СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
____________________________________________________________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО: Руководитель методического объединения учителей МОУ средняя школа № 7 _________/Е.В. Ланчикова/ «____»____________20___г
Протокол №___ от «___» ___________2011 г | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР МОУ средняя школа № 7
_________/С.А. Буренкова/ «___» ___________2011 г
| УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ средняя школа № 7
________/Т.А. Бурмистрова/ «___» ___________2011 г
Приказ №______ «___» ____________2011 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ДЛЯ 1 «В» КЛАССА
НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Биливская Инна Николаевна
учитель начальных классов
г. Обнинск
2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе Примерной программы начального образования, с учетом программы УМК «Перспектива», авторской программы А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой (Традиционная система. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение», 2011г. – 368 с.).
В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:
природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
«Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Программа обеспечивается:
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. – М.: «Просвещение», 2011 г.
Изучение окружающего мира в 1 классе имеет продолжительность 33 учебные недели по 2 ч в неделю, рассчитан на 66 ч.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Предметные результаты
Результат | Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
Человек и природа | – различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; – различать объекты приро-ды и предметы, сделанные человеком; – сравнивать объекты живой и неживой природы на осно-ве внешних признаков; – различать и называть основные части растений; – узнавать растения – де-ревья, кустарники, травы, приводить примеры; – использовать иллюстратив-ный определитель растений и животных. | – соблюдать правила эколо-гического поведения в школе, в быту(экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде; – описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки. |
Человек и общество | – узнавать государственную символику Российской Феде-рации и своего региона; – различать прошлое, настоящее и будущее; – определять родственные связи в семье; – соблюдать правила обще-ния со взрослыми и сверст-никами в официальной обстановке школы; – использовать правила поведения в общественных местах и на улице. | – оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверст-ников с позиции этических чувств и доброжелатель-ности; – находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город. |
Формирование универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия | У обучающегося будут сформированы: | Обучающийся получит возможность для формирования: |
Личностные | – положительное отношение к школе и учебной деятель-ности; – представление о причинах успеха в учебе; – интерес к учебному мате-риалу; – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций; – знание основных мораль-ных норм поведения. | – внутренней позиции школь-ника на уровне положитель-ного отношения к школе; – первичных умений оценки работ, ответов однокласс-ников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – представления о граж-данской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; – представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здо-ровьесберегающем поведе-нии. |
Познавательные | – осуществлять поиск нуж-ной информации в учебнике и учебных пособиях; – понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных посо-биях; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличи-тельных признаков; – осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – устанавливать причинно-следственные связи в изучае-мом круге явлений; – обобщать (выделять класс объектов по заданному приз-наку). | – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – умению смыслового воспри-ятия познавательного текс-та; – подводить анализируемые объекты под понятия раз-ного уровня обобщения (на-пример:природа, живая – неживая, животные – расте ния и т.д.); – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. |
Регулятивные | – принимать и сохранять учебную задачу, соответст-вующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры дейст-вия в учебном материале; – проговаривать вслух после-довательность производимых действий, составляющих ос-нову осваиваемой деятель-ности; – оценивать совместно с учи-телем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; – первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме. | – адекватно воспринимать оценку своей работы учит-елями, товарищами; – в сотрудничестве с учите-лем, классом находить несколько вариантов реше-ния учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. |
Коммуникативные | – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. | – принимать другое мнение и позицию; – формулировать собствен-ное мнение и позицию; – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы; – адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникатив-ных задач. |
Содержание учебного предмета
Содержание учебного курса полностью соответствует авторской программе А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой (Сборник рабочих программ УМК «Перспектива» для четырехлетней начальной школы - М.: «Просвещение», 2011 г. – 368 с.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ те-мы | Наименование тем (план) | Кол-во ча-сов | Характеристика деятельности учащихся |
Мы и наш мир (10 ч)
| |||
1 | Что такое окружающий мир. Мир — это всё, что нас окружает. И мы сами — часть мира. Учебный комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь по ОБЖ) — наш помощник в дороге к открытию окружающего мира. Правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Безопасный маршрут от дома до школы. Домашний адрес и адрес школы. Распорядок дня | 1 | Рассказывать о мире, опираясь на материалы учебника и собственные представления Ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради, тетради по ОБЖ для 1 класса. Обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Моделировать и изображать безопас-ный маршрут от дома до школы. Запомнить домашний адрес и адрес школы. Составлять распорядок дня, определять в нём время ухода в школу и возвращения домой |
2 | Природа. Природа — это всё, что нас окружает, но не создано руками человека | 1 | Высказывать предположения о том, что можно отнести к природе. Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Приводить примеры природных объектов. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке |
3 | Неживая и живая природа. Солнце, звёзды, воздух, вода, камни — неживая природа. Растения, грибы, животные — живая природа. Особое место человека в мире живой природы. Связи между неживой и живой природой | 1 | Различать и называть объекты нежи-вой и живой природы. Приводить приме-ры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям). Обнаруживать связи между неживой и живой приро-дой. Оценивать эмоционально-эстетичес-кое впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке |
4 | Культура. Объекты культуры. Предметы культуры, созданные из природных материалов, и произведения культуры, которые созданы человеком с помощью голоса и речи, .движений тела, музыкальных инструмен-тов. Древние способы хранения и передачи произведений культуры по памяти. Современные способы фиксации произведений культуры на различных носителях Старинные и современные предметы и произведения культуры, в том числе народов своего края
| 2 | Различать объекты природы и культуры. Определять природный материал, из которого сделаны предметы культуры, Различать предметы культуры и произ-ведения культуры. Сравнивать предметы культуры и располагать их на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недав-но». Сравнивать древние и современные способы хранения и передачи произведе-ний культуры, находить общее и особен-ное. Сравнивать и находить отличитель-ные черты в старинных и современных предметах и произведениях культуры народов своего края. Оценивать эмоцио-нально-эстетическое впечатление от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края |
5 | Природа в творчестве человека. Виды природных материалов, из кото-рых делают объекты культуры Образы живой и неживой природы, воспроизведённые в произведениях куль-туры, в том числе народов своего края. Рукотворная игрушка из природных материалов | 1 | Систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры. Узнавать и устно описывать образы живой и неживой природы в произведениях культуры, в том числе народов своего края. Читать схему изготовления игрушки, изготавливать игрушку по схеме |
6 | Мы — люди. Многообразие и красота внешнего облика людей разного возраста, этнический принадлежности. Наиболее яркие особенности традиционного костюма, музы-кально-поэтического творчества народов России, в том числе своего края
| 1 | Подбирать подходящие слова для определения привлекательных черт в облике человека. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе своего края. Выявлять и перечислять их особенности |
7 | Как мы общаемся с миром. Восприятие человеком красоты и свое-образия окружающего мира с помощью пяти чувств. Роль органов чувств в восприятии особенностей и красоты окружаю-щего мира. Признаки, отличающие чело-века от других живых существ (человечес-кая речь, память, мышление). Произведения отечественных художников и А.С. Пушкина как отражение красоты окружающего мира
| 2 | Определять и называть органы чувств. Подбирать подходящие слова для переда-чи ощущений, воспринятых собственными органами чувств. Характеризовать ощущения от восприя-тия окружающего мира персонажами кар-тин отечественных художников. Оценивать мастерство художников в передаче особенностей и красоты окру-жающего мира. Называть признаки, отличающие челове-ка от других живых существ. Характеризовать предложенные карти-ны и стихотворения, оценивать свои впечатления от их восприятия, определять своими словами самое главное в картинах, контролировать свою собст-венную речь, ее четкость, правильность |
8 | Люди — творцы культуры. Добрые дела на общую пользу и радость всех: подготовка подарков детям из детс-кого сада, детского дома, своим товарищам в классе. Правила совместной работы. Красота человеческого труда. Радость творчества и общения друг с другом
| 1 | Определять своими словами красоту человеческого труда, радость творчества и общения друг с другом. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда. Фиксировать при помощи фотосъёмки важнейшие моменты совместной работы, результаты труда |
Наш класс в школе (12 ч)
| |||
9 | Наш класс в школе. Объекты природы и предметы культуры в классной комнате. Классная комната и письменные принадлежности в старину, в том числе народов своего края
| 1 | Различать, определять и называть объекты природы и предметы культуры. Сравнивать современную и старинную классную комнату. Различать старинные и современные школьные принадлежности. Моделировать ситуацию обучения в старинной школе, в том числе школе недавнего XX века |
10 | Мы — дружный класс. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь, им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке | 1 | Характеризовать совместные и индивидуальные способы работы на предыдущих уроках. Отмечать яркие подробности сотрудничества, взаимо-помощи, взаимного понимания. Придумывать и делать подписи к фотогра-фиям из жизни класса (с 1 сентября до предыдущего урока,). Сравнивать эти фотографии, определять и описывать изменения в отношениях друг к другу за месяц учёбы в школе. Составлять пред-ложения со словами «мы», «я», «дружный класс*. Оценивать сложившиеся отноше-ния в классе, выявлять положительные, предлагать изменения негативных ситуаций. Оказывать посильную помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком, в учебной и внеклассной деятельности |
11 | Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Образ учителя в искусстве и жизни (Н.П. Богданов-Вельский. «Устный счёт»: русский педагог С.А. Рачинский; учитель по рассказам родителей учащихся)
| 1 | Описывать своими словами образ учителя в картине. Обсуждать рассказ учителя о персонаже картины. Подбирать пословицы к репродукции картины и к рассказу в учебнике «Учитель — что роди-тель». Пересказывать рассказы родителей о своих учителях. Характеризовать их облик по фотографиям из семейного альбома |
12 | Природа в классе. Комнатные растения, их роль в классе, школе. Разнообразие комнатных растений | 1 | Рассуждать о целях выращивания ком-натных растений. Определять комнатные растения класса (2—3 названия) с по-мощью атласа-определителя. Узнавать на фотографии, рисунке и в на-туральном виде знакомые комнатные рас-тения и называть их. Сравнивать похо-жие по внешнему виду комнатные расте-ния, находить отличительные признаки. Рисовать и (или) фотографировать ком-натные растения своего класса. Применять полученные знания и уме-ния при исследовании разнообразия ком-натных растений школьного зимнего са-да (вместе со взрослыми) |
13 | Как ухаживать за комнатными растениями. Условия, необходимые комнатным растениям для жизни. Способы и средства ухода за комнатными растениями | 1 | Сравнивать иллюстрации учебника и выявлять условия, необходимые для жизни комнатных растений. Рассказывать об известных способах ухода за комнатными растениями. Называть средства ухода за комнатными растениями, осваивать приёмы их использования (в ходе практической работы) |
14 | Что растёт у школы. Деревья, кустарники, травянистые расте-ния (травы). Наиболее распространённые представители этих групп растений, встречающиеся возле школы | 1 | Анализировать и сравнивать фотогра-фию и схему, с их помощью высказывать предположения об отличительных признаках групп растений (деревьев, кустар-ников и трав), осуществлять самопро-верку. Различать в природном окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения, определять их с помощью атла-са-определителя. Классифицировать растения по изу-ченным признакам. Изображать с по-мощью схемы .дерево, кустарник, травя-нистое растение. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, вы-делять в природном окружении школы наиболее красивое растение (по субъек-тивным впечатлениям), рисовать и (или) фотографировать его |
15 | Мир за стеклянным берегом. Аквариум и его роль в классе, школе. Условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Способы и средства ухода за аквариумом. Разнообразие обитателей аквариума (растения, рыбы, улитки) | 1 | Рассуждать о целях создания аквариумов. Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Рассказывать о способах и средствах ухода за аквариумом, осваивать приёмы ухода (в ходе практической работы). Различать среди обитателей аквариума растения, рыб, улиток. Определять оби-тателей школьного аквариума с помощью атласа-определителя. Соотносить изобра-жения аквариумных рыбок и их названия. Наблюдать за жизнью аквариума, фик-сировать наблюдения в виде рисунков и (или) фотографий. Объяснять на примере аквариума связь неживой и живой природы. |
16 | Кто ещё у нас живёт? Живой уголок школы и его обитатели ('птицы, зверьки и др.). Условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка, уход за ними. Ответственность человека за жизнь и благополучие обитателей живого уголка | 1 | Рассуждать о целях создания живых уголков в школах. Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка. Объяснять смысл выска-зывания «Мы в ответе за тех, кого приру-чили». Узнавать на рисунках известных обита-телей живого уголка, осуществлять самопроверку. Определять животных живого уголка с помощью атласа-опреде-лителя. Наблюдать за жизнью живого уголка, фиксировать наблюдения в виде рисун-ков и (или) фотографий. Рассказывать об известных способах и средствах ухо-да за обитателями живого уголка, осваи-вать приёмы ухода (в ходе практической работы). Подбирать корм для животных живого уголка |
17 | Какие бывают животные. Группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки | 1 | Узнавать и называть животных на рисунках учебника. Подбирать обобщаю-щее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку. Приводить примеры животных разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя) Классифицировать животных по изучен-ным признакам. Рассказывать о живот-ных разных групп по своим наблюдениям |
18 | Делу — время. Важность организации труда в классе. Необходимость порядка в работе, выпол-нения правил поведения в классе и школе во время уроков. Проведение дидактичес-кой игры, моделирующей безуспешный и успешный ход работы игровых персонажей | 1 | Анализировать смысл первой части пословицы «Делу — время, потехе — час». Давать характеристику школьному распорядку занятий. Обобщать знания о знакомых уже прави-лах организации урока и общения на уро-ке со сверстниками и учителем. Подбирать к рисункам в учебнике подходящие пословицы. Объяснять их смысл. Моде-лировать ситуацию безуспешной работы, корректировать её ход. Приводить при-меры успешности работы на уроках русского языка, математики, технологии, физкультуры и др. |
19 | Книга — наставник и друг. Первоначальное знакомство с историей книгопечатания, с внешним образом старинных книг, с фрагментами их содержания. Роль и место книги в жизни человека и человечества
| 1 | Групповая работа: составлять текст с помощью самодельных литер из поролона или картофеля. Организовывать выставку любимых книг, презентовать одно-классникам любимую книгу. Отгадывать загадки о книгах. Перечислять главные правила обращения с книгами. Делать общий коллаж «Любимые герои наших книг |
20 | Потехе — час. Игры — наше культурное богатство, роль игры в сохранении здоровья. Детские игрушки и детский фольклор — школа развития и общения. Правила игрового поведения — залог успешной совместной игры, способ дружеского общения друг с другом, метод физического, умственного, эстетического и этического развития | 1 | Обсуждать вторую часть пословицы «Делу – время, потехе – час». Объяснять необходимость соблюдения правил игрового поведения. Приводить примеры развивающих игр, в том числе игр народов своего края. Участвовать в игре и контролировать своё поведение в игровых ситуациях. Рассказывать правила игр, в которые играли старшие члены семьи. Дополнять выставку старинных игрушек своего края игрушками своими, родителей, бабушек и дедушек. Сравнивать и располагать игрушки как предметы культуры на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно» |
Наш дом и семья (14 ч)
| |||
21 | Мы в семье. Термины ближайшего родства, в том числе на языках народов своего края (мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка). Волшебные слова семейного счастья (любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность и .др.)
| 1 | Называть, с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. Подсчитывать количество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Пере-числять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье |
22 | Моя семья — часть моего народа. Схема родословного древа. Пословицы и поговорки о семье и её членах, в том числе из творчества народов своего края. Ласкательные формы терминов родства в семейном обиходе (например, мамуля, папуля, бабуля, дедуля, дочушка, сыночек и др.). Старинные семейные традиции народов своего края, предметы быта, народные сказки, былины, предания в семье | 1 | Заполнять по образцу схему родословного древа семьи. Приводить примеры пословиц и поговорок о семье, в том числе из творчества народов своего края. Называть ласкательные формы терминов родства, в том числе в языках народов своего края. Представлять (в любой форме) колыбельную песню своего народа. Находить и называть ласковые слова в тексте колыбельной. Иллюст-рировать текст. Называть старинные предметы быта на языке своего народа. Называть имена героев любимых в семье народных сказок, былин, преданий. Подбирать пословицы, передающие смысл данного произведения |
23 | Природа в доме. Растения и животные в нашем доме, их разнообразие и значение в нашей жизни. Наше отношение к домашним растениям и животным | 1 | Сравнивать рисунки в учебнике, оце-нивать красоту и уют изображённых комнат, объяснять причины различий. Рассказывать о предметах природы в своём доме (квартире, комнате), обсуж-дать их роль в своей жизни, в жизни семьи, оценивать своё отношение к ним. Узнавать на фотографиях растения и жи-вотных, выделять те из них, которые есть в доме. Работать со взрослыми: опре-делять растения и животных своего до-ма с помощью атласа-определителя, ри-совать, (или) фотографировать их |
24 | Откуда в наш дом приходит вода, газ, электричество. Значение воды, газа, электричества в нашем доме. Путь воды в дом из подзем-ных и поверхностных источников. Добыча и доставка в наш дом газа. Произ-водство электричества на электро-станциях и его путь в дом. Основные правила безопасности при обращении с водой, газом, электричеством в быту | 1 | Обсуждать значение в доме воды, газа, электричества. Устанавливать зависи-мость жизни человека от неживой природы. Анализировать рисунки учебника и ра-бочей тетради, прослеживать по ним и объяснять путь воды, газа и электри-чества в наш дом. Выявлять потенциальную опасность воды, газа, электричества в доме, пред-лагать и запоминать простейшие меры безопасности при обращении с ними. Узнавать на фотографиях электропри-боры, рассказывать о мерах безопаснос-ти при их использовании |
25 | Красивые камни в нашем доме. Камни — часть неживой природы. Разнообразие и красота камней и изделий из них | 1 | Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия образцов камней (на фотографиях в учебнике и в натуральном виде). Определять (с помощью учебника и атласа-определителя) названия красивых камней, узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде. Рассказывать о значении красивых кам-ней и изделий из них в нашем доме. Соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены, осуществ-лять самопроверку Оценивать своё отношение к изделиям из камня; предлагать собственные варианты подобных изделий, рисовать их эскизы |
26 | Комнатные растения у нас дома. Разнообразие комнатных растений. Комнатные растения в нашем доме, их названия, особенности внешнего вида. Помощь взрослым в уходе за комнатными растениями | 1 | Определять (с помощью учебника и атласа-определителя) названия комнатных растений, узнавать изученные растения на иллюстрациях и в натуральном виде. Узнавать комнатные растения по характерным признакам (например, размер, форма и окраска листьев), осу-ществлять самопроверку. Рассказывать о своих действиях по уходу за комнатными растениями своего дома. Работать со взрослыми: определять комнатные растения у себя дома (1—2 растения), рисовать и (или) фотогра-фировать их |
27 | Выйдем в сад. Разнообразие растений сада. Садовые деревья, кустарники, травянистые растения. Фрукты и ягоды нашего сада. Овощи нашего огорода. Как мы помогаем взрослым работать в саду (огороде) | 1 | Узнавать растения сада на иллюстрациях в учебнике, классифицировать их (деревья, кустарники, травы), осуществ-лять самопроверку. Узнавать и называть по иллюстрациям и в натуральном виде фрукты, ягоды, овощи. Соотносить плоды и растения, на которых они созревают. Рассказывать о своём саде (огороде), о помощи взрослым в садовых (огородных) работах. Рисовать фрукты и овощи своего сада, огорода |
28 | Овощи и фрукты на нашем столе. Овощи и фрукты — кладовая витаминов. Разнообразие овощей и фруктов. Фрукты из жарких стран на нашем столе и у себя на родине
| 1 | Различать овощи и фрукты. Оценивать своё отношение к различным овощам и фруктам, выделять среда них любимые, объяснять, что в них особенно нравится (вкус, запах, цвет и т.д.). Раскрывать полезные свойства овощей и фруктов. Соотносить плоды из жарких стран с растениями, на которых они со-зревают у себя на родине. Работать со взрослыми: учиться гото-вить овощной и (или) фруктовый салаты, записывать рецепт блюда |
29 | Про хлеб и кашу, про чай и кофе. Важнейшие продукты питания и растения, которые нас кормят. Народная традиция особого отношения к хлебу
| 1 | Прослушивать и обсуждать рассказ В.И. Даля, раскрывать символический смысл - панно, представленного в учебнике, делать вывод о народной традиции особого отношения к хлебу (работа с учителем). Рассказывать (из жизненного опыта), откуда берутся хлеб, каши, чай, кофе. Соотносить растения и получаемые из них продукты питания Практическая работа: определять крупы, кофейные зёрна, чай по фотографиям в учебнике и натуральным образцам, осуществлять самопроверку. Фантазировать, придумывая и рисуя то, что можно испечь из теста. Работать со взрослыми: распознавать крупы, кофе и чай на ощупь и по запаху (с закрытыми глазами), рассказывать об освоенном способе распознавания. |
30 | Дикорастущие и культурные растения. Что такое дикорастущие растения, культурные растения. Как появились культурные растения | 1 | Конструировать определения понятий «дикорастущие растения», «культурные растения», сравнивать свои предложения с приведённым в учебнике эталоном, опираясь на иллюстрации учебника, объяснять, как появились культурные растения. Приводить примеры дикорасту-щих и культурных растений на основе собственных наблюдений. Классифицировать растения по извест-ному признаку (дикорастущие – культур-ные) с использованием символических обозначений, осуществлять самопроверку |
31 | Собака в нашем доме. История появления рядом с человеком домашней собаки. Породы собак. Способы и средства ухода за собакой. Наши взаимоотношения с собаками | 1 | Опираясь на материалы учебника, расска-зывать об истории появления собаки рядом с человеком. Описывать выставку собак по фотогра-фиям в учебнике и собственным впечатлениям. Определять породы собак (с помощью атласа-определителя), узнавать на рисун-ках изученные породы. Приводить примеры пород собак (само-стоятельно или с помощью атласа-определителя). Называть предметы ухода за собакой и характеризовать их назначение. Рассказывать о своей собаке, о взаимоотношениях с ней, об ухо-де за собакой. Работать со взрослыми: написать рассказ о своей собаке, нарисовать или сфотографировать её |
32 | Кошка в нашем доме. История появления радом с человеком домашней кошки. Породы кошек. Способы и средства ухода за кошкой. Наши взаимоотношения с кошками | 1 | Опираясь на материалы учебника, расска-зывать об истории появления кошки рядом с человеком, о взаимоотношениях людей и кошек – в прошлом и теперь. Знакомиться по учебнику с породами кошек, узнавать на рисунках изученные породы. Называть предметы ухода за кошкой и характеризовать их назначение. Составлять по фотографиям в учебнике рассказ о жизни кошки. Работать со взрослыми; написать рас-сказ о своей кошке, нарисовать или сфотографировать её. Проектное задание: составить фото-рассказ (или сочинить вымышленную) историю, сказку) о своей кошке или другом домашнем питомце, оформить его на страницах рабочей тетради Рассказывать о своей кошке и ухода за ней. |
33 | Дикие и домашние животные. Что такое дикие животные, домашние животные. Как появились домашние животные; их роль в нашей жизни | 1 | Обобщать имеющиеся представления о диких и домашних животных, объяснять, каких животных называют дикими, а каких — домашними, как появились домашние животные. Классифицировать животных по известному признаку (дикие или домашние), осуществлять самопро-верку. Приводить примеры домашних животных, рассказывать о целях их вы-ращивания. Прослеживать «историю» продуктов питания и вещей, полученных благодаря домашним животным. Рассказывать о домашних животных своей семьи и об уходе за ними. Знакомиться с разворотом «Моя кол-лекция» в учебнике; сравнивать реаль-ных животных и их изображения в виде фигурок, игрушек, обсуждать, почему лю-ди собирают подобные коллекции, расска-зывать о своей коллекции (если она есть) и своих игрушках в виде животных. Работать со взрослыми: рисовать или фотографировать домашних животных своей семьи |
34 | С утра до вечера. Устойчивый распорядок семейных дел в течение дня. Домашние обязанности. Способы самоконтроля за соблюдением распорядка дня ради достижения личного и общего блага в семье Личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице | 1 | Рассказывать об устойчивом распорядке дел в течение дня. Определять своё место в круге домашних обязанностей. С по-мощью условных знаков представлять объём домашнего труда каждого члена семьи. Представлять способы самоконт-роля за соблюдением домашнего распо-рядка дня. Подбирать пословицы о семье, о необходимости бережного отно-шения к времени. Обсуждать правила здорового образа жизни, обращения с домашней утварью и бытовыми электро-приборами как способа проявления лич-ной ответственности перед самим собой и своими близкими |
Город и село (13 ч)
| |||
35 | Мы в городе, селе. Дидактическая игра-путешествие в прошлое старинных российских городов (сёл), знакомство с их жителями. Старинные и современные занятия и дела горожан и сельских жителей. Жители сёл — хранители непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей
| 2 | Определять значение слов «земляки», «горожане» путём сравнения одно-коренных с ними слов. Определять значе-ние слова «односельчанин»; сравнивать его со словом «земляк»; находить в этих словах общее и особенное. Сравнивать старинные и современные городские (сельские) занятия и дела, необходимые для поддержания порядка, удобства, красоты жизни людей в городе (селе). На-ходить общее и различное. Образовывать названия жителей определённых городов (сёл) от названия города (села), в том числе от названия родного или близлежащего города (села) |
36 | Красота любимого города и родного села. Облик российских городов и сёл, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности городов и сёл, их архитектурные доминанты. Экскурсия по родному (ближайшему) городу (селу), знакомство с особенностями ландшафта, значением и происхождением названия, с его архитектурной доминантой | 2 | Различать названия городов (сёл), связанные с особенностями окружающей природы либо с памятью о знаменитых соотечественниках. Характеризовать облик города (села), называть его досто-примечательности, соотносить их с особенностями природы и деятельностью людей. Фиксировать с помощью фото-съёмки красивые ландшафты города (села) для выставки в классе
|
37 | Природа в городе. Чем представлена природа в городе (сквер, бульвар, парк, зоопарк, памятник природы, ботанический сад и др.). Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения
| 1 | Сравнивать фотографии в учебнике, оценивать эмоционально-эстетические впечатления от их восприятия, сопоставлять их с впечатлениями от наблюдений в своём городе. Обсуждать, для чего нужна природа в городе. Определять по иллюстрации в рабочей тетради объекты природы в городе, осуществлять самопроверку, соотносить полученную информацию с наблюдениями в своём городе. Рассказывать о природе своего города. Фантазировать, выполняя рисунок необычной клумбы. Проектное задание: составить подборку фото-графий или выполнить рисунок на тему «Природа в городе», оформить их на страницах рабочей тетради |
38 | Что растёт в городе. Деревья и кустарники в зелёных насаждениях города. Лиственные и хвойные деревья | 1 | Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений в городе, классифицировать растения по известным признакам (деревья или кустарники). Различать лиственные и хвойные деревья, сравнивать их по существенным призна-кам, фиксировать результаты сравнения в виде зарисовки в рабочей тетради Приводить примеры деревьев и кустарников своего города. Определять деревья и кустарники своего города (2—3 представителя) с помощью атласа-опре-делителя. Узнавать знакомые деревья и кустарники по фрагментам, осуществлять самопроверку с помощью атласа-определи-теля. Работать со взрослыми: участ-вовать в озеленении родного города, рисовать деревья или кустарники, посаженные собственными руками |
39 | Чудесные цветники. Роль цветников в жизни города. Разнообразие растений цветника, Цветники нашего города | 1 | Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия цветников, клумб, обсуждать роль цветников в горо-де. Знакомиться по материалом учебника с растениями цветника. Рассказывать о цветниках своего города. Определять растения цветника (2 — 3 представителя) с помощью атласа-опре-делителя. Организовывать соревнование «Кто запомнит больше растений цветника». Узнавать известные растения цветника на рисунке и в натуральном виде, осу-ществлять самопроверку. Выделять среди растений цветника те, которые особенно нравятся (любимые растения), отображать свои предпочтения в рисунке. Работать со взрослыми: участвовать в создании цветников, клумб, рисовать растения цветника, высаженные собствен-ными руками |
40 | В ботаническом саду. Ботанический сад — живой музей для всех, кто интересуется растениями. Разнообразие растений ботанического сада. Правила поведения в ботаническом саду | 1 | Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений ботанического сада. Рассказывать о личных впечат-лениях от посещения ботанического сада. Узнавать на рисунке известные растения ботанического сада, раскрашивать рисунок, осуществлять самопроверку. Предлагать и обосновывать правила по-ведения в ботаническом саду. Фиксировать свои наблюдения в ботани-ческом саду в форме рисунков или фото-графий. Фантазировать, рисуя эскиз оформления входа в ботанический сад |
41 | Кто живёт в парке. Разнообразие животных парка. Роль животных парка в нашей жизни. Как мы можем помочь обитателям парка | 1 | Анализировать иллюстрации учебника, называть животных, обитающих в пар-ке, классифицировать их по извест-ным признакам (насекомые — птицы — звери), осуществлять самопроверку. Рассказывать о собственных встречах с животными в парке, оценивать эмоцио-нально-эстетическое впечатление от этих встреч, обсуждать роль животных парка в жизни людей. Предлагать способы по-мощи животным парка (устройство кор-мушек, домиков для птиц и т.д.). Работать со взрослыми: наблюдать за животными парка, фиксировать свои наблюдения в форме рисунков, фотографий, рассказов |
42 | В зоопарке. Зоопарк — живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью. Разнообразие животных зоопар-ка. Правила поведения для посетителей зоопарка | 1 | Анализировать иллюстрации учебника, называть животных зоопарка, класси-фицировать их по известным призна-кам (обитают в нашей стране — живут в других уголках Земли), осуществлять самопроверку. Рассказывать о собственных встречах с животными в зоопарке, оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от этих встреч, обсуждать цели создания зоопарков. Рассказывать о зоопарке своего города. Предлагать и обосновывать правила поведения в зоопарке. Фантазировать, рисуя эскиз оформления входа в зоопарк, сравнивать рисунок с эскизом входа в ботанический сад, объяснять различия. Работать со взрослыми: наблюдать за животными зоопарка, фиксировать свои наблюдения в любой освоенной детьми форме |
43 | Войдём в музей! Роль музеев и библиотек в нашей жизни. Музейные экспозиции. Читальные залы и хранилища книг в библиотеках. Правила поведения в музеях и библиотеках. Дидактические игры «Мы — в музее, ты — экскурсовод», «Я — читатель» и др. | 1 | С опорой на собственный опыт организо-вывать заочную экскурсию в музей, по материалам учебника проводить экскурсию в качестве экскурсовода. Описывать внешний облик предметов, представленных в экспозициях для маль-чиков и для девочек. Выявлять харак-терные черты предметов в экспозициях и высказывать мотивированное сужде-ние об их особенностях. Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формули-ровать правила поведения в музее и биб-лиотеке. В школьной библиотеке зада-вать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг, ориентиро-ваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полкам |
44 | Мы помним наших земляков. Понятия; памятные места, памятник, реликвия. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом. Ритуалы и знаки памяти: возложение венков, цветов, салют, минута молчания | 1 | Рассказывать о старинных и современных жителях своего города (села) как о своих земляках. Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвящен-ных прославленным землякам и сограж-данам. Презентовать свой фрагмент вы-ставки «Мы помним!» |
45 | Все профессии важны. Профессии в городе и селе: общее и различное. Важность труда хлебороба. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство | 1 | Обобщать известные по предыдущим урокам сведения о профессиях. Устанавливать зависимость между кА-чествами человека и профессией земле-дельца. По рисункам описывать способы и наблюдать этапы выращивания хлеба в старину. Называть любимые виды вы-печки. Перечислять известные профессии и соотносить их особенности с необходи-мыми для них качествами характера. Моделировать ситуацию «интервью»: выбрать будущую профессию и соотнести с оценкой своего характера, способнос-тей, интересов. Формулировать вопросы родителям об особенностях их профессий |
Родная страна (7 ч)
| |||
46 | Россия — наша Родина. Пословицы о Родине. Россия на глобусе и на карте мира. Символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при исполнении Государственного гимна родной страны, при подъёме Государственного флага России. Малая родина: родной дом, родные люди, друзья, земляки; родная речь, музыка; знакомые с раннего детства пейзажи — признаки малой родины. Карта своего края | 1 | Обсуждать пословицы о родине, род-ной стороне. Исследовать понятие «ма-лая родина»: перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города (села, области, района). На карте России находить и по-казывать свой край в соотнесении с уже известными по учебнику городами Рос-сии. В Интернете рассматривать снимок своего местожительства из космоса. Мо-делировать с помощью глобуса ситуа-цию полёта космонавта над Землёй и его возвращение из космоса: встреча на кос-модроме, звучание Государственного гимна России, изображение герба, флага России. Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звуча-нии гимна Родины. |
47 | Москва — столица России. Москва на карте России. Присловья о Москве: златоглавая, краснозвонная, хлебосольная. Символическое значение образа хлеб-соль в отечественной куль-туре, Герб Москвы и его символическое значение: образ всадника, главные цвета — белый, красный, синий, золотой. Заочное путешествие в центр города: досто-примечательности Москвы в прошлом и настоящем
| 1 | Показывать расположение Москвы на карте России. Обсуждать присловья о Москве и соотносить их с изображением Красной площади и зданий Московского Кремля на старинных литографиях и современных фотографиях. Сравнивать их внешний облик, соотносить по силуэтам, находить изменения. Подби-рать ключевые слова для выражения впечатления от прослушивания записи колокольного звона и боя часов на Спасской башне Кремля. Определять сим-волический смысл московского герба. Называть его главные цвета. Определять их символический смысл |
48 | Мы — семья народов России. Своеобразие культур разных народов России. Старинные костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Блюда тради-ционной кухни народов России и мира: общее и особенное. Оленья упряжка — традиционное транспортное средство народов Севера. Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.)
| 1 | Обобщать уже изученный за год этнографический материал. Описывать традиционные костюмы разных народов по рисункам в учебнике. Выделять их отдельные характерные детали. Называть блюда традиционной кухни народов России и мира: удмуртские пельмени, украинские вареники, дунганские манты, бурятские позы, татарские чебуреки и т.п. Сравнивать их рецепты, находить общее и различное. Устанавливать связь оленьей упряжки с природными условиями Севера. Слушать и сравнивать плясовую музыку разных народов России, находить общее и различное, подбирать ключевые слова для выражения впечатления от неё. Находить общее и различное в игрушках разных народов России, Сравнивать пословицы разных народов России о качествах человека, находить общее и различное. Изготавливать рукотворные игрушки народов своего края, организо-вывать выставку. |
49 | Природа России. Разнообразие и красота природы России. Природа родной страны — основа нашей жизни, великое богатство, которое нужно бережно хранить
| 1 | Совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материалы учебника (анализировать, сравнивать, устно описывать иллюстрации, обобщать информацию). Отображать полученные представления в форме свободного рисунка на фоне контурной карты России. Рассказывать о своих личных впе-чатлениях от посещения тех или иных уголков страны. Сравнивать природу разных районов России с природой своего края. Работать со взрослыми: написать, в каких местах России уже удалось побывать, а в каких хотелось бы побы-вать. |
50 | Охрана природы. Отрицательное воздействие человека на природу и его последствия. Меры по охране природы. Как мы можем помочь природе
| 1 | Анализировать рисунок-схему, расска-зывать с его помощью об отрицательном воздействии человека на природу, Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей и состоянием природы. Оценивать поступки человека по отноше-нию к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы. Работать со взрослыми: участвовать в посильной природоохранной деятельности, отображать её в виде рисунков и (или) фотографий |
51 | Красная книга России. Что такое Красная книга. Красная книга России. Растения и животные из Красной книги России, причины сокращения их численности и меры охраны | 1 | Объяснять, что такое Красная книга. Знакомиться по материалам учебника с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу России. Обсуждать при-чины сокращения численности и меры охраны растений и животных из Красной книги России. Выражать своё отноше-ние к редким растениям и животным. Характеризовать отдельных представи-телей Красной книги на основании по-лученной информации. Узнавать изученных представителей Красной книги на рисунках, соотносить изображения и названия. Работать со взрослыми: находить информацию о других растениях и живот-ных, занесённых в Красную книгу России, рисовать их или подбирать фотографии. |
52 | Заповедные тропинки. Заповедники – особо охраняемые при-родные территории Приокскотеррасный заповедник — один из знаменитых заповедников России. Заповедники родного края. Старинные народные правила охра-ны природы, ставшие законами современных заповедников. Правила поведения в заповеднике | 1 | Совершать воображаемую экскурсию в Приокскотеррасный заповедник, знако-миться с ним по материалам учебника. Обсуждать, какими качествами должны обладать люди, работающие в заповедни-ках. Рассказывать о заповеднике родного края, выражать своё отношение к нему. Осмысливать старинные народные пра-вила охраны природы, объяснять, почему они стали законами современных заповед-ников. Анализировать иллюстрации рабочей тет-ради, оценивать показанное на них по-ведение людей, формулировать прави-ла поведения в заповедниках. Работать со взрослыми: найти дополнительную информацию о запо-веднике родного края, написать рассказ о нём, проиллюстрировать рассказ рисунком или фотографией |
Человек и окружающий мир (4 ч)
| |||
53 | Взгляни на человека! Человек — это целый мир. Внешний облик человека. Внутренний мир человека. Влияние внутреннего мира на внешний облик, внешнего облика на внутренний мир
| 1 | Участвовать в дидактической игре с использованием характерных масок; различать понятия: внешний облик — внутренний мир человека. Определять по выражению лица, позе, жестам людей (на старинных и современных фотографиях) их настроение, желания, мысли, интересы в соответствии с возрастом. Подбирать ключевые слова для определения внутреннего мира человека, его душевного состояния (строгий, мечтательный, весёлый, грустный и т. п.). Подбирать ключевые слова для определения характера сверстников (застенчивый, озорной, смешливый, внимательный, непоседливый и т. п.). Анализировать по отражению в зеркале своё внутреннее состояние, устно описывать себя в третьем лице |
54 | Всему свой черёд. Ритм человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве
| 1 | Рассматривать в учебнике портреты мужчин и женщин разного возраста, приблизительно определять возраст. Соотносить возрастные признаки внешности человека (выражение лица, жесты, поза и др.) с признаками, харак-терными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в ночные сумерки)
|
55 | У каждого времени — свой плод. Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство – молодость - зрелость - старость /утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира
| 1 | Называть ключевые слова, общие для возрастного этапа жизни (детство, моло-дость, зрелость, старость) и определённых периодов в сутках и временах года. Находить в творчестве народов своего края пословицы об отце и матери, о достоинствах мужчин и женщин разного возраста. Определять период суток и время года соответственно своему возрасту. Сообща составлять устный рассказ о жизни мужчины или женщины от детства до старости, условившись, что на портретах изображён один человек (мужчина или женщина) на разных возрастных этапах |
56 | Я — часть мира. Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека | 1 | Выражать личное восприятие окружающего мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов. Определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения национально-культурной норме (идеалу) |
| Резерв учебного времени | 6 | |
ИТОГО: 66 часов |
Перечень учебно-методического обеспечения
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. – М.: «Просвещение», 2011 г.
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. – М.: «Просвещение», 2011 г.
Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 1 класс / Под ред. Плешакова А.А. – М.: «Просвещение», 2011 г.
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. Книга для чтения – М.: «Просвещение», 2011 г.
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В. Уроки по окружающему миру: 1 класс. Методическое пособие. – М.: «Просвещение», 2011 г.
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. Сборник рабочих программ УМК «Перспектива»/Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2011 г.