СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Презентация на тему "Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки" поможет самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию.
1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов .
Наука
Институт общества со своей структурой и функциями
Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.)
Система научных исследований
Опытно-конструкторские изыскания
Отрасль духовного производства
Особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведённая в целостную систему на основе определённых принципов
Внутренние законы науки
• Преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых).
• Чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции).
• Сочетание процессов дифференциации и интеграции.
• Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации
Функции современной науки
Наименование функции
Её содержание
Культурно-мировоззренческая
Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему , рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии , выработать своё мировоззрение, научные представления — часть общего образования, культуры
Познавательно-объяснительная
Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития
Прогностическая
Прогнозирует последствия изменения окружающего мира , раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных , системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Основные особенности научного познания
• объективность добываемого знания;
• развитость понятийного аппарата (категориальность);
• рациональность , связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
• проверяемость ;
• высокий уровень обобщения знаний;
• универсальность : предметом исследования может быть любой феномен, всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека;
• исследование изучаемого предмета со стороны закономерностей и причин ;
• использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Уровни научного познания
Теоретический
выявление фундаментальных закономерностей , обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений
Эмпирический
выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей
Формы научного познания
Гипотеза
Научный факт
Проблема
Эмпирический закон
Теория
Методы научного познания
Единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному; формализация, математизация
Универсальные
Анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация
эксперимент,
измерение,
классификация,
систематизация,
описание,
сравнение
Формы научного познания
• Научный факт — отражение объективного факта в человеческом сознании , т. е. описание посредством некоторого языка.
• Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
• Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа
Теоретическая
Практическая
Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.
• Гипотеза — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо , носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве , проверке, обосновании.
В ходе проверки гипотезы
превращаются в теории
уточняются и конкретизируются
отбрасываются как заблуждение
• Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.
Структура теории
Исходные основания:
Идеализированный объект данной теории
Логика и методология,
фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т. п.
применяемые для построения теории
Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории
Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов.
Метод понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).
Характеристики научного метода
Строгость
Объективность
Методы научного познания
• Наблюдение
• Эксперимент
Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования
Исследование какого-либо явления путём активного воздействия на него при помощи создания новых условий , соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении
Отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования
Наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования
Возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств
Создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; материальные воздействия на объект или условия; измерения с применением соответствующих технических устройств
• Анализ
• Синтез
Процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части
Процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей
• Индукция
• Дедукция
Путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение
Доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер
• Аналогия — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.
• Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. д.
• Абстракция — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними в выделении какого-либо свойства или отношения . В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.
• Идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности . Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.
• Формализация — уточнение содержания познания , осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
• Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа , а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам.
Классификация наук
Основа классификации
Виды наук
Объект изучения
Точные (о числах и количественных отношениях) (математика); технические (о технике и механизмах) (механика, физика); естественные (о природе) (химия, биология, география, генетика и др.); общественные (об обществе) (история, философия, политология и др.); гуманитарные (о человеке, его мышлении и познании) (психология, логика)
Направленность и непосредственное отношение к практике
Фундаментальные (изучают «в чистом виде» законы, управляющие поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления); прикладные (служат для непосредственного применения результатов фундаментальных наук, для решения познавательных, производственных и социально-практических задач)
С переходом к Новому времени начинается развитие естественных наук , которые изучают универсальные и всеобщие связи, господствующие в мире природы.
В эпоху индустриальной цивилизации происходит становление социального и гуманитарного знания.
Социальные науки — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе
Особенности гуманитарного знания
Невозможность сведения знания к однозначным, всеми признанным определениям
Понимание
Обращение к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий и т. д.
Призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств
Особенности социально-гуманитарных наук
• Субъект и объект познания совпадают . Общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познаёт здесь субъекта же (познание оказывается само' познанием)
• Социально-гуманитарное знание всегда связано с интересами индивидов - субъектов познания . Общественные науки задевают непосредственно интересы людей.
• Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание. Естествознание насквозь инструментально, в то время как обществознание — это служение истине как ценности, как правде; естествознание — «истины разума», обществознание — «истины сердца».
• Сложность объекта познания — общества , которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии → установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания.
Классификация социальных наук
Важнейшие социально-гуманитарные науки
Наименование науки
Её сущность
История
Наука, изучающая прошлое человеческого общества
Культурология
Комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю совокупность знаний о культуре
Политология
Наука, объектом изучения которой является многообразие политической жизни (институты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом
Правоведение
Наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности
Социология
Наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных
Философия
Наука о наиболее общих законах раз вития природы, общества и познания
Экономика
Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности
Эстетика
Наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты
Этика
Одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения кото рой является мораль
• Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе изучения общества можно говорить об установлении только относительных истин.
• Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент . Наиболее распространённым методом социального исследования является научная абстракция, в научном обществознании исключительно велика роль мышления.
Планы на тему: «Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки »
План №1: «Научное познание», «Научное познание и его основные признаки», «Особенности научного познания»
1) Понятие «научное познание».
2) Эмпирический уровень научного познания:
– наблюдение;
– эксперимент;
– научное описание;
– измерение.
3) Теоретический уровень научного познания:
– анализ, синтез, обобщение;
– систематизация и классификация;
– создание гипотез и теорий.
4) Особенности научного познания:
– стремление к получению новых знаний;
– объективность;
– доказанность;
– непротиворечивость;
– проверяемость;
– рациональность.
5) Роль научного познания в жизни общества.
План №2: «Наука в жизни современного общества», «Наука и ее функции на современном этапе общественного развития»
1) Понятие «наука».
2) Фундаментальные и прикладные науки.
3) Классификация наук:
– естественнонаучные;
– социально-гуманитарные;
– технические.
4) Особенности научного познания:
– стремление к получению новых знаний;
– доказанность;
– объективность;
– непротиворечивость;
– проверяемость.
5) Методы науки:
– эмпирические (эксперимент, наблюдение, описание, измерение);
– теоретические (анализ, синтез, выдвижение гипотез и др.).
6) Функции науки:
– познавательно-объяснительная;
– социально-преобразовательная;
– мировоззренческая;
– производственная.
7) Характерные черты современной науки:
– осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир;
– комплексные исследовательские программы, междисциплинарные исследования;
– широкое применение философии и ее методов во всех науках;
– методологический плюрализм.
8) Значение науки в жизни общества.
План №3: «Наука как социальный институт»
1) Понятие «социальный институт».
2) Основные социальные институты общества:
– семья;
– государство;
– производство;
– образование;
– наука;
– право.
3) Фундаментальные и прикладные науки.
4) Классификация наук:
– естественнонаучные;
– социально-гуманитарные;
– технические.
5) Особенности научного познания:
– стремление к получению новых знаний;
– доказанность;
– непротиворечивость;
– проверяемость.
6) Методы науки:
– эмпирические;
– теоретические.
7) Функции науки:
– познавательно-объяснительная;
– социально-преобразовательная;
– мировоззренческая;
– производственная.
8) Значение науки в жизни общества.
План №4: «Современная наука и ответственность ученых»
1) Понятие «наука».
2) Основные тенденции современной науки:
– интеграция;
– математизация;
– информатизация.
3) Характерные черты современной науки:
– осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир;
– комплексные исследовательские программы, междисциплинарные исследования;
– широкое применение философии и ее методов во всех науках;
– методологический плюрализм.
4) Ответственность ученых:
– профессиональная;
– социальная.
5) Причины возрастания ответственности ученых за сделанные ими открытия:
– многие открытия ученых имеют двойное назначение;
– вмешательство ученых в природу живых организмов, генная инженерия имеют неоднозначные последствия.
6) Социальная ответственность ученых как фактор определяющей тенденции развития науки.
План №5: «Наука как форма духовной культуры», «Наука и ее связь с другими областями духовной культуры»
1) Понятие «духовная культура».
2) Формы духовной культуры:
– мораль;
– искусство;
– религия;
– философия;
– наука;
– право.
3) Специфика науки:
– особая система знаний;
– особая система общественных организаций и учреждений;
– особый вид деятельности – система научных исследований.
4) Особенности научного познания:
– стремление к получению новых знаний;
– доказанность;
– объективность;
– непротиворечивость;
– проверяемость.
5) Фундаментальные и прикладные науки.
6) Классификация наук:
– естественнонаучные;
– социально-гуманитарные;
– технические.
7) Функции науки:
– познавательно-объяснительная;
– социально-преобразовательная;
– мировоззренческая;
– производственная.
8) Наука – важнейший элемент духовной культуры.
Задания ЕГЭ
1. Установите соответствие между примерами и видами наук: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) логика
ВИДЫ НАУК
Б) математика
1) социально-гуманитарные
В) история
Г) политология
2) точные и технические
Д) физика
3) естественные
4) науки о познании и мышлении
2. В структуре наук учёные выделяют социально-гуманитарные науки. Выберите в приведённом ниже списке социально-гуманитарные науки, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) биология
2) математика
3) культурология
4) политология
5) физика
6) история
3. Запишите слово, пропущенное в таблице.
НАЗВАНИЕ НАУКИ
ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
...
Изучает поведение человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания
Социология
Изучает взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества
4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, обозначают естественные науки.
1) археология
2) геология
3) физика
4) ботаника
5) химия
6) педагогика
5. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «наука»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о структурных элементах института науки;
− одно предложение, раскрывающее любую классификацию наук.
6. Запишите слово, пропущенное в таблице.
НАУКА
ОБЪЕКТ НАУКИ
...
Закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти
Правоведение
Система основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права
7. Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала
ФУНКЦИИ НАУКИ
Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство
B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы
1) производственная
Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей
2) прогностическая
Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара
Е) учёные-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата
8. Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)
1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства.
2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным.
3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития.
4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития.
5) Все более очевидной становится ее социальная функция.
6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых.
9. Запишите слово, пропущенное в таблице.
НАЗВАНИЕ НАУКИ
ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
Экономика
Система рыночных отношений, производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг
...
Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция, продолжительность жизни
10. Выберите верные суждения об особенностях социального познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Ученый, изучающий общество, использует общенаучные методы и средства познания.
2) Объективная истина в социальном познании не достижима.
3) Социальные явления необходимо рассматривать в историческом и культурном аспектах.
4) Социальное познание может быть не только научным, но и обыденным.
5) Одной из социальных наук является филология.
11. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
ПРИМЕРЫ
Рациональность
Эмпирические данные приобретают научный характер только при включении их в систему теоретических положений, выводов
...
Любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы
12. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМА ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Искусство
ХАРАКТЕРИСТИКА
...
Форма духовной деятельности, направленная на освоение и создание эстетических ценностей
Форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов
13. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Наблюдение , эксперимент , метод познания , анкетирование , интервьюирование .
14. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Научное познание , системность знания , опора на эксперименты , рационалистические доводы , объективность .
15. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Сравнение фактов , аналогия , эксперимент , классификация фактов , метод познания .
16. Запишите слово, пропущенное в схеме.
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
...
Целенаправленное систематическое восприятие явлений окружающего мира
Выдвижениегипотез
Выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в прежние теории
17. Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наука вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о природе, обществе, человеке.
2) Компонентом научного знания являются этические оценки социальных явлений.
3) Наука представлена совокупностью отраслей и исследовательских организаций.
4) Наука способна прогнозировать последствия преобразовательной деятельности человека.
5) Наука, в отличие от других форм духовной культуры, способна оказывать эмоциональное воздействие на человека.
18. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Построение теорий; проведение экспериментов; научное познание; организация наблюдений; выдвижение гипотез.
19. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
...
Независимость знания от качеств познающего субъекта
Доказательность
Любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы
20. Запишите слово, пропущенное в таблице.
МЕТОД
_______________________
ХАРАКТЕРИСТИКА
Идеализация
Отображение содержательного знания в знаково-символическом виде
Мысленное конструирование объекта
21. Группа астрономов-любителей разработала свою теорию происхождения Вселенной. Профессиональные астрономы не признали эту теорию научной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать причиной такой профессиональной оценки? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) теорию разработали любители
2) теория не подтверждается практикой
3) выводы разработчиков нелогичны
4) теория опровергает принятые в науке представления
5) основные положения теории не обоснованы
6) разработчики теории рассматривают участие сверхъестественных сил
22. На школьной конференции старшеклассник делал доклад о социальных науках и особенностях социального познания. Однако не все выдвинутые им тезисы оказались верными. Выберите из озвученных им положений те, которые характеризуют социальные науки и особенности социального познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социология является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и познания.
2) Особенностью социального познания является совпадение объекта и субъекта познания.
3) Получаемое социальное знание неминуемо связано с ценностями и интересами познающего индивида.
4) Современные социальные науки широко используют такой метод познания, как эксперимент, не будучи стесненными правовыми и моральными нормами.
5) Одним из основных принципов социального познания является необходимость рассматривать социальную действительность в развитии.
6) Главная задача учёных, работающих в сфере социальных наук, – не абстрагироваться от своих ценностных приоритетов, а интерпретировать их в научный факт.
23. При подготовке к проектной работе ученик 11 класса провёл социологическое исследование. Какие из перечисленных этапов исследования соответствуют эмпирическому уровню научного познания? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) наблюдение за поведением целевой аудитории
2) анкетирование учащихся
3) моделирование социальной ситуации
4) абстрагирование
5) постановка гипотезы исследования
6) описание моделей поведения представителей референтной группы исследования
24. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «наука».
1) гипотеза
2) эксперимент
3) доказательность
4) рациональность
5) чувственность
6) теория
7) концепции
8) субъективность
25. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Описание объекта , метод познания , социальный эксперимент , историческая аналогия , классификация .
26. Запишите слово, пропущенное в схеме.
27. Установите соответствие между признаками и формами культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
A) логическая стройность
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
Б) аллегоричность
B) обоснованность выводов
1) искусство
Г) эмоциональность
2) наука
Д) выдвижение гипотез
Е) гиперболизация
28. Установите соответствие между философскими дисциплинами и их отличительными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) изучаются формы, методы и законы интеллектуальной познавательной деятельности
ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Б) изучаются мораль и нравственность
В) изучаются сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни
1) этика
2) эстетика
Г) наибольшее влияние оказывает на искусство
3) логика
Д) наибольшее влияние оказывает на науку
29. Установите соответствие между формами и видами (этапами) познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) познание мира с помощью слова, цвета и звука
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ
Б) значимость художественного вымысла
В) получение объективной картины мира
1) наука
Г) изучение закономерностей развития природы и общества
2) искусство
Д) стремление к истинному знанию
30. Учёные обобщили результаты многолетнего исследования и написали книгу. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для подтверждения истинности суждений предложены доказательства.
2) Книга была напечатана в крупном издательстве.
3) Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.
4) Все гипотезы исследователей были обоснованы.
5) Книга содержит сложные художественные образы и малопонятна неспециалистам.
6) Содержание книги изложено профессиональным языком.
31. Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Науке, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность.
2) Наука нацелена на исследование объективных законов, действующих в природе и обществе.
3) Наука допускает применение художественного вымысла в исследованиях.
4) Научные знания влияют на формирование мировоззрения человека.
5) Доказательность в науке означает, что любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы.
32. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
...
Получение, теоретическое обоснование и систематизация объективных знаний о мире
Искусство
Образное осмысление действительности
33. Установите соответствие между предметами исследования и социальными науками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
А) взаимоотношения, возникающие между
СОЦИАЛЬНАЯ НАУКА
группами и общностями людей
1) юриспруденция
Б) правовые формы самоорганизации
общества или правовой системы
2) социология
общества
В) характер структуры общества
Г) проблемы социального неравенства и
принципы разрешения социальных
конфликтов
Д) существенные, устойчивые и общие связи (соотношение зависимости),
заключаемые между главными
правовыми явлениями и институтами
34. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «наука»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о функциях современной науки;
− одно предложение, раскрывающее одну из отличительных черт научного знания.
35. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «наука»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о видах науки;
— одно предложение, раскрывающее сущность одной из моделей развития научного знания.
36. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование понятий
2) логическое выведение умозаключений
3) экспериментальное подтверждение результатов
4) открытость рациональной критике любого положения
5) опора на данные опыта чувственного познания
37. Запишите слово, пропущенное в таблице .
МЕТОД ПОЗНАНИЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Наблюдение
Целенаправленный процесс восприятия явлений окружающего мира, предметов действительности
Выдвижение ...
Выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в существующие теории
38. Запишите слово, пропущенное в таблице .
ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРА
ХАРАКТЕРИСТИКА
Религия
Проявление мировоззренческих установок, переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное
...
Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире
39. Ученые-медики провели ряд исследований и нашли средства борьбы с невидимыми врагами здоровья людей — различными вирусами и болезнетворными бактериями, вызывающими инфекционные заболевания. Эти средства вошли в практику лечения инфекционных болезней. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) мировоззренческая
2) социальная
3) познавательная
4) производительной силы
5) прогностическая
6) рекреационная
40. Запишите слово, пропущенное в таблице.
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
...
Непосредственная направленность на изучение конкретного объекта познания
Теоретический
Направленность на выявление обобщающих идей и принципов, формулирование закономерностей и законов
41. Запишите слово, пропущенное в таблице.
УРОВЕНЬ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Эмпирический
Выявление объективных фактов со стороны их очевидных связей
…
Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых,
внутренних связей и отношений
42. Запишите слово, пропущенное в таблице.
УРОВЕНЬ
Теоретический
ХАРАКТЕРИСТИКА
______________________
Выявление фундаментальных закономерностей, скрытых, внутренних связей и отношений
Выявление объективных фактов со стороны их очевидных связей
43. Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, произведения которой он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК
А) образность
ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ
Б) логическая целостность
В) художественный язык
1) наука
Г) чувственно-эмоциональное отражение мира
2) искусство
Д) обоснованность
44. Установите соответствие между формами духовной культуры и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
А) доказательность
ФОРМЫ ДУХОВНОЙ
Б) образность
В) эмоциональность
1) наука
СФЕРЫ
Г) фундаментальность
2) искусство
Д) иносказательность
45. Установите соответствие между характеристиками и функциями наук: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) показывает возможные опасные тенденции развития общества
Б) предлагает рекомендации по преодолению угрожающих человечеству проблем
Функции науки
В) способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём
1) мировоззренческая
Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии
2) прогностическая
Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира
46. Выберите верные суждения о науке как отрасли духовной жизни и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Результаты научных исследований зависят от отношения исследователя к обществу, природе и духовной жизни в целом.
2) Наука даёт теоретическое обоснование законов развития природы и общества.
3) Основой научной деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация.
4) Наука не только описывает природные или общественные явления, но и позволяет построить причинно-следственные связи между ними.
5) Научные выводы базируются на убеждении и вере.
47. Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) эстетические интерпретации объектов, явлений
Б) аллегоричность
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ
В) обоснованность выводов
1) искусство
Г) эмоциональность
2) наука
Д) выдвижение гипотез
48. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Уровни научного познания
Эмпирический
...
Исходный этап научного познания, его основа, заключается в установлении фактов, их первичной группировке.
Опирается на абстрактное мышление, заключается в отражении явлений и происходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний.
49. Установите соответствие между результатами научной деятельности и функциями науки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
РЕЗУЛЬТАТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) открытие закона всемирного тяготения
ФУНКЦИЯ НАУКИ
Б) разработка системы беспроводной связи
1) познавательно-объяснительная
В) создание модели изменения климата на Земле до конца XXI в.
Г) создание атомного реактора
2) прогностическая
Д) открытие нового вида морских черепах
3) производственная
50. Члены «Клуба любителей древностей», посетив раскопки ряда древних городищ, выдвинули собственную версию их возникновения. Однако профессиональное сообщество археологов и историков признало данную версию ненаучной.
Какие из приведённых ниже оснований могли стать основой такой оценки ученых?
1) версия опровергала положения, принятые в науке
2) выводы членов клуба не имели логических обоснований
3) предположения любителей древностей не получили практического подтверждения, но они были обоснованы теоретически
4) версия содержала положения, опирающиеся на веру и не имеющие доказательств
5) участники раскопок, археологи и историки, не являются членами клуба
6) разработчики версии признают вмешательство неземного разума
51. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Компьютерное моделирование , научное наблюдение , социальный эксперимент , историческая аналогия , метод познания .
52. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Опытная проверка , исследовательская гипотеза , классификационная основа , научное познание , теоретическая обоснованность .
53. Учёный биолог Петров изучает роль ядовитых грибов в жизни леса. Выберите из приведённого перечня эмпирические методы исследования, используемые Петровым. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выдвинул гипотезу о защитных функциях ядовитых грибов по отношению к некоторым видам растений.
2) Установил в лаборатории химический состав нескольких видов ядовитых грибов Подмосковья.
3) Изготовил модель развития грибницы в различных природных условиях.
4) Подготовил список основной литературы по изучаемой проблеме.
5) Подготовил иллюстрированный атлас с описанием наиболее распространённых видов ядовитых грибов.
6) Зафиксировал с помощью видеозаписи ареал распространения основных видов ядовитых грибов Подмосковья.
54. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
МЕТОДЫ
А) наблюдение
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Б) выдвижение гипотез
B) эксперимент
1) эмпирический уровень
Г) описание
2) теоретический уровень
Д) измерение
55. Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) логическая стройность
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ
Б) аллегоричность
1) искусство
В) обоснованность выводов
Г) эмоциональность
2) наука
Д) выдвижение гипотез
56. Ученик выполняет проектную работу по обществознанию: проводит микроисследование о том, какие книги читают его одноклассники. Найдите в приведённом ниже списке методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) наблюдение за поведением одноклассников в библиотеке, книжном магазине
2) запись высказываний одноклассников о чтении книг
3) выявление закономерностей выбора книг
4) анкетирование одноклассников об их любимых книгах
5) выдвижение гипотезы
6) формулирование выводов
57. Установите соответствие между отличительными признаками и формами (областями) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
А) стремление к достоверности и объективности
Б) обоснованность гипотез
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ
B) ярко выраженный субъективный характер
1) наука
Г) образность и наглядность
2) искусство
Д) комплексное описание объекта
58. Запишите слово, пропущенное в таблице.
МЕТОД ПОЗНАНИЯ
Анализ
ХАРАКТЕРИСТИКА
...
Процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части
Процесс мысленного или фактического воссоединения целого из составных частей
59. Выберите верные суждения об особенностях социального познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Социальное познание, в отличие от других видов познания, основывается на научных фактах.
2) Главным методом социального познания является эксперимент.
3) В социальном познании интересы исследователя влияют на объяснение и интерпретацию фактов.
4) В социальном познании объект и субъект познавательного процесса совпадают.
5) Основой знаний об обществе являются социальные факты.
60. Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира. Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.
1) теоретическое обобщение фактов
2) констатация протекания отдельных событий
3) образность и оригинальность отражения объективной реальности
4) стремление к достоверному, обоснованному и объективному знанию
5) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин
61. Установите соответствие между функциями науки и примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР
А) Учёные-вулканологи предупредили о необходимости эвакуации населения региона в связи с возможным извержением вулкана.
ФУНКЦИЯ
Б) Разработанная учёными химико-технологического института технология напыления зеркальных
покрытий была внедрена в массовое автомобильное производство.
1) прогностическая
В) Финансовые аналитики компании М. предупредили о возможном спаде на фондовом рынке и необходимости реструктуризации инвестиционных портфелей.
2) производственная
Г) Учёные высказали предположение, что зимой в Арктике осадков выпадет больше обычного, а протяженность морского льда будет ниже нормы.
Д) В государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в агрокомплексах государства Х вошли новейшие разработки
лабораторий Института сельского хозяйства.
62. 1) Раскройте смысл понятия «научное знание»?
2) Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения:
− одно предложение должно содержать информацию об уровнях научного познания;
− второе предложение должно содержать информацию об одном из методов научного познания.
63. Установите соответствие между характеристиками и видами мировоззрения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) опирается на здравый смысл и житейский опыт
ВИД
Б) формируется стихийно
В) основано на вере в сверхъестественные силы
1) религиозное
Г) опирается на выводы и обобщения, которые сделаны на основе системного анализа и осмысления причинно-следственных связей
2) житейское
Д) основано на объективных знаниях
3) научное
64. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции современной науки. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
65. Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания
1) Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана Этна
2) Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения названия «Русь» от прибалтийского племени ругов.
3) Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики.
4) Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал.
5) Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий заболеванию раком.
66. Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться?
1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости
2) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов
3) сбор статистических данных путём анкетирования
4) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей
5) описание случаев социальной дифференциации населения
6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости
67. Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
A) доказательство положений
УРОВНИ НАУЧНОГОПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ)
Б) сбор фактов
B) описание наблюдаемых явлений
1) эмпирический
Г) формулирование научной проблемы
2) теоретический
Д) выдвижение гипотез
68. Ученик выполнял проект по биологии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал эмпирические методы познания? Выберите из приведённого ниже списка данные методы познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) разработал модель экосистемы
2) проводил наблюдения в полевых условиях
3) изучил литературу по проблеме исследования
4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов
5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение
6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе
69. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира.
1) наблюдение; 2) ощущение; 3) суждение; 4) выдвижение гипотезы; 5) проведение эксперимента; 6) эмпирическое описание.
70. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира.
1) наблюдение
2) ощущение
3) суждение
4) выдвижение гипотезы
5) проведение эксперимента
6) эмпирическое описание
71. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой методы теоретического уровня научного познания.
1) логическая модель; 2) эксперимент; 3) выдвижение гипотезы; 4) аналогия; 5) идеализация; 6) измерение
72. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют формы познания.
1) представление
2) наблюдение
3) абстрагирование
4) ощущение
5) восприятие
6) суждение
73. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
А) формулирование научных законов
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Б) логичность
1) эмпирический
В) выдвижение гипотез
Г) наблюдение изучаемых явлений
2) теоретический
Д) проведение количественных измерений
74. Ученик выполняет проектную работу по обществознанию: проводит микроисследование о культурных предпочтениях одноклассников. Найдите в приведённом списке методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) анкетирование одноклассников
2) наблюдение за поведением одноклассников
3) описание внешнего вида одноклассников
4) выявление закономерностей поведения
5) выдвижение гипотезы
6) формулирование выводов
75. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют операции (приёмы) мышления.
1) описание; 2) синтез; 3) наблюдение; 4) абстрагирование; 5) анализ; 6) обобщение.
76. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания.
1) представление
2) измерение
3) выдвижение гипотез
4) эксперимент
5) восприятие
6) эмпирическое описание
77. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют формы научного знания.
1) теория; 2) наблюдение; 3) абстрагирование; 4) закономерность; 5) научный факт; 6) концепция.
78. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют операции (приёмы) мышления.
1) анализ
2) синтез
3) наблюдение
4) абстрагирование
5) эксперимент
6) обобщение
79. Группа учёных-ихтиологов работает над проблемами экологии, исследуя динамику популяции рыб и морских животных Охотского моря. Какие факты свидетельствуют о том, что их исследование имеет прикладное значение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Учёные разработали новые методы полевых исследований.
2) Учёные дополнили информацию о систематических признаках в строении рыб.
3) Учёные изучают особенности опорно-двигательного аппарата глубоководных рыб.
4) Учёные разработали рекомендации рыболовецким судам по сохранению экологии Охотского моря.
5) Учёные направили правительству предложения по ужесточению контроля за рыбной ловлей в Охотском море.
6) Учёные отметили, что строительство нефтедобывающих платформ в районе острова Сахалин не оказало негативного эффекта на популяцию серых китов.
80. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «эмпирическое познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о другом уровне научного познания;
− одно предложение, раскрывающее суть одного из методов эмпирического познания.
81. Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проведение контрольных измерений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) создание логической модели изучаемого объекта
4) описание изучаемых явлений
5) проведение научного эксперимента
6) объяснение существующих взаимосвязей
82. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
A) формулирование научных законов
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Б) объяснение сущности изучаемых явлений
1) эмпирический
B) выдвижение гипотез
Г) наблюдение изучаемых явлений
2) теоретический
Д) проведение количественных измерений
83. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к методам научного познания.
1) наблюдение за явлением
2) представление
3) ощущение
4) мысленное моделирование
5) проведение эксперимента
6) описание объекта
84. Установите соответствие между методами научного познания и их уровнями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
А) идеализация
УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЯ
Б) эксперимент
1) теоретический
В) наблюдение
Г) формализация
2) эмпирический
Д) описание
85. Найдите в приведённом ниже списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) фиксация обобщений в виде законов
4) получение количественных данных об изучаемом объекте
5) разработка научных теорий
6) объяснение существующих взаимосвязей
86. Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие научное познание от других видов познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) субъективный характер используемых суждений
2) доступная форма изложения
3) экспериментальная проверка результатов
4) опора на авторитет
5) взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней
6) разработка специального понятийного аппарата
87. Установите соответствие между характеристиками и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) создание логической модели изучаемого объекта
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Б) описание изучаемых явлений
В) проведение научного эксперимента
1) эмпирическое познание
Г) объяснение существующих взаимосвязей
2) теоретическое познание
Д) наблюдение явлений окружающего мира
88. Установите соответствие между характеристиками и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) проведение контрольных измерений
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Б) выдвижение и обоснование гипотез
1) эмпирическое познание
В) создание логической модели изучаемого объекта
Г) описание изучаемых явлений
2) теоретическое познание
Д) проведение научного эксперимента
89. Экспедиция медленно продвигалась в джунглях. Учёные описывали растения, насекомых, животных и птиц, встречавшихся на пути, брали пробы воды и грунта. Так они прибыли в индейскую деревню, где сняли фильм об обычаях аборигенов. Какие из перечисленных ниже методов использовали учёные в приведённой ситуации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) наблюдение
2) эксперимент
3) моделирование
4) конкретизация
5) эмпирическое описание
6) абстрагирование
90. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
МЕТОД
А) формализация
УРОВЕНЬ НАУЧНОГОПОЗНАНИЯ
Б) матемизация
1) эмпирический
В) эксперимент
2) теоретический
Г) описание
Д) сравнение
91. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «научное познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания;
− одно предложение, раскрывающее сущность наблюдения, как метода научного познания.
92. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
А) измерение и систематизация научных фактов в виде таблиц
Б) накопление информации об исследуемых объектах и явлениях
УРОВЕНЬ НАУЧНОГОПОЗНАНИЯ
В) выдвижение гипотез
1) эмпирический
Г) выявление общих признаков у объектов познания и сведение их в общие классы по этим признакам
2) теоретический
Д) исследование путём оперирования знаками (формулами) без непосредственного обращения к объекту познания
93. Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми указаны.
1) опора на данные наблюдений
2) экспериментальное подтверждение выводов
3) учет накопленного опыта
4) использование форм рационального познания
5) разработка обоснованных теорий
6) применение строго определенных понятий
94. Установите соответствие между характеристиками и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) объяснение существующих взаимосвязей
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Б) наблюдение явлений окружающего мира
1) эмпирическое познание
В) выдвижение и обоснование гипотез
Г) создание логической модели изучаемого объекта
2) теоретическое познание
Д) описание изучаемых явлений
95. Студенты провели исследование мотивов учебной деятельности школьников младших классов. Найдите в приведённом ниже списке применённые ими методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) описание наблюдаемых явлений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) объяснение существующих взаимосвязей
4) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений
5) фиксация обобщений в виде законов
6) получение количественных данных об изучаемом объекте
96. Студент И. работает над курсовой работой. В разговоре с преподавателем он назвал эмпирическим нынешний этап исследования. Какие методы научного познания характерны для этого этапа? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) наблюдение
2) абстракция
3) описание
4) идеализация
5) формализация
6) измерение
97. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
А) формулирование научных законов
УРОВНИ НАУЧНОГОПОЗНАНИЯ
Б) сбор опытных данных
В) выдвижение и обоснование гипотез
1) эмпирический
Г) экспериментальная проверка полученных данных
2) теоретический
Д) наблюдение изучаемых явлений
Ответы
2) Два предложения с информацией о науке, опирающейся на знания курса, например:
– «В институт науки помимо систематизированных знаний включается также сообщество ученых, учреждений и лабораторий, занимающихся исследовательской деятельностью».
– «Ученые предлагают различные классификации наук, но ведущей стало разделение науки на социально-гуманитарные и естественно-научные».
6. политология
7. 212121
8. 3456
9. демография
34. 1. определение понятия: наука – это особый вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе
2. одно предложение, содержащее информацию о функциях современной науки: К функциям современной науки относятся: культурно-мировоззренческая, прогностическая и т. д.;
3. одно предложение, раскрывающее одну из отличительных черт научного знания: одной из отличительных черт научного знания является объективность.
35. 1) смысл понятия, например: Наука — это особый вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе и самом познании;
2) одно предложение, содержащее информацию о видах науки, опирающейся на знание курса, например: одной из основ деления наук на виды является предмет и метод познания;
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность одной из моделей развития научного знания, например: Развитие науки предполагает интеграцию научного знания через использование методов и средств различных наук.
2) два предложения, содержащие информацию о научном знании, например:
— «выделяют такие уровни научного познания, как эмпирический и теоретический»;
— «Одним из эмпирических методов выявления научных знаний является эксперимент».
63. 22133
64. 1. Производственная (например, учёные разработали несколько алгоритмов создания сети пунктов подзарядки для миллионов электромобилей и выбрали из них наиболее честный и эффективный)
2. Прогностическая (например, учёные-вулканологи предупредили о возможном извержении вулкана на Сицилии и необходимости эвакуировать население)
3. Познавательно-объяснительная(например, с помощью новых снимков учёные пришли к выводу, что, скорее всего, Марс был в 10 раз более водным, чем показывали результаты предыдущих исследований ).
2) одно предложение, содержащее информацию о другом уровне научного познания, например: Другим уровнем научного познания является теоретический уровень.
3) одно предложение, раскрывающее суть одного из методов эмпирического познания, например: Сущность наблюдения как метода научного познания заключается в процессе прослеживания определённого периода жизнедеятельности объекта исследования с целью более полного представления о нём.
81. 236
82. 22211
83. 23
В процессе научного познания обычно выделяют два уровня: эмпирический и теоретический.
Эмпирический (опытный, чувственный) уровень научного познания обеспечивает выявление объективных фактов, в которых обнаруживаются скрытые, внутренние связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира. Главная задача познающего субъекта на эмпирическом уровне познания — верное описание явлений и процессов.
92. 11212