1.12. Образование, его значимость для личности и общества
Образование — один из способов становления личности путём получения людьми знаний , приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов , как семья, школа, средства массовой информации.
Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение её культурного достояния.
Основной путь получения образования — обучение и самообразование , т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи обучающих лиц.
Функции образования
Наименование функции
Её содержание
Экономическая
Формирование социально-профессиональной структуры общества: воспроизводство рабочей силы различной квалификации; переподготовка и повышение квалификации кадров → повышение производительности труда и создание новых технологий
Социальная
Социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности
Культурная
Использование раннее накопленной культуры в целях обучения новых поколений знаниям , умениям, традициям, социальному опыту, необходимым для их вступления в жизнь, развития своей творческой деятельности
Система образования в России
Совокупность образовательных стандартов и программ
Сеть образовательных учреждений
Органы управления образованием
— дошкольные образовательные учреждения (ясли, детские сады);
— общеобразовательные школы (гимназии);
— профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи);
— учреждения дополнительного образования детей (дома школьников, творчества юных и т. д.)
— духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты и т. д.);
— университеты, колледжи, технические школы;
— учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров ;
— учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров (институты, факультеты, центры и т. д.)
Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования
— гуманистический характер образования;
— приоритет общечеловеческих ценностей ;
— право личности на свободное развитие ;
— единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
— общедоступность образования;
— адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
— светский характер образования в государственных учреждениях;
— свобода и плюрализм в образовании;
— демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений
Общие тенденции в развитии образования
Наименование тенденции
Её сущность
Демократизация
Во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоёв населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются
Рост продолжительности образования
Непрерывность
Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения
В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии
Гуманизация
Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям; усиление нравственного воспитания; переход от объект-субъектных отношений между учащимися и учителями к субъект-субъектным
Гуманитаризация
Повышение роли социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе, имеющих первостепенное значение в жизни современного человека
Интернационализация
Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем
Компьютеризация
Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба
Планы на тему: «Образование, его значимость для личности и общества »
План №1: «Образование как социальный институт», «Образование как институт общества»
1) Понятие «социальный институт».
2) Основные социальные институты общества:
– семья;
– государство;
– образование;
– наука;
– право.
3) Виды образовательных учреждений:
– дошкольные;
– общеобразовательные;
– учреждение дополнительного образования:
– учреждения профессионального образования.
4) Функции образования:
– передача знаний и опыта предшествующих поколений;
– приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям;
– социализация личности;
– обеспечение профессионального становления молодежи.
5) Тенденции развития образования:
– непрерывность образования;
– гуманизация;
– гуманитаризация;
– интернационализация;
– компьютеризация.
6) Значение образования в жизни общества.
План №2: «Российское образование в XXI веке»
1) Понятие «образование».
2) Органы, осуществляющие управление в сфере образования РФ:
– Министерство просвещения РФ;
– Министерство науки и высшего образования РФ;
– региональные министерства и департаменты;
– муниципальные управления.
3) Виды образовательных учреждений:
– дошкольные;
– общеобразовательные;
– учреждение дополнительного образования:
– учреждения профессионального образования.
4) Образовательные стандарты.
5) Ступени образования в РФ:
– дошкольное;
– начальное образование;
– основное общее образование;
– среднее (полное) общее образование;
– среднее профессиональное образование;
– высшее профессиональное образование.
6) Тенденции развития образования в РФ:
– непрерывность образования;
– гуманизация;
– гуманитаризация;
– интернационализация;
– демократизация;
– компьютеризация.
7) Национальная доктрина образования в РФ.
План №4: «Социальная и личностная значимость образования», «Образование и его значение для личности и общества», «Образование как социальная ценность»
1) Понятие «образование».
2) Социально-значимые функции образования:
– ликвидация неграмотности;
– передача знаний и опыта предшествующих поколений;
– приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям;
– социализация личности;
– обеспечение профессионального становления молодежи;
– способствование разработки и созданию новых идей и теорий, открытий и изобретений;
– социальный контроль.
3) Личностно-значимые функции образования:
– приобретение знаний и опыта, приобщение к культуре;
– формирует профессиональные навыки и умения;
– развитие индивидуальных способностей;
– является основным «социальным лифтом».
4) Ступени образования в РФ:
– дошкольное;
– начальное образование;
– основное общее образование;
– среднее (полное) общее образование;
– среднее профессиональное образование;
– высшее профессиональное образование.
5) Тенденции развития образования в РФ:
– непрерывность образования;
– гуманизация;
– гуманитаризация;
– интернационализация;
– демократизация;
– компьютеризация.
6) Национальная доктрина образования в РФ.
План №5: «Взаимосвязь образования и науки в современном мире», «Взаимосвязь образования и науки в современном обществе»
1) Понятия «наука» и «образование».
2) Социально-значимые функции образования:
– ликвидация неграмотности;
– передача знаний и опыта предшествующих поколений;
– приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям;
– социализация личности;
– обеспечение профессионального становления молодежи;
– способствование разработки и созданию новых идей и теорий, открытий и изобретений;
– социальный контроль.
3) Тенденции развития современной науки:
– ускорение роста научного знания;
– дифференциация и интеграция научного знания;
– математизация и компьютеризация научных знаний;
– возрастание роли методологии в структуре научного знания;
– возрастание роли науки как непосредственной производительной силы общества.
4) Интеграция науки и образования как один из основных принципов государственной научно-технической политики.
5) Роль науки в современном образовании:
– наука разрабатывает методологию обучения;
– охватывает все компоненты образовательного процесса.
6) Роль образования в современной науке:
– через образование человек входит в науку;
– формирование научной картины мира посредством образования;
– подготовки кадров для научно-технической и культурной сферы, определяющей дальнейшее развитие науки и наукоемкого производства страны;
– внедрение достижений научно-технического прогресса в обучение.
Задания ЕГЭ
1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Система образования , образовательные учреждения , цели образования , функции образования в обществе , образовательные программы .
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Непрерывность , гуманизация , интернационализация , образование , компьютеризация , гуманитаризация .
3. Найдите в приведённом списке проявления тенденции гуманизации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества учебных предметов
2) сокращение времени изучения естественных наук
3) ориентация на интересы и склонности ученика
4) применение технологий, сберегающих здоровье
5) особое внимание нравственному воспитанию
6) компьютеризация образовательного процесса
4. Выберите верные суждения о новых тенденциях в образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Благодаря электронной почте и видеоконференциям школы могут устанавливать и поддерживать международные связи.
2) Дистанционное обучение приобретает всё более широкое распространение среди обучающихся людей различных возрастов.
3) Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам.
4) Современное образование ориентируется на компетенции учащихся, и поэтому знания становятся ненужными.
5) Раньше внимание уделялось непрерывному образованию, а в настоящее время полная средняя школа обеспечивает достаточную образовательную подготовку.
5. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ТЕНДЕНЦИЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Гуманизация образования
Ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанных на признании прав каждого человека, сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства, формировании личностного потенциала
... образования
Ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо человека: свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык и культуру; свободно владеть иностранными языками
6. Установите соответствие между примерами и тенденциями в развитии образования, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР
А) принятие решения о внедрении в образовательном учреждении возможности обучения по индивидуальным учебным планам
ТЕНДЕНЦИЯ
Б) внедрение практики использования электронного журнала и электронного дневника
В) межправительственные соглашения о взаимном признании дипломов о высшем образовании
1) гуманизация
Г) корректировка списка рекомендованной литературы для прочтения в период летних каникул с учётом интересов различных групп учащихся
2) интернационализация
Д) организация онлайн-тестирования с использованием сети Интернет при проведении диагностических работ для подготовки к экзаменам
3) информатизация
7. В стране Z проводится реформа, целью которой является модернизация образования. Какие дополнительные факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на информатизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) увеличение количества учебных предметов, относящихся к общественным дисциплинам
2) приоритетное внимание к интересам и склонностям личности обучающегося
3) создание условий для расширения возможностей людей переезжать из страны в страну для получения образования
4) реализация программы использования технологий онлайн-уроков для организации обучения учащихся, находящихся на длительном лечении
5) финансирование из государственного бюджета создания в сети Интернет единой системы, позволяющей учащимся самостоятельно проверить и оценить свой уровень знаний
6) обеспечение школ современным компьютерным оборудованием для совершенствования образовательного процесса
8. Запишите слово, пропущенное в таблице
ТЕНДЕНЦИЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Информатизация
Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий обучения
Учёт интересов, возможностей, индивидуальных особенностей учащихся
9. Выберите верные суждения об образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Функция социализации является одной из основных для образовательных организаций.
2) Система образования реализует определённый общественный заказ.
3) Гуманитаризация образования проявляется в сокращении учебного времени на историческое образование.
4) Гуманизация образования предполагает учёт индивидуальных особенностей школьников.
5) Образование, в отличие от других форм духовной культуры, способно оказывать эмоциональное воздействие на человека.
10. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Искусство
Отражение мира и человека в художественных образах
...
Целенаправленный процесс обучения и воспитания
11. В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества учебных предметов
2) сокращение времени изучения естественных наук
3) ориентация на интересы и склонности ученика
4) применение технологий, сберегающих здоровье
5) уделение особого внимания нравственному воспитанию
6) компьютеризация образовательного процесса
12. Премьер-министр страны Н. заявил о необходимости проведения реформ, способствующих информатизации образования. Какие из перечисленных мер способствуют решению данной задачи? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Оборудование учебных заведений пандусами для маломобильных групп населения.
2) Предоставление возможности учащимся старших классов выбора профиля обучения.
3) Оснащение учебных кабинетов компьютерным оборудованием.
4) Финансирование программы по предоставлению удалённого доступа к учебным материалам.
5) Создание единой электронной базы учащихся.
6) Реализация технологии обучения учащихся средней школы.
13. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «образование»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию об уровнях образования в РФ;
— одно предложение, раскрывающее сущность одной из тенденций
современного образования.
14. Найдите в приведённом ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) учёт индивидуальных особенностей школьников
2) сокращение учебного времени на музыкальное образование
3) компьютеризация образовательного процесса
4) преподавание курса «Политология» на факультетах по техническим специальностям
5) повышение внимания к изучению иностранных языков
6) введение дополнительного курса по истории культуры
15. Установите соответствие между характеристиками и уровнями общего образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления
УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Б) освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся
В) основано на индивидуализации и профессиональной ориентации содержания образования
1) дошкольное образование
Г) к обучению не допускаются учащиеся, не освоившие основной образовательной программы предшествующего уровня общего образования
2) среднее общее образование
Д) формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей
3) начальное общее образование
16. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Области (сферы) духовной культуры
ХАРАКТЕРИСТИКИ
...
Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни
Образование
Целенаправленный процесс обучения и воспитания
17 Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «образование»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о структуре общего образования в РФ;
− одно предложение, раскрывающее любую функцию образования как социального института.
18. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются тенденциями в развитии современного образования.
1) гуманитаризация
2) догматизация
3) гуманизация
4) интернационализация
5) информатизация
6) идеологизация
19. Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
A) формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства
ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Б) воспроизводство профессиональных кадров
B) развитие умений, способностей, интересов
1) социальные
Г) освоение научных знаний, приобретение опыта и навыков
2) личностные
Д) трансляция и распространение культуры в обществе
20. Выберите верные суждения о тенденциях в развитии образования и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Тенденция гуманизации проявляется в снижении числа домашних работ для учеников.
2) Тенденция гуманитаризации проявляется в повышении внимания в учебном процессе к таким предметам, как история и право.
3) Демократизация образования проявляется в реализации принципа равных возможностей.
4) Появление таких форм обучения как дистанционное образование, является проявлением тенденции интернационализации.
5) Внедрение электронных пособий в процесс обучения является проявлением тенденции информатизации.
21. Установите соответствие между конкретными проявлениями и тенденциями образования, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЕ
А) повышение юридической и
ТЕНДЕНЦИЯОБРАЗОВАНИЯ
экономической грамотности учащихся
1) компьютеризация
Б) широкое использование медийных
ресурсов на уроках
2) гуманизация
В) уделение особого внимания изучению
3) гуманитаризация
истории и литературы
Г) организация кружковой и проектной
деятельности учащихся
Д) ориентация на развитие творческих
способностей учащихся
22. Одиннадцатиклассники завершают изучение нового материала и начинают подготовку к экзаменам. Какие признаки характеризуют осуществляемую ими деятельность? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Она направлена на преобразование реально существующих предметов природы.
2) Объектом деятельности является новое, не известное никому ранее знание.
3) Средством деятельности являются учебники и учебные пособия.
4) Деятельность имеет как индивидуальный, так и коллективный характер.
5) Мотивом является желание удовлетворить материальные потребности.
6) Она способствует освоению накопленных человечеством культурных ценностей.
Ответы
- система образования
- образование
- 345
- 123
- Гуманитаризация
- 13213
- 456
- Гуманизация
- 124
- Образование
- 345
- 345
- Смысл понятия, например: это целенаправленный процесс и
результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков;
Одно предложение с информацией об уровнях образования в РФ, опирающейся на знание курса,
например : на данный момент в РФ установлены следующие уровни общего образования —
начальное общее, основное общее и среднее общее образование;
Одно предложение, раскрывающее сущность одной из тенденций современного образования
с опорой на знание курса, например : гуманизация образования характеризует направленность
образования на становление личности, её интересы и индивидуальные особенности, на усиление
внимания в сторону установления отношений взаимного уважения между учениками и педагогом.
- 456
- 31221
- мораль
- смысл понятия, например: образование — это целенаправленный процесс получения/передачи систематизированных знаний, умений и навыков, приобщающий человека к культуре, ценностям данного общества; одно предложение с информацией о структуре общего образования в РФ, опирающейся на знания курса, например: «В РФ устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное, начальное, основное и среднее общее образование»; одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию образования как социального института, например: «Одна из функций образования — социализация человека».
- 26
- 11221
- 235
- 31322
- 346