Технология. Тема. Бумага. Какие у неё есть секреты?
Целевые установки урока. Предметные: показать значение бумаги в жизни человека; познакомить с разновидностями бумаги, изделиями, которые изготовлены из бумаги; исследовать свойства разных видов бумаги; ввести понятие «бумага — материал»; закреплять умение поддерживать порядок во время работы.
Метапредметные: сравнивать разные виды бумаги, находить сходство и различия; соотносить изделия из бумаги с соответствующими видами бумаги; переносить известные знания и умения (свойства пластилина) на схожие виды работ (исследование свойств бумаги); наблюдать, сравнивать и называть свойства разных образцов бумаги и картона; ориентироваться в материале на страницах учебника. Личностные: помогать осознавать необходимость бережного отношения к деревьям, книгам, тетрадям и пр., собирать и сдавать макулатуру.
Оборудование. Образцы разных видов бумаги, глянцевые журналы, тетради, салфетки, альбом для рисования, набор цветной бумаги.
Ход урока
1. Познавательно-информационная беседа
— С какими материалами вы уже знакомы? Назовите их.
— Почему вы их называете материалами, что такое материалы?
— С каким материалом вы работали на прошлых двух уроках? (С бумагой.)
— Как вы думаете, вся ли бумага одинаковая?
Вопрос оставить без ответа и предложить детям назвать изделия из бумаги, которые они знают. Рассказать об их назначении.
Промежуточное обобщение
— Нас окружает много изделий из бумаги. И для каждого изделия используется разная бумага.
Работа по учебнику
1) Рассмотреть верхние рисунки в учебнике (с. 36). Обратить внимание на проблему бережного от-
ношения к учебникам, тетрадям, книгам. Обсудить первое предложение:
«Бумага — это изобретение человека».
- Откуда берётся бумага? ( её изобрели в Китае и она изготавливается уже несколько сотен лет. Бумага изготавливается из древесины, наши леса необходимо беречь, а для этого не выбрасывать бумагу, старые тетради и др., а собирать и сдавать в макулатуру)
2. Чтение текста о бумаге на с. 90. Выполнение задания к рисункам.
Промежуточное обобщение
— Можно ли сказать, что бумага — это материал? Что об этом говорит учебник?
— Бумага — это материал, изобретённый человеком, занимающий важное место в нашей жизни. Бумага может быть разной. Для каждого изделия подбирают свой вид бумаги.
— Давайте сравним разные виды бумаги, узнаем их свойства.
Ученики делятся на группы.
2. Практическая работа. Организация рабочего места
Ученикам раздаётся необходимое оборудование. Все предметы располагаются вокруг центра сдвинутых парт.
1. Практическое исследование образцов бумаги
Исследование выполняется по вопросам, предложенным в учебнике на с. 37.
Вывод о сходстве и различиях разных образцов бумаги.
Сравнить её свойства со свойствами пластилина: бумагу можно скручивать, из мокрой бумаги рыхлых сортов можно скатать шарик, слепить лепёшку.
Вывод: разные материалы могут иметь сходные свойства.
2. Уборка рабочих мест. Предметы раскладываются по местам.
3. Итоговое обобщение
- Что нового для себя вы сегодня узнали?