СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1 класс "Загадки и небылицы": технологическая карта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«1 класс "Загадки и небылицы": технологическая карта.»

Технологическая карта урока по литературному чтению

Тема урока: Загадки. Небылицы.

Тип урока: открытие новых знаний.

УМК: «Школа России».

Класс: 1 «А». Часть: 1.

Цель: формирование у обучающихся представления о произведениях устного народного творчества через беседу и выразительное чтение загадок и небылиц.

Задачи:

Дидактические:

1. актуализировать имеющиеся знания по сказке «Петух и собака»;

2. познакомить с загадками и небылицами;

3. учить сочинять загадки, различать жанры устного народного творчества.

Развивающие:

1. развивать выразительное чтение;

2. развивать умение организовывать продуктивное сотрудничество;

3. развивать умение ориентироваться в системе знаний.

Воспитательные:

1. стимулировать интерес к изучению литературного чтения через внедрение приёма «Сюжетная линия»;

2. прививать интерес к произведениям фольклора;

3. воспитывать уважительное отношение к одноклассникам через проговаривание правил работы в паре.

Этапы урока

Образовательные задачи этапа урока

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации

Дидактические, интерактивные средства обучения

Формы контроля, взаимоконтроля

Результат обучения

предметный

Метапредметный




личностный

Мотивационный этап.

Выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Создать благоприятную эмоциональную обстановку.

Словесный метод: беседа.

Приём «Пожелания».







Приветствует учеников, организует проверку готовности к уроку, настраивает на предстоящую работу.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех приветствовать. Садитесь.

-Проверьте свою готовность к уроку.

-Молодцы! Я вижу, что все готовы.

- Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня работать дружно. Работаем активно, ведь за каждый правильный ответ вы будете получать жетоны. И в конце урока мы узнаем кто у нас самый активный и умный.


Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Слушают учителя. Желают друг другу хорошего настроения.


Фронтальная.










 

Презентация.


















Контроль со стороны учителя за организацией обучающихся, Самоконтроль за готовностью к уроку.

-





Р: умение организовать рабочее место.

К: умение сотрудничать в процессе взаимодействия со сверстниками.

Принятие статуса ученика.

Актуализация опорных знаний

Организовать актуализацию изученных понятий и способов действий достаточных для новых знаний.

Словесный метод: беседа.

Наглядный метод: демонстрация.

Приём «Сюжетная линия».

Организует повторение ранее изученного материала. Вовлекает в сюжетную линию. Организует межпредметную связь с окружающим миром.

- Ребята, кто знает, какой завтра праздник?

- Верно, День космонавтики. А чему посвящен этот праздник? (посвящен первому полету человека в космос)

- Как зовут этого человека? (Юрий Гагарин)

- Правильно. Сегодня мы с вами будем космонавтами и отправимся в путешествие. Как вы думаете, на чём мы отправимся в путешествие?

- Совершенно верно, мы отправимся вот на такой красивой ракете. ( показываю)

- Полетим мы с вами на неизвестные планеты. Но чтобы попасть туда, нужно запастись знаниями. Итак, приготовьтесь к полету. Застегните ремни. (посадка). Итак, на старт, внимание, полетели! (музыкальный фрагмент запуска ракеты)

- Ребята, посмотрите, мы пролетаем мимо планет. (изображение планет на слайде). И вот совсем скоро мы приблизимся к нашей планете.

- Ура, наконец, мы с вами прибыли на планету «Сказок». Жители этой планеты зададут нам вопросы по сказке « Петух и собака». А затем мы с вами отправимся исследовать другие планеты. Помним, что ответы не выкрикиваем, а поднимаем руку.

- Начинаем.

- Кто является автором сказки «Петух и собака»? (авторов нет)

- Почему нет автора? (потому что сказка народная)

- О ком эта сказка? (о петухе и собаке)

- Есть ли в данной сказке такой герой, как медведь? (нет)

- Что предложил старик старухе сделать с петухом? (продать)

- Куда решили уйти животные? (в лес)

- Где надумали животные ночевать? (на дереве)

- Что надумала лиса? (полакомится петухом)

- Какая главная мысль сказки? (дружба должна быть на первом месте, верные друзья справятся с любой бедой сообща)

- Молодцы, на все вопросы ответили правильно. Вы хорошо знаете сказку «Петух и собака», а также планету «Сказок». Благодаря вашим знаниям мы с вами отправляемся дальше.

Слушают учителя, Отвечают на вопросы.























Фронтальная.

Презентация. Раздаточный материал: жетоны.

Контроль со стороны учителя за применением базовых знаний обучающихся по сказке «Петух и собака».

Знание сюжета сказки «Петух и собака». Знание, что такое «Народная сказка».

П: умение пользоваться полученными знаниями; умеет ориентироваться в системе знаний.

К: умение организовывать взаимодействие с учителем, умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Повышение мотивации.

Постановка проблемы

Создать проблемную ситуацию с целью выявления необходимости нового знания.

Словесный метод: объяснение. Практический метод: задание. Наглядный метод: демонстрация.

Организует речевую разминку. Создаёт проблемную ситуацию.

Готовимся к полёту. (посадка) Летим дальше. На пути нашего космического путешествия нам встречаются инопланетяне и дают нам текст, проделав работу над текстом мы узнаем на какую планету мы с вами дальше отправимся .

- Ребята, посмотрите на него.

« Паровоз без колес.

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошёл?

Прямо по морю пошёл!»

Какой знак стоит во второй строке и в последней? Как мы прочитаем эти строки?

- Какой знак стоит в третьей строке? Как мы прочитаем эту строку?

- Прочитайте этот текст.

- Что вы сейчас прочитали? (загадку)

- Назовите отгадку. (пароход)

- Как вы догадались?

- Ребята, как мы прочитаем первую строку? (с удивлением)

- Как прочитаем вторую строку? (с восхищением)

- Как прочитаем третью строку? (вопросительно-насмешливо)

- Как прочитаем четвертую строку? (с восхищением и удивлением одновременно)

- Прочитайте загадку выразительно, не забывая о том, с какой интонацией нужно читать каждую строчку.

- Кто желает прочитать?

- Ребята, а знаете ли вы, кто автор этой загадки?

- Автором загадки является Корней Иванович Чуковский.

Отвечают на вопросы, читают загадку, отгадывают, работают над выразительностью.

Фронтальная.

Презентация.

Контроль со стороны учителя за чтением загадки.

-

К: умение сотрудничать с учителем, умение формулировать ответы, высказывания; умение вступать в диалог.

Повышение познавательной активности; умение принимать другую точку зрения.

Целеполагание

Организовать деятельность по определению темы, цели и построение плана достижения цели.

Словесный метод: беседа.


Подводит обучающихся к формулированию темы урока.

- Как вы думаете, как называется следующая планета? (Загадки) Сейчас мы с вами будем исследовать эту планету.

Формулируют при помощи учителя тему, Отвечают на вопросы.




Фронтальная.

Презентация.

Контроль со стороны учителя за правильностью формулирования темы урока.

-

Р: умение определять тему на основе потребности выхода из затруднений.

Осознание ценности знаний.

Открытие нового знания

Организовать деятельность по открытию нового понятия и получение опыта применения нового понятия.

Словесный метод: беседа, объяснение.

I.

- Как бы вы объяснили, что такое загадка? (это то, что загадывают и что надо разгадать)

- Хорошо. Теперь мы с вами познакомимся с планетой. Загадка – это маленькое произведение, в котором загаданный предмет не называется, а описываются его особенности, он сравнивается с похожим предметом. Загадка - это народная забава.

- Как вы думаете, для чего нужны загадки?

- Эта планета полна загадок. И первой нашей остановкой будет планета «Отгадайкино». Откройте 45 страницу. Вы видите загадки. Прочитайте сначала для себя. Приготовьтесь читать вслух.

- Кто желает прочитать первую загадку? А вы ребята, слушайте внимательно и отгадывайте.

- Какие слова вам помогли отгадать загадку?

- Кто прочитает следующую загадку?

- Какие слова вам помогли отгадать загадку?

Хорошо.

- Ребята, как вы думаете, кто такой портной? (портной – это человек, который занимается пошивом и ремонтом различных изделий, например, одежды, сумок, обуви.)

- Кто прочитает следующую загадку?

- Какие слова вам помогли отгадать загадку?

- Итак, ребята, отгадать загадки нам помогает описание того или иного предмета, явления.

- О чём мы сейчас прочитали загадки?

- На какие группы мы можем разделить эти загадки?

- Молодцы! Всё правильно.

II.

Приготавливаемся к дальнейшему нашему путешествию. Покажите готовность к полёту. Внимание! Мы приближаемся к границе неизвестности. Надо внимательно следить за метеоритами.

- О нет, мы попадаем под метеоритной дождь из потока новой информации, которая потом нам поможет пройти некоторые трудности!

- Ребята, а как вы думаете, что такое небылица?

- Прослушаем, какую информацию нам передаёт метеоритный дождь. Небылица – это история, которая никогда не могла бы произойти на самом деле; вымысел, неправда. В небылицах часто бывает весёлая путаница.

- Теперь мы с вами отправляемся на планету «Небылиц». Послушаем первую небылицу. Что не так в данной небылице?

- Слушаем следующую небылицу. Что не так в данной небылице?

- Как вы думаете, в чем необычность этих небылиц?

- Обратите внимание на 1 задание. Для чего сочиняют небылицы? Выберите один из подходящих ответов.

- Верно.

Отвечают на вопросы учителя, разбирают для чего нужны загадки и небылицы.

Фронтальная.

Презентация. Учебник. Слово учителя.

Контроль со стороны учителя за правильностью ответов обучающихся.

Знание, что такое загадка и небылица, для чего нужны загадки и небылицы.

К: умение сотрудничать; умение формулировать высказывания, умение учувствовать в беседе. Р: умение удерживать учебную задачу на протяжении урока, контроль за выполнением этапов работы; развитие грамотной речи.

Осознает целостность знания.

Физкультминутка

Организовать смену ведущей деятельности.

Словесный метод: объяснение. Наглядный метр: демонстрация.

- А теперь нам необходимо заправить ракету и немного отдохнуть! Встаём, проведём физкультминутку.

Это лёгкая забава (Рывки руками перед собой) —

Повороты влево-вправо (Рывки в стороны).

Нам известно всем давно (Рывки руками, одна рука вверху) —

Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте, (Ходьба на месте.)

Это тоже интересно.

- Молодцы. Садитесь.

Выполняют упражнения.

Фронтальная.

-

Контроль со стороны учителя за выполнением движений.

-

Умение переключаться на другой вид деятельности. Умение контролировать свои действия.

Получение положительных эмоций.

Этап первичное закрепление

Организовать применение новых знаний при решении типовых задач.

Практический метод: упражнение.

II.

- Итак, наша станция называется «Ошибочкино». На этой станции нам необходимо плотно поработать в парах, соблюдая правила парной работы. Правила работы в парах: работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Своё несогласие высказываем вежливо. Если не понял, переспроси. Что же нам нужно сделать на этой станции? Переставить в небылице все слова так, чтобы было правильно по смыслу. Например, 1 небылица. Ехала деревня мимо мужика. Я переставляю слова: Ехал мужик мимо деревни.

- Начинаем работать. Кто прочитает получившуюся работу?

- Хорошо. Ребята, заметьте, что мы переставили слова в небылице и значение совсем поменялось. Небылица превратилась в обычный текст, и такую ситуацию мы можем с вами встретить в реальной жизни. Улыбку у нас она уже не вызывает.

Читают выразительно загадки и небылицы. Работают в паре. Повторяют правила в парах. Выполняют задание из учебника.

Фронтальная. Парная.

Учебник. Раздаточный материал: листочки с небылицами.

Контроль со стороны учителя за выразительным чтением, за выполнением задания.

Умение выразительно читать загадки и небылицы.

Р: умение сохранять учебную задачу; определения уровня овладения учебными знаниями. К: умение управлять своим поведением.



Формирование устойчивой мотивации к учению.


Самостоятельная работа

Организовать самостоятельное определение уровня усвоения новых знаний через пробное учебное действие; применение нового знания в типовых заданиях.

Словесный метод: объяснение, беседа. Практический метод: задание.

I.
- Отправляемся на следующую остановку по исследованию планеты. Остановка называется «Сочинялкино». Сейчас мы с вами попробуем сами сочинить загадку о луне. Представьте её в своём воображении. Подумайте, с помощью, каких слов вы сможете её описать. Приведите такие признаки луны, по которым её можно было бы узнать, даже не называя самой луны. С каким предметом её можно сравнить? Она похожа на…? Теперь найдем у них общие признаки или действия. Например, кругла, как тарелка. Теперь нам остаётся спрятать за эти признаки луну и загадать о ней загадку.- Молодцы, у нас получилась замечательная загадка. Вы можете загадать её дома своим родителям или друзьям. Мы с вами успешно исследовали планету «Загадок».

Слушают учителя, сочиняют загадку.

Фронтальная.

-

Контроль со стороны учителя за дисциплиной и посадкой обучающихся.

Умение сочинять загадку.

П: умение работать с различными источниками информации; развитие мыслительных операций.

Р: умение сохранять учебную задачу.

Осознание значимости знания. Повышение познавательной активности; формирование познавательной мотивации.

Рефлексия

Организовать самооценку обучающимися результатов своей деятельности.

Словесный метод: беседа, объяснение.

Приём «Портрет».

- Итак, наш урок подходит к концу. Мы приземляемся на нашу с вами родную планету. И пора подвести итоги нашего путешествия. Что на уроке вам давалось легко? В чём возникли трудности? Чему вы научились на уроке? Для чего сочиняют небылицы и загадки?

- На ваших партах лежат портреты. Нарисуйте эмоции, которые характеризуют ваше настроение. Какое у вас настроение? Если хорошее настроение, нарисуйте улыбку. Если плохое, то нарисуйте грусть. А теперь посчитайте, сколько у вас жетонов.

- Награждаем самого активного и умного в сегодняшнем путешествии! Поаплодируем! Молодец!

Слушают учителя, отвечают на вопросы, оценивают результаты своей деятельности на уроке.

Фронтальная.

Раздаточный материал: портреты.

Контроль со стороны учителя за процессом самооценки. Самоконтроль в ходе самооценки.

-

Р: умение сохранять учебную задачу; умение осуществлять оценочную деятельность.

Развитие познавательной активности. Формирование познавательной мотивации.

Формулирование домашнего задания

Организовать самостоятельное планирование деятельности при работе с учебным материалом по данной теме.

Словесный метод: объяснение.

- А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание. Дома вас ждёт творческое задание. Нужно будет сочинить небылицу. В этом вам поможет 49 страница учебника.

Слушают объяснения учителя.

Фронтальная.

Учебник.

Контроль со стороны учителя за слушанием домашнего задания.

-

Умение задавать вопросы по содержанию задания. Умение правильно воспринимать полученную информацию.

Осознание уровня усвоения знания. Самоопределение направления деятельности.