Из моего обобщения опыта
https://chimc.edusite.ru/DswMedia/prikaz-11orezul-tataxoppo_2021-2022.pdf
https://docs.google.com/document/d/17caLbZQv3DFtQIVWimoFOqgMk8i4qmM2/edit
2.3 Использование игровых заданий для развития читательской грамотности на занятиях ИЯ
Читательская грамотность является одним из компонентов функциональной грамотности.
Чтение – это активный процесс, поэтому ученик должен быть заинтересован в содержании текста. Именно содержание таит в себе потенциальную возможность побудить у учащихся положительную мотивацию, вызвать потребность в чтении на иностранном языке.
Для развития читательской грамотности на своих уроках использую такие игровые задания как:
- «Пофантазируй!»
Учащиеся пробуют догадаться о возможном содержании текста на основе его заглавия или иллюстрации. После прочтения текста проверяют верность/неверность своего предложения.
Пофантазировать можно не только перед чтением текста, но и в момент его прочтения. Н.п. читая сказку «Золотой гусь» во 2 классе, после того как дети узнают, что Ганс приобрел гуся, они предполагают, что с помощью него он рассмешит принцессу. Т.к. все кто до него дотрагивался, те прилипали к нему и должны были пойти вместе с ним. В итоге они оказываются правы.
Также ребятам можно предложить придумать другую концовку сказки и разыграть ее по ролям.
- «Брось кубик»
Дети получают текст с вопросами, на которые они должны ответить после его прочтения. Сначала каждый учащийся читает текст самостоятельно, потом они работают в парах. Чтобы выбрать свой вопрос, игрок должен бросить кубик. Выпавшее число и будет номером вопроса. Если значение повторяется, то игрок бросает кубик еще раз. Выиграет тот, кто ответит на большее количество вопросов правильно.
- «Восстанови текст»
Вместо некоторых слов в тексте, нарисованы кляксы, цветочки. Учащимся необходимо восстановить пропущенные слова, иногда нужно изменить форму слова, иногда вставить слово самим. Выигрывает тот, кто полностью восстановит текст. Данное задание встречается в учебниках немецкого языка 6, 8 классов, пример которого вы можете увидеть, пройдя по ссылке https://multiurok.ru/album/igrovye-zadaniia-dlia-razvitiia-chitatelskoi-gramotnosti.html
- «Weihnachten»
https://vk.com/wall-208851076_18
Используя накопленный собственный опыт, прихожу к выводу, что:
работа по развитию читательской грамотности учеников на уроках должна вестись систематически. Мы - педагоги должны помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению.
2.4 Применение игровых технологий во время внеурочной деятельности
В 2021 году на базе нашей школы был открыт языковой клуб "Die Welt der deutschen Sprache" Чистоозерным ЦНК, в котором я являлась ведущим встреч.
Во время их организации мною использовались игровые задания.
Применяю как готовые игры, так и собственные. Привожу примеры некоторых из них: «Ich habe… Wer hat…», «Собери слово», «Найди слова и составь предложение, текст», «Рождественское бинго», настольная игра «Рождество», «Пантомима», «Мемори», «Снежный ком» и др. (Приложение 2, https://vk.com/album-208851076_283293368)
В течение года у нас прошли праздники «Праздник урожая», «Рождество», «Пасха», в сценарии которых были включены игровые задания:
- https://multiurok.ru/files/kvest-igra-paskha.html
- https://vk.com/wall-208851076_74, https://vk.com/wall-208851076_50
- https://docs.google.com/document/d/1VotGTIVVT5_BrnXNjH-feuui3SCRw6vU/edit#
Посещая встречи, участники знакомятся со многими словами по определенным темам раньше, чем на уроках. Это позволяет им повысить свою работоспособность во время учебных занятий.
А также на встречах ребятам встречаются задания текстового характера в различных игровых формах, они узнают много нового лексического материала, что расширяет их словарный запас, развивает читательскую грамотность.
https://vk.com/wall-208851076_49
Мною было замечено, что дети, которые занимаются немецким языком во время внеурочных занятий, имеют повышенный интерес к предмету и на уроках работают активнее.