Тема урока: Безработица, её причины и последствия.
Урок 1
Класс: 8-А, Б
Задачи:
План урока
Давайте подумаем, что же выбирает для себя человек? Я думаю, вы все со мной согласитесь, что каждый человек желает, прежде всего, благополучия. Подумайте, из чего складывается благополучие человека?
-Конечно, это работа, здоровье, семья, образование, друзья, карьера.
Перед вами дерево благополучия.
-А теперь подумайте, какое яблочко на этом дереве мы должны особенно выделить? Почему, как вы думаете?
-Совершенно верно, это работа.
-А как мы будем называть человека, который не имеет работы? (безработный)
Запишем в тетрадь тему урока.
Тема. Безработица, её причины и последствия.
Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И Россия – не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного рабочего и надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней бороться.
Сегодня нам нужно не только найти ответ на вопрос, что же такое безработица, каковы ее последствия, но и какие меры необходимо принимать для того, чтобы решить проблему безработицы. Тема безработица рассматривается не только в курсе обществознания, но и географии, и вы ещё не раз услышите о безработице на других уроках, и кто знает, может, вам пригодятся эти знания при выборе будущей профессии.
Работа с понятиями.
Население страны делится на трудоспособное и нетрудоспособное.
К трудоспособному населению относится: 1. Занятые трудоспособные, имеющие работу.
2.Безработные трудоспособные , не имеющие работу, но стремятся найти работу. 3. Добровольно не занятые.
К нетрудоспособным относятся: 1. Дети до 16 лет. 2. Инвалиды. 3. Пенсионеры: мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет.
Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное место).
-О какой части населения говорится в определении? (о трудоспособном)
Трудоспособные граждане - лица 16 лет и старше, желающие трудиться.
Среди трудоспособных граждан выделяют занятых и безработных.
Задание 1. Запишите определение понятий, пользуясь текстом учебника параграф 27, с.226.
Занятость-
Безработица-
Задание 2. Работа с текстом и таблицами:
Социологическая служба Краснодарского края в 2008 г. провела опрос жителей Кубани. Им задавали вопрос: «Каким категориям граждан сегодня труднее всего устроиться на работу?».
Ответы опрошенных | % опрошенных |
Тем, у кого нет опыта работы, в том числе выпускникам учреждений профессионального образования | 24 |
Людям старше 45 лет | 20 |
Людям с ограниченными возможностями здоровья | 19 |
Женщинам с детьми | 13 |
Пенсионерам | 10 |
Специалистам некоторых направлений | 8 |
Людям без высшего образования и квалификации | 6 |
Каким категориям работников, по мнению опрошенных, наиболее трудно устроиться на работу?
Почему людям без высшего образования и квалификации легче найти работу, чем например выпускникам учреждений профессионального образования или специалистов определенных направлений?
Задание 3. В чем причины безработицы? Ознакомьтесь с текстом учебника с 227-229 и выпишите причины безработицы в тетрадь.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой подтверждает, что рынок не способен сам по себе решить проблему безработицы. Здесь необходимы содействие и помощь государства. И поскольку одного лекарства от безработицы быть не может, правительства используют целый набор методов. Основные направления этой деятельности: создание условий для занятости и реализация мер социальной защиты от безработицы.
Задание 4. Прочитайте текст о видах безработицы и выполните задание:
Сезонная безработица зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики, например сферы туризма.
Безработица структурная обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между классификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий. Безработица технологическая связана с механизацией и автоматизацией производства, в результате часть рабочей силы либо становится излишней, либо нуждается в более высоком уровне квалификации.
С экономическими циклами связана циклическая безработица, которая резко усиливается в периоды экономического кризиса и депрессии и уменьшается в периоды оживления и подъема экономики.
Наконец, существует фрикционная безработица, которая связана с тем, что некоторая часть трудоспособного населения пытается подыскать работу, в наибольшей степени соответствующую её запросам. И этот процесс поиска работы, подходящей по должности и зарплате, условиям труда, территориальному размещению и иным факторам, может продолжаться довольно долго.
( По материалам энциклопедии для школьников)
Перечертите схему в тетрадь. Заполните пробелы в схеме, пользуясь материалом расположенным выше.
Виды безработицы |
?_____________ | ?______________ | ?_______________ | ?______________ |
Домашнее задание. Параграф 27, читать. Учить новые термины. Письменно в тетради выполнить задание № 2 из рубрики « В классе и дома».