© 2017 708
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Многие знают известную поговорку Елец – всем ворам отец, но мало кто знает истинный смысл этого выражения. А между тем он весьма далёк от буквального понимания сказанного.
Кто такой вор с точки современного русского языка? Это любой человек, посягнувший на чужую собственность. В более узком смысле – это человек, тайно похитивший чужое имущество, в отличие, скажем, от грабителя, открыто завладевшего чужой собственностью, или разбойника, напавшего на жертву, т.е. применившего насилие с целью завладения чужим имуществом. Казалось бы, всё ясно. Но так было не всегда. В основных юридических актах XV–XVII вв. (например, в «Судебнике» 1497 и 1550 гг.) слова вор нет, оно появляется позже и имеет значение «преступное деяние» вообще.
В древнерусском языке воровство (как мы сегодня его понимаем) именовалось другим словом – татьба. Тать – человек, совершивший татьбу, а матёрый вор, рецидивист назывался татище.
«Русская Правда», древнейший отечественный источник права, среди прочих преступлений больше всего внимания уделяет краже. В этом законодательном сборнике содержится подробное описание видов татьбы: коневая, коровья, крымская, церковная. Наименования говорят сами за себя: кража коня, коровы и т.д. Однако выражение крымская татьба до настоящего времени точно не определено. Некоторые исследователи полагают, что это кража из Крома (Кремля) государственного имущества.
В «Русской Правде» подробно расписывается, какой штраф обязан уплатить уличённый вор за коня, корову, утку, дрова, сено, холопа и т.д. Законодатель, стремясь ничего не упустить, включает в этот список и зерно, и ловчих птиц, и охотничьих собак. Общий принцип таков: пострадавшему следует полностью компенсировать материальный урон, поэтому виновный должен выплатить стоимость украденного и заплатить штраф. Например, за кражу княжеского коня устанавливался штраф в три гривны, за коня смерда – две гривны.
В «Пространной Правде» за наиболее опасные преступления: за кражу коней, поджог дома или гумна, профессиональный разбой – вор выдавался на поток и разграбление. Считается, что возникло это выражение в глубокой древности. Виновного изгоняли из общины (вероятно, с женой и с детьми), а имущество его ставилось на поток, т.е., по В. И. Далю, – на расхищение.
Во времена «Русской Правды» этот вид наказания приобрёл несколько иное содержание: имущество конфисковывалось в пользу князя (шло на долги и штрафы), а сам преступник обращался в рабство. Убийство вора на месте преступления нарушением закона не считалось и наказания не влекло.
Впервые слово воровство было официально закреплено Судебником 1589 г. Так стали называть особо тяжкие преступления. И с этого времени в документах начинает фигурировать слово вор.
Вначале слова вор и тать имели несколько разное значение. В. И. Даль указывал, что встарь своровать означало смошенничать, сплутовать, а татем назывался тайный похититель. В XV–XVI вв. слово вор употреблялось, видимо, как жаргонное, обозначавшее любые лживые действия против власти. Однако постепенно слово наполнилось определённым политико-правовым содержанием и стало обозначать нанесение двойного вреда государству – политического и имущественного. Затем, в конце XVI – середине XVII в., воровство начинает пониматься как антигосударственное действие вообще.
В период Смутного времени вором стали называть любого мятежника. Началось это с того, что народ прозвал Лжедмитрия II Тушинским вором. Характеристика оказалась столь меткой и удачной, что прижилась надолго.
Приблизительно к тому времени относится и появление знаменитой поговорки Елец – всем ворам отец. Она возникла одновременно с не менее знаменитым выражением С Дону выдачи нету.
Дон и Елец принимали всех обиженных государством людей, будь то беглый крестьянин, беглый каторжник или бунтовщик. Здесь они начинали новую жизнь как свободные граждане, призванные (в том числе и для собственного спасения) охранять рубежи государства. Это обстоятельство делало их «чистыми» перед властями, снимало клеймо «воровства».
Со временем произошло перемещение понятия «воровство» в сферу имущественных посягательств.
Народное право не всегда порицает нарушения права собственности, т.е. воровство. «Не будет преувеличением сказать, что в представлении сельских обществ предосудительно было нарушать право собственности своих, то есть общины или её сочленов. Напротив, в отношении собственности чужой, не связанной с интересами общины и её членов, представления крестьян либеральны. Мало того, судя по сообщениям многих исследователей народных обычаев конца 19 века, кража и мошенничество часто оказывались предметом похвальбы, если это не нарушает имущественных интересов своих» (В. Чалидзе. Уголовная Россия).
Народная этика снисходительно относилась к самовольным порубкам в казённом или господском лесу, к потравам чужих полей и лугов, к самовольной охоте и рыбной ловле, к собиранию плодов и ягод в чужом лесу, к похищению плодов из чужих огородов. Снисходительно относились к краже по нужде или к ворующим солдатам, о чём свидетельствуют пословицы: Голодный и архиерей украдёт; Солдата за всё бьют, за воровство не бьют; Солдат не украл – просто взял, ему не грех поживиться, не украсть, так и негде будет взять и т.д.
Существует много народных верований, согласно которым краденая вещь иногда обладает даже большими достоинствами, нежели вещь купленная. Подобные представления живы и по сей день: чтобы растение лучше прижилось, его лучше «своровать».
Источник: Косянова О. М. Вор, тать, несун…? // Русский язык в школе и дома. – 2008. – № 6. – С. 14–15.
© 2017 708