам шагать далеко.

Мы в ответе за все перед вечностью,

Все зависит от рук человечества.

Учитель выставляет оценки за диктант, оценивает сделанные сообщения, разбирает ошибки, благодарит всех за работу.

Категория: Физика
16.12.2017 20:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!