СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ОРКСЭ. "Православная молитва".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа МБОУ СОШ №44

Конспект урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

МОДУЛЬ

«Основы православной культуры »

Тема урока: «Православная молива»

Учитель:

Красикова Лариса Борисовна

МБОУ СОШ №44

п.Юганец

2014-2015 учебный год

Цель урока знакомство с православным отношением христиан к Богу.

Основные понятия:

«насущный»,

«искушение»,

«небеса».

Вы узнаете:

- что такое православие;

- что значит слово «благодать»;

- кто такие святые;

- о молитве «Отче наш».

Ресурсы:

1. Интернет – ресурсы;

2. Слайдовая презентация;

3. Выставка книг;

4. Репродукции картин;

5. Учебник, тетрадь.

Задачи урока:

Обучающая: узнать значение и связь слов «православие», «молитва», «благодать», «святые»; познакомиться с видами молитвы

Развивающая: усвоить разницу понятий «молить», «требовать» и «приказывать».

Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Знакомство с темой и целью урока.

3. Работа с понятиями.

4. Комментированное чтение из учебника.

5. Актуализация полученных знаний.

6. Инсценирование притчи.

7. Работа над рассказом.

8. Работа над молитвой.

9. Выполнение задания.

10. Закрепление основных понятий урока.

11. Рефлексия.

12. Подведение итогов урока.

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся.

Доска разделена на две части:на одной написано: материальные просьбы, на второй – духовные.

Ход урока:

Вопросы для повторения:

1. Почему верующие люди называют природу Божиим творением?

2. Если ли и какая связь понятий «Творец мира» и «Божья тварь»?

3. Как вы считаете, перестал ли заботиться Бог о мире после того, как его сотворил?

4. Как вы считаете, проявляется ли любовь Бога в жизни отдельного человека? В чем?

Вопрос учителя, пробуждающий интерес к теме:

Представим себе ситуацию, что вдруг появился добрый волшебник, который мог бы исполнить по одному вашему желанию. Что бы вы попросили?

Ученики высказываются, учитель записывает их пожелания в соответствующей части доски. Если духовных желаний мало, учитель стимулирует их формулировку вопросами: «А не хотели бы вы сделать что-нибудь доброе кому-нибудь другому?» и т.д., можно вспомнить сказку «Цветик – семицветик», можно вспомнить, что часто люди совершают подвиги и даже жертвуют жизнью для того, чтобы их имя осталось в веках.

Учитель:

Волшебники существуют только в сказках. Но верующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог. Обращение к Богу называется молитва.

2.Сообщение темы и цели урока. Слайд 1

- Тема сегодняшнего урока « Православная молитва».

Запишите её в тетрадь.

- Как вы понимаете тему урока?

Цель нашего урока: Осмысление значения

для христиан молитвы « Отче наш».

- Сегодня на уроке вы узнаете:

- что такое православие;

- что значит слово «благодать»;

- кто такие святые;

- о молитве «Отче наш».

3.Словарная работа. Слайд 2

- Как вы понимаете слово п р а в о с л а в и е?

Прочитайте по учебнику 1 абзац.

( Оно означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться).

Православные люди называют Бога своим Господом.

Поэтому к Богу они обращаются не с требованием, а с мольбой.

Каждый верующий может беседовать с Богом через молитву.

- Что вы представляете себе, когда слышите слово м о л и т в а?

- Из 2 абзаца выпишите определение слова молитва.

Что такое молитва?

Молитва– это живая связь человека с Богом. Слайд 3,4

- Какие другие слова вы поместили бы с ним в 1 ряд?

Запишите в тетрадь.

Какие это слова?

- Какие молитвы вы знаете?

Есть молитвы перед выходом из дома, Календарь молитвы на начало всякого доброго дела, молитва перед вкушением пищи и другие. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успехаАудиозапись «Богомолица»

- А кого называют святые? Прочитайте в учебнике.

4.Знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Молитва».

- Многие великие русские поэты, художники, композиторы обращались к теме «православия».

- Послушайте стихотворение Лермонтова «Молитва».

- Молитва противоположна магии. Слайд 5

Во всех мировых религиях это считается опасным путём.

Существуют сборники православных молитв:

-толковый православный молитвослов;

-православные молитвы на каждый день.

5.Составление кластера. Слайд 6, 7,8

- У православных людей есть 3 вида молитвы.

Прочитайте по учебнику, как они называются.

Запишите их в тетрадь.

6. Работа в группах.

- Каждый из вас прочитает 1 вид молитвы и постарается о нём рассказать.

7.Молитва – просьба «Подай, Господи».

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха.

Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности. Это просьба о защите.

Есть и просьба о духовных дарах: верующий просит у Бога прибавления ума и любви.

Инсценирование притчи «О нерадивом судье». - Посмотрите инсценирование притчи «О нерадивом судье»

и подумайте: «Какова основная мысль притчи?» Притча

8.Молитва – благодарение. Чтение «О,Боже…»

Более редкая молитва – благодарение. Редкая потому, что люди чаще просят, чем благодарят. Получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в людей отношениях с Богом.

9.Молитва – славословие.

Это – самая высокая молитва.В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: «Аллилуйя!» («Слава Богу»).

Есть и еще один вид молитв – покаянные. Это когда человек осознает, что не всегда действует по совести, раскаивается в этом и просит Бога милости.

О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?

А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

Про себя (это будет твой секрет (!) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?

Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?

Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?

10.Знакомство с молитвой «Отче наш».Слайд 9- 17

- Послушайте главную молитву. Её называют Молитва Господня. Аудиозапись.

- Кто её передал людям? (Её дал людям Сам Господь Иисус Христос). Именно этой молитве Иисус Христос научил своих учеников, поэтому для православного христианина, взрослого или маленького, она самая главная.

11.Чтение статьи учебника.

Отче – «отец».

Иже – «который».

Еси – «ты есть»….

На небесех – «на небесах».

12.Задание.

Да святится имя Твое - свято, дорого.

Да придет Царствие Твое - любовь царит в сердце.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли - человек доверяет Богу.

Насущный - необходимый.

Долги наша - прощение.

Искушение - выбор в ситуации.

Лукавый - лживый.

(Этот материал для учителя, некоторые моменты можно кратко дать учащимся.)

Если у детей возникнет вопрос о сокращенных словах под титлами: титла – в церковнославянском письме специальные надстрочные знаки сокращения. Под титло подводится слово тогда, когда оно относится к лицам и предметам священным, почитаемым. Те же самые слова, но относящиеся к обыкновенным именам, предметам и понятиям, в особенности же к языческим, пишутся без титла.

Первое слово этой молитвы – «Отче». Это хорошо нам знакомое слово «отец». Но в древнем церковном славянском языке был звательный падеж. Так слово отец в звательном падеже становилось «отче». В русском языке только слова «Бог» и «Господь» сохранили эти старые формы звательного падежа («Боже!» и «Господи!»).

Бог именуется Отцом потому, что это по-семейному теплое и простое обращение.

Слово «иже» означает «который».

«Еси» - значит «ты есть».

«На Небесех», то есть на «Небесах». Это не то небо, по которому плывут облака и на котором видны звезды. В молитвах Небо – это указание на Бога или на тех самых ангелов, которые пришли на помощь Герде. Выражение «Небесный Отец» уточняет, к какому именно Отцу обращается молящийся: не к земному, давшему ему тело, а к Небесному, Творцу его души.

«Да святится имя Твое». Здесь человек говорит, что имя Бога для него свято, то есть чрезвычайно дорого.

«Да приидет Царствие Твое». Человек говорит Богу: «Пусть Твоя любовь и Твой мир царят в моем сердце, я готов исполнять Твою волю».

«Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли». Человек доверяет Богу: «Ты, Боже, знающий все лучше меня, исполни Свой замысел обо мне и обо всем мире!».

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Днесь – «сегодня». Хлеб это еда. Но в слове насущный приставка «на» означает «сверх» и указывает, что молитва просит о чем-то большем. На-сущный хлеб – то, что поддерживает не только тело, но и душу. Другое значение слова насущный – необходимый; то, без чего нельзя прожить и дня.

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Это не о денежных долгах. Человек просит простить его, и для этого сам прощает тех, кто был виноват перед ним.

«И не введи нас во искушение». Искушение – когда тебе хочется сделать что-нибудь плохое. Это выбор в ситуации, когда не совпадают легкое и правильное, доброе и выгодное, честное и удобное. Значит, молящийся просит, чтобы таких случаев, когда он может ошибиться и выбрать зло, было поменьше в его жизни.

«Избави нас от лукаваго». Лукавый значит «лживый»; здесь это обозначение зла и злого духа («тролли» в сказке Андерсена). Это просьба о защите от зла. Зло надо отталкивать от себя, не позволять себе даже в мысли и в мечте согласиться с ним.

13.Дополнительное задание.

- Вспомни одну хорошо известную сказку, где слова «Отче наш» помогли одержать победу одной маленькой девочке Герде над могущественными злыми силами.

- Как называется эта сказка?

- Кто главные герои сказки?

- Кто её автор?

- В какой стране жил Андерсен?

- Какие ещё сказки Андерсена вы знаете? Выставка

Все, конечно, вспомнили сказку Андерсена «Снежная королева».

Мы все её знаем.

Но всё ли мы в ней понимаем?

14.Финал сказки. Слайд18

В финале сказки Герда на пороге Ледяного дворца.

«Навстречу ей нёсся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба – небо было совсем ясное, и на нём пылало северное сияние.

Герда принялась читать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман.

Туман этот всё сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки.

Когда Герда окончила молитву, вокруг неё собралось целое ангельское войско.

- Какое же слово в конце концов составилось из льдин?

- Чем же искушала Кая Снежная Королева?

- Чем вам кажется странным обещание подарить «весь мир и новые коньки?»

- Чего не хватало прекрасному дворцу Снежной Королевы? (Любви и радости, игры и веселья).

Герда это принесла с собой.

15.Рефлексия. Волшебные сундучки.

- Как вы думаете, знания, полученные на этих уроках вам пригодятся в жизни или нет?

Дети выходят из класса, опуская листочки со своими именами в три волшебных сундучка:

-было интересно (узнал много нового);

- было не очень интересно ( узнал не очень много);

-было не интересно (не узнал ничего нового).

16.Итог урока.

- В чём состоит значение православной молитвы в христианстве?

Проведи линии соответствия:

Благодарственные молитвы «Господи, помилуй!»

Просительные молитвы «Слава Богу!»

Покаянные молитвы «Подай, Господи!»

«Аллилуя!»

17.Домашнее задание.

1)Есть выражение «знать как Отче наш, то есть очень твердо и точно. Спросите у родителей, что, по их мнению, вы должны знать, как «Отче наш».

2) Нарисуйте иллюстрацию к сказке «Снежная Королева».

3)Как вы думаете, можно ли прожить без испытаний и трудностей. Зачем они посылаются людям?

15.11.2015 18:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!