Ход урока:
Организационный момент
- «Когда встречаем мы рассвет, то говорим (привет)
С улыбкой солнце дарит свет нам, посылая свой (привет)
При встрече через много лет вы крикните друзьям (привет)
И улыбнутся вам в ответ от слова доброго (привет)
И вы запомните совет: дарите всем друзьям (привет)».
А теперь подарим друг другу свои красивые улыбки
- Чем мы занимаемся на уроках русского языка? (Мы пишем, читаем. Узнаём что-то новое!)
- Молодцы! А что нужно сделать, прежде чем открыть новое? (Повторить известное).
Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
Минутка чистописания
На доске написано: жи ши шишка ужин
ча ща чаща щавель
чу щу чудо щука
-Сегодня на уроке продолжим работу по развитию речи – будете составлять небольшие рассказы о ваших интересах, увлечениях, интересах, увлечениях ваших друзей. Будем закреплять умения задавать вопросы к словам, повторим правила правописания сочетаний жи- ши, ча-ща, чу-щу.
В сочетаниях жи и ши пиши после согласных ж и ш букву и,
в сочетаниях ча и ща после ч и щ - букву а,
в сочетаниях чу и щу после ч и щ — букву у: жить, машина, чаща, чудо, щука.
Не сосчитать моих друзей! Но есть любимый друг - Зимой и летом много дней Я с ним делю досуг. Мой верный друг бывал везде, Объездил целый свет; Он помогает мне в беде, Всегда даёт совет.
Вы догадались, о каком друге загадка? (О книге.)
Книга поможет нам сегодня разгадать очередные тайны великого и могучего русского языка.
Работа по теме урока:
Учитель читает стихотворение А. Стройло «Морж».
- Как вы думаете, одно или несколько значений есть у слова «МОРЖ»?
(Учитель читает стихотворение «Морж» А. Стройло)
- Послушайте стихотворение Аллы Ивановны Стройло «Морж».
- О каком МОРЖЕ шла речь в стихотворении?
- Откройте с. 118. прочитайте самостоятельно, что означает слово «МОРЖ».
- Подтвердились ли ваши предположения, что слово МОРЖ имеет одно значение?
- Какой вывод можем сделать?
- Кто знает, как можно назвать слова, которые имеют много значений? (многозначными)
- А чем увлекаетесь вы или ваши друзья? Расскажите. (Дети составляют небольшое монологическое высказывание о своих друзьях или о себе и их или своих увлечениях)
-Что такое «правда»? А бывает ли правда горькой?
(Коллективное выполнение упражнения 2).
(Ученики анализируют саму ситуацию – настоящий друг может сказать горькую правду и пословицу).
Настоящий друг -- это тот человек, который не смотря ни на что останется честным перед тобой. Как раз об этом говориться в этой пословице. Например, Вы купили какой-то предмет одежды. Он вам очень нравится. Но одежда на Вас плохо сидит. Продавец специально нахваливал товар, чтобы его продать. А друг аккуратно скажет, что вещь плохо сидит. Но это совсем примитивный пример. Настоящий друг -- это тот человек, который всегда говорит правду. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь или лесть.
Комментированное выполнение упр.3.
- Какие правила мы должны с вами вспомнить для того чтобы правильно распределить слова в два столбика? Кто? Что?
-Сейчас, вы самостоятельно задавая вопросы к словам, разделите их на 2 столбика, а потом проверим.
Физкультминутка
Мы читали и писали,
Дружно все и тихо встали:
Ручками похлопали, 1-2-3,
Ножками потопали, 1-2-3,
И ещё потопали, 1-2-3,
И дружней похлопали, 1-2-3,
Сели, встали, и друг друга не задели,
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.
Продолжение работы по теме урока:
На доске слова: шишка, снежинка, часы, ворчун, чудак, ощущать.
– Прочитайте слова. Запомните их.
– Попытайтесь записать слова без ошибок по памяти. Первое слово пишите с красной строки и большой буквы, а далее через запятую с маленькой буквы.
– Сколько слов вы вспомнили и записали? Проверьте их ещё раз.
– Какие гласные нельзя писать после Ж и Ш, Ч и Щ?
Самостоятельная работа
-Сейчас, я раздам карточки, у вас будет небольшая самостоятельная работа. Проверим, как вы хорошо знайте правила правописания ча- ща, жи- щи и чу- щу. Вам нужно будет применяя правило, вставить пропущенный буквы, выделяя орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
-Не забудьте подписать карточки, с другой стороны.
Подведение итогов урока:
- Какие открытия сделали на уроке? (Есть слова, которые имеют несколько значений)
- Что сегодня на уроке вспомнили? (Ча-ща пишем с буквой а, а чу-щу пишем с буквой у, жи- ши пиши с буквой и)
- Что получилось или, над чем нужно ещё поработать? (Высказывания учащихся)
Рефлексия
я узнал…..
было трудно…
теперь я могу…
я научился…
у меня получилось
Домашнее задание: стр. 120, упр. 5.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.
Применяя правило правописания ча-ща, чу-щу и жи-ши, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму.
Вышли из ч…щи, кислый щ…вель, первые снеж…нки, зубастая щ…ка, ш…рокая дорога, лесная ч…щ…, зеленела рощ…, горные верш…ны, красный ч…лок.