СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Внеурочная образовательная деятельность в начальной школе»
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Вы спросите, в чем отличие внеурочной деятельности от воспитательной, внеклассной, внеучебной? Для Вас приготовлены памятки, изучив которые, вы сможете ответить на этот вопрос и сделать для себя определенные выводы.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
В соответствии с новыми СанПиН 2010г. внеурочную деятельность реализуют в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется в журнале, порядок ведения которого аналогичен правилам ведения классных журналов. При этом программы внеурочной деятельности могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников (одновозрастная или разновозрастная группа).
Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должна составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1 - 2 классов, и не более полутора часов в день - для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1 - 3 классов и 1,5 - для обучающихся 4 - 8 классов.
Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Основными преимуществами внеурочной деятельности являются
- предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника;
- закрепление практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.
Занятия внеурочной деятельностью должны принести обучающимся определенный результат и эффект.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.
Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.
Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. Эффективность внеурочной деятельности определяется индивидуальными образовательными достижениями ребёнка в избранном виде деятельности и фиксируется, согласно требованиям ФГОС начального общего образования, в портфолио, которое является основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся. Портфель достижений отражает уровень освоения образовательной программы по виду деятельности, которым занимается ребенок; особенности развития познавательных процессов, входящих в структуру специальных способностей; личностные характеристики (мотивация, ценностные ориентации, самооценка); результаты участия в фестивалях, смотрах, конкурсах. В наполнении портфолио принимают участие учащиеся, педагоги, родители. Следует помнить: критерии оценки индивидуальных образовательных достижений должны быть ориентированы строго на каждого ребенка - с разным уровнем развития и успешности.
Ø Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Ø Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
В достижении воспитательного результата выделяют три уровня:
• 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь
• 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь
• 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Выделение трех уровней результатов внеурочной деятельности позволяет:
• во-первых, разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
• во-вторых, подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
• в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
• в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
• в-пятых, оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).
В достижении образовательного результата внеурочной деятельности также выделяют три уровня:
• Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни (Достигается во взаимодействии с педагогом)
• Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. (Достигается в дружественной детской среде (коллективе))
• Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия, так называемом «Действии для людей и на людях» (Достигается во взаимодействии с социальными субъектами)
– примеры: фрагменты методического конструктора внеурочной образовательной программы по направлениям художественного творчества и спортивно-оздоровительной деятельности.
В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении может быть использован план внеурочной деятельности - нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования. План разрабатывается при активном участии родительской общественности. В общеобразовательном учреждении должно быть утверждено расписание занятий внеурочной деятельностью.
Содержание деятельности, способы ее реализации, планируемые результаты и система их определения фиксируется в рабочих программах, согласованных методическим объединением школы. В качестве рабочей программы может быть использована как примерная, так и авторская программа, содержащая в обязательном порядке ожидаемые результаты, а также способы их проверки и оценки.
Количество часов, отведённых на внеурочную деятельность, определяется каждой школой самостоятельно. При этом организация внеурочной деятельности в объеме не менее 5 часов является обязательной для общеобразовательного учреждения, но не обязательными для посещения всеми учащимися. Эти часы не включаются в учебный план и могут быть проведены в совместной деятельности детей, учителей и родителей и организованы на каникулах, в выходные и праздничные дни. Во внеурочную деятельность могут входить индивидуальные занятия с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, заседания школьных научных обществ, клубов, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Разделы занятия внеурочной деятельности:
• Мотивационный (вхождение в деятельность)
• Содержательно-процессуальный
• Результативный
• Оценочно-рефлексивный
Карта оценки занятия внеурочной деятельности по направлению
«общеинтеллектуальное»
Инструкция: уважаемые коллеги, предлагаем вам оценить занятие по предлагаемым показателям от 1 до 10.Обращаем Ваше внимание, что предлагаемые ниже показатели не соотносятся напрямую с этапами занятия и могут быть прослежены на протяжении всего занятия
Показатели оценки |
1-10 |
1. МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВОЙ АСПЕКТ ЗАНЯТИЯ |
|
1.1. Обеспечение понимания детьми содержания занятия |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
1.2. Обеспечение самоопределения детей в занятии (что будет результатом, что будем делать для его достижения) |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
1.3. Создание ситуации, вызывающей у детей желание сотрудничать, участвовать в коллективном творчестве |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗАНЯТИЯ |
|
2.1. Направленность содержания занятия (задания, вопросы педагога и др.) на включение детей в разные виды активностей (игровая, исследовательская, коммуникативная и др.) |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
2.2. Соответствие содержания занятия возрастным и индивидуальным возможностям младших школьников |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
2.3. Направленность содержания занятия на получение какого-либо интеллектуального продукта |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
3. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗАНЯТИЯ |
|
3.1. Отличие форм организации активностей детей от урочной (исследовательский клуб, учебная лаборатория, конструкторский кружок и т.п.) |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
3.2. Направленность способов работы детей на приобретение социального опыта |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
3.3. Направленность способов работы детей на формирование ценностного отношения к социальной реальности |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
3.4. Направленность способов работы детей на получение опыта общественного действия |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ АСПЕКТ ЗАНЯТИЯ |
|
4.1. Направленность занятия на развитие личностных УУД (нравственно-этических принципов обучающихся, формирование гражданской, профессиональной или моральной позиции и т.д.) |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4.2. Направленность занятия на развитие регулятивных УУД (действия самоорганизации, саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, целеполагание, контроль деятельности обучающихся) |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4.3. Направленность занятия на развитие коммуникативных УУД (сотрудничество с учителем и учащимися, понимание и принятие точки зрения друг друга, готовность к обсуждению различных вопросов, умение доказывать, отстаивать свою точку зрения, правильно задавать вопросы и т.д.) |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4.4. Направленность занятия на развитие познавательных УУД (общеучебных, знаково-символических, логических и иных способов деятельности обучающихся) |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5. ОЦЕНОЧНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ АСПЕКТ ЗАНЯТИЯ |
|
4.1. Соответствие результатов занятия поставленной цели |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4.2. Совместный с обучающимися рефлексивный анализ осуществленной деятельности |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4.3. Удовлетворённость обучающихся занятием |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Оценка результатов: подсчитайте сумму баллов по всем показателям оценки. Полученную сумму разделите на 17. Вы получили средний балл:
1 - 3 – занятие в низкой степени соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
4 - 7 – занятие соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
8 - 10 - занятие в высокой степени соответствует требованиям к организации внеурочной деятельности ФГОС нового поколения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Соответствие требованиям к структуре и содержанию программ внеурочной деятельности
2. Реализация связи с урочной деятельностью
Содержание программы должно быть связано с материалом учебных предметов, но не дублировать его. Эта связь может быть отражена в пояснительной записке, в разделе «Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности», в самом содержании программы.
3. Возможность распространения и использования программ
Реализация программы не требует специальных условий, оборудования. Программа может быть легко адаптирована к условиям любого образовательного учреждения, реализующего программу начального общего образования
4. Диагностичность (возможность оценить результаты освоения программы)
В структуре программы должен быть раздел «Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности» где содержится:
5. Соответствие планируемых результатов освоения программы требованиям ФГОС НОО
Планируемы результаты освоения программы должны быть созвучны результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования по ФГОС:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию.
6. Реалистичность реализации программы внеурочной деятельности
© 2016, Концевая Наталья Владимировна 3136