ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
Тема: Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран или регионов мира.
Цель: Провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения, развивать умение пользоваться текстовыми, картографическими, статистическими материалами, сравнивать их и делать выводы; воспитывать внимательность и аналитические способности.
Оборудование: политическая карта мира, учебники, атласы, таблицы, диаграммы.
ХОД РАБОТЫ
ВАРИАНТ 1
Задание 1. Используя половозрастные пирамиды, сделать вывод об отличии в доле молодых и старших возрастов стран I и II типов воспроизводства населения. Определите экономический уровень развития стран. Ответ обоснуйте.
1)
2)
Задание 1. Заполните таблицу для выбранных стран. Рассчитайте часть населения среднего возраста и разницу между частью населения среднего возраста и частью ЭАН.
Таблица №1
Страна | Население (млн. чел.) | Население младшего возраста (%) | Население среднего возраста (%) | Население пожилого возраста (%) | Тип воспроизводства | Часть ЭАН к общей численности населения | Разница между частью населения среднего возраста и частью ЭАН | Часть света (регион) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Япония | 127 | 14 | | 25 | | 52 | | |
Польша | 38 | 15 | | 19 | | 49 | | |
Китай | 1338 | 20 | | 12 | | 57 | | |
Задание 2. Используя расчетные данные из табл. № 1 по части населения среднего возраста, постройте столбчатые (круговые) диаграммы части населения в странах, которые сравниваются.
Задание 3.
Проанализируйте данные таблицы. Дайте качественную оценку социальных показателей в странах с разным уровнем развития.
Таблица №2
Страна | гос. затраты на образование ( % к ВВП) | Часть грамотных к количеству населения, % | Часть населения, которая окончила высшие учебные заведения | Гос. затраты на охрану здоровья (на 1 человека в дол. США) | Качественная оценка трудовых ресурсов (образование, квалификация, здоровье и т.д.) |
Япония | 3,9 | 100 | 30 | 2067 | |
Польша | 4,9 | 98,8 | 23 | 636 | |
Китай | 2,5 | 96,4 | 8 | 144 | |
Задание 4. Какая из выше сравниваемых стран лучше обеспечена трудовыми ресурсами? Укажите причины, обусловливающие в этой стране более высокие: долю населения трудоспособного возраста, уровень общей и профессиональной подготовки.
Учитывая то, что страны, которые вы рассмотрели, относится к различным регионам мира, укажите, какой (какие) из них лучше обеспечены трудовыми ресурсами как количественно, так и качественно.
Вывод
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
Тема: Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран или регионов мира.
Цель: Провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения, развивать умение пользоваться текстовыми, картографическими, статистическими материалами, сравнивать их и делать выводы; воспитывать внимательность и аналитические способности.
Оборудование: политическая карта мира, учебники, атласы, таблицы, диаграммы.
ХОД РАБОТЫ
ВАРИАНТ 2
Задание 1. Используя половозрастные пирамиды, сделать вывод об отличии в доле молодых и старших возрастов стран I и II типов воспроизводства населения. Определите экономический уровень развития стран. Ответ обоснуйте.
1)
2)
Задание 1. Заполните таблицу для выбранных стран. Рассчитайте часть населения среднего возраста и разницу между частью населения среднего возраста и частью ЭАН.
Таблица №1
Страна | Население (млн. чел.) | Население младшего возраста (%) | Население среднего возраста (%) | Население пожилого возраста (%) | Тип воспроизводства | Часть ЭАН к общей численности населения | Разница между частью населения среднего возраста и частью ЭАН | Часть света (регион) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
США | 307 | 21 | | 16 | | 51 | | |
Россия | 140 | 15 | | 19 | | 50 | | |
Индия | 1166 | 31 | | 9 | | 39 | | |
Задание 2. Используя расчетные данные из табл. № 1 по части населения среднего возраста, постройте столбчатые (круговые) диаграммы части населения в странах, которые сравниваются.
Задание 3.
Проанализируйте данные таблицы. Дайте качественную оценку социальных показателей в странах с разным уровнем развития.
Таблица №2
Страна | гос. затраты на образование ( % к ВВП) | Часть грамотных к количеству населения, % | Часть населения, которая окончила высшие учебные заведения | Гос. затраты на охрану здоровья (на 1 человека в дол. США) | Качественная оценка трудовых ресурсов (образование, квалификация, здоровье и т.д.) |
США | 5,6 | 95,7 | 60 | 3074 | |
Россия | 3,9 | 97,9 | 25 | 404 | |
Индия | 3,7 | 82 | 6 | 23 | |
Задание 4. Какая из выше сравниваемых стран лучше обеспечена трудовыми ресурсами? Укажите причины, обусловливающие в этой стране более высокие: долю населения трудоспособного возраста, уровень общей и профессиональной подготовки.
Учитывая то, что страны, которые вы рассмотрели, относится к различным регионам мира, укажите, какой (какие) из них лучше обеспечены трудовыми ресурсами как количественно, так и качественно.
Вывод
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
Тема: Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран или регионов мира.
Цель: Провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения, развивать умение пользоваться текстовыми, картографическими, статистическими материалами, сравнивать их и делать выводы; воспитывать внимательность и аналитические способности.
Оборудование: политическая карта мира, учебники, атласы, таблицы, диаграммы.
ХОД РАБОТЫ
ВАРИАНТ 3
Задание 1. Используя половозрастные пирамиды, сделать вывод об отличии в доле молодых и старших возрастов стран I и II типов воспроизводства населения. Определите экономический уровень развития стран. Ответ обоснуйте.
1)
2)
Задание 1. Заполните таблицу для выбранных стран. Рассчитайте часть населения среднего возраста и разницу между частью населения среднего возраста и частью ЭАН.
Таблица №1
Страна | Население (млн. чел.) | Население младшего возраста (%) | Население среднего возраста (%) | Население пожилого возраста (%) | Тип воспроизводства | Часть ЭАН к общей численности населения | Разница между частью населения среднего возраста и частью ЭАН | Часть света (регион) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Германия | 82 | 14 | | 25 | | 49 | | |
Франция | 62 | 19 | | 20 | | 46 | | |
Нигерия | 149 | 41 | | 6 | | 32 | | |
Задание 2. Используя расчетные данные из табл. № 1 по части населения среднего возраста, постройте столбчатые (круговые) диаграммы части населения в странах, которые сравниваются.
Задание 3.
Проанализируйте данные таблицы. Дайте качественную оценку социальных показателей в странах с разным уровнем развития.
Таблица №2
Страна | гос. затраты на образование ( % к ВВП) | Часть грамотных к количеству населения, % | Часть населения, которая окончила высшие учебные заведения | Гос. затраты на охрану здоровья (на 1 человека в дол. США) | Качественная оценка трудовых ресурсов (образование, квалификация, здоровье и т.д.) |
Германия | 4,6 | 100 | 32 | 2548 | |
Франция | 5,9 | 98,8 | 20 | 2833 | |
Нигерия | 4,2 | 51 | 2 | 15 | |
Задание 4. Какая из выше сравниваемых стран лучше обеспечена трудовыми ресурсами? Укажите причины, обусловливающие в этой стране более высокие: долю населения трудоспособного возраста, уровень общей и профессиональной подготовки.
Учитывая то, что страны, которые вы рассмотрели, относится к различным регионам мира, укажите, какой (какие) из них лучше обеспечены трудовыми ресурсами как количественно, так и качественно.
Вывод