СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1 кл. - рабочая программа по окружающему миру, УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе началь­ного общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, приро­де и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружа­ющем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирова­ния у младших школьников фундамента экологической и культурологичес­кой грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Просмотр содержимого документа
«1 кл. - рабочая программа по окружающему миру, УМК "Перспектива"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

____________________________________________________________________________________________________________________________



РАССМОТРЕНО:

Руководитель методического

объединения учителей

МОУ средняя школа № 7

_________/Е.В. Ланчикова/

«____»____________20___г

Протокол №___

от «___» ___________2011 г

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

МОУ средняя школа № 7


_________/С.А. Буренкова/ «___» ___________2011 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ средняя школа № 7


________/Т.А. Бурмистрова/

«___» ___________2011 г

Приказ №______

«___» ____________2011 г









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ


ДЛЯ 1 «В» КЛАССА


НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД






Составитель программы

Биливская Инна Николаевна

учитель начальных классов














г. Обнинск

2011 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года, Концепции духов­но-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе Примерной программы начального образования, с учетом программы УМК «Перспектива», авторской программы А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой (Традиционная система. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение», 2011г. – 368 с.).

В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём че­ловека на основе единства рационально-научного познания и эмоциональ­но-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российс­кого общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материа­лом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целост­ного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

  • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к ре­гиону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в раз­личных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффектив­ного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых устано­вок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжела­тельного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе началь­ного общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, приро­де и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружа­ющем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирова­ния у младших школьников фундамента экологической и культурологичес­кой грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного пове­дения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими пред­метами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном раз­витии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными тради­циями духовности и нравственности.

Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физичес­кой культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмо­ционально-ценностного постижения мира вокруг.

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естествен­но-научные знания и опыт гуманитарных наук Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как созда­тель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изу­чения младшими школьниками окружающего мира:

  • природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внут­реннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;

  • природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;

  • мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

«Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной шко­ле этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и дру­гих дисциплин. Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соот­ветствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекуль­турное единство российского общества как важнейшее национальное достоя­ние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Программа обеспечивается:

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. – М.: «Просвещение», 2011 г.


Изучение окружающего мира в 1 классе имеет продолжительность 33 учебные недели по 2 ч в неделю, рассчитан на 66 ч.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Предметные результаты


Результат

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

Человек и природа

– различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

– различать объекты приро-ды и предметы, сделанные человеком;

– сравнивать объекты живой и неживой природы на осно-ве внешних признаков;

– различать и называть основные части растений;

– узнавать растения – де-ревья, кустарники, травы, приводить примеры;

– использовать иллюстратив-ный определитель растений и животных.

соблюдать правила эколо-гического поведения в школе, в быту(экономия воды и электроэнергии, раздельный

сбор мусора) и природной среде;

описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.

Человек и общество

– узнавать государственную символику Российской Феде-рации и своего региона;

– различать прошлое,

настоящее и будущее;

– определять родственные связи в семье;

– соблюдать правила обще-ния со взрослыми и сверст-никами в официальной обстановке школы;

– использовать правила

поведения в общественных местах и на улице.

оценивать характер

взаимоотношений людей в семье, в обществе сверст-ников с позиции этических чувств и доброжелатель-ности;

находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город.


Формирование универсальных учебных действий


Универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

Обучающийся получит возможность для формирования:

Личностные

– положительное отношение к школе и учебной деятель-ности;

– представление о причинах успеха в учебе;

– интерес к учебному мате-риалу;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;

– знание основных мораль-ных норм поведения.

внутренней позиции школь-ника на уровне положитель-ного отношения к школе;

первичных умений оценки работ, ответов однокласс-ников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

представления о граж-данской идентичности

в форме осознания «Я»

как гражданина России;

представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здо-ровьесберегающем поведе-нии.

Познавательные

– осуществлять поиск нуж-ной информации в учебнике и учебных пособиях;

– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных посо-биях;

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличи-тельных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

– устанавливать причинно-следственные связи в изучае-мом круге явлений;

– обобщать (выделять класс объектов по заданному приз-наку).

ориентироваться на

возможное разнообразие

способов решения учебной задачи;

умению смыслового воспри-ятия познавательного текс-та;

подводить анализируемые объекты под понятия раз-ного уровня обобщения (на-пример:природа, живая – неживая, животные – расте

ния и т.д.);

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные

– принимать и сохранять учебную задачу, соответст-вующую этапу обучения;

– понимать выделенные

учителем ориентиры дейст-вия в учебном материале;

– проговаривать вслух после-довательность производимых действий, составляющих ос-нову осваиваемой деятель-ности;

– оценивать совместно с учи-телем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

адекватно воспринимать оценку своей работы учит-елями, товарищами;

в сотрудничестве с учите-лем, классом находить несколько вариантов реше-ния учебной задачи;

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Коммуникативные

– принимать участие в работе парами и группами;

– допускать существование различных точек зрения;

– договариваться, приходить к общему решению;

– использовать в общении правила вежливости.

принимать другое мнение и позицию;

формулировать собствен-ное мнение и позицию;

строить понятные для партнера высказывания;

задавать вопросы;

адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникатив-ных задач.


Содержание учебного предмета


Содержание учебного курса полностью соответствует авторской программе А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой (Сборник рабочих программ УМК «Перспектива» для четырехлетней начальной школы - М.: «Просвещение», 2011 г. – 368 с.)











ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


те-мы

Наименование

тем (план)

Кол-во ча-сов

Характеристика деятельности учащихся

Мы и наш мир (10 ч)


1

Что такое окружающий мир.

Мир — это всё, что нас окружает. И мы сами — часть мира. Учебный комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь по ОБЖ) — наш помощник в дороге к открытию окружающего мира.

Правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и об­ратно. Безопасный маршрут от дома до школы. Домашний ад­рес и адрес школы. Распорядок дня

1

Рассказывать о мире, опираясь на материалы учебника и собственные представления

Ориентироваться в конструкции и системе навигации учеб­ника, рабочей тетради, тетради по ОБЖ для 1 класса. Обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Моделировать и изображать безопас-ный маршрут от дома до школы. Запомнить домашний адрес и адрес школы. Составлять распорядок дня, определять в нём время ухода в школу и возвращения домой

2

Природа.

Природа — это всё, что нас окружает, но не создано руками человека

1

Высказывать предположения о том, что можно отнести к природе. Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Приводить примеры природных объектов. Оцени­вать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке

3

Неживая и живая природа.

Солнце, звёзды, воздух, вода, камни — неживая природа. Рас­тения, грибы, животные — живая природа. Особое место че­ловека в мире живой природы. Связи между неживой и жи­вой природой

1

Различать и называть объекты нежи-вой и живой природы. Приводить приме-ры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям). Обнаруживать связи между неживой и живой приро-дой. Оценивать эмоционально-эстетичес-кое впечатление от вос­приятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в ри­сунке

4

Культура.

Объекты культуры. Предметы культуры, созданные из природ­ных материалов, и произведения культуры, которые созданы человеком с помощью голоса и речи, .движений тела, музы­кальных инструмен-тов.

Древние способы хранения и передачи произведений культу­ры по памяти. Современные способы фиксации произведений культуры на различных носителях

Старинные и современные предметы и произведения культу­ры, в том числе народов своего края


2

Различать объекты природы и культуры. Определять природ­ный материал, из которого сделаны предметы культуры, Различать предметы культуры и произ-ведения культуры. Сравнивать предметы культуры и располагать их на мыслен­ной шкале «раньше — теперь, давно — недав-но». Сравнивать древние и современные способы хранения и пе­редачи произведе-ний культуры, находить общее и особен-ное. Сравнивать и находить отличитель-ные черты в старинных и современных предметах и произведениях культуры народов своего края. Оценивать эмоцио-нально-эстетическое впечатле­ние от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края

5

Природа в творчестве человека.

Виды природных материалов, из кото-рых делают объекты культуры

Образы живой и неживой природы, воспроизведённые в про­изведениях куль-туры, в том числе народов своего края. Рукотворная игрушка из природных материалов

1

Систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры. Узнавать и устно описывать образы живой и неживой при­роды в произведениях культуры, в том числе народов своего края. Читать схему изготовления игрушки, изготавливать игрушку по схеме

6

Мы люди.

Многообразие и красота внешнего облика людей разного возраста, этнический принадлежности. Наиболее яркие особен­ности традиционного костюма, музы-кально-поэтического творчества народов России, в том числе своего края


1

Подбирать подходящие слова для определения привлекатель­ных черт в облике человека.

Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от вос­приятия традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе своего края. Выяв­лять и перечислять их особенности

7

Как мы общаемся с миром.

Восприятие человеком красоты и свое-образия окружающего мира с помощью пяти чувств. Роль органов чувств в воспри­ятии особенностей и красоты окружаю-щего мира. Признаки, отличающие чело-века от других живых существ (человечес-кая речь, память, мышление).

Произведения отечественных художников и А.С. Пушкина как отражение красоты окружающего мира


2

Определять и называть органы чувств.

Подбирать подходящие слова для переда-чи ощущений, восп­ринятых собственными органами чувств.

Характеризовать ощущения от восприя-тия окружающего ми­ра персонажами кар-тин отечественных художников. Оценивать мастерство художников в передаче особенностей и красоты окру-жающего мира.

Называть признаки, отличающие челове-ка от других живых существ.

Характеризовать предложенные карти-ны и стихотворения, оценивать свои впечатления от их восприятия, определять своими словами самое главное в картинах, контролировать свою собст-венную речь, ее четкость, правильность

8

Люди — творцы культуры.

Добрые дела на общую пользу и радость всех: подготовка подарков детям из детс-кого сада, детского дома, своим товари­щам в классе. Правила совместной работы. Красота человечес­кого труда. Радость творчества и общения друг с другом


1

Определять своими словами красоту человеческого труда, ра­дость творчества и общения друг с другом. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оцени­вать результаты труда.

Фиксировать при помощи фотосъёмки важнейшие моменты совместной работы, результаты труда

Наш класс в школе (12 ч)


9

Наш класс в школе.

Объекты природы и предметы культуры в классной комнате. Классная комната и письменные принадлежности в старину, в том числе народов своего края


1

Различать, определять и называть объекты природы и пред­меты культуры.

Сравнивать современную и старинную классную комнату. Различать старинные и современные школьные принадлеж­ности. Моделировать ситуацию обучения в старинной шко­ле, в том числе школе недавнего XX века

10

Мы дружный класс.

Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. От­ношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и взрослых; мир, со­гласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским язы­ком, помощь, им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке

1

Характеризовать совместные и индивидуальные способы ра­боты на предыдущих уроках. Отмечать яркие подробности сотрудничества, взаимо-помощи, взаимного понимания. При­думывать и делать подписи к фотогра-фиям из жизни класса (с 1 сентября до предыдущего урока,). Сравнивать эти фото­графии, определять и описывать изменения в отношениях друг к другу за месяц учёбы в школе. Составлять пред-ложе­ния со словами «мы», «я», «дружный класс*. Оценивать сло­жившиеся отноше-ния в классе, выявлять положительные, предлагать изменения негативных ситуаций. Оказывать по­сильную помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком, в учебной и внеклассной деятельности

11

Учитель — наставник и друг.

Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Образ учителя в искусстве и жизни (Н.П. Богданов-Вельский. «Устный счёт»: русский педагог С.А. Рачинский; учитель по рассказам родителей учащихся)


1

Описывать своими словами образ учителя в картине. Обсуж­дать рассказ учителя о персонаже картины. Подбирать по­словицы к репродукции картины и к рассказу в учебнике «Учитель — что роди-тель». Пересказывать рассказы родите­лей о своих учителях. Характеризовать их облик по фотогра­фиям из семейного альбома

12

Природа в классе.

Комнатные растения, их роль в классе, школе. Разнообразие комнатных растений

1

Рассуждать о целях выращивания ком-натных растений. Определять комнатные растения класса (2—3 названия) с по-мощью атласа-определителя.

Узнавать на фотографии, рисунке и в на-туральном виде зна­комые комнатные рас-тения и называть их. Сравнивать похо-жие по внешнему виду комнатные расте-ния, находить от­личительные признаки. Рисовать и (или) фотографировать ком-натные растения сво­его класса. Применять полученные знания и уме-ния при исследовании разнообразия ком-натных растений школьного зимнего са-да (вместе со взрослыми)

13

Как ухаживать за комнатными растениями.

Условия, необходимые комнатным растениям для жизни. Спо­собы и средства ухода за комнатными растениями

1

Сравнивать иллюстрации учебника и выявлять условия, не­обходимые для жизни комнатных растений. Рассказывать об известных способах ухода за комнатными растениями. Называть средства ухода за комнатными растениями, осваи­вать приёмы их использования (в ходе практической работы)

14

Что растёт у школы.

Деревья, кустарники, травянистые расте-ния (травы). Наиболее распространённые представители этих групп растений, встре­чающиеся возле школы

1

Анализировать и сравнивать фотогра-фию и схему, с их по­мощью высказывать предположения об отличительных приз­наках групп растений (деревьев, кустар-ников и трав), осуще­ствлять самопро-верку. Различать в природном окружении школы деревья, кустарни­ки, травянистые растения, определять их с помощью атла-са-определителя.

Классифицировать растения по изу-ченным признакам. Изображать с по-мощью схемы .дерево, кустарник, травя-нис­тое растение.

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от вос­приятия природы, вы-делять в природном окружении школы наиболее красивое растение (по субъек-тивным впечатлениям), рисовать и (или) фотографировать его

15

Мир за стеклянным берегом.

Аквариум и его роль в классе, школе. Условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Способы и средства ухода за аквариумом. Разнообразие обитателей аквариума (растения, рыбы, улитки)

1

Рассуждать о целях создания аквариумов. Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей аква­риума. Рассказывать о способах и средствах ухода за аквари­умом, осваивать приёмы ухода (в ходе практической работы).

Различать среди обитателей аквариума растения, рыб, улиток. Определять оби-тателей школьного аквариума с помощью ат­ласа-определителя. Соотносить изобра-жения аквариумных рыбок и их названия.

Наблюдать за жизнью аквариума, фик-сировать наблюдения в виде рисунков и (или) фотографий.

Объяснять на примере аквариума связь неживой и живой природы.

16

Кто ещё у нас живёт?

Живой уголок школы и его обитатели ('птицы, зверьки и др.). Условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка, уход за ними. Ответственность человека за жизнь и благопо­лучие обитателей живого уголка

1

Рассуждать о целях создания живых уголков в школах. Вы­являть условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка. Объяснять смысл выска-зывания «Мы в ответе за тех, кого приру-чили».

Узнавать на рисунках известных обита-телей живого уголка, осуществлять самопроверку. Определять животных живого уголка с помощью атласа-опреде-лителя.

Наблюдать за жизнью живого уголка, фиксировать наблю­дения в виде рисун-ков и (или) фотографий. Рассказывать об известных способах и средствах ухо-да за обитателями живого уголка, осваи-вать приёмы ухода (в ходе практической работы). Подбирать корм для животных живо­го уголка

17

Какие бывают животные.

Группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их суще­ственные признаки

1

Узнавать и называть животных на рисунках учебника. Под­бирать обобщаю-щее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять само­проверку.

Приводить примеры животных разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя)

Классифицировать животных по изучен-ным признакам. Рас­сказывать о живот-ных разных групп по своим наблюдениям

18

Делу время.

Важность организации труда в классе. Необходимость поряд­ка в работе, выпол-нения правил поведения в классе и школе во время уроков. Проведение дидактичес-кой игры, моделиру­ющей безуспешный и успешный ход работы игровых персона­жей

1

Анализировать смысл первой части пословицы «Делу — вре­мя, потехе — час». Давать характеристику школьному распо­рядку занятий.

Обобщать знания о знакомых уже прави-лах организации уро­ка и общения на уро-ке со сверстниками и учителем. Подби­рать к рисункам в учебнике подходящие пословицы. Объяс­нять их смысл. Моде-лировать ситуацию безуспешной рабо­ты, корректировать её ход. Приводить при-меры успешности работы на уроках русского языка, математики, технологии, физкультуры и др.

19

Книга — наставник и друг.

Первоначальное знакомство с историей книгопечатания, с внешним образом старинных книг, с фрагментами их содер­жания. Роль и место книги в жизни человека и человечества


1

Групповая работа: составлять текст с помощью самодель­ных литер из поролона или картофеля. Организовывать вы­ставку любимых книг, презентовать одно-классникам люби­мую книгу. Отгадывать загадки о книгах. Перечислять глав­ные правила обращения с книгами. Делать общий коллаж «Любимые герои наших книг

20

Потехе час.

Игры — наше культурное богатство, роль игры в сохранении здоровья. Детские игрушки и детский фольклор — школа раз­вития и общения. Правила игрового поведения — залог ус­пешной совместной игры, способ дружеского общения друг с другом, метод физического, умственного, эстетического и эти­ческого развития

1

Обсуждать вторую часть пословицы «Делу – время, потехе – час». Объяснять необходимость соблюдения правил игрового поведения. Приводить примеры развивающих игр, в том чис­ле игр народов своего края. Участвовать в игре и контроли­ровать своё поведение в игровых ситуациях. Рассказывать правила игр, в которые играли старшие члены семьи. Допол­нять выставку старинных игрушек своего края игрушками своими, родителей, бабушек и дедушек. Сравнивать и распо­лагать игрушки как предметы культуры на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно»

Наш дом и семья (14 ч)


21

Мы в семье.

Термины ближайшего родства, в том числе на языках народов своего края (мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка). Волшебные слова семейного счастья (лю­бовь, уважение, симпатия, дружба, нежность и .др.)


1

Называть, с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из чле­нов семьи. Подсчитывать количество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Пере-числять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оцени­вать с помощью этих слов свои отношения в семье

22

Моя семья — часть моего народа.

Схема родословного древа.

Пословицы и поговорки о семье и её членах, в том числе из творчества народов своего края. Ласкательные формы терми­нов родства в семейном обиходе (например, мамуля, папуля, бабуля, дедуля, дочушка, сыночек и др.). Старинные семейные традиции народов своего края, предметы быта, народные сказ­ки, былины, предания в семье

1

Заполнять по образцу схему родословного древа семьи. При­водить примеры пословиц и поговорок о семье, в том числе из творчества народов своего края. Называть ласкательные формы терминов родства, в том числе в языках народов своего края. Представлять (в любой форме) колыбельную песню своего народа. Находить и называть ласковые слова в текс­те колыбельной. Иллюст-рировать текст. Называть старин­ные предметы быта на языке своего народа. Называть имена героев любимых в семье народных сказок, былин, преданий. Подбирать пословицы, передающие смысл данного произве­дения

23

Природа в доме.

Растения и животные в нашем доме, их разнообразие и зна­чение в нашей жизни. Наше отношение к домашним растени­ям и животным

1

Сравнивать рисунки в учебнике, оце-нивать красоту и уют изображённых комнат, объяснять причины различий.

Рассказывать о предметах природы в своём доме (квартире, комнате), обсуж-дать их роль в своей жизни, в жизни семьи, оценивать своё отношение к ним. Узнавать на фотографиях растения и жи-вотных, выделять те из них, которые есть в доме. Работать со взрослыми: опре-делять растения и животных своего до-ма с помощью атласа-определителя, ри-совать, (или) фотографировать их

24

Откуда в наш дом приходит вода, газ, электричество.

Значение воды, газа, электричества в нашем доме. Путь воды в дом из подзем-ных и поверхностных источников. Добыча и доставка в наш дом газа. Произ-водство электричества на электро-станциях и его путь в дом. Основные правила безопас­ности при обращении с водой, газом, электричеством в быту

1

Обсуждать значение в доме воды, газа, электричества. Устанавливать зависи-мость жизни человека от неживой при­роды.

Анализировать рисунки учебника и ра-бочей тетради, просле­живать по ним и объяснять путь воды, газа и электри-чест­ва в наш дом.

Выявлять потенциальную опасность воды, газа, электричест­ва в доме, пред-лагать и запоминать простейшие меры без­опасности при обращении с ними. Узнавать на фотографиях электропри-боры, рассказывать о мерах безопаснос-ти при их использовании

25

Красивые камни в нашем доме.

Камни — часть неживой природы. Разнообразие и красота камней и изделий из них

1

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от вос­приятия образцов камней (на фотографиях в учебнике и в на­туральном виде).

Определять (с помощью учебника и атласа-определителя) названия красивых камней, узнавать изученные камни на ил­люстрациях и в натуральном виде.

Рассказывать о значении красивых кам-ней и изделий из них в нашем доме.

Соотносить изделия и природные камни, из которых они из­готовлены, осуществ-лять самопроверку

Оценивать своё отношение к изделиям из камня; предлагать собственные варианты подобных изделий, рисовать их эскизы

26

Комнатные растения у нас дома.

Разнообразие комнатных растений. Комнатные растения в на­шем доме, их названия, особенности внешнего вида. Помощь взрослым в уходе за комнатными растениями

1

Определять (с помощью учебника и атласа-определителя) названия комнатных растений, узнавать изученные растения на иллюстрациях и в натуральном виде.

Узнавать комнатные растения по характерным признакам (например, размер, форма и окраска листьев), осу-ществлять самопроверку.

Рассказывать о своих действиях по уходу за комнатными рас­тениями своего дома.

Работать со взрослыми: определять комнатные растения у себя дома (1—2 растения), рисовать и (или) фотогра-фиро­вать их

27

Выйдем в сад.

Разнообразие растений сада. Садовые деревья, кустарники, травянистые растения. Фрукты и ягоды нашего сада. Овощи нашего огорода. Как мы помогаем взрослым работать в саду (огороде)

1

Узнавать растения сада на иллюстрациях в учебнике, клас­сифицировать их (деревья, кустарники, травы), осуществ-лять самопроверку.

Узнавать и называть по иллюстрациям и в натуральном ви­де фрукты, ягоды, овощи.

Соотносить плоды и растения, на которых они созревают. Рассказывать о своём саде (огороде), о помощи взрослым в садовых (огородных) работах. Рисовать фрукты и овощи своего сада, огорода

28

Овощи и фрукты на нашем столе.

Овощи и фрукты — кладовая витаминов. Разнообразие овощей и фруктов. Фрукты из жарких стран на нашем столе и у себя на родине


1

Различать овощи и фрукты.

Оценивать своё отношение к различным овощам и фруктам, выделять среда них любимые, объяснять, что в них особен­но нравится (вкус, запах, цвет и т.д.). Раскрывать полезные свойства овощей и фруктов. Соотносить плоды из жарких стран с растениями, на кото­рых они со-зревают у себя на родине.

Работать со взрослыми: учиться гото-вить овощной и (или) фруктовый салаты, записывать рецепт блюда

29

Про хлеб и кашу, про чай и кофе.

Важнейшие продукты питания и растения, которые нас кор­мят. Народная традиция особого отношения к хлебу


1

Прослушивать и обсуждать рассказ В.И. Даля, раскрывать символический смысл - панно, представленного в учебнике, де­лать вывод о народной традиции особого отношения к хлебу (работа с учителем).

Рассказывать (из жизненного опыта), откуда берутся хлеб, каши, чай, кофе.

Соотносить растения и получаемые из них продукты пита­ния Практическая работа: определять крупы, кофейные зёрна, чай по фотографиям в учебнике и натуральным образцам, осу­ществлять самопроверку. Фантазировать, придумывая и рисуя то, что можно испечь из теста. Работать со взрослыми: распознавать крупы, кофе и чай на ощупь и по запаху (с закрытыми глазами), рассказывать об освоенном способе распознавания.

30

Дикорастущие и культурные растения.

Что такое дикорастущие растения, культурные растения. Как появились культурные растения

1

Конструировать определения понятий «дикорастущие расте­ния», «культурные растения», сравнивать свои предложения с приведённым в учебнике эталоном, опираясь на иллюстрации учебника, объяснять, как появи­лись культурные растения. Приводить примеры дикорасту-щих и культурных растений на основе собственных наблюдений.

Классифицировать растения по извест-ному признаку (дико­растущие – культур-ные) с использованием символических обозначений, осуществлять самопроверку

31

Собака в нашем доме.

История появления рядом с человеком домашней собаки. По­роды собак. Способы и средства ухода за собакой. Наши взаимоотношения с собаками

1

Опираясь на материалы учебника, расска-зывать об истории появления собаки рядом с человеком.

Описывать выставку собак по фотогра-фиям в учебнике и собственным впечатлениям.

Определять породы собак (с помощью атласа-определителя), узнавать на рисун-ках изученные породы.

Приводить примеры пород собак (само-стоятельно или с по­мощью атласа-определителя).

Называть предметы ухода за собакой и характеризовать их назначение.

Рассказывать о своей собаке, о взаимоотношениях с ней, об ухо-де за собакой. Работать со взрослыми: написать рассказ о своей собаке, нарисовать или сфотографировать её

32

Кошка в нашем доме.

История появления радом с человеком домашней кошки. По­роды кошек. Способы и средства ухода за кошкой. Наши взаимоотношения с кошками

1

Опираясь на материалы учебника, расска-зывать об истории появления кошки рядом с человеком, о взаимоотношениях

людей и кошек – в прошлом и теперь.

Знакомиться по учебнику с породами кошек, узнавать на рисунках изученные породы.

Называть предметы ухода за кошкой и характеризовать их назначение. Составлять по фотографиям в учебнике рассказ о жизни кошки.

Работать со взрослыми; написать рас-сказ о своей кошке, нарисовать или сфотографировать её.

Проектное задание: составить фото-рассказ (или сочинить вымышленную) историю, сказку) о своей кошке или другом домашнем питомце, оформить его на страницах рабочей тет­ради

Рассказывать о своей кошке и ухода за ней.

33

Дикие и домашние животные.

Что такое дикие животные, домашние животные. Как появи­лись домашние животные; их роль в нашей жизни

1

Обобщать имеющиеся представления о диких и домашних животных, объяснять, каких животных называют дикими, а каких — домашними, как появились домашние животные. Классифицировать животных по известному признаку (дикие или домашние), осуществлять самопро-верку. Приводить примеры домашних животных, рассказывать о целях их вы-ращивания. Прослеживать «историю» продуктов питания и вещей, полученных благодаря домашним живот­ным.

Рассказывать о домашних животных своей семьи и об уходе за ними.

Знакомиться с разворотом «Моя кол-лекция» в учебнике; сравнивать реаль-ных животных и их изображения в виде фи­гурок, игрушек, обсуждать, почему лю-ди собирают подобные коллекции, расска-зывать о своей коллекции (если она есть) и своих игрушках в виде животных.

Работать со взрослыми: рисовать или фотографировать домашних животных своей семьи

34

С утра до вечера.

Устойчивый распорядок семейных дел в течение дня. Домаш­ние обязанности. Способы самоконтроля за соблюдением рас­порядка дня ради достижения личного и общего блага в семье Личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице

1

Рассказывать об устойчивом распорядке дел в течение дня. Определять своё место в круге домашних обязанностей. С по-мощью условных знаков представлять объём домашнего тру­да каждого члена семьи. Представлять способы самоконт-ро­ля за соблюдением домашнего распо-рядка дня. Подбирать пословицы о семье, о необходимости бережного отно-шения к времени. Обсуждать правила здорового образа жизни, обра­щения с домашней утварью и бытовыми электро-приборами как способа проявления лич-ной ответственности перед самим собой и своими близкими

Город и село (13 ч)


35

Мы в городе, селе.

Дидактическая игра-путешествие в прошлое старинных рос­сийских городов (сёл), знакомство с их жителями. Старинные и современные занятия и дела горожан и сельских жителей. Жители сёл — хранители непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей


2

Определять значение слов «земляки», «горожане» путём срав­нения одно-коренных с ними слов. Определять значе-ние сло­ва «односельчанин»; сравнивать его со словом «земляк»; на­ходить в этих словах общее и особенное. Сравнивать старин­ные и современные городские (сельские) занятия и дела, необходимые для поддержания порядка, удобства, красоты жизни людей в городе (селе). На-ходить общее и различное. Образовывать названия жителей определённых городов (сёл) от названия города (села), в том числе от названия родного или близлежащего города (села)

36

Красота любимого города и родного села.

Облик российских городов и сёл, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и досто­примечательности городов и сёл, их архитектурные доминан­ты. Экскурсия по родному (ближайшему) городу (селу), зна­комство с особенностями ландшафта, значением и происхож­дением названия, с его архитектурной доминантой

2

Различать названия городов (сёл), связанные с особенностя­ми окружающей природы либо с памятью о знаменитых со­отечественниках. Характеризовать облик города (села), назы­вать его досто-примечательности, соотносить их с особеннос­тями природы и деятельностью людей. Фиксировать с помощью фото-съёмки красивые ландшафты города (села) для выставки в классе


37

Природа в городе.

Чем представлена природа в городе (сквер, бульвар, парк, зо­опарк, памятник природы, ботанический сад и др.). Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения


1

Сравнивать фотографии в учебнике, оценивать эмоциональ­но-эстетические впечатления от их восприятия, сопоставлять их с впечатлениями от наблюдений в своём городе. Обсуждать, для чего нужна природа в городе. Определять по иллюстрации в рабочей тетради объекты при­роды в городе, осуществлять самопроверку, соотносить по­лученную информацию с наблюдениями в своём городе. Рассказывать о природе своего города. Фантазировать, выполняя рисунок необычной клумбы. Проектное задание: составить подборку фото-графий или выполнить рисунок на тему «Природа в городе», оформить их на страницах рабочей тетради

38

Что растёт в городе.

Деревья и кустарники в зелёных насаждениях города. Листвен­ные и хвойные деревья

1

Знакомиться по материалам учебника с разнообразием расте­ний в городе, классифицировать растения по известным признакам (деревья или кустарники).

Различать лиственные и хвойные деревья, сравнивать их по существенным призна-кам, фиксировать результаты сравнения в виде зарисовки в рабочей тетради

Приводить примеры деревьев и кустарников своего города. Определять деревья и кустарники своего города (2—3 пред­ставителя) с помощью атласа-опре-делителя. Узнавать знакомые деревья и кустарники по фрагментам, осуществлять самопроверку с помощью атласа-определи-теля. Работать со взрослыми: участ-вовать в озеленении родного города, рисовать деревья или кустарники, посаженные собственными руками

39

Чудесные цветники.

Роль цветников в жизни города. Разнообразие растений цвет­ника, Цветники нашего города

1

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия цветников, клумб, обсуждать роль цветников в го­ро-де. Знакомиться по материалом учебника с растениями цветни­ка. Рассказывать о цветниках своего города.

Определять растения цветника (2 — 3 представителя) с по­мощью атласа-опре-делителя.

Организовывать соревнование «Кто запомнит больше расте­ний цветника». Узнавать известные растения цветника на рисунке и в нату­ральном виде, осу-ществлять самопроверку. Выделять среди растений цветника те, которые особенно нра­вятся (любимые растения), отображать свои предпочтения в рисунке.

Работать со взрослыми: участвовать в создании цветников, клумб, рисовать растения цветника, высаженные собствен-ны­ми руками

40

В ботаническом саду.

Ботанический сад — живой музей для всех, кто интересуется растениями. Разнообразие растений ботанического сада. Пра­вила поведения в ботаническом саду

1

Знакомиться по материалам учебника с разнообразием расте­ний ботанического сада. Рассказывать о личных впечат-лениях от посещения ботани­ческого сада.

Узнавать на рисунке известные растения ботанического сада, раскрашивать рисунок, осуществлять самопроверку. Предлагать и обосновывать правила по-ведения в ботаничес­ком саду. Фиксировать свои наблюдения в ботани-ческом саду в форме рисунков или фото-графий. Фантазировать, рисуя эскиз оформления входа в ботаничес­кий сад


41

Кто живёт в парке.

Разнообразие животных парка. Роль животных парка в нашей жизни. Как мы можем помочь обитателям парка

1

Анализировать иллюстрации учебника, называть животных, обитающих в пар-ке, классифицировать их по извест-ным признакам (насекомые — птицы — звери), осуществлять самопроверку.

Рассказывать о собственных встречах с животными в парке, оценивать эмоцио-нально-эстетическое впечатление от этих встреч, обсуждать роль животных парка в жизни людей. Предлагать способы по-мощи животным парка (устройство кор-мушек, домиков для птиц и т.д.).

Работать со взрослыми: наблюдать за животными парка, фиксировать свои наблюдения в форме рисунков, фотогра­фий, рассказов

42

В зоопарке.

Зоопарк — живой музей для всех, кто любит животных, инте­ресуется их жизнью. Разнообразие животных зоопар-ка. Прави­ла поведения для посетителей зоопарка

1

Анализировать иллюстрации учебника, называть животных зоопарка, класси-фицировать их по известным призна-кам (обитают в нашей стране — живут в других уголках Земли), осуществлять самопроверку.

Рассказывать о собственных встречах с животными в зоопар­ке, оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от этих встреч, обсуждать цели создания зоопарков. Рассказы­вать о зоопарке своего города.

Предлагать и обосновывать правила поведения в зоопарке. Фантазировать, рисуя эскиз оформления входа в зоопарк, сравнивать рисунок с эскизом входа в ботанический сад, объ­яснять различия.

Работать со взрослыми: наблюдать за животными зоопар­ка, фиксировать свои наблюдения в любой освоенной деть­ми форме

43

Войдём в музей!

Роль музеев и библиотек в нашей жизни. Музейные экспози­ции. Читальные залы и хранилища книг в библиотеках. Пра­вила поведения в музеях и библиотеках. Дидактические игры «Мы — в музее, ты — экскурсовод», «Я — читатель» и др.

1

С опорой на собственный опыт организо-вывать заочную экс­курсию в музей, по материалам учебника проводить экскур­сию в качестве экскурсовода. Описывать внешний облик предметов, представленных в экспозициях для маль-чиков и для девочек. Выявлять харак-терные черты предметов в экспозициях и высказывать мотивированное сужде-ние об их особенностях. Контролировать и оценивать поведение посе­тителей в музее. Сообща формули-ровать правила поведения в музее и биб-лиотеке. В школьной библиотеке зада-вать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг, ориентиро-ваться в чи­тальном зале со свободным доступом к книжным полкам

44

Мы помним наших земляков.

Понятия; памятные места, памятник, реликвия. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом. Ритуалы и знаки памяти: возложение венков, цветов, салют, минута мол­чания

1

Рассказывать о старинных и современных жителях своего го­рода (села) как о своих земляках.

Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памят­ников, посвящен-ных прославленным землякам и сограж-данам. Презентовать свой фрагмент вы-ставки «Мы помним!»

45

Все профессии важны.

Профессии в городе и селе: общее и различное. Важность тру­да хлебороба. Трудолюбие как общественно значимая цен­ность. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство

1

Обобщать известные по предыдущим урокам сведения о про­фессиях. Устанавливать зависимость между кА-чествами чело­века и профессией земле-дельца. По рисункам описывать спо­собы и наблюдать этапы выращивания хлеба в старину. На­зывать любимые виды вы-печки. Перечислять известные профессии и соотносить их особенности с необходи-мыми для них качествами характера. Моделировать ситуацию «ин­тервью»: выбрать будущую профессию и соотнести с оценкой своего характера, способнос-тей, интересов. Формулировать вопросы родителям об особенностях их профессий

Родная страна (7 ч)


46

Россия — наша Родина.

Пословицы о Родине. Россия на глобусе и на карте мира. Символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при исполнении Государственного гимна родной страны, при подъёме Государственного флага России. Малая родина: род­ной дом, родные люди, друзья, земляки; родная речь, музыка; знакомые с раннего детства пейзажи — признаки малой роди­ны. Карта своего края

1

Обсуждать пословицы о родине, род-ной стороне. Исследо­вать понятие «ма-лая родина»: перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города (се­ла, области, района). На карте России находить и по-казывать свой край в соотнесении с уже известными по учебнику горо­дами Рос-сии. В Интернете рассматривать снимок своего мес­тожительства из космоса. Мо-делировать с помощью глобуса ситуа-цию полёта космонавта над Землёй и его возвращение из космоса: встреча на кос-модроме, звучание Государственного гимна России, изображение герба, флага России. Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звуча-нии гимна Родины.

47

Москва — столица России.

Москва на карте России. Присловья о Москве: златоглавая, краснозвонная, хлебосольная. Символическое значение образа хлеб-соль в отечественной куль-туре, Герб Москвы и его сим­волическое значение: образ всадника, главные цвета — белый, красный, синий, золотой. Заочное путешествие в центр горо­да: досто-примечательности Москвы в прошлом и настоящем


1

Показывать расположение Москвы на карте России. Обсуж­дать присловья о Москве и соотносить их с изображением Красной площади и зданий Московского Кремля на старин­ных литографиях и современных фотографиях. Сравнивать их внешний облик, соотносить по силуэтам, находить измене­ния. Подби-рать ключевые слова для выражения впечатления от прослушивания записи колокольного звона и боя часов на Спасской башне Кремля. Определять сим-волический смысл московского герба. Называть его главные цвета. Определять их символический смысл

48

Мы семья народов России.

Своеобразие культур разных народов России. Старинные кос­тюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Блюда тради-ционной кухни народов Рос­сии и мира: общее и особенное. Оленья упряжка — традици­онное транспортное средство народов Севера. Пословицы на­родов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.)


1

Обобщать уже изученный за год этнографический материал. Описывать традиционные костюмы разных народов по рисун­кам в учебнике. Выделять их отдельные характерные детали. Называть блюда традиционной кухни народов России и ми­ра: удмуртские пельмени, украинские вареники, дунганские манты, бурятские позы, татарские чебуреки и т.п. Сравнивать их рецепты, находить общее и различное. Устанавливать связь оленьей упряжки с природными условиями Севера. Слу­шать и сравнивать плясовую музыку разных народов России, находить общее и различное, подбирать ключевые слова для выражения впечатления от неё. Находить общее и различное в игрушках разных народов России, Сравнивать пословицы разных народов России о качествах человека, находить общее и различное. Изготавливать рукотворные игрушки народов своего края, организо-вывать выставку.


49

Природа России.

Разнообразие и красота природы России. Природа родной страны — основа нашей жизни, великое богатство, которое нужно бережно хранить


1

Совершать воображаемое путешествие по родной стране, опи­раясь на материалы учебника (анализировать, сравнивать, устно описывать иллюстрации, обобщать информацию). Отображать полученные представления в форме свободного рисунка на фоне контурной карты России.

Рассказывать о своих личных впе-чатлениях от посещения тех или иных уголков страны.

Сравнивать природу разных районов России с природой сво­его края.

Работать со взрослыми: написать, в каких местах России уже удалось побывать, а в каких хотелось бы побы-вать.

50

Охрана природы.

Отрицательное воздействие человека на природу и его послед­ствия. Меры по охране природы. Как мы можем помочь при­роде


1

Анализировать рисунок-схему, расска-зывать с его помощью об отрицательном воздействии человека на природу, Устанав­ливать причинно-следственные связи между поведением лю­дей и состоянием природы.

Оценивать поступки человека по отноше-нию к природе, рас­сказывать о них по своим наблюдениям.

Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы.

Работать со взрослыми: участвовать в посильной природо­охранной деятельности, отображать её в виде рисунков и (или) фотографий

51

Красная книга России.

Что такое Красная книга. Красная книга России. Растения и животные из Красной книги России, причины сокращения их численности и меры охраны

1

Объяснять, что такое Красная книга.

Знакомиться по материалам учебника с растениями и живот­ными, занесёнными в Красную книгу России. Обсуждать при-чины сокращения численности и меры охра­ны растений и животных из Красной книги России. Выра­жать своё отноше-ние к редким растениям и животным. Характеризовать отдельных представи-телей Красной книги на основании по-лученной информации.

Узнавать изученных представителей Красной книги на рисун­ках, соотносить изображения и названия.

Работать со взрослыми: находить информацию о других растениях и живот-ных, занесённых в Красную книгу России, рисовать их или подбирать фотографии.


52

Заповедные тропинки.

Заповедники – особо охраняемые при-родные территории Приокскотеррасный заповедник — один из знаменитых запо­ведников России. Заповедники родного края. Старинные на­родные правила охра-ны природы, ставшие законами современ­ных заповедников. Правила поведения в заповеднике

1

Совершать воображаемую экскурсию в Приокскотеррасный заповедник, знако-миться с ним по материалам учебника. Обсуждать, какими качествами должны обладать люди, рабо­тающие в заповедни-ках.

Рассказывать о заповеднике родного края, выражать своё отношение к нему.

Осмысливать старинные народные пра-вила охраны природы, объяснять, почему они стали законами современных заповед-ников.

Анализировать иллюстрации рабочей тет-ради, оценивать по­казанное на них по-ведение людей, формулировать прави-ла поведения в заповедниках.

Работать со взрослыми: найти дополнительную информа­цию о запо-веднике родного края, написать рассказ о нём, проиллюстрировать рассказ рисунком или фотографией


Человек и окружающий мир (4 ч)


53

Взгляни на человека!

Человек — это целый мир. Внешний облик человека. Внут­ренний мир человека. Влияние внутреннего мира на внешний облик, внешнего облика на внутренний мир


1

Участвовать в дидактической игре с использованием харак­терных масок; различать понятия: внешний облик — внутрен­ний мир человека. Определять по выражению лица, позе, жестам людей (на старинных и современных фотографиях) их настроение, желания, мысли, интересы в соответствии с воз­растом. Подбирать ключевые слова для определения внутрен­него мира человека, его душевного состояния (строгий, меч­тательный, весёлый, грустный и т. п.). Подбирать ключевые слова для определения характера сверстников (застенчивый, озорной, смешливый, внимательный, непоседливый и т. п.). Анализировать по отражению в зеркале своё внутреннее со­стояние, устно описывать себя в третьем лице


54

Всему свой черёд.

Ритм человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира че­ловека в разные периоды его жизни, отражение этих измене­ний в изобразительном искусстве


1

Рассматривать в учебнике портреты мужчин и женщин раз­ного возраста, приблизительно определять возраст. Соотно­сить возрастные признаки внешности человека (выражение лица, жесты, поза и др.) с признаками, харак-терными для при­роды весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зи­мой (в ночные сумерки)


55

У каждого времени — свой плод.

Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство – молодость - зрелость - старость /утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве раз­ных народов мира


1

Называть ключевые слова, общие для возрастного этапа жиз­ни (детство, моло-дость, зрелость, старость) и определённых периодов в сутках и временах года. Находить в творчестве на­родов своего края пословицы об отце и матери, о достоин­ствах мужчин и женщин разного возраста. Определять пери­од суток и время года соответственно своему возрасту. Сооб­ща составлять устный рассказ о жизни мужчины или женщины от детства до старости, условившись, что на порт­ретах изображён один человек (мужчина или женщина) на раз­ных возрастных этапах


56

Я часть мира.

Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни при­роды и человека

1

Выражать личное восприятие окружающего мира и своё наст­роение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в крас­ках соответствующих цветов. Определять степень соответ­ствия своего внешнего облика и поведения национально-куль­турной норме (идеалу)


Резерв учебного времени

6


ИТОГО: 66 часов


Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. – М.: «Просвещение», 2011 г.

  2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. – М.: «Просвещение», 2011 г.

  3. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 1 класс / Под ред. Плешакова А.А. – М.: «Просвещение», 2011 г.

  4. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. Книга для чтения – М.: «Просвещение», 2011 г.

  5. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В. Уроки по окружающему миру: 1 класс. Методическое пособие. – М.: «Просвещение», 2011 г.

  6. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. Сборник рабочих программ УМК «Перспектива»/Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2011 г.