10 способов активного слушания музыки
Способ № 1. Отгадываем 
Перед тем, как слушать музыку с ребенком, задается вопрос, ответ на который можно найти, внимательно слушая произведение. Вопросы могут быть самые-самые разные: «продвинутые» вопросы о средствах музыкальной выразительности, особенностях мелодии, ритма или музыкальной формы. А могут быть и очень простые вопросы, для ответа на которые не нужно иметь музыкального образования, например:
сколько раз прозвучали музыкальные тарелки
в какой части зазвучали колокольчики
в какой момент времени музыка носила веселый характер, а в какой — грустный и так далее.
Конечно, вопросы определяются уровнем музыкальной подготовки взрослого или ребёнка, но принцип одинаковый: интересный вопрос и ответ, который можно найти при внимательном прослушивании.
Способ № 2. Сравниваем

Я очень люблю этот способ в играх с моим ребенком. Заключается он в следующем: я пою или играю на фортепиано знакомую ему мелодию и в какой-то момент ее чуть-чуть меняю. Задача ребенка ― услышать это изменение.
Можно сравнивать самые разные характеристики:
Одно из знаменитых произведений классической музыки, в котором одна и та же мелодия звучит множество раз у разных инструментов и с разными вариациями, — «Болеро» Равеля.
Найдите Балеро на ютубе и послушайте, как с каждым тактом нарастает динамика! Вначале играют две флейты, потом присоединяется кларнет, далее — фагот, гобой, и простая мелодия вырастает в огромный оркестровый замок!
Послушайте, это очень интересно!
Способ № 3. Сюжетны и образы

Основа этого способа в том, что музыкальное произведение — это не просто красивое сочетание звуков. Каждый композитор, когда пишет, закладывает в свое творение какую-то историю, эмоции и образы. Иногда они явные, так как композитор четко прописывает свои идеи, а иногда мы можем только догадываться, какое послание через века направил нам великий творец.
С малышами лучше брать контрастные образы и придумывать интересный сюжет в соответствии с возрастом ребенка.
Способ № 4. Фантазируем

Этот способ, с одной стороны, сложнее первых вариантов, потому что в нем нет готовых образов, но, с другой стороны, он очень интересный и здорово развивает воображение, фантазию и правое полушарие мозга.
Для него нужна тишина и несколько минут времени, когда вас никто не отвлекает. Закройте глаза и попробуйте представить себе картинку, которую навевает музыка. Где происходит действие? Это бал или старый замок с привидениями, или, может быть, это музей? Кто герой в этом небольшом спектакле — принцесса или приведение? А, может быть, это котята играют с клубочком ниток? Или же это старая женщина, которая нашла свою фотографию, на которой ей только 18 лет, и она вспоминает свой первый танец?
Это не так просто сделать, как кажется. Нужно отпустить блоки, дать волю фантазии и воображению, но это навык, который можно постепенно нарабатывать. А вот малыши как раз очень легко включаются в такую игру.
Способ № 5. Визуальная картинка

Один из самых активных каналов восприятия информации у многих людей — это зрение. Поэтому использование визуальной картинки — ещё один способ слушать музыку, чтобы было интересно и ребенку и взрослому. В этой роли могут выступать и фильмы, и спектакли, и музыкальные истории, а также мультфильмы. Здесь мы уже не фантазируем, а просто наблюдаем за происходящим. В проектах Дома музыки я сочиняю специальные музыкальные сказки и делаю простые мультфильмы, которые очень нравятся малышам.
Быстро, просто, интересно!
Напоследок хочу дать вам очень важный совет. Время концентрированного слушания — это тоже навык, который нарабатывается. С совсем маленькими детьми — это 20 секунд, а где-то к возрасту 5-ти лет может достигать 2-3-х минут (без остановок), но не более! Музыкальные открытия можно делать в любом возрасте, но и нам, как и малышам, нужно время и регулярная тренировка, чтобы научиться понимать гармонию звуков и постепенно увеличивать время активного прослушивания музыки.
Я рассказала вам о первых 5-ти способах активного слушания музыки. В продолжении этой статьи вы узнаете столько же не менее интересных вариантов. Надеюсь, что с новым подходом вы будете получать удовольствие, обучая ребенка слушать музыку и знакомясь с новыми композициями. Но для того, чтобы вы не просто прочитали интересную информацию, но и сделали практический шаг, важно прямо сейчас попробовать!
Не откладывая посмотрите выпуск Музыкальной среды про И.С. Баха и попробуйте послушать музыку из видео активно, применяя 5 методов, о которых я сегодня рассказала:
Сравниваем. Послушайте Шутку Баха в исполнении Флейты и вокального ансамбля (есть в видео Музыкальной среде), что общего и какие различия в этих 2 исполнениях.
Угадываем. Послушайте Шутку Баха в исполнении вокального ансамбля и постарайтесь определить сколько мужских и женских голосов звучат. Второй вопрос: какой инструмент звучит кроме голосов?
Образы. Послушайте 2 варианта Прелюдии до-мажор, в фортепианном звучании и с мелодией Гуно (Аве Мария). В исполнении Анны Герман звучат слова и мы не просто слушаем музыку, но и сразу же представляем образ светлый
Наблюдаем. Этот способ представлен в самом видео о гениальном музыканте И.С. Бахе. Представьте себе, что вы просто прочитали информацию, а в видео вы увидели зрительный ряд, а также услышали небольшой рассказ. Изменилось восприятие?
Фантазируем Также я предлагаю вам сейчас закрыть глаза, расслабится, послушать Токкату ре минор и понаблюдать за образами, которые у вас возникнут.