СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1.12. Образование, его значимость для личности и общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по обществознанию по теме "Образование".

Просмотр содержимого документа
«1.12. Образование, его значимость для личности и общества»

  1.12. Образование, его значимость для личности и общества

1.12. Образование, его значимость для личности и общества

Образование — один из способов становления личности путём получения людьми знаний , приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов , как семья, школа, средства массовой информации. Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение её культурного достояния. Основной путь получения образования — обучение и самообразование , т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи обучающих лиц.

Образование — один из способов становления личности путём получения людьми знаний , приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов , как семья, школа, средства массовой информации.

Цель образования приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение её культурного достояния.

Основной путь получения образования обучение и самообразование , т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи обучающих лиц.

Функции образования Наименование функции Её содержание Экономическая  Формирование социально-профессиональной структуры общества: воспроизводство рабочей силы различной квалификации; переподготовка и повышение квалификации кадров → повышение производительности труда и создание новых технологий Социальная Социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности Культурная  Использование раннее накопленной культуры в целях обучения новых поколений знаниям , умениям, традициям, социальному опыту, необходимым для их вступления в жизнь, развития своей творческой деятельности

Функции образования

Наименование функции

Её содержание

Экономическая

Формирование социально-профессиональной структуры общества: воспроизводство рабочей силы различной квалификации; переподготовка и повышение квалификации кадров → повышение производительности труда и создание новых технологий

Социальная

Социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности

Культурная

Использование раннее накопленной культуры в целях обучения новых поколений знаниям , умениям, традициям, социальному опыту, необходимым для их вступления в жизнь, развития своей творческой деятельности

Система образования в России

Совокупность образовательных стандартов и программ

Сеть образовательных учреждений

Органы управления образованием

дошкольные образовательные учреждения (ясли, детские сады);

общеобразовательные школы (гимназии);

профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи);

учреждения дополнительного образования детей (дома школьников, творчества юных и т. д.)

духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты и т. д.);

университеты, колледжи, технические школы;

учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров ;

учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров (институты, факультеты, центры и т. д.)

Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования

гуманистический характер образования;

приоритет общечеловеческих ценностей ;

право личности на свободное развитие ;

единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

общедоступность образования;

адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

светский характер образования в государственных учреждениях;

свобода и плюрализм в образовании;

демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений

Общие тенденции в развитии образования

Наименование тенденции

Её сущность

Демократизация

Во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоёв населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются

Рост продолжительности образования

Непрерывность

Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения

В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии

Гуманизация

Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям; усиление нравственного воспитания; переход от объект-субъектных отношений между учащимися и учителями к субъект-субъектным

Гуманитаризация

Повышение роли социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе, имеющих первостепенное значение в жизни современного человека

Интернационализация

Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем

Компьютеризация

Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба

Планы на тему: «Образование, его значимость для личности и общества » План №1: «Образование как социальный институт», «Образование как институт общества» 1) Понятие «социальный институт». 2) Основные социальные институты общества: –  семья; –  государство; –  образование; –  наука; –  право. 3) Виды образовательных учреждений: –  дошкольные; –  общеобразовательные; –  учреждение дополнительного образования: –  учреждения профессионального образования. 4) Функции образования: –  передача знаний и опыта предшествующих поколений; –  приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям; –  социализация личности; –  обеспечение профессионального становления молодежи. 5) Тенденции развития образования: –  непрерывность образования; –  гуманизация; –  гуманитаризация; –  интернационализация; –  компьютеризация. 6) Значение образования в жизни общества.

Планы на тему: «Образование, его значимость для личности и общества »

План №1: «Образование как социальный институт», «Образование как институт общества»

1) Понятие «социальный институт».

2) Основные социальные институты общества:

–  семья;

–  государство;

–  образование;

–  наука;

–  право.

3) Виды образовательных учреждений:

–  дошкольные;

–  общеобразовательные;

–  учреждение дополнительного образования:

–  учреждения профессионального образования.

4) Функции образования:

–  передача знаний и опыта предшествующих поколений;

–  приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям;

–  социализация личности;

–  обеспечение профессионального становления молодежи.

5) Тенденции развития образования:

–  непрерывность образования;

–  гуманизация;

–  гуманитаризация;

–  интернационализация;

–  компьютеризация.

6) Значение образования в жизни общества.

План №2: «Российское образование в XXI веке» 1) Понятие «образование». 2) Органы, осуществляющие управление в сфере образования РФ: –  Министерство просвещения РФ; –  Министерство науки и высшего образования РФ; –  региональные министерства и департаменты; –  муниципальные управления. 3) Виды образовательных учреждений: –  дошкольные; –  общеобразовательные; –  учреждение дополнительного образования: –  учреждения профессионального образования. 4) Образовательные стандарты. 5) Ступени образования в РФ: –  дошкольное; –  начальное образование; –  основное общее образование; –  среднее (полное) общее образование; –  среднее профессиональное образование; –  высшее профессиональное образование. 6) Тенденции развития образования в РФ: –  непрерывность образования; –  гуманизация; –  гуманитаризация; –  интернационализация; –  демократизация; –  компьютеризация. 7) Национальная доктрина образования в РФ.

План №2: «Российское образование в XXI веке»

1) Понятие «образование».

2) Органы, осуществляющие управление в сфере образования РФ:

–  Министерство просвещения РФ;

–  Министерство науки и высшего образования РФ;

–  региональные министерства и департаменты;

–  муниципальные управления.

3) Виды образовательных учреждений:

–  дошкольные;

–  общеобразовательные;

–  учреждение дополнительного образования:

–  учреждения профессионального образования.

4) Образовательные стандарты.

5) Ступени образования в РФ:

–  дошкольное;

–  начальное образование;

–  основное общее образование;

–  среднее (полное) общее образование;

–  среднее профессиональное образование;

–  высшее профессиональное образование.

6) Тенденции развития образования в РФ:

–  непрерывность образования;

–  гуманизация;

–  гуманитаризация;

–  интернационализация;

–  демократизация;

–  компьютеризация.

7) Национальная доктрина образования в РФ.

План №4: «Социальная и личностная значимость образования», «Образование и его значение для личности и общества», «Образование как социальная ценность»

1) Понятие «образование».

2) Социально-значимые функции образования:

–  ликвидация неграмотности;

–  передача знаний и опыта предшествующих поколений;

–  приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям;

–  социализация личности;

–  обеспечение профессионального становления молодежи;

–  способствование разработки и созданию новых идей и теорий, открытий и изобретений;

–  социальный контроль.

3) Личностно-значимые функции образования:

–  приобретение знаний и опыта, приобщение к культуре;

–  формирует профессиональные навыки и умения;

–  развитие индивидуальных способностей;

–  является основным «социальным лифтом».

4) Ступени образования в РФ:

–  дошкольное;

–  начальное образование;

–  основное общее образование;

–  среднее (полное) общее образование;

–  среднее профессиональное образование;

–  высшее профессиональное образование.

5) Тенденции развития образования в РФ:

–  непрерывность образования;

–  гуманизация;

–  гуманитаризация;

–  интернационализация;

–  демократизация;

–  компьютеризация.

6) Национальная доктрина образования в РФ.

План №5: «Взаимосвязь образования и науки в современном мире», «Взаимосвязь образования и науки в современном обществе»

1) Понятия «наука» и «образование».

2) Социально-значимые функции образования:

–  ликвидация неграмотности;

–  передача знаний и опыта предшествующих поколений;

–  приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям;

–  социализация личности;

–  обеспечение профессионального становления молодежи;

–  способствование разработки и созданию новых идей и теорий, открытий и изобретений;

–  социальный контроль.

3) Тенденции развития современной науки:

–  ускорение роста научного знания;

–  дифференциация и интеграция научного знания;

–  математизация и компьютеризация научных знаний;

–  возрастание роли методологии в структуре научного знания;

–  возрастание роли науки как непосредственной производительной силы общества.

4) Интеграция науки и образования как один из основных принципов государственной научно-технической политики.

5) Роль науки в современном образовании:

–  наука разрабатывает методологию обучения;

–  охватывает все компоненты образовательного процесса.

6) Роль образования в современной науке:

–  через образование человек входит в науку;

–  формирование научной картины мира посредством образования;

–  подготовки кадров для научно-технической и культурной сферы, определяющей дальнейшее развитие науки и наукоемкого производства страны;

–  внедрение достижений научно-технического прогресса в обучение.

Задания ЕГЭ 1. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Система образования ,  образовательные учреждения ,  цели образования ,  функции об­ра­зо­ва­ния в обществе ,  образовательные программы . 2. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Непрерывность ,  гуманизация ,  интернационализация ,  образование ,  компьютеризация ,  гуманитаризация .

Задания ЕГЭ

1. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Система образования образовательные учреждения цели образования функции об­ра­зо­ва­ния в обществе образовательные программы .

2. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Непрерывность гуманизация интернационализация образование компьютеризация гуманитаризация .

3. Найдите в приведённом спис­ке проявления тен­ден­ции гуманизации об­ра­зо­ва­ния и об­ве­ди­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) увеличение ко­ли­че­ства учебных предметов

2) сокращение вре­ме­ни изучения есте­ствен­ных наук

3) ориентация на ин­те­ре­сы и склон­но­сти ученика

4) применение технологий, сбе­ре­га­ю­щих здоровье

5) особое вни­ма­ние нравственному воспитанию

6) компьютеризация об­ра­зо­ва­тель­но­го процесса

4. Выберите вер­ные суж­де­ния о новых тен­ден­ци­ях в об­ра­зо­ва­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Благодаря элек­трон­ной почте и ви­део­кон­фе­рен­ци­ям школы могут уста­нав­ли­вать и под­дер­жи­вать меж­ду­на­род­ные связи.

2) Дистанционное обу­че­ние при­об­ре­та­ет всё более ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние среди обу­ча­ю­щих­ся людей раз­лич­ных возрастов.

3) Гуманизация об­ра­зо­ва­ния пред­по­ла­га­ет уси­лен­ное вни­ма­ние к лич­но­сти учащегося, его интересам, запросам.

4) Современное об­ра­зо­ва­ние ори­ен­ти­ру­ет­ся на ком­пе­тен­ции учащихся, и по­это­му зна­ния ста­но­вят­ся ненужными.

5) Раньше вни­ма­ние уде­ля­лось не­пре­рыв­но­му образованию, а в на­сто­я­щее время пол­ная сред­няя школа обес­пе­чи­ва­ет до­ста­точ­ную об­ра­зо­ва­тель­ную подготовку.

5. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

ТЕНДЕНЦИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Гуманизация образования

Ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанных на признании прав каждого человека, сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства, формировании личностного потенциала

... образования

Ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо человека: свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык и культуру; свободно владеть иностранными языками

6. Установите соответствие между примерами и тенденциями в развитии образования, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

А) принятие решения о внедрении в образовательном учреждении возможности обучения по индивидуальным учебным планам

 

 

ТЕНДЕНЦИЯ

Б) внедрение практики использования электронного журнала и электронного дневника

В) межправительственные соглашения о взаимном признании дипломов о высшем образовании

1) гуманизация

Г) корректировка списка рекомендованной литературы для прочтения в период летних каникул с учётом интересов различных групп учащихся

2) интернационализация

Д) организация онлайн-тестирования с использованием сети Интернет при проведении диагностических работ для подготовки к экзаменам

3) информатизация

7. В стране Z проводится реформа, целью которой является модернизация образования. Какие дополнительные факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на информатизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.   1) увеличение количества учебных предметов, относящихся к общественным дисциплинам 2) приоритетное внимание к интересам и склонностям личности обучающегося 3) создание условий для расширения возможностей людей переезжать из страны в страну для получения образования 4) реализация программы использования технологий онлайн-уроков для организации обучения учащихся, находящихся на длительном лечении 5) финансирование из государственного бюджета создания в сети Интернет единой системы, позволяющей учащимся самостоятельно проверить и оценить свой уровень знаний 6) обеспечение школ современным компьютерным оборудованием для совершенствования образовательного процесса

7. В стране Z проводится реформа, целью которой является модернизация образования. Какие дополнительные факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на информатизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) увеличение количества учебных предметов, относящихся к общественным дисциплинам

2) приоритетное внимание к интересам и склонностям личности обучающегося

3) создание условий для расширения возможностей людей переезжать из страны в страну для получения образования

4) реализация программы использования технологий онлайн-уроков для организации обучения учащихся, находящихся на длительном лечении

5) финансирование из государственного бюджета создания в сети Интернет единой системы, позволяющей учащимся самостоятельно проверить и оценить свой уровень знаний

6) обеспечение школ современным компьютерным оборудованием для совершенствования образовательного процесса

8. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице ТЕНДЕНЦИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Информатизация Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий обучения Учёт интересов, возможностей, индивидуальных особенностей учащихся 9. Выберите верные суждения об образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.   1) Функция социализации является одной из основных для образовательных организаций. 2) Система образования реализует определённый общественный заказ. 3) Гуманитаризация образования проявляется в сокращении учебного времени на историческое образование. 4) Гуманизация образования предполагает учёт индивидуальных особенностей школьников. 5) Образование, в отличие от других форм духовной культуры, способно оказывать эмоциональное воздействие на человека.

8. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице

ТЕНДЕНЦИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Информатизация

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий обучения

Учёт интересов, возможностей, индивидуальных особенностей учащихся

9. Выберите верные суждения об образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Функция социализации является одной из основных для образовательных организаций.

2) Система образования реализует определённый общественный заказ.

3) Гуманитаризация образования проявляется в сокращении учебного времени на историческое образование.

4) Гуманизация образования предполагает учёт индивидуальных особенностей школьников.

5) Образование, в отличие от других форм духовной культуры, способно оказывать эмоциональное воздействие на человека.

10. Запишите слово, пропущенное в таблице. ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ Искусство Отражение мира и человека в художественных образах ... Целенаправленный процесс обучения и воспитания 11. В стра­не Z про­во­дит­ся ре­фор­ма образования. Какие факты сви­де­тель­ству­ют о том, что ре­фор­ма на­прав­ле­на на гу­ма­ни­за­цию образования? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.   1) уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства учеб­ных предметов 2) со­кра­ще­ние вре­ме­ни изу­че­ния есте­ствен­ных наук 3) ори­ен­та­ция на ин­те­ре­сы и склон­но­сти ученика 4) при­ме­не­ние технологий, сбе­ре­га­ю­щих здоровье 5) уде­ле­ние осо­бо­го вни­ма­ния нрав­ствен­но­му воспитанию 6) ком­пью­те­ри­за­ция об­ра­зо­ва­тель­но­го процесса

10. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Искусство

Отражение мира и человека в художественных образах

...

Целенаправленный процесс обучения и воспитания

11. В стра­не Z про­во­дит­ся ре­фор­ма образования. Какие факты сви­де­тель­ству­ют о том, что ре­фор­ма на­прав­ле­на на гу­ма­ни­за­цию образования? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства учеб­ных предметов

2) со­кра­ще­ние вре­ме­ни изу­че­ния есте­ствен­ных наук

3) ори­ен­та­ция на ин­те­ре­сы и склон­но­сти ученика

4) при­ме­не­ние технологий, сбе­ре­га­ю­щих здоровье

5) уде­ле­ние осо­бо­го вни­ма­ния нрав­ствен­но­му воспитанию

6) ком­пью­те­ри­за­ция об­ра­зо­ва­тель­но­го процесса

12. Премьер-министр страны Н. заявил о необходимости проведения реформ, способствующих информатизации образования. Какие из перечисленных мер способствуют решению данной задачи? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Оборудование учебных заведений пандусами для маломобильных групп населения. 2) Предоставление возможности учащимся старших классов выбора профиля обучения. 3) Оснащение учебных кабинетов компьютерным оборудованием. 4) Финансирование программы по предоставлению удалённого доступа к учебным материалам. 5) Создание единой электронной базы учащихся. 6) Реализация технологии обучения учащихся средней школы. 13. Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «образование»; 2) составьте два предложения: — одно предложение, содержащее информацию об уровнях образования в РФ; — одно предложение, раскрывающее сущность одной из тенденций современного образования.

12. Премьер-министр страны Н. заявил о необходимости проведения реформ, способствующих информатизации образования. Какие из перечисленных мер способствуют решению данной задачи? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Оборудование учебных заведений пандусами для маломобильных групп населения.

2) Предоставление возможности учащимся старших классов выбора профиля обучения.

3) Оснащение учебных кабинетов компьютерным оборудованием.

4) Финансирование программы по предоставлению удалённого доступа к учебным материалам.

5) Создание единой электронной базы учащихся.

6) Реализация технологии обучения учащихся средней школы.

13. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «образование»;

2) составьте два предложения:

одно предложение, содержащее информацию об уровнях образования в РФ;

одно предложение, раскрывающее сущность одной из тенденций

современного образования.

14. Найдите в приведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки про­цес­са гу­ма­ни­та­ри­за­ции об­ра­зо­ва­ния и об­ве­ди­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) учёт ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей школьников

2) со­кра­ще­ние учеб­но­го вре­ме­ни на му­зы­каль­ное образование

3) ком­пью­те­ри­за­ция об­ра­зо­ва­тель­но­го процесса

4) пре­по­да­ва­ние курса «Политология» на фа­куль­те­тах по тех­ни­че­ским специальностям

5) по­вы­ше­ние вни­ма­ния к изу­че­нию ино­стран­ных языков

6) вве­де­ние до­пол­ни­тель­но­го курса по ис­то­рии культуры

15. Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и уров­ня­ми об­ще­го образования: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) овла­де­ние чтением, письмом, счётом, ос­нов­ны­ми на­вы­ка­ми учеб­ной деятельности, эле­мен­та­ми тео­ре­ти­че­ско­го мышления

 

УРОВЕНЬ ОБ­ЩЕ­ГО ОБРАЗОВАНИЯ

Б) осво­е­ние об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм не со­про­вож­да­ет­ся про­ве­де­ни­ем про­ме­жу­точ­ных ат­те­ста­ций и ито­го­вой ат­те­ста­ции обучающихся

 

В) ос­но­ва­но на ин­ди­ви­ду­а­ли­за­ции и про­фес­си­о­наль­ной ори­ен­та­ции со­дер­жа­ния образования

1) до­школь­ное образование

Г) к обу­че­нию не до­пус­ка­ют­ся учащиеся, не осво­ив­шие ос­нов­ной об­ра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы пред­ше­ству­ю­ще­го уров­ня об­ще­го образования

2) сред­нее общее образование

Д) фор­ми­ро­ва­ние пред­по­сы­лок учеб­ной деятельности, со­хра­не­ние и укреп­ле­ние здо­ро­вья детей

3) на­чаль­ное общее образование

16. Запишите слово, пропущенное в таблице. Области (сферы) духовной культуры ХАРАКТЕРИСТИКИ ... Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни Образование Целенаправленный процесс обучения и воспитания 17 Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «образование»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о структуре общего образования в РФ; − одно предложение, раскрывающее любую функцию образования как социального института.

16. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Области (сферы) духовной культуры

ХАРАКТЕРИСТИКИ

...

Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни

Образование

Целенаправленный процесс обучения и воспитания

17 Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «образование»;

2) составьте два предложения:

одно предложение, содержащее информацию о структуре общего образования в РФ;

одно предложение, раскрывающее любую функцию образования как социального института.

18. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются тенденциями в развитии современного образования.   1) гуманитаризация 2) догматизация 3) гуманизация 4) интернационализация 5) информатизация 6) идеологизация 19. Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и функ­ци­я­ми образования: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. ХАРАКТЕРИСТИКИ A) формирование ин­тел­лек­ту­аль­но­го и нрав­ствен­но­го по­тен­ци­а­ла об­ще­ства и государства   ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Б) вос­про­из­вод­ство про­фес­си­о­наль­ных кадров   B) развитие умений, способностей, интересов 1) социальные Г) осво­е­ние на­уч­ных знаний, при­об­ре­те­ние опыта и навыков 2) личностные Д) транс­ля­ция и рас­про­стра­не­ние куль­ту­ры в обществе

18. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются тенденциями в развитии современного образования.

 

1) гуманитаризация

2) догматизация

3) гуманизация

4) интернационализация

5) информатизация

6) идеологизация

19. Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и функ­ци­я­ми образования: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

A) формирование ин­тел­лек­ту­аль­но­го и нрав­ствен­но­го по­тен­ци­а­ла об­ще­ства и государства

 

ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Б) вос­про­из­вод­ство про­фес­си­о­наль­ных кадров

 

B) развитие умений, способностей, интересов

1) социальные

Г) осво­е­ние на­уч­ных знаний, при­об­ре­те­ние опыта и навыков

2) личностные

Д) транс­ля­ция и рас­про­стра­не­ние куль­ту­ры в обществе

20. Выберите вер­ные суж­де­ния о тен­ден­ци­ях в раз­ви­тии об­ра­зо­ва­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Тен­ден­ция гу­ма­ни­за­ции про­яв­ля­ет­ся в сни­же­нии числа до­маш­них работ для учеников.

2) Тен­ден­ция гу­ма­ни­та­ри­за­ции про­яв­ля­ет­ся в по­вы­ше­нии вни­ма­ния в учеб­ном про­цес­се к таким предметам, как ис­то­рия и право.

3) Де­мо­кра­ти­за­ция об­ра­зо­ва­ния про­яв­ля­ет­ся в ре­а­ли­за­ции прин­ци­па рав­ных возможностей.

4) По­яв­ле­ние таких форм обу­че­ния как ди­стан­ци­он­ное образование, яв­ля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем тен­ден­ции интернационализации.

5) Внед­ре­ние элек­трон­ных по­со­бий в про­цесс обу­че­ния яв­ля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем тен­ден­ции информатизации.

21. Установите соответствие между конкретными проявлениями и тенденциями образования, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЕ

А) повышение юридической и

 

 

ТЕНДЕНЦИЯОБРАЗОВАНИЯ

экономической грамотности учащихся

1) компьютеризация

Б) широкое использование медийных

ресурсов на уроках

2) гуманизация

В) уделение особого внимания изучению

3) гуманитаризация

истории и литературы

Г) организация кружковой и проектной

деятельности учащихся

Д) ориентация на развитие творческих

способностей учащихся

22. Одиннадцатиклассники за­вер­ша­ют изу­че­ние но­во­го ма­те­ри­а­ла и на­чи­на­ют под­го­тов­ку к экзаменам. Какие при­зна­ки ха­рак­те­ри­зу­ют осу­ществ­ля­е­мую ими деятельность? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.   1) Она на­прав­ле­на на пре­об­ра­зо­ва­ние ре­аль­но су­ще­ству­ю­щих пред­ме­тов природы. 2) Объектом де­я­тель­но­сти яв­ля­ет­ся новое, не из­вест­ное ни­ко­му ранее знание. 3) Средством де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся учеб­ни­ки и учеб­ные пособия. 4) Деятельность имеет как индивидуальный, так и кол­лек­тив­ный характер. 5) Мотивом яв­ля­ет­ся же­ла­ние удо­вле­тво­рить ма­те­ри­аль­ные потребности. 6) Она спо­соб­ству­ет осво­е­нию на­коп­лен­ных че­ло­ве­че­ством куль­тур­ных ценностей.

22. Одиннадцатиклассники за­вер­ша­ют изу­че­ние но­во­го ма­те­ри­а­ла и на­чи­на­ют под­го­тов­ку к экзаменам. Какие при­зна­ки ха­рак­те­ри­зу­ют осу­ществ­ля­е­мую ими деятельность? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Она на­прав­ле­на на пре­об­ра­зо­ва­ние ре­аль­но су­ще­ству­ю­щих пред­ме­тов природы.

2) Объектом де­я­тель­но­сти яв­ля­ет­ся новое, не из­вест­ное ни­ко­му ранее знание.

3) Средством де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся учеб­ни­ки и учеб­ные пособия.

4) Деятельность имеет как индивидуальный, так и кол­лек­тив­ный характер.

5) Мотивом яв­ля­ет­ся же­ла­ние удо­вле­тво­рить ма­те­ри­аль­ные потребности.

6) Она спо­соб­ству­ет осво­е­нию на­коп­лен­ных че­ло­ве­че­ством куль­тур­ных ценностей.

Ответы си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния об­ра­зо­ва­ние 345 123 Гуманитаризация 13213 456 Гуманизация 124 Образование 345 345  Смысл понятия, например: это целенаправленный процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; Одно предложение с информацией об уровнях образования в РФ, опирающейся на знание курса, например : на данный момент в РФ установлены следующие уровни общего образования — начальное общее, основное общее и среднее общее образование; Одно предложение, раскрывающее сущность одной из тенденций современного образования с опорой на знание курса, например : гуманизация образования характеризует направленность образования на становление личности, её интересы и индивидуальные особенности, на усиление внимания в сторону установления отношений взаимного уважения между учениками и педагогом.

Ответы

  • си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния
  • об­ра­зо­ва­ние
  • 345
  • 123
  • Гуманитаризация
  • 13213
  • 456
  • Гуманизация
  • 124
  • Образование
  • 345
  • 345
  • Смысл понятия, например: это целенаправленный процесс и

результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков;

Одно предложение с информацией об уровнях образования в РФ, опирающейся на знание курса,

например : на данный момент в РФ установлены следующие уровни общего образования —

начальное общее, основное общее и среднее общее образование;

Одно предложение, раскрывающее сущность одной из тенденций современного образования

с опорой на знание курса, например : гуманизация образования характеризует направленность

образования на становление личности, её интересы и индивидуальные особенности, на усиление

внимания в сторону установления отношений взаимного уважения между учениками и педагогом.

456 31221  мораль смысл понятия, например: образование — это целенаправленный процесс получения/передачи систематизированных знаний, умений и навыков, приобщающий человека к культуре, ценностям данного общества; одно предложение с информацией о структуре общего образования в РФ, опирающейся на знания курса, например: «В РФ устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное, начальное, основное и среднее общее образование»; одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию образования как социального института, например: «Одна из функций образования — социализация человека». 26 11221 235 31322 346
  • 456
  • 31221
  • мораль
  • смысл понятия, например: образование — это целенаправленный процесс получения/передачи систематизированных знаний, умений и навыков, приобщающий человека к культуре, ценностям данного общества; одно предложение с информацией о структуре общего образования в РФ, опирающейся на знания курса, например: «В РФ устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное, начальное, основное и среднее общее образование»; одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию образования как социального института, например: «Одна из функций образования — социализация человека».
  • 26
  • 11221
  • 235
  • 31322
  • 346