1. актуализировать имеющиеся знания по сказке «Петух и собака»;
2. познакомить с загадками и небылицами;
3. учить сочинять загадки, различать жанры устного народного творчества.
1. развивать выразительное чтение;
2. развивать умение организовывать продуктивное сотрудничество;
3. развивать умение ориентироваться в системе знаний.
1. стимулировать интерес к изучению литературного чтения через внедрение приёма «Сюжетная линия»;
2. прививать интерес к произведениям фольклора;
3. воспитывать уважительное отношение к одноклассникам через проговаривание правил работы в паре.
Этапы урока | Образовательные задачи этапа урока | Методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации | Дидактические, интерактивные средства обучения | Формы контроля, взаимоконтроля | Результат обучения |
предметный | Метапредметный | личностный |
Мотивационный этап. | Выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Создать благоприятную эмоциональную обстановку. | Словесный метод: беседа. Приём «Пожелания». | Приветствует учеников, организует проверку готовности к уроку, настраивает на предстоящую работу. - Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех приветствовать. Садитесь. -Проверьте свою готовность к уроку. -Молодцы! Я вижу, что все готовы. - Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня работать дружно. Работаем активно, ведь за каждый правильный ответ вы будете получать жетоны. И в конце урока мы узнаем кто у нас самый активный и умный. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Слушают учителя. Желают друг другу хорошего настроения. | Фронтальная. | Презентация. | Контроль со стороны учителя за организацией обучающихся, Самоконтроль за готовностью к уроку. | - | Р: умение организовать рабочее место. К: умение сотрудничать в процессе взаимодействия со сверстниками. | Принятие статуса ученика. |
Актуализация опорных знаний | Организовать актуализацию изученных понятий и способов действий достаточных для новых знаний. | Словесный метод: беседа. Наглядный метод: демонстрация. Приём «Сюжетная линия». | Организует повторение ранее изученного материала. Вовлекает в сюжетную линию. Организует межпредметную связь с окружающим миром. - Ребята, кто знает, какой завтра праздник? - Верно, День космонавтики. А чему посвящен этот праздник? (посвящен первому полету человека в космос) - Как зовут этого человека? (Юрий Гагарин) - Правильно. Сегодня мы с вами будем космонавтами и отправимся в путешествие. Как вы думаете, на чём мы отправимся в путешествие? - Совершенно верно, мы отправимся вот на такой красивой ракете. ( показываю) - Полетим мы с вами на неизвестные планеты. Но чтобы попасть туда, нужно запастись знаниями. Итак, приготовьтесь к полету. Застегните ремни. (посадка). Итак, на старт, внимание, полетели! (музыкальный фрагмент запуска ракеты) - Ребята, посмотрите, мы пролетаем мимо планет. (изображение планет на слайде). И вот совсем скоро мы приблизимся к нашей планете. - Ура, наконец, мы с вами прибыли на планету «Сказок». Жители этой планеты зададут нам вопросы по сказке « Петух и собака». А затем мы с вами отправимся исследовать другие планеты. Помним, что ответы не выкрикиваем, а поднимаем руку. - Начинаем. - Кто является автором сказки «Петух и собака»? (авторов нет) - Почему нет автора? (потому что сказка народная) - О ком эта сказка? (о петухе и собаке) - Есть ли в данной сказке такой герой, как медведь? (нет) - Что предложил старик старухе сделать с петухом? (продать) - Куда решили уйти животные? (в лес) - Где надумали животные ночевать? (на дереве) - Что надумала лиса? (полакомится петухом) - Какая главная мысль сказки? (дружба должна быть на первом месте, верные друзья справятся с любой бедой сообща) - Молодцы, на все вопросы ответили правильно. Вы хорошо знаете сказку «Петух и собака», а также планету «Сказок». Благодаря вашим знаниям мы с вами отправляемся дальше. | Слушают учителя, Отвечают на вопросы. | Фронтальная. | Презентация. Раздаточный материал: жетоны. | Контроль со стороны учителя за применением базовых знаний обучающихся по сказке «Петух и собака». | Знание сюжета сказки «Петух и собака». Знание, что такое «Народная сказка». | П: умение пользоваться полученными знаниями; умеет ориентироваться в системе знаний. К: умение организовывать взаимодействие с учителем, умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | Повышение мотивации. |
Постановка проблемы | Создать проблемную ситуацию с целью выявления необходимости нового знания. | Словесный метод: объяснение. Практический метод: задание. Наглядный метод: демонстрация. | Организует речевую разминку. Создаёт проблемную ситуацию. Готовимся к полёту. (посадка) Летим дальше. На пути нашего космического путешествия нам встречаются инопланетяне и дают нам текст, проделав работу над текстом мы узнаем на какую планету мы с вами дальше отправимся . - Ребята, посмотрите на него. « Паровоз без колес. Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошёл? Прямо по морю пошёл!» Какой знак стоит во второй строке и в последней? Как мы прочитаем эти строки? - Какой знак стоит в третьей строке? Как мы прочитаем эту строку? - Прочитайте этот текст. - Что вы сейчас прочитали? (загадку) - Назовите отгадку. (пароход) - Как вы догадались? - Ребята, как мы прочитаем первую строку? (с удивлением) - Как прочитаем вторую строку? (с восхищением) - Как прочитаем третью строку? (вопросительно-насмешливо) - Как прочитаем четвертую строку? (с восхищением и удивлением одновременно) - Прочитайте загадку выразительно, не забывая о том, с какой интонацией нужно читать каждую строчку. - Кто желает прочитать? - Ребята, а знаете ли вы, кто автор этой загадки? - Автором загадки является Корней Иванович Чуковский. | Отвечают на вопросы, читают загадку, отгадывают, работают над выразительностью. | Фронтальная. | Презентация. | Контроль со стороны учителя за чтением загадки. | - | К: умение сотрудничать с учителем, умение формулировать ответы, высказывания; умение вступать в диалог. | Повышение познавательной активности; умение принимать другую точку зрения. |
Целеполагание | Организовать деятельность по определению темы, цели и построение плана достижения цели. | Словесный метод: беседа. | Подводит обучающихся к формулированию темы урока. - Как вы думаете, как называется следующая планета? (Загадки) Сейчас мы с вами будем исследовать эту планету. | Формулируют при помощи учителя тему, Отвечают на вопросы. | Фронтальная. | Презентация. | Контроль со стороны учителя за правильностью формулирования темы урока. | - | Р: умение определять тему на основе потребности выхода из затруднений. | Осознание ценности знаний. |
Открытие нового знания | Организовать деятельность по открытию нового понятия и получение опыта применения нового понятия. | Словесный метод: беседа, объяснение. | I. - Как бы вы объяснили, что такое загадка? (это то, что загадывают и что надо разгадать) - Хорошо. Теперь мы с вами познакомимся с планетой. Загадка – это маленькое произведение, в котором загаданный предмет не называется, а описываются его особенности, он сравнивается с похожим предметом. Загадка - это народная забава. - Как вы думаете, для чего нужны загадки? - Эта планета полна загадок. И первой нашей остановкой будет планета «Отгадайкино». Откройте 45 страницу. Вы видите загадки. Прочитайте сначала для себя. Приготовьтесь читать вслух. - Кто желает прочитать первую загадку? А вы ребята, слушайте внимательно и отгадывайте. - Какие слова вам помогли отгадать загадку? - Кто прочитает следующую загадку? - Какие слова вам помогли отгадать загадку? Хорошо. - Ребята, как вы думаете, кто такой портной? (портной – это человек, который занимается пошивом и ремонтом различных изделий, например, одежды, сумок, обуви.) - Кто прочитает следующую загадку? - Какие слова вам помогли отгадать загадку? - Итак, ребята, отгадать загадки нам помогает описание того или иного предмета, явления. - О чём мы сейчас прочитали загадки? - На какие группы мы можем разделить эти загадки? - Молодцы! Всё правильно. II. Приготавливаемся к дальнейшему нашему путешествию. Покажите готовность к полёту. Внимание! Мы приближаемся к границе неизвестности. Надо внимательно следить за метеоритами. - О нет, мы попадаем под метеоритной дождь из потока новой информации, которая потом нам поможет пройти некоторые трудности! - Ребята, а как вы думаете, что такое небылица? - Прослушаем, какую информацию нам передаёт метеоритный дождь. Небылица – это история, которая никогда не могла бы произойти на самом деле; вымысел, неправда. В небылицах часто бывает весёлая путаница. - Теперь мы с вами отправляемся на планету «Небылиц». Послушаем первую небылицу. Что не так в данной небылице? - Слушаем следующую небылицу. Что не так в данной небылице? - Как вы думаете, в чем необычность этих небылиц? - Обратите внимание на 1 задание. Для чего сочиняют небылицы? Выберите один из подходящих ответов. - Верно. | Отвечают на вопросы учителя, разбирают для чего нужны загадки и небылицы. | Фронтальная. | Презентация. Учебник. Слово учителя. | Контроль со стороны учителя за правильностью ответов обучающихся. | Знание, что такое загадка и небылица, для чего нужны загадки и небылицы. | К: умение сотрудничать; умение формулировать высказывания, умение учувствовать в беседе. Р: умение удерживать учебную задачу на протяжении урока, контроль за выполнением этапов работы; развитие грамотной речи. | Осознает целостность знания. |
Физкультминутка | Организовать смену ведущей деятельности. | Словесный метод: объяснение. Наглядный метр: демонстрация. | - А теперь нам необходимо заправить ракету и немного отдохнуть! Встаём, проведём физкультминутку. Это лёгкая забава (Рывки руками перед собой) — Повороты влево-вправо (Рывки в стороны). Нам известно всем давно (Рывки руками, одна рука вверху) — Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (Приседания.) А теперь ходьба на месте, (Ходьба на месте.) Это тоже интересно. - Молодцы. Садитесь. | Выполняют упражнения. | Фронтальная. | - | Контроль со стороны учителя за выполнением движений. | - | Умение переключаться на другой вид деятельности. Умение контролировать свои действия. | Получение положительных эмоций. |
Этап первичное закрепление | Организовать применение новых знаний при решении типовых задач. | Практический метод: упражнение. | II. - Итак, наша станция называется «Ошибочкино». На этой станции нам необходимо плотно поработать в парах, соблюдая правила парной работы. Правила работы в парах: работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Своё несогласие высказываем вежливо. Если не понял, переспроси. Что же нам нужно сделать на этой станции? Переставить в небылице все слова так, чтобы было правильно по смыслу. Например, 1 небылица. Ехала деревня мимо мужика. Я переставляю слова: Ехал мужик мимо деревни. - Начинаем работать. Кто прочитает получившуюся работу? - Хорошо. Ребята, заметьте, что мы переставили слова в небылице и значение совсем поменялось. Небылица превратилась в обычный текст, и такую ситуацию мы можем с вами встретить в реальной жизни. Улыбку у нас она уже не вызывает. | Читают выразительно загадки и небылицы. Работают в паре. Повторяют правила в парах. Выполняют задание из учебника. | Фронтальная. Парная. | Учебник. Раздаточный материал: листочки с небылицами. | Контроль со стороны учителя за выразительным чтением, за выполнением задания. | Умение выразительно читать загадки и небылицы. | Р: умение сохранять учебную задачу; определения уровня овладения учебными знаниями. К: умение управлять своим поведением. | Формирование устойчивой мотивации к учению. |
Самостоятельная работа | Организовать самостоятельное определение уровня усвоения новых знаний через пробное учебное действие; применение нового знания в типовых заданиях. | Словесный метод: объяснение, беседа. Практический метод: задание. | I. - Отправляемся на следующую остановку по исследованию планеты. Остановка называется «Сочинялкино». Сейчас мы с вами попробуем сами сочинить загадку о луне. Представьте её в своём воображении. Подумайте, с помощью, каких слов вы сможете её описать. Приведите такие признаки луны, по которым её можно было бы узнать, даже не называя самой луны. С каким предметом её можно сравнить? Она похожа на…? Теперь найдем у них общие признаки или действия. Например, кругла, как тарелка. Теперь нам остаётся спрятать за эти признаки луну и загадать о ней загадку.- Молодцы, у нас получилась замечательная загадка. Вы можете загадать её дома своим родителям или друзьям. Мы с вами успешно исследовали планету «Загадок». | Слушают учителя, сочиняют загадку. | Фронтальная. | - | Контроль со стороны учителя за дисциплиной и посадкой обучающихся. | Умение сочинять загадку. | П: умение работать с различными источниками информации; развитие мыслительных операций. Р: умение сохранять учебную задачу. | Осознание значимости знания. Повышение познавательной активности; формирование познавательной мотивации. |
Рефлексия | Организовать самооценку обучающимися результатов своей деятельности. | Словесный метод: беседа, объяснение. Приём «Портрет». | - Итак, наш урок подходит к концу. Мы приземляемся на нашу с вами родную планету. И пора подвести итоги нашего путешествия. Что на уроке вам давалось легко? В чём возникли трудности? Чему вы научились на уроке? Для чего сочиняют небылицы и загадки? - На ваших партах лежат портреты. Нарисуйте эмоции, которые характеризуют ваше настроение. Какое у вас настроение? Если хорошее настроение, нарисуйте улыбку. Если плохое, то нарисуйте грусть. А теперь посчитайте, сколько у вас жетонов. - Награждаем самого активного и умного в сегодняшнем путешествии! Поаплодируем! Молодец! | Слушают учителя, отвечают на вопросы, оценивают результаты своей деятельности на уроке. | Фронтальная. | Раздаточный материал: портреты. | Контроль со стороны учителя за процессом самооценки. Самоконтроль в ходе самооценки. | - | Р: умение сохранять учебную задачу; умение осуществлять оценочную деятельность. | Развитие познавательной активности. Формирование познавательной мотивации. |
Формулирование домашнего задания | Организовать самостоятельное планирование деятельности при работе с учебным материалом по данной теме. | Словесный метод: объяснение. | - А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание. Дома вас ждёт творческое задание. Нужно будет сочинить небылицу. В этом вам поможет 49 страница учебника. | Слушают объяснения учителя. | Фронтальная. | Учебник. | Контроль со стороны учителя за слушанием домашнего задания. | - | Умение задавать вопросы по содержанию задания. Умение правильно воспринимать полученную информацию. | Осознание уровня усвоения знания. Самоопределение направления деятельности. |