ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №13
Дисциплина «Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров»
Курс _____ группа______ дата __________
Наименование работы: «Изучение ассортимента, маркировки парфюмерно-косметических товаров.»
Цель работы (для студентов): научиться классифицировать товары и диагностировать дефекты по внешним признакам
Формируемые компетенции:
ПК 3.1 Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
-ОК 5. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Приобретаемые умения: У1- применять методы товароведения
Время работы: 2 ч.
Средства обучения:
ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКИЕ ТОВАРЫ
6.1. Ассортимент парфюмерных товаров
1. Заполните схему и соедините с ней два нижних прямоугольника:
2. Назовите растительные душистые вещества, применяемые в виде спиртовых растворов в парфюмерии.__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
3. Перечислите способы получения эфирных масел._________________________________
______________________________________________________________________________
4. Что представляют собой бальзамы?_____________________________________________
______________________________________________________________________________
5. Выберите правильный ответ и дайте определение. К веществам животного происхождения относятся:
а) мускат, амбра, цибет, бобровая струя;
б) амбра, мускус, цитраль, кумарин;
и) мускус, амбра, цибет, бобровая струя;
«_______________— это ________________________________________________________».
«_______________— это ________________________________________________________».
«_______________— это ________________________________________________________».
«_______________— это ________________________________________________________».
6. Почему парфюмерное изделие рассматривают как средство эмоционального воздействия на человека?______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
7. Какова основная функция парфюмерных изделий?________________________________
______________________________________________________________________________
8. Дополните предложение: «Парфюмерные изделия — это духи, _____________________
______________________________________________________________________________».
9. Заполните схему и покажите соединительными линиями соответствие ароматов парфюмерии для мужчин и женщин:
10. Дополните перечень маркировочных обозначений парфюмерных изделий: наименованиеизделия, наименование предприятия-изготовителя,____________
_________________________________________________________________________.
11. Что вы можете сказать о товаре, глядя на штрихкод туалетной воды «Пapламент»?
________________________________________________________________________
12. Расшифруйте знаки, которые нанесены на картонные короба с парфюмерией. _________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
13. Выполните практическое задание.
Изучение ассортимента парфюмерных товаров
Для выполнения задания необходимы образцы парфюмерных товаров (духи, одеколоны, туалетные воды), каталоги «Парфюмерные товары».
Последовательность выполнения задания
1. Ознакомьтесь с классификацией парфюмерных товаров по каталогам.
2. Получите образцы духов, одеколонов и туалетной воды и ознакомьтесь с их маркировкой.
3. Дайте характеристику товара согласно маркировке.
4. Полученные данные сведите в следующую таблицу:
Наименование товара | производитель | композиция | Содержание спирта | НТД | Срок реализации |
| | | | | |
6.2. Показатели качества парфюмерных товаров
1. Дополните предложение: «Парфюмерные товары выпускают____________________________
_____________________________________________________________________________сорта».
2. Какие требования предъявляют к оформлению флаконов?
3. Перечислите, каким требованиям должны соответствовать парфюмерные товары:_________________________________________________________
4. Назовите условия хранения парфюмерных товаров: температура от до____ °С, относительная влажность ___%.
5. Укажите срок годности парфюмерных товаров: духи, одеколоны, душистые воды_______ мес ; духи, одеколоны группы «Экстра»_______ мес; французская парфюмерия до _______.
6. Вставьте пропущенные слова в предложение: «Парфюмерные товары noдлежат ____________________________________, введенной с 1994 г.».
7. Подлежат ли обмену и возврату парфюмерные товары?___________
8. Выполните практические задания.
Задание 1. Идентификация парфюмерных товаров
Для выполнения задания необходимы образцы импортных парфюмерных товаров, сертификаты соответствия.
Последовательность выполнения задания
1. Получите образцы и соответствующие им сертификаты качества.
2. Ознакомьтесь с содержанием сертификата качества на парфюмерные то вары, где должны быть указаны:
а) наименование продукции;
б) какому документу она соответствует;
в) где проведено испытание;
г) номер гигиенического сертификата, который выдается Минздрав соцразвития РФ и говорит о том, что продукция безвредна для здоровья (к сертификату обязательно должен быть приложен протокол результатов испытания продукции).
3. Обратите внимание на упаковку на фирменном изделии картон должен быть блестящим, надпись — не размазана, духи должны быть упакованы в целлофан, склеенный на боку — там, где сходятся правый и левый края. Если ко робка закатана в тонкий полиэтилен, то это подделка.
4. Рассмотрите верх коробки, на фирменных духах не должно быть никаких наклеек.
5. Определить подделку можно по надписям «Parfume» вместо «Parfum» или если написано только «Paris — New-York — London» (кроме страны-изготовителя, должно быть указано название фирмы).
6. Возьмите коробку в руки и слегка встряхните. Все фирменные духи хорошо укреплены на фиксирующем картоне или другой подставке.
7. Осмотрите флакон, если в стекле есть пузырьки, оно не светлое, а отдает синим или зеленым оттенком, то это подделка.
8. Проверьте пульверизатор, если он без крышки или металлический ободок под ним крутится свободно, значит, это подделка.
9. Полученные результаты сведите в следующую таблицу:
Наименование изделия | Страна-изготовитель | Фирма-изготовитель | Флакон | Пульверизация | заключение |
| | | | | |
Задание 2. Изучение органолептических методов определения качества парфюмерных товаров
Для выполнения задания необходимы образцы, парфюмерных товаров, ГОСТ 29188.0-91, ГОСТ 17237-98, ГОСТ Р 51578-2000.
Органолептические и физико-химические показатели парфюмерных жидкостей приведены в табл..
Таблица Органолептические и физико-химические показатели парфюмерных жидкостей
Наименование показателя | Характеристика и норма |
Духи «Экстра» | Духи | Туалетные воды | Одеколоны «Экстра» | Одеколоны | Душистые воды |
Внешний вид | Прозрачная жидкость, допускается наличие единичных волокон |
Цвет и запах | Свойственный цвету и запаху продукции данного наименования |
Прозрачность | Отсутствие помутнения при температуре, | 'С |
3 | 5 | 3 | 3 | 5 | 5 |
Крепость (условная), %, не более | 80 | 85 | 83 | 80 | 60 | 20 |
Стойкость запаха, ч, не менее | 60 | 50 | 40 | 30 | 24 | — |
Сумма массовых долей душистых веществ, %, не менее | 15 | 10 | 6 | 4 | 1,5 | 1 |
Последовательность выполнения задания
1. Руководствуясь ГОСТами, дайте характеристику образцам парфюмерных товаров по основным показателям.
2. Определите цвет путем сравнения с эталоном; испытываемый и контрольный образцы налейте в одинаковые пробирки из бесцветного стекла в одинаковых количествах, установите их на лист белой бумаги и сравните.
3. Определите прозрачность, однородность парфюмерной жидкости:
а) флаконы с испытываемыми духами или одеколоном просмотрите в проходящем свеге электрической лампы мощностью 40 Вт па расстоянии 20 см от лампы и 40 см от наблюдателя и медленно поворачивайте пробкой вниз, при испытании не должно обнаружиться мути и механических загрязнений;
4. Смочите полоски фильтровальной бумаги испытываемым и контрольным образцами, после улетучивания спирта сравните их по запаху и установите соответствие.
5. Проверьте, имеются ли дефекты стекла флакона: по поверхности горла флакона, укупоренного стеклянной пробкой, должна быть нанесена отделка бордюшем или лайкой.
6. Отметьте правильность заполнения емкости парфюмерной жидкостью: флаконы, имеющие плечики, должны быть заполнены до их уровня, прочие -иметь воздушное пространство, равное 4 % вместимости флакона.
10. Полученные результаты сведите в следующую таблицу:
Группа парфюмерных товаров | Характеристика по основанным показателям | Наименование товара |
Цвет, прозрачность | Стойкость запаха | Оформление флакона |
3. Ассортимент и качество косметических товаров и туалетного мыла
1. Допишите предложение: «Косметические товары по назначению подразделяются на_______________________________________________________________________».
2. Перечислите потребительские свойства и показатели качества косметики:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________.
3. Запомните схему классификаций пудры:
4. Выбрав правильный ответ, допишите предложение: «Антиперспиранты, средства для укрепления и роста ногтей, соли для принятия ванн, средства против угревой сыпи, перхоти — это ______________________________________».
а) средства для ухода за кожей тела; б) косметические защитные средства; в) лечебно-профилактические средства; г) специальные косметические средства.
5. Назовите косметические средства для глубокой очистки кожи лица, тела и ног. _________________________________________________________
6. Как подразделяют ассортимент зубных паст?_______________________
7. Назовите наиболее важный показатель качества шампуней. От чего он зависит?____________________________________________________________
8. Выберите правильный вариант и впишите его в предложение:
«Лаки, муссы, жидкости, пенки, гели, кремы, кремы-спреи — ____________
______________________».
а) средства по уходу за кожей головы; б) средства для ухода за волосами»; в) средства для укладки волос»; г) средства для окраски волос.
9. Назовите ассортимент шампуней комбинированного действия:
«2x1»_________________________; «3x1» __________________________.
10. Перечислите ассортимент декоративной косметики:
а) ____________________________; б) _______________________________;
в) ____________________________; г) ______________________________.
11. Как подразделяют дефекты парфюмерно-косметических средств?______
_________________________________________________________________
12. Дайте определение:
а) срок годности — _____________________________________________;
б) гарантийный срок —__________________________________________.
13. Вставьте пропущенные слова в предложение: «Парфюмерно-косметические товары маркируются с наличием обязательных сведений:_________
_____________, местонахождение предприятия-изготовителя, товарный знак,
___________________, состав, условия хранения, _______________________,
___________________ , _______________________ , _______________________
информация с предостережением или об эффективности применения».
14. Заполните схему:
15. Как подразделяются косметические товары на сорта при разбраковке?
_______________________________________________________________
16. Выполните практические задания.
3адание 1. Ознакомление с ассортиментом кремов и изучение эвристических методов их приемки по качеству и идентификации
Для выполнения задания необходимы образцы, в том числе и контрольные, косметических кремов, стеклянные пластинки, сертификаты соответствия, каталоги «Косметические товары», ГОСТ 29188.0-91 и ГОСТ 29189-91.
Последовательность выполнения задания
1. Пользуясь каталогами «Косметические товары», отметьте: а) разновидности кремов по составу и консистенции — жировые, эмульсионные;
б) назначение кремов для жирной кожи, сухой, нормальной, специальные, для рук.
2. Руководствуясь ГОСТами, проверьте качество двух-трех образцов крема, установите:
а) консистенцию — возьмите образец крема и разотрите на стеклянной пластинке, консистенция должна быть однородной (комки, крупинки, хлопья не допускаются), для жидких кремов допустимо незначительное расслоение, которое исчезает после легкого взбалтывания;
б) цвет — допускается белый, розовый, кремовый, должен соответствовать наименованию, определяется путем сравнения с контрольным образцом, нанесенным ровным слоем толщиной 1 — 2 мм на белые эмалированные пластинки;
в) запах — приятный, должен соответствовать наименованию, определяют его органолептически, сравнивая запах с контрольным образцом на пластинках;
г) температуру плавления крема — нанесите пробу на тыльную часть ладони. Доброкачественный согласно ГОСТ 29188.1—91 крем должен расплавляться и легко впитываться поверхностью кожи (температура каплепадения 39...55°С;
д) правильность упаковки и маркировки.
3. Полученные результаты сведите в следующую таблицу:
Наименование крема | Назначение | Оформление | Соответствие ГОСТу |
| | | |
Задание 2. Ознакомление с ассортиментом и изучение эвристических методов приемки по качеству туалетного мыла
Для выполнения задания необходимы образцы косметических товаров, стеклянные пластинки, ГОСТы, каталоги «Косметические товары».
1. Рассмотрите 5 — 6 образцов мыла и определите:
а) консистенцию — твердое, жидкое, порошкообразное;
б) состав: I группа — 85 % животного жира, 15 % кокосового масла; II группа — животный жир, саломас и 10—13 % кокосового масла; III группа — с применением синтетического сырья, 3 % кокосового масла;
в) назначение — обыкновенное, специальное (в том числе медицинское);
г) форму и упаковку — круглое, овальное, прямоугольное, фигурное, открытое (без обертки), закрытое (в обертке);
д) масса (г) - 25, 50, 75, 100, 125, 150, 175, 200;
е) цвет и характер отдушки.
2. Полученные результаты сведите в следующую таблицу:
| | | | | | | |
Наименование мыла | Состав | Форма куска | Цвет | Запах | Масса, г | Назначение | Консистенция |
| | | | | | | |
17. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 1. Природное вещество, в состав которого входят эфирные масла и
растворенные в них смолы. 4. Компонент, присутствующий в зубной пасте дли предотвращения образования зубного налета. 6. Отшелушивающий крем. 8. Продукт жизнедеятельности животных и растительных организмов. 10. Сок этого растения используется в кремах, тониках, исках. 12, Эти протеиновые волокна основная часть структуры кожи. 13. Среди но, восстанавливающее, защищающее и увлажняющее полосы и кожу головы. 14. Растение, входящее в состав кремов, средств для мытья, шампуней, смягчающее, увлажняющее и тонизирующее кожу. 16. Вещество, употребляемое для придания косметическим средствам приятного запаха. 17. Средство, предотвращающее расслоение ногтей, их откалывание и растрескивание. 21. Вещества, способствующие удержанию влаги в коже и формирующие липосомы. 22. Злак, используемый в косметической промышленности в виде молочка.
По вертикали: 1. Экстракт «дерева Венеры», применяемый в кремах и тониках, входящий в природную систему ухода за кожей. 2. Средство для придания цвета, блеска и формы ногтям. 3. Его не купишь за деньги. 5. Род однолетних трав семейства зонтичных, применяемых в косметических товарах. 7. Плоды этого колючего кустарника хорошие фитонциды. 9. Оболочка какао-бобов. 10. Плод вечнозеленого тропического дерева семейства лавровых, используемый в кремах, пене для бритья. 11. Жир желтоватого цвета, получаемый при промывке овечьей шерсти. 15. Спиртоводный раствор, содержащий 2-5%-ные композиции. 18. Спиртоводный раствор органических кислот с приятным запахом. 19. Растворитель душистых веществ. 20. Природный продукт жизнедеятельности пчел.