Ход урока
Организационный момент
Улыбнусь я себе.
Улыбнусь я тебе.
Улыбаться мне не лень.
Пусть хорошим будет день.
- Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь хорошие, добрые люди и мои любимые ученики.
Вспомним правила посадки:
Ноги на пол мы поставим, Спинки все мы разогнём, Локотки на стол поставим, Руки домиком сведём, Руку правую кладём, Руку левую кладём .
- На сегодняшнем уроке мы будем думать, размышлять, наблюдать, на вопросы отвечать. Красиво говорить, учиться строить предложения.
Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
Постановка правильного речевого дыхания
- Представьте, что вы оказались на лугу. Перед вами полянка с уже белыми одуванчиками. Вы сорвали одуванчик. Теперь подуйте на него так, чтобы его семена-парашютики разлетелись далеко-далеко.
-А кто из вас бывал в зоопарке?
-Что обозначает слово «зоопарк»?
Зоопарк — зоологический парк. Зоология — наука о животных. Московский зоопарк, «музей под открытым небом», расположен в центре города, но кажется, что на таинственном острове, вдали от машин и многоэтажных зданий.
На этом самом месте зоопарк возник в 1864 г. Тогда он назывался зоологическим садом. Москвичи очень любили гулять по его аллеям, а заодно рассматривать заморских зверей. Правда, было их намного меньше, чем теперь.
Работа по теме урока:
Работа с учебником на стр. 53.
Игорь Жуков - русский писатель, писатель журнала «мурзилка». Выпустил не один десяток стихотворных сборников для детей.
Первичное восприятие произведения.
Учитель читает скороговорку И. Жукова.
- Расскажите своими словами о чем эта скороговорка?
(Вторичное самостоятельное чтение)
Учатся читать скороговорку правильно и быстро.
- Приходилось ли вам, ребята, гулять по лесу спокойно, без беготни, не кричать? Тогда вы бы увидели совсем другой лес: зайца, белочку, и то, как работают дятлы или как мыши тащат в свои норки травку, и как паучки плетут паутину, как пчёлы собирают сладкий нектар и многое, многое другое. Давайте представим, что мы в лесу. Итак, приготовились.
Кто, как ёлка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей,
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живёт, но вхож
И в сады отважный … (ёж).
- Ребята, вы наверно уже догадались, кто будет вторым героем нашего урока?
Длина обыкновенного ежа – 27 см. Глаза у него как бусинки, умные, весёлые. Ёжик любит полакомиться улитками, дождевыми червями, личинками жуков. На зиму он устилает своё гнездо сухими листиками и спит в нём всю зиму.
Ёж — животное небольших размеров. Его тело около 20—30 см, хвост — около 3 см,весит меньше килограмма. Ушки небольшие. Морда вытянутая. Нос острый и влажный. У ежей острые зубки. Иглы у ежа короткие, не более 3 см. Голова и брюхо покрыты тёмными волосами.
Ёж — это всеядное животное. В основном питается насекомыеми, гусеницами, дождевыми червями, иногда мышами. Из растений может поедать ягоды и фрукты.
Живут ежи в гнезде или других укрытиях.
Гнёзда строят в кустах, ямах, пещерах, заброшенных норах грызунов или в корнях деревьев. Обычно гнездо около 20 см, в нём находится подстилка изо мха, сухой травы или листьев.
ПРИКОСНУЛСЯ – дотронулся.
− Познакомитесь с произведением русского советского писателя, автора произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей разного возраста М. Пришвина «Ёжик». Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы» .
(Пришвин окончил университет в Германии. По специальности он был агрономом. В течение нескольких лет работал сельским учителем, библиотекарем. Затем решил стать писателем, писать о природе.)
- Сейчас я прочу вам это произведение, а вы внимательно следите пальчиком за мной.
- Когда будете слушать, постарайтесь себе представить, что всё, о чём говорится, случилось с вами.
Физкультминутка
Поднимает руки класс – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперёд смотри — это «три»,
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать — это «пятя».
Всем ребятам тихо сесть — это «шесть».
Продолжение работы по теме урока:
Первичное восприятие.
Рассмотрите иллюстрацию
− Какую картинку нарисовало ваше воображение? Что удивило?
(Дети читают по цепочке)
– Кого автор встретил в лесу?
– Как произошла встреча?
– Кто сумеет нарисовать словами картинку про то, как ежик плывет? Какие слова помогают автору «нарисовать» действия ежа? (Заметил, свернулся, затукал, фыркнул, поддал, развернулся, поплыл, лежал, огляделся, попробовал идти, выбрал, затих, выбежал, подумал и т. д.)
– Найдите в тексте слова, которые помогают «нарисовать» действия человека. (Шел, заметил, прикоснулся, спихнул, взял, скатил, понес, слышал, решил, положил, сел писать и т. п.)
– В чём автор принёс ежа домой? Зачем?
− Приходилось ли вам приносить домой животных из леса? Чем это закончилось? Следовало ли это делать? Почему?
Вопросы по учебнику 1-3.
− Прочитайте название (фамилию автора и заглавие).
Юрий Николаевич Могутин (род. 1 декабря 1937) — российский поэт и прозаик. Прославился благодаря сборникам стихотворений для детей. Писал и для взрослых.
- Какое это стихотворение? (Грустное)
− Как автор относится к ёжику? Вызывает ли это стихотворение грусть? В каких словах слышится сожаление?
- Что узнали о еже? (Ёж – дикое животное, которое не любит жить дома, ему нужна свобода).
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
-Следующее произведение с которым мы будем знакомится написал Борис Заходер «Ежик».
Борис Владимирович Заходер – советский и российский детский писатель, свои стихи Борис Заходер сочинял так, что любой, кто брал его книжку, не отложил её после одной сказки, а продолжал дальше и дальше.
Вопросы в учебнике 1,2, стр.56.
Поведение итогов урока:
С какими авторами познакомились?
-Что узнали нового?
- Какие чувства вызвали у вас произведения?
Оцените свою работу закончив следующие выражения
-Теперь я могу…
-Мне сегодня было интересно….
Рефлексия
- Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. Если у вас все получилось, то вы выбираете улыбающегося человечка, а если где-то, в чем-то не уверены – задумчивого человечка.
Домашнее задание: стр. 55 наиз.