СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопрос 3 онятие «сатира». Отличительные особенности сатирических произведений(А.С. Грибоедов «Горе от ума», Н.В. Гоголь «Мёртвые души», М.А. Булгаков«Собачье сердце»).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие «сатира». Отличительные особенности сатирических произведений(А.С. Грибоедов «Горе от ума», Н.В. Гоголь «Мёртвые души», М.А. Булгаков«Собачье сердце»).

Сатира — это способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. В литературе древнего Рима сатира становится обличительным жанром (Гораций, Ювенал), а с течением времени сатира утрачивает жанровую определенность и превращается в литературный род.

Сатире свойственно обращение к аллегории, фантастике, философскому осмыслению реальности. Как говорил М. Е. Салтыков-Щедрин, сатира стоит «на народной почве», т. е. выражает интересы народа, в эксплуататорском обществе выступает против данного строя, против его несправедливости и угнетения в нем человека, против его социальных и политических особенностей, против его учреждений и идеологии (например, царское самодержавие у Щедрина, английский суд и выборы у Диккенса).

В России развитие сатиры связано с исторической жизнью общества. В XVII в. сатира представлена в народном творчестве, в XVIII в. — в творчестве Ломоносова, Новикова, Фонвизина, Крылова. Расцвет русской сатиры падает на XIX в. Сатирическим пафосом проникнуты «Горе от ума» Грибоедова, эпиграммы Пушкина и Лермонтова, творчество Гоголя. Например, парадокс «Мертвых душ» состоит в том, что продажа живых людей во времена Гоголя считалась обыденным явлением, и если бы Чичиков скупал живые души, его считали бы вполне нормальным, а может быть, даже и респектабельным человеком. Но он скупает умерших крестьян, и это не могло не вызвать переполоха в городе.

Постепенно бытовые детали в «Мертвых душах» складываются в обобщенную картину русской действительности первых десятилетий XIX в. Этому немало способствуют и своеобразные комментарии Гоголя: гостиница такая, как бывают гостиницы в губернских городах; какие бывают эти общие залы — всякий проезжающий знает очень хорошо; и здесь же — колкие замечания о невежественных вельможах, покупающих за границей бездарные картины. Описание городских видов, в которых на первом плане — потемневшие двуглавые государственные орлы на питейных домах, сопровождается репликой о сердцах граждан, трепещущих в избытке благодарности и струящих потоки слез в знак признательности господину градоначальнику.

Короткой информации о посещении Чичиковым городских чиновников, о которых можно сказать, что они, подобно Чичикову, ни толсты, ни тонки, сопутствует ироническая фраза о том, что несколько трудно упомнить всех сильных мира сего, и слова Чичикова о правительствах, достойных большой похвалы за то, что назначают мудрых сановников. Как случается всегда, когда чиновники предаются занятию дельному, т. е. карточной игре, прекращают все разговоры. Дамы города похожи на петербургских. Бал у губернатора — «обыкновенное дело», как и в других губернских городах, «иначе никак не будет надлежащей любви и уважения со стороны дворянства» к правителю губернии.

В сердцах, после бала возвратившись в гостиницу, Чичиков восклицает: «В губернии неурожаи, дороговизна, так с.и за балы! Эк штука: разрядилась в бабьи тряпки! Невидаль: что иная навертела на себя тысячу рублей! А ведь на счет же крестьянских оброков или, что еще хуже, на счет совести нашего брата» (т. е. взяток). Разумеется, эта тирада не мешает ему самому, расталкивая всех локтями, стремиться занять место среди помещиков и даже светских людей, о которых он здесь же, в этом же монологе, отзывается весьма иронично. Но за этими словами героя — писатель, говорящий горькую правду о крепостнической России. То же можно сказать и о произведении Н. Гоголя «Ревизор», в котором читатель может увидеть осуждение взяточничества и казнокрадства в России XIX в.

Сатирические произведения созданы также И. Ильфом и Е. Петровым, Е. Шварцем, М. Булгаковым и др. писателями.

Категория: Литература
31.01.2020 10:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!