СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие на тему "Депортация ингушского народа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: «Черный февраль 1944 года».

Цели :

Образовательная: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками ранее,

закрепление учащимися понятий “депортация”, “реабилитация”, «геноцид»;

раскрытие сущности геноцида, проводимого против народов,

Воспитательная: научить сопереживать, воспитание граджанско-патриотических качеств, гордости за свой народ;

Развивающая: развивать умения размышлять, делать выводы;

умение вести дискуссию.

Материально-техническое обеспечение:

1) компьютер и проектор

2) презентация

3) композиция песен

СЦЕНАРИЙ Общешкольного мероприятия посвященной депортации ингушского народа

«Iаьржа кхаьра» -«Черная среда»

1 ВЕД.«СВЯТАЯ ПРАВДА СЕРДЦУ ПОВЕЛЕЛА СКАЗАТЬ О БОЛИ, ЧТО НЕ ОТБОЛЕЛА….» 2 ВЕД.ТРИНАДЦАТЬ ЛЕТ НЕ ВЫЧЕРКНУТЬ ИЗ ЖИЗНИ, ОНИ ПОДОЛЬШЕ, ЧЕМ ТРИНАДЦАТЬ ДНЕЙ»

Ведущий 1. Де дика хилла шун тха хьмсара хьящи, хехархой, дешархой.Вайна массарашта ховш а довзош а да ер ди 23-г1а февраль.Х1ара шера кердадаккха, дувца безам боаг1а вай даьша сибарег1а даьккхача 13 шерах лаьца.К1изал а, шелал а, моцал а цхьана лайнай вай къамо. Бакъда Сталина къизала вай къам кагде мегадац. Саг ший деналах вохац фуннаг1а т1акхаьчача, дехадац вай къам из деррига цхьана деча а. - ^ ' Ведущий 2: Добрый день уважаемые гости, учителя и учащиеся! Наше мероприятие посвящено 79 –й годовщине депортации ингушского народа. ВЕДУЩИЙ I: Февраль сорок четвертого года. Его последние уходящие дни навсегда запечатлелись в памяти ингушского народа как начало неслыханно горестной поры в его истории. Ведущий1 Сегодня мы постараемся коротко рассказать о депортации нашего народа. Вед2 1944 г. 23 февраля, на рассвете в дом чеченцев и ингушей стали ломиться солдаты и офицеры с автоматами и винтовками. они грубыми окриками, прикладами поднимали с постелей детей, женщин ЧТЕЦ 1: 1 ведущий Сегодня исполняется 75 лет с трагической даты 23 февраля 1944 года, когда в одночасье Ингушский народ был лишён своей Родины и депортирован в Казахстан и среднею Азию.В многовековой истории у Ингушей есть даты, которые стали скорбной памятью народа. Одной из таких дат является 23 февраля 1944 г. когда Сталинской кликой была проведена депортация Ингушского народа, сопровождавшееся обвинением народа в предательстве и пособничестве Немецким войскам. 2ведущий Эзари ийс б1аь шовзткъа диълаг1ча шера,ткъаь кхоалаг1ча феврале,кхаьрача дийнахьа,диъ сахьат даьлча 1уйранна вай мехка бала бера. Белхача вай кхалнаьха махьарч,кхераденнача вай берий ц1ог1арч,дегаш делхача къонахий узамаш,хьайбай 1ехар,ж1алий латар,герз бедоалачар ю яппараш-из ше дар вашаг1ъийнадар цу кхаьрача дийнахьа Ведущий 1. Нет семьи, которой не коснулась бы трагедия выселения, которая не испытала бы на себе ужасы сталинского геноцида. У любого из нас кто-то из родственников остался лежать на чужбине, похоронен в казахских степях. Нет дома, где не досчитались бы отца или матери, сына или дочери, брата или сестры. Умирали невинные люди на пути в Сибирь, не вынося не человеческих условий, произвола, голода и холода. ЧТЕЦ 2: Эту зиму, мой друг, не кляни. Этот лютый мороз – не беда. Ты спроси у притихшей родни Про сибирские те холода. «Что там холод.» – вздохнет твой отец. «Что там холод.» – расплачется мать. А болезни? А голод? Нужда, наконец. Есть о чем матерям рассказать. Не забыть нашим старым отцам Долгих горестных лет на чужбине. Есть за что дочерям и сынам Полюбить грустный запах полыни. 1ведущий: 23 февраля, на рассвете, в дома чеченцев и ингушей стали ломиться солдаты и офицеры с автоматами и винтовками. Они требовали сдачи огнестрельного оружия, топоров, ножей. Естественно, у населения никаких автоматов, пистолетов, винтовок не оказалось.Они грубыми окриками, прикладами поднимали с постелей детей, женщин, стариков и выводили всех на улицу. Людей сгоняли к мечети или в огороды, вокруг устанавливалась охрана с автоматами и пулеметами. При малейшем сопротивлении открывали огонь. 2 ведущий: Офицеры объявили горцам, что все они изменники Родины и поэтому по решению Советского правительства выселяются в среднеазиатские республики: в Киргизию, Казахстан. На сборы отводилось всего лишь 15-20 минут. Лай собак, мычание коров, плач детей и женщин, окрики солдат – все это слилось в сплошной и протяжный гул, то и дело раздавались выстрелы. Это стреляли в тех, кто не подчинялся приказу. Села, дома были окружены плотным кольцом охраны, дороги заблокированы солдатами. Видеоролик 1 ведущий: Людей начали увозить в большегрузных машинах, без теплой одежды, без запасов питания. Вскоре горцы вереницами потянулись к железнодорожным станциям. Среди них были и беременные женщины и матери с детьми, старики и больные. С чудовищной жестокостью поступали с немощными, их вынуждали оставлять близких в их домах или заставляли бросать у дорог, обрекая на холодную и голодную смерть. 2 ведущий: Товарные вагоны, в которые загоняли людей, совершено не были приспособлены для перевозки пассажиров – без сидений, без тепла.Вместо окон – маленькие люки, по два с каждой стороны вагона. В стенах – щели, через которые задувал холодный ветер. ВЕДУЩИЙ I: «За что? « – спрашивал каждый вайнах ВЕДУЩИЙ II: «За что?» – спрашивали безвинные дети и седобородые старики. ВЕДУЩИЙ I: «За что?» – меняясь в лице, кричали воины – фронтовики. ВЕДУЩИЙ II: Но никто не мог дать им вразумительного ответа. На этот страшный вопрос вряд ли могли ответить и сами организаторы депортации ингушского народа. ЧТЕЦ 3:Не вздрагивайте, горы ! Горе ! Горе! Не сокрушайтесь, снежные поля, Не разбивайтесь камни! Мы- в неволе Не содрогайся и прощай, земля! Не плачьте, небеса, леса родные, К бессильным, к нам, насилие ползет. Калеки неподвижные, больные, не суетитесь, люди! Смерть идёт. Репрессии- и в судорогах сердце, Репрессии –свинцовой стала грудь… Репрессии- в суровый зимний месяц, В сорок четвертом- гибельный наш путь. Остекленели леденцы –младенцы, застыли трупы матерей вокруг… Враги народа-спецпереселенцы !- Переродились как –то сразу, вдруг. Ведущий 1. Погрузка людей в товарные вагоны шла ужасающе. В каждый вагон набивали столько человек, что находиться там можно было только стоя. Вагоны набивались битком, тут же со скрежетом наглухо закрывались двери. Стоны, крики, проклятия. Матери просили для детей воды. Конвоиры быстро смекнули: есть деньги - будет вода, и за каждый кувшин воды требовали тридцать рублей. 180 эшелонов под покровом ночи, один за другим, словно черные змеи, потянулись по железной дороге и покатились к востоку, в сторону Сибири Ведущий 2: Потерянные, оскорбленные, униженные, убитые горем люди ехали в никуда, ехали в безвестность. В покинутых горцами домах в это время шел массовый грабеж. Вывозилось все: ковры, кинжалы, одежда, драгоценности, книги – все, что люди наживали поколениями. Вслед за физической расправой началось истребление культурных и исторических памятников. ЧТЕЦ 4: «Труп за трупом» ВЕДУШИЙ 1:Очевидцы рассказывали ужасы, о которых боялись говорить вслух. А было и так: немощных стариков, больных, расстреливали на месте или попросту сбрасывали в пропасть. Бывало, сжигали живьем. Ученик1 В селении Цхаралты оказались забытыми старик с внуком Оздоевы. В момент выселения они пасли в горах скот и ничего не знали. Вернувшись в пустое село, они пришли к солдатам с просьбой отправить их к своим, но эшелон был отправлен и их расстреляли на месте. А в доказательство выполнения приказа - отрубили им, седобородому старику и мальчику, голову и отвезли в НКВД. Ученик2 Оставшиеся в горах пастухи наблюдали, за выселением в бинокли. Из селений: Таргим и Хамхи людей выводили, пешими до дороги им предстояло пройти более 25 км. Шли, груженные вещами, иные несли на себе стариков. Ученик1Цицкиев Магомед и его сестры в 1944 году были совсем маленькими. Но;чёрный февраль 44 года навечно впечатался в детскую, память. На их глазах и глазах соседей расстреляли их; мать. Она хотела взять с собой вещи, приглянувшиеся офицеру - мародеру. Тело матери на глазах ее трех маленьких детей сбросили в погреб. А детей, одних, без отца и матери увезли погрузили в товарный вагон с надписью « враги народа». Ученик2Свидетели тех «страшных дней» - это живая память народа. И они помнят не только зло. Они помнят солдат, которые, не скрывая слез, помогали растерянным матерям собирать, вещи. Иные из них сами подбирали необходимое, отбрасывая патефоны, ковры, и грузили кукурузу, муку, теплую одежду. Народ наш благодарит их за человечность. Ведущий1 Хайбах - это небольшое село расположено в горной части Чечни, которую все вайнахи называют колыбелью своего народа. Сюда в Хайбах в 1944 году, по приказу Гвешиани и Берия согнали людей из окрестных сел, хуторов. Женщин, детей, стариков, больных собрали перед конюшней..Самому старшему из них было 110 лет, самый младший родился в ночь перед сожжением. Обещали, что они будут вывезены на равнину на санях или машинах. Местность оцепили, чуть выше конюшни, на сопке установили пулемет. 650-700 человек загнали в конюшню, забили снаружи двери, под двери, окна заложили сена, облили бензином. И комиссар госбезопасности Гвешиани, командовавший «операцией» в Хайбахе, отдал приказ поджечь конюшню. Огонь быстро окутал конюшню, все запылало, раздались крики, плач. Ни кому не удалось спасти из этого ада. Ведущий 2. Для нас прочитает стих Хайбах_____________ Хайбах! Здесь скалы помнят Выселенья ад И поименно - На смерть обреченных. Здесь ягоды шиповника висят, Как капли крови, заживо сожженных. Здесь и сейчас Февральскою порой Сгорают в пепел Даже снег и зори. Пусть пролетят столетья над землей, Но неизбывным будет наше горе. ВЕДУЩИЙ I: В Санкт-Петербургском музее бережно хранится дневник ребенка, который пережил блокаду Ленинграда. Всего одна неполная ученическая тетрадка. Теперь об этом дневнике знают во всем мире, потому что детской рукой записано все, что видел, ощущал и чувствовал ребенок блокадного Ленинграда. У нас нет подобного дневника, который был бы написан в Сибири рукою ингушского ребенка, но есть воспоминания наших дедушек и бабушек, волею тирана оказавшихся в детском возрасте за тысячи километров от родного очага, лишившихся самых близких людей и выживших, и за каждым из них – трагедия отдельной семьи. ЧТЕЦ 5: «Не забудем вовеки» Ведущий 1.Одним росчерком золотого пера из реестра «братских народов СССР» было вычеркнуто 12 «провинившихся» народов. Над ними, как над утопленниками, замкнулась болотная гладь темноты, оставив лишь расходящиеся круги ада. ВЕДУЩИЙ 2: В начале войны 28 августа 1941 года были выселены в восточные районы страны (Сибирь и Казахстан) все немцы. Следующими за ними 4 ноября 1943 года были выселены в Среднюю Азию карачаевцы. Затем 28 декабря 1943 года в районы Сибири – калмыки, 23 февраля 1944 года в Казахстан и Среднюю Азию – чеченцы и ингуши и 18 мая 1944 года в Казахстан и Среднюю Азию – крымские татары, 8 марта 1944 года были отправлены туда же балкарцы. 1 ведущий: Много людей погибло в тот 1944 год, не выдержав долгую дорогу в холодных вагонах, люди умирали на местах. Враждебно настроенное население боялось помочь прибывшим переселенцам. Это была трудная первая весна на чужбине! Ведущий 2 Закончилось и эта страшная дорога в никуда. Положение в ссылке было таково: все начиная с 16 лет, стояли на учете в спецкомендатурах по месту жительства. Еженедельно, в определенный день, спецпереселенец обязан был являться в комендатуру, чтобы отметится. Неявка, в назначенный день рассматривалась как побег, и наказывалась ссылкой в Сибирь. Ведущий 1 Жизнь на чужбине постепенно налаживалась. Местные жители привыкали к тому, что перед ними были не бандиты и « враги народа», а достойные люди, несправедливо изгнанные с родных мест. Многие из них отдавали последний кусок хлеба, делились картошкой, луком, одеждой. Спецпереселенцы стали получать пособие, и пенсии от государства. Ведущий 2 «У ингушей отняли Родину, но не отняли веру. И они молились, и верили. Верили неистово, всей душой. Народ ни разу не усомнился, что вернется. Люди, встречаясь друг с другом, сначала здоровались, потом привычно спрашивали: «Что нового? Когда едем?». В том, что едем, не было сомнения. Вопрос состоял лишь в том - когда едем? Старики, умирая, просили близких: « Когда будете возвращаться домой, заберите кости мои, тут не оставляйте». Клип Наурбиева Ведущий 1:Весна 1953 года очистила землю от кровавого тирана. Надежда на возвращение вспыхнула с новой силой. «Что же теперь будет» - спрашивали люди друг друга. «Как изменится наше положение?». Но ничего вокруг не изменилось. И вновь в Москву полетели письма. В то время это было небезопасно. И все же ингуши писали вновь и вновь, надеясь, что справедливость рано или поздно восторжествует. Эти письма взывали, молили о помощи. Но Москва молчала. Ведущий 2:И, наконец, 1956 год, XX съезд партии. С ингушей, как и с других народов, сняли все обвинения. В 1957 году была восстановлена Чечено- Ингушская АССР, но в сильно урезанном виде. 48 % территории Пригородного района до сих пор остается под юрисдикций Северной Осетии. Ингуши возвращались на Кавказ. Этого часа, наш народ ждал долгие 13 лет. На вокзалах смех, шутки, хохот. Настроение у всех приподнятое. То тут, то там взрываются веселые звуки ингушской гармошки. 4 слайд ВЕДУЩИЙ I: Такое не забывается и не забудется пока кровь течет в жилах нашего маленького многострадального народа. Вечная память тем фронтовикам, которые хлебнули чашу горя со своим народом. Вечная память, тем которых еще в утробах матерей объявили « врагами народа», тем которые родившись на чужбине, так и остались там навечно. Вечная память тем вайнахам, старикам, детям, которые исчисляются десятками тысяч, для которых утро 23 февраля 1944г. явилось последним утром их жизни на земле предков. ВЕДУЩИЙ II: А вам, дорогие наши прадедушки и прабабушки низкий поклон за то, что не сдались, а верили и выжили. Спасибо за то, что вернулись на родину и дали начало новому поколению, спасибо за нас.

16.03.2024 14:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!