СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная  деятельность как фактор формирования компетенций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Голубева В.С.

Внеурочная деятельность как фактор формирования компетенций.

Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!

Задачи модернизации страны нельзя решить без внимания к творческому потенциалу России, воспитанию успешного молодого поколения, к его ценностным установкам. Эффективное развитие невозможно без формирования человеческого капитала.

В разделе Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2025 года, посвященном образованию, подчеркнута необходимость обновления системы образования как важнейшего из условий формирования инновационной экономики России.

ФГОС имеют целью обновление системы образования и создания условий для развития и формирования успешных «личностей». Новые акценты в деятельности профессиональных образовательных организаций предполагают возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого обучающегося, формирования его индивидуальной образовательной траектории. ФГОС обращают внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности обучающихся за рамками учебных помещений, важность занятий по интересам, их соответствие потребностям и возможностям обучающихся.

Их реализация должна обеспечить преемственность основных образовательных программ и единство образовательного пространства. Т.Е. в соответствии с ФГОС основная образовательная программа реализуется образовательной организацией в том числе и через внеурочную деятельность.

Как только ребенок испытает ситуацию успеха во внеурочной деятельности, там, где он может быть успешным, тогда он может данный опыт перенести в учебную деятельность. Любое достижение, любой успех дает ему чувство уверенности и чувство «нужности», любая ситуация успеха помогает подростку стать значимым в обществе сверстников.

Следует отметить, что стандарты третьего поколения объединили учебную и внеурочную деятельности. Многообразие используемых форм обучения, содержательная работа, направленная на развитие ключевых компетенций обучающихся, должна быть направлена на обеспечение баланса знаний, навыков и способностей коммуницировать.

Следовательно, эффективная организация внеурочной деятельности является важной составляющей образовательного процесса современной профессиональной образовательной организации в рамках ФГОС СПО.

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от учебной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения индивидуальной образовательной программы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, ролевые игры, практикумы, психологические и иные тренинги, компьютерные симуляции, групповые дискуссии, волонтерская работа и другие занятия, позволяющие в полной мере реализовать требования ФГОС.

По своим целям и задачам урочная и внеурочная деятельность не имеет принципиальных различий. Однако в способах реализации этих задач можно выделить ряд существенных особенностей. Учет этих особенностей значительно повышает эффективность комплексного подхода к обучению и воспитанию студентов.

По сравнению с занятиями внеурочная работа открывает перед преподавателями разнообразные возможности для удовлетворения индивидуальных запросов студентов, учета их интересов и склонностей. Во внеурочной деятельности не требуется так строго, как на занятиях, регламентировать темп и объем работы, ее содержание и способы организации.

В ходе внеурочной работы существенно изменяется позиция ученика: значительно повышается роль самого школьника в выборе способов использования свободного времени, в реализации самовоспитания, формировании определенных жизненных установок. Расширяются условия удовлетворения интересов и потребностей, развития их задатков и способностей в избранных видах деятельности.

Внеурочная работа расширяет сферу влияния окружающей среды на формирование личности учащегося.

Целью внеурочной деятельности школ является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной образовательной программой.

Внеурочная деятельность может выполняет следующие функции:

  • образовательная - обучение школьника по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний и умений;
  • воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя образовательных организаций;
  • креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
  • компенсационная - освоение обучающимся новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих образование и создающих определенные гарантии достижения успеха в избранных ими сферах творческой деятельности;
  • рекреационная - организация содержательного досуга, как сферы восстановления психофизических сил обучающихся;
  • профориентационная - формирование устойчивого интереса к профессии, содействие определению жизненных планов обучаемого, его индивидуальной траектории;
  • социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им умений воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;
  • самореализации - самоопределение школьника в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
  • контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени;
  • интеграционная - создание единого информационного и образовательного пространства образовательной сети региона.

В заключении хочется сказать, что учебная деятельность и внеурочная работа по предмету представляют одно неразрывное целое. Главная наша задача состоит в том, чтобы мы, преподаватели, смогли: научить быть, научить знать, научить делать и научить жить вместе.

17.02.2021 13:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!