Педагогическое мастерство и компетенции педагога в условиях реализации обновленных ФГОС
Павлюковская Елена Николаевна,
учитель английского языка
МОУ «Средняя Школа №5»
города Джанкоя Республики Крым
Наиболее приоритетными в профессиональной деятельности педагога являются ключевые компетенции т. к. именно эти компетенции используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте ( в школе, другом образовательном учреждении) или при получении профессиональной подготовки, для решения нестандартных, жизненных ситуаций. Также считаю важными и значимыми для меня компетенции такие как: общекультурная (поскольку важно владеть базовыми знаниями, умениями, свободно ориентироваться в фундаментальных основах преподаваемого предмета); интеллектуальная компетенция ( необходимо уметь видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении, уметь поставить задачу, уметь прогнозировать возможные результаты, причины и последствия различных
явлений, выдвигать гипотезы и обосновывать их);
информационная компетенция - умение работать с информацией,
представленной в разных формах и источниках ( учебники, грамматические справочники, пособия, таблицы, схемы, различные презентационные аудио и видео материалы). Все это является неотъемлемой частью работы педагога. Также, на мой взгляд, очень актуальна коммуникативная компетенция, без которой невозможно построить взаимоотношения с другими людьми (вести диалог в паре, работать с классным коллективом, в малой группе, учитывать сходство и разницу позиций ( учитель – ученик, ученик – ученик, родители – ученик, учитель – родители, школа и общественные организации и т. д. ), взаимодействовать, понимать позиции и роли других людей;
организационная компетенция (организация рабочего места, класса, постановка целей, анализ ситуации, планирование, проектирование, прогнозирование). Необходимо уметь осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и ценностей.
Адекватно оценивать как сильные так и слабые стороны. Все эти компетенции я считаю приоритетными и важными в своей профессиональной деятельности.
По моему мнению, наиболее приоритетными являются следующие компетенции: предметная, коммуникативная, информационная. Предметная компетенция подразумевает совокупность знаний, умений, навыков. Предметная компетенция, приобретаемая в процессе изучения языка, включает в себя следующие: лингвистическую, коммуникативную, социокультурную и профессиональную. Хорошая профессиональная подготовка – основная составляющая профессии учителя. Он должен владеть не только непосредственно знаниями по преподаваемому им предмету, но и обладать знаниями по психологии , педагогике, смежным дисциплинам. Коммуникативная – способность устанавливать взаимоотношения с воспитанниками и перестраивать их в соответствии с развитием обучающихся. Учителю приходится контактировать не только с детьми, но и с их родителями, кроме того он еще является членом педагогического коллектива. Общаясь, учитель имеет возможность получать информацию о характере, интересах, увлечениях учеников, что дает возможность проводить уроки, используя, приемы с помощью которых он может пробудить у учащихся интерес к предмету, максимально эффективно организовать процесс обучения. Нелюбовь к предмету идет от непонимания, так как легко запоминается только то, что интересно. Информационная компетенция – работа с информацией в разных формах и источниках, использование современных телекоммуникационных средств. Учитель должен совершенствоваться. Использование на уроках мультфильмов, фильмов на иностранном языке повышает мотивацию учащихся, единственным условием является соответствие отобранного учителем материала возрастным особенностям детей и уровню владения языком на данном этапе. Учащиеся таким образом находят практическое применение полученным знаниям.