Менеджмент
Понятие, сущность и задачи менеджмента.
1
Лекция 1. Понятие, сущность и задачи менеджмента
2024
1
План
- 1.Сущность и содержание понятия «Менеджмент»;
- 2. Эволюция менеджмента: этапы и классические научные школы
- 3. Цели и задачи современного менеджмента
- 4. Внутренняя и внешняя среда предприятия
1
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
"МЕНЕДЖМЕНТ"
1
МЕНЕДЖМЕНТ и УПРАВЛЕНИЕ
С развитием рыночной экономики термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”.
1
МЕНЕДЖМЕНТ и УПРАВЛЕНИЕ
Однако термины “менеджмент” и “управление”
нельзя рассматривать как синонимы.
1
Понятие «управление»
Управление - это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние.
1
Понятие «управление»
Субъект управления
МЕНЕДЖЕР
ПРЕДПРИЯТИЕ
Объект управления
1
МЕНЕДЖМЕНТ ≠ УПРАВЛЕНИЕ
Термин «управление» применяется к разным видам деятельности (управление самолётом, государством, оркестром).
1
МЕНЕДЖМЕНТ ≠ УПРАВЛЕНИЕ
Управление в социально-экономических системах в настоящее время зачастую называют английским словом "менеджмент" ( management - руководство, управление).
1
Понятие «менеджмент»
Термин «менеджмент» относится к управлению социально-экономическими процессами предприятий по производству товаров и услуг.
Менеджмент применим к предприятиям разных сфер производства, деятельность которых направлена на получение прибыли.
1
Понятие «Менеджмент»
Менеджмент – искусство обеспечения выполнения работы другими людьми ( Мари Фоллет ).
1
Понятие «Менеджмент»
Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей предприятия путем рационального использования имеющихся ресурсов.
1
Содержание менеджмента
Содержание менеджмента можно рассматривать как:
- аппарат управления деятельностью организации.
1
Менеджмент как наука
В XX веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению.
Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за долгую историю человечества.
1
Менеджмент как искусство
В общем смысле искусство – это умение, мастерство, знание дела.
Искусство менеджмента – умение, способность руководителя творчески использовать на практике приобретенные знания и накопленный опыт.
1
Менеджмент как практическая деятельность
Менеджмент является особым видом профессиональной деятельности ,
направленной на достижение организацией, ограниченной в ресурсах, оптимальных результатов хозяйственной деятельности, основываясь на принципах и реализуя функции, методы и формы управления.
1
Менеджмент как практическая деятельность
Менеджмент как практическая деятельность состоит из двух взаимосвязанных частей:
- управления деятельностью предприятия в целом,
1
Менеджмент как практическая деятельность
Управление предприятием в целом включает три направления:
- постановка целей предприятия;
- определение методов, средств и способов реализации целей;
- контроль и координацию деятельности в процессе реализации поставленных целей и задач.
1
Менеджмент как практическая деятельность
Управление персоналом в большей степени связано с установлением отношений между людьми в процессе работы, налаживанием коммуникационных связей.
В то же время, в процессе управления персоналом значительное место занимают формальные аспекты: распределение задач, ответственности, полномочий, а также контроль и мотивация.
1
Менеджмент как аппарат управления
- Менеджмент как аппарат управления представляет собой руководство предприятием («высший менеджмент», «верхушка менеджмента»).
- Менеджмент - специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него предприятие, организация как целостное образование не могут существовать и работать эффективно.
1
- Менеджмент предполагает управление именно рыночной организацией, которая нацелена на получение прибыли.
- Отличительными особенностями менеджмента являются:
- Ориентация фирмы на удовлетворение потребностей рынка;
- Ориентация на постоянное повышение эффективности производства;
- Децентрализация и свобода в принятии решений;
- Разработка стратегических целей и программ и их постоянная корректировка в зависимости от состояния рынка.
1
Пять основных функций управления:
- Планирование (цели, стратегия, планы, программы);
- Организация (организационная структура, порядок взаимодействия, распределение задач);
- Мотивация (управление персоналом, стимулы к работе);
- Контроль (управленческий и финансовый учет, отчетность, анализ выполнения планов);
- Координация (управленческое действие, пронизывающее и связывающее все остальные)
1
1
Менеджер
Человек, в задачу которого входит организация конкретной работы в рамках определенного числа сотрудников, является менеджером.
1
1
1
1
1
1
1
1
? Приведите пример миссии
крупных организаций
1
1
1
1
1
1
1
1
1
- 2. Эволюция менеджмента: этапы и классические научные школы
1
Из истории менеджмента
1
1
1
1
Почему наука менеджмента сформировалась именно в Америке?
- Демократичность страны
- Отсутствие государственного вмешательства
- Высокий престиж образования
- Потребности бизнеса (причина – возникновение монополий)
1
Эволюция менеджмента в 20 веке
Доминирующие факторы первой половины 20 века:
- Отделение управления от собственности;
- Рост крупных организаций;
- Развитие наук о человеке;
- Развитие точных наук;
- Утверждение рыночных отношений
1
Ориентация научных школ управления первой половины 20 века:
- Закономерности и принципы управления;
- Разделение труда, функций и ответственности;
- Человеческие отношения, мотивы и стимулы;
- Социальные системы.
1
Доминирующие факторы второй половины 20 века:
- Революционные перемены в технологии;
- Сложность и наукоемкость производства;
- Глобализация производства и рынков;
- Информационные технологии; Многообразие потребительского спроса.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Школа бюрократического менеджмента
- основана в Германии М. Вебером, который был историком, изучавшим социальные проблемы. Школа предполагала анализ компании как бюрократической организации.
- Вебер предложил создать бюрократическую систему управления, которая основана не на личных субъективных оценках качества труда управленцев и его производительности, а на количественных формализованных оценках в соответствии с определенными правилами и процедурами.
Максимилиа́н Вебер (1864-1920)
1
- Наличие должностных обязанностей и прав, которые предписывают способы и методы выполнения работы и показатели ее оценки для каждого работника (должности), поддерживают стабильность управленческих организационных структур независимо от конкретных сотрудников, позволяет контролировать процессы управления.
- Вебер считал, что по своей эффективности, стабильности, дисциплине и надежности бюрократическая структура является лучшей , чем любая другая организационная форма . Идеальная бюрократия, согласно Веберу, должна обладать следующими характеристиками:
1
- 1. Разделение труда и специализация;
- Все задания, необходимые для достижения стоящих перед организацией целей, разделяются на узкоспециализированные виды работ. Разделение труда и специализация создают условия, при которых во всех звеньях работают специалисты-эксперты, несущие полную ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей.
- 2. Четко определенная иерархия власти;
- Каждый нижестоящий работник или подразделение организации подчиняются вышестоящему руководителю. Каждый руководитель в иерархии власти отвечает перед вышестоящим руководством не только за свои решения и действия, но и за деятельность всех подчиненных ему лиц. Власть руководителя основывается на должностных полномочиях, делегированных с верхних уровней иерархии. Это обеспечивает его властью и правом отдавать подчиненным приказания, которым они обязаны следовать. Таким образом, создается цепь команд. Однако власть руководителя ограничивается исключительно областью формальной деятельности организации.
- 3. Высокая формализация;
- Деятельность организации регулируется «последовательной системой абстрактных правил» и состоит «в применении этих правил к частным случаям». Четкие правила и инструкции должны определять ответственность каждого члена организации и формы участия в выполнении общей цели. Это обеспечивает единообразие и координацию поведения членов организации независимо от их индивидуальных особенностей и характера деятельности.
- 4. Внеличностный характер;
- Каждое официальное лицо в организации выполняет свою работу беспристрастно и формально, постоянно сохраняя дистанцию с другими членами организации и ее клиентами. Функционирование идеальной бюрократической организации в соответствии с этим принципом исключает интерференцию личных интересов, симпатий и эмоций.
1
- 5. Кадровые решения, основанные на достоинствах;
- Наем на работу в организацию должен основываться на технической квалификации будущего работника, его опыте и деловых качествах.
- 6. Планирование карьеры;
- Наем в организацию — это начало карьеры на всю жизнь. В организации должна существовать система продвижения по службе в соответствии со старшинством и достижениями. Члены организации должны быть ограждены от произвольного увольнения. Такая кадровая политика призвана развивать корпоративный дух и воспитывать у работников лояльность к своей организации.
- 7. Четкое разделение организационной и личной жизни членов организации;
- Для того чтобы личные дела, потребности и интересы не вступали в противоречие с рациональным, безличным поведением сотрудников в организации, эти две сферы должны быть полностью отделены друг от друга.
- 8. Дисциплина
- Дисциплина, по Веберу, означает некоторое ограничение «степеней свободы» организационного поведения с помощью системы правил и инструкций и иерархии контроля.
1
- Вместе с тем концепция М. Вебера имеет существенный недостаток, поскольку он рассматривает организацию как некую безличную, механическую машину, полностью свободную от личностных дел, интересов и проблем членов организации, находящуюся во власти высшего руководителя и действующую согласно его предписаниям.
- Однако, несмотря на это, концепция М. Вебера сыграла важную роль в рационализации управления, получила широкое признание и продолжает оказывать значительное влияние на развитие теории и практики современной организации и управления.
М. Вебер
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1
Современный менеджмент
Для современного менеджмента характерны:
- постоянное стремление к повышению эффективности деятельности организации;
- изменение целей в зависимости от состояния внешней и внутренней среды;
- ориентация на достижение намеченных результатов;
- использование новейших информационных технологий;
- использование нововведений в работе подразделений и организации в целом;
- участие всех работников организации в управлении.
1
Понятие «цели»
- Цели - это конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится достичь предприятие или его подразделения.
1
Цель менеджмента
- Основной целью менеджмента является достижение конечных состояний, намеченных результатов посредством прогнозирования, планирования и реализации планов предприятия.
- Цели менеджмента осуществляются в ходе решения задач.
1
Задачи менеджмента
- Задача в менеджменте рассматривается как предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.
- С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности.
1
Ключевые задачи
В процессе функционирования предприятия менеджментом решаются следующие ключевые задачи :
- установление целей функционирования;
- определение приоритетных задач, их очередности и последовательности решения;
- разработка стратегии достижения целей;
- обеспечение необходимыми ресурсами;
- эффективное управление людьми и предприятием в целом.
1
3. УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ
1
Иерархические уровни
- Вертикальное разделение труда
в менеджменте предполагает выделение трех иерархических уровней управления, которые определяют содержание труда менеджера.
1
Иерархические уровни
Менеджеры высшего звена
Стратегические решения
Менеджеры среднего звена
Оперативные решения
Исполнительская работа
Менеджеры низшего звена
Распоряжения
99
Должностное положение менеджеров в структуре предприятия
Уровень
управления
Тип менеджера
Высший
Линейный
Директор
руководитель
Функциональный
Средний
руководитель
Руководитель службы
Начальник цеха
Низший
Мастер
Руководитель отдела
Руководитель группы в отделе
4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РОЛИ МЕНЕДЖЕРА
РОЛИ
- Каждый руководитель, по мнению американского специалиста в области менеджмента Генри Минцберга, выполняет в рамках своей повседневной деятельности определенные управленческие роли.
Роль – это набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или должности.
РОЛИ
- Генри Минцберг выделил 10 ролей , которые можно сгруппировать по трем типам. Все эти роли взаимозависимы и образуют общее содержание работы руководителя.
В реальной жизни «смена масок»
происходит практически мгновенно.
Информационные роли
Описывают виды управленческой деятельности,
направленные на создание и развитие информационной сети
«Проводник»
«Наблюдатель»
«Оратор»
Информационные роли
1. «Наблюдатель» («приемник» информации)
- поиск и получение информации из множества источников,
- просмотр периодической печати и отчетов,
- осуществление личных контактов
Информационные роли
2. «Проводник» («распределитель» информации)
- передача информации другим сотрудникам,
- рассылка напоминаний и отчетов,
Информационные роли
3. «Оратор» («представитель»)
- передача информации во внешнюю среду (речи, отчеты)
Межличностные роли
Акцент на взаимоотношения с другими людьми
«Глава»
«Лидер»
«Связующее
звено»
Межличностные роли
4. «Глава» («символ власти»)
Обязанности первого лица организации, подразделения:
- (проведение церемониальных и символических мероприятий,
- встреча гостей,
- подписание юридических документов).
Межличностные роли
5. «Лидер»
- увлекающий сотрудников на достижение целей – ответственный за мотивацию сотрудников и активизацию подчиненных, за набор и подготовку кадров
Межличностные роли
6. «Связующее звено»
- менеджер, обеспечивающий устойчивость информационных связей как внутри организации, так и за ее пределами.
Роли, связанные с принятием решений
Важны, когда менеджер встает перед выбором или
необходимостью действий
«Предприниматель»
«Пожарный»
«Ведущий переговоры»
«Распределитель ресурсов»
Роли, связанные с принятием решений
7. «Предприниматель»
- инициация новых проектов,
- поиск новых идей,
- завоевание сторонников.
Роли, связанные с принятием решений
8. «Пожарный» («устраняющий нарушения»)
- урегулирование споров и иных проблем,
- разрешение конфликтов между подчиненными, отделами и подразделениями.
Роли, связанные с принятием решений
9. «Распределитель ресурсов»
- принятие решений о наиболее целесообразном использовании людей, времени, оборудования, денежных средств и прочих ресурсов для достижения планируемых результатов (составление графиков, бюджетов, расстановка приоритетов).
Роли, связанные с принятием решений
10. «Ведущий переговоры»
- осуществление коммуникаций и заключение сделок (участие в переговорах о контрактах, зарплатах, закупках, бюджетах; представление интересов отделов)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !