СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 1. Обществознание. 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок 1. Обществознание. 8 класс»

Тема урока: Безработица, её причины и последствия.

Урок 1

Класс: 8-А, Б

Задачи:

      • познакомиться с основными причинами возникновения безработицы, видами и последствиями

План урока

  Давайте подумаем, что же выбирает для себя человек? Я думаю, вы все со мной согласитесь, что каждый человек желает, прежде всего, благополучия. Подумайте, из чего складывается благополучие человека?

-Конечно, это работа, здоровье, семья, образование, друзья, карьера.

Перед вами дерево благополучия.

































-А теперь подумайте, какое яблочко на этом дереве мы должны особенно выделить? Почему, как вы думаете? 

-Совершенно верно, это работа.

-А как мы будем называть человека, который не имеет работы? (безработный)

Запишем в тетрадь тему урока.

Тема. Безработица, её причины и последствия.



Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И Россия – не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного рабочего и надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней бороться.

Сегодня нам нужно не только найти ответ на вопрос, что же такое безработица, каковы ее последствия, но и какие меры необходимо принимать для того, чтобы решить проблему безработицы. Тема безработица рассматривается не только в курсе обществознания, но и географии, и вы ещё не раз услышите о безработице на других уроках, и кто знает, может, вам пригодятся эти знания при выборе будущей профессии.

Работа с понятиями.

Население страны делится на трудоспособное и нетрудоспособное.

К трудоспособному населению относится: 1. Занятые трудоспособные, имеющие работу.

2.Безработные трудоспособные , не имеющие работу, но стремятся найти работу. 3. Добровольно не занятые.

К нетрудоспособным относятся: 1. Дети до 16 лет. 2. Инвалиды. 3. Пенсионеры: мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет.



Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное место).

-О какой части населения говорится в определении? (о трудоспособном)

Трудоспособные граждане - лица 16 лет и старше, желающие трудиться.

Среди трудоспособных граждан выделяют занятых и безработных.

Задание 1. Запишите определение понятий, пользуясь текстом учебника параграф 27, с.226.

Занятость-

Безработица-


Задание 2. Работа с текстом и таблицами:

Социологическая служба Краснодарского края в 2008 г. провела опрос жителей Кубани. Им задавали вопрос: «Каким категориям граждан сегодня труднее всего устроиться на работу?».

Ответы опрошенных

% опрошенных

Тем, у кого нет опыта работы, в том числе выпускникам учреждений профессионального образования

24

Людям старше 45 лет

20

Людям с ограниченными возможностями здоровья

19

Женщинам с детьми

13

Пенсионерам

10

Специалистам некоторых направлений

8

Людям без высшего образования и квалификации

6

Каким категориям работников, по мнению опрошенных, наиболее трудно устроиться на работу?

Почему людям без высшего образования и квалификации легче найти работу, чем например выпускникам учреждений профессионального образования или специалистов определенных направлений?



Задание 3. В чем причины безработицы? Ознакомьтесь с текстом учебника с 227-229 и выпишите причины безработицы в тетрадь.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой подтверждает, что рынок не способен сам по себе решить проблему безработицы. Здесь необходимы содействие и помощь государства. И поскольку одного лекарства от безработицы быть не может, правительства используют целый набор методов. Основные направления этой деятельности: создание условий для занятости и реализация мер социальной защиты от безработицы.


Задание 4. Прочитайте текст о видах безработицы и выполните задание:

Сезонная безработица зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики, например сферы туризма.

Безработица структурная обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между классификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий. Безработица технологическая связана с механизацией и автоматизацией производства, в результате часть рабочей силы либо становится излишней, либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

С экономическими циклами связана циклическая безработица, которая резко усиливается в периоды экономического кризиса и депрессии и уменьшается в периоды оживления и подъема экономики.

Наконец, существует фрикционная безработица, которая связана с тем, что некоторая часть трудоспособного населения пытается подыскать работу, в наибольшей степени соответствующую её запросам. И этот процесс поиска работы, подходящей по должности и зарплате, условиям труда, территориальному размещению и иным факторам, может продолжаться довольно долго.


( По материалам энциклопедии для школьников)

Перечертите схему в тетрадь. Заполните пробелы в схеме, пользуясь материалом расположенным выше.


Виды безработицы

?_____________

?______________

?_______________

?______________





Домашнее задание. Параграф 27, читать. Учить новые термины. Письменно в тетради выполнить задание № 2 из рубрики « В классе и дома».