Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 6»
УТВЕРЖДАЮ:
______________
Директор МКОУ НОШ № 6
Дементьева И.П.
ДЕСЯТИЧАСОВАЯ ПРОГРАММА
по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма в 1-4 классах

Разработчик программы:
учитель начальных классов
Лукашевич Л.Л.
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ежегодно в нашей стране в дорожно – транспортных происшествиях гибнет около 40 тысяч человек, не считая покалеченных и травмированных. И почти каждый десятый погибший – ребенок!
В настоящее время из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети.
Это происходит во многом потому, что учащиеся или не знают правил безопасного движения на улицах и дорогах, или нарушают их, не сознавая опасных последствий этих нарушений.
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного движения на улицах и дорогах стало для них привычкой.
В связи с этим большое значение приобретает изучение в школе правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Следует воспитывать у обучающихся неукоснительное выполнение на практике правил дорожного движения – закона улиц и дорог, соблюдение которого является их обязанностью.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми.
Данная программа составлена для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания.
При составлении программы учтены рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности.
Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся. Каждое занятие по программе помогает обучающимся успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю. В программу входят занятия, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.
Сроки проведения: учебный год.
Ожидаемые результаты: реализация программы предполагает создание системы воспитания в культуры поведения обучающихся на дорогах и улицах, что будет способствовать созданию условий для формирования мотивационно -поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
Цель
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Задачи
Знакомство с историей правил дорожного движения.
Развитие дорожной грамотности детей.
Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
Формирование мотивационно - поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.
Программа ориентирована на учащихся 1 - 4 классов.
Данная программа определяет систему воспитания культуры поведения обучающихся на дорогах и улицах.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 КЛАСС (10 ЧАСОВ)
№ п/п | Тема | Цель занятия, содержание | Кол-во часов |
1. | Город, район в котором мы живем. (нулевой срез знаний) | Цель занятия: формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; учить выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой. Показать учащимся опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор улиц и дорог. Научить первоклассников видеть движение машин, концентрировать внимание на них, слышать звуки, шум приближающихся машин, адекватно реагировать на изменяющуюся дорожную обстановку. Содержание: дорога в школу и домой; экскурсия по маршруту одного из учащихся к его дому и другого от дома в школу; обсуждение на маршруте и после возвращения – в классе наиболее опасных мест пути; зачем нужны правила дорожного движения? когда они появились и какую пользу приносят? опасности, которые несет транспорт человеку; | 1 |
2. | Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром? | Цель занятия: сформировать у учащихся понятие «участник дорожного движения», развить умение оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные – безопасные и неправильные – опасные; расширить словарный запас по дорожной лексике, используя специальные задания в учебной книжке – тетради. Содержание: пешеход, водитель, пассажир; виды транспортных средств; виды пешеходных переходов. Знаки и обозначения; почему подземный и надземный переходы полностью безопасны? | 1 |
3. | Какие опасности возникают на улицах и дорогах. | Цель занятия: формировать, развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах. Содержание: опасность выхода на проезжую часть из-за стоящих машин, объектов, ограничивающих обзор дороги; поведение детей во дворах, на улицах, дорогах; ознакомление с элементами, обеспечивающими безопасность (знаки «Пешеходный переход», «Дети» и др.); | 1 |
4. | Наземный пешеходный переход. Знаки и обозначения. Светофор. | Цель занятия: дать первоклассникам новое понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно переходить улицу по зеленому сигналу светофора. Объяснить, в чем различие светофоров для водителей и для пешеходов; приучить к дисциплине на дороге, вырабатывать привычку переходить улицу только на разрешающий сигнал светофора и жест регулировщика. Содержание: первичное понятие о светофоре; как перейти улицу и дорогу, используя сигналы светофора и жесты регулировщика? места перехода проезжей части дороги; как нарушители подвергают опасности свою жизнь и жизнь других пешеходов, водителей и пассажиров; Игра «Светофор». Игра «Водители и пешеходы». | 1 |
5. | Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. | Цель занятия: сформировать у учащихся представление о значении новых терминов: «тротуар», «пешеходная дорожка» и «обочина», научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность. Содержание: Игра «Водители и пешеходы». | 1 |
6. | Что такое проезжая часть дороги, неожиданности улицы без интенсивного движения? | Цель занятия: ознакомить учащихся с новыми терминами; сформировать чувство предвидения опасности, закрепить правило движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине. Содержание: проезжая часть дороги; двор и внутриквартальные проезды – чем они опасны; опасности от транспорта внутри двора; зачем устанавливают знаки: «Дети», «Жилая зона», «Ограничение максимальной скорости», «Стоянка запрещена», «Въезд запрещен». Как они помогают обеспечить безопасность? | 1 |
7. | Пешеходный переход. Что такое перекресток? | Цель занятия: повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; сформировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги. Содержание: понятие регулируемого и не регулируемого перекрестка; места и границы пешеходных переходов; повторить сигналы и жесты регулировщика через игру. Игра «Образцовый пешеход». | 1 |
8. | Что означают дорожные знаки. | Цель занятия: ознакомить учащихся со значением дорожных знаков для пешеходов, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Содержание: | 1 |
9-10. | Заключительное занятие по пройденному материалу. | Раздел «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи» как себя вести при дорожно-транспортном происшествии (ДТП)? Вызов милиции «02» и скорой помощи «03»; травмы кожи, оказание первой медицинской помощи. Итоговое тестирование для 1 класса. | 2 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 КЛАСС (10 ЧАСОВ)
№ п/п | Тема | Цель занятия, содержание | Кол-во часов |
1. | Движение транспорта и правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Детский дорожно-транспортный травматизм. (нулевой срез знаний) | Цель занятия: расширить представление учащихся о дорожной среде, развивать целостность восприятия, чувство предвидения опасности, наблюдательность, дисциплинированность, умения и навыки безопасного поведения. Содержание: | 1 |
2. | История появления автомобиля и правил дорожного движения. | Цель занятия: развивать интерес к технике, ознакомить с историей появления автомобиля и правил дорожного движения, воспитывать дисциплинированность и ответственное отношение к соблюдению изложенных в ППД обязанностей пешеходов и пассажиров. Содержание: история появление транспортных средств; первый автомобиль России; Парижская конвенция по автомобильному движению, введение первых дорожных знаков. | 1 |
3. | Что мешает вовремя увидеть опасность на улицах. Что такое Госавтоинспекция? | Цель занятия: формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; ознакомить учащихся с терминами «Госавтоинспекция» и «ДПС», ознакомить учащихся с подразделениями службы ГИБДД; разъяснить значимость работы в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги. Содержание: как себя вести, когда видишь стоящие транспортные средства, деревья, высокие сугробы, заборы, выходы из арок, кучи высоких бетонных плит, высокие рекламные щиты, которые мешают видеть улицу или дорогу; значение термина «Госавтоинспекция; дорожно-патрульная служба. Создание и обсуждение игровых ситуаций. | 1 |
4. | Сигналы для регулирования движения. | Цель занятия: ознакомить учащихся с историей появления светофора, научить безопасно, переходить улицу по зеленому сигналу светофора. Объяснить, в чем различие светофоров для водителей и для пешеходов; приучить к дисциплине на дороге, вырабатывать привычку переходить улицу только на зеленый сигнал светофора. Содержание: | 1 |
5. | Правила безопасного перехода улиц и дорог. Что нам помогает соблюдать безопасность на улицах и дорогах. | Цель занятия: сформировать у учащихся представления о правостороннем движении транспорта, возможных опасностях и неожиданностях на улицах и дорогах, научить правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения, воспитывать ответственность, дисциплинированность и культуру поведения. Содержание: правила дорожного движения – основа безопасности на улицах и дорогах; дорожные знаки, дорожная разметка и сигналы для регулирования движения. правостороннее движение; левостороннее движение. Игра «Пешеходы». | 1 |
6. | Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках. Безопасный маршрут «Дом-школа» | Цель занятия: ознакомить учащихся с новыми понятиями «двустороннее» и «одностороннее» движение транспорта, расширить словарный запас по дорожной лексике, формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды, воспитывать дисциплинированность в соблюдении Правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах, дорогах и во дворах (езда на велосипеде); добиваться понимания, осознания и осмысления символов – схематичных обозначений на дорожных знаках. Доработка (переработка) маршрута из дома в школу и из школы домой, с учетом полученных знаний, обозначение знаков и сигналов на маршруте. Содержание: | 1 |
7. | Правила перехода перекрестка. | Цель занятия: сформировать у учащихся представление о перекрестке, развивать осмысление, понимание и осознание его опасности как места, где пересекаются дороги и транспорт движется в разных направлениях. Научить безопасному поведению на перекрестке. Содержание: перекресток; регулируемый перекресток; нерегулируемый перекресток; правила перехода перекрестка. | 1 |
8. | Мы – пассажиры. | Цель занятия: воспитывать у учащихся дисциплинированность, вежливость, уважительное отношение к пассажирам и культуру поведения в транспорте. Содержание: права и обязанности пассажиров; маршрутный транспорт; правила поведения в автомобиле; правила посадки и высадки из транспортного средства. Игра «Мы - пассажиры». | 1 |
9 – 10. | Я пешеход и пассажир. Экскурсия. | Цель занятия: обратить внимание на ДПС и патрульный автомобиль (по возможности), провести опрос о задачах несения службы, воспитывать дисциплинированность и культуру поведения учащихся, осудить опасное поведение пешеходов-нарушителей, показать учащимся светофоры транспортные и пешеходные, разметку на проезжей части дорог, перейти на противоположную сторону проезжей части с соблюдением правил перехода, на остановке понаблюдать, как выходят и входят пассажиры, как они переходят на противоположную сторону дороги, как они обходят стоящий транспорт (спереди или сзади), показать посадочную площадку трамвая, понаблюдать как пассажиры входят и выходят из трамвая, проехать на маршрутном транспорте, соблюдая правила культуры поведения. Содержание: Раздел. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. первая медицинская помощь при носовом кровотечении. ожоги. Как следует поступить, если произошел ожог? Итоговое тестирование для 2 класса. | 2 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 КЛАСС (10 ЧАСОВ)
№ п/п | Тема | Цель занятия, содержание | Кол-во часов |
1. | Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. | Цель занятия: сформировать у учащихся осознанные представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок, воспитывать дисциплинированность, развивать умения, навыки и привычки безопасного поведения. Содержание: причины аварий из-за типичных ошибок в поведении; правильные безопасные действия на улицах и дорогах; при высадке из транспорта; безопасный переход улиц. | 1 |
2. | Новое о светофоре. Информационно- указательные знаки. | Цель занятия: расширить знания о светофоре и дорожных знаках, сериях дорожных знаков, развивать понимание, осмысление, осознание безопасных действий в опасных ситуациях. Содержание: светофор; ограничение времени действий сигналов светофоров; рассказ – объяснение о дорожных знаках; о чем они информируют и какие «дают указания»? можно ли обойтись без этих знаков? | 1 |
3. | Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах? транспорта. | Цель занятия: повторить материал о перекрестке за курс 2 класса, сформировать представления об опасных поворотах транспорта; учить ориентироваться в опасных ситуациях; отработать в игровой форме навыки безопасного поведения на перекрестке; воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность, дисциплинированность. Содержание: что такое регулируемый и нерегулируемый перекресток; опасные повороты транспорта на зеленый сигнал светофора; правила поворота автомобиля; безопасное поведение при повороте автомобиля. Игра «Перекресток». | 1 |
4. | Световые сигналы на пешеходных переходах. Правила перехода улиц и дорог. | Цель занятия: сформировать у учащихся умения и навыки безопасных действий при переходе проезжей части; воспитывать дисциплинированность, сдержанность, спокойствие, выдержку. Содержание: Игра «Водители и пешеходы». Игра «В гостях у доктора Айболита». | 1 |
5. | Что помогает соблюдать безопасность на улицах города и дорогах. | Цель занятия: сформировать у учащихся представления о правостороннем движении транспорта, возможных опасностях и неожиданностях на улицах и дорогах, научить правильно ориентироваться в дорожных ситуациях. Содержание: | 1 |
6. | Правила безопасного перехода железнодорожного переезда. | Цель занятия: сформировать у учащихся представление об опасности на железной дороге, развивать целостность восприятия окружающей среды; дать понятие об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей. Содержание: знаки и обозначения (дорожные знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и «Железнодорожный переезд без шлагбаума»); световая и звуковая сигнализация; особая опасность перехода через железнодорожные и трамвайные пути; меры безопасности. | 1 |
7. | Правила езды на велосипеде. | Цель занятия: научить предвидеть опасность при езде на велосипеде, обучить правилам обращения с ним для безопасности окружающих. Содержание: | 1 |
8. | Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте. Безопасность пассажиров. | Цель занятия: воспитать культуру поведения учащихся в маршрутном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на посадочных площадках. Содержание: как найти остановку маршрутного транспорта; правила поведения на посадочных площадках и в маршрутном транспорте; меры безопасности при ожидании маршрутного транспорта, при поездке и при выходе из него; меры предосторожности в метро. | 1 |
9 – 10. | Я – пешеход. Экскурсия. | Цель занятия: показать учащимся железнодорожный переезд, настил, шлагбаум, светофор, с ними материал о переходе железнодорожных путей, показать учащимся перекресток, светофоры, пешеходные переходы, разметку на дорогах, посадочные площадки и повторить материал о переходе перекрестка. Содержание: Раздел. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Автомобильная аптечка, ее состав и назначение. Ушибы. Что следует делать, чтобы не появились «синяк» и «шишка»? растяжение связок. Как помочь себе и товарищу? Обобщение знаний по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП. Итоговое тестирование для 3 класса. | 2 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 КЛАСС (10 ЧАСОВ)
№ п/п | Тема | Цель занятия, содержание | Кол-во часов |
1. | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | Цель занятия: сформировать чувство опасности перехода проезжей части дороги перед близко идущим транспортом; объяснить, что такое остановочный и тормозной путь автомобиля; развивать понимание, осознание и осмысление опасности, связанной с данным понятием; расширить словарный запас по дорожной лексике. Содержание: опасность перехода проезжей части перед близко идущим транспортом; остановочный путь; тормозной путь; опасности, связанные с освещением дороги и погодными условиями. | 1 |
2. | Дорожная разметка. | Цель занятия: ознакомить учащихся с понятием «Дорожная разметка», её виды. Содержание: для чего нужна дорожная разметка; основные элементы разметки улицы дорог; как помогает дорожная разметка безопасности пешеходов. | 1 |
3. | Виды транспорта. Опознавательные знаки транспортных средств. | Цель занятия: сформировать у учащихся некоторые обобщенные понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные, безопасные и неправильные – опасные; расширить словарный запас по дорожной лексике, используя специальные задания в учебной книжке – тетради. Содержание: назначение различных видов транспорта; особенности различных видов транспорта, влияющие на безопасность дорожного движения; какие бывают опознавательные знаки? для чего их нужно знать пешеходу? что надо делать, когда видишь эти знаки? | 1 |
4. | Что надо знать о перекрестках? | Цель занятия: повторить материал о перекрестке за курс 2-3 класса, сформировать представления об опасных поворотах транспорта; учить ориентироваться в опасных ситуациях; отработать в игровой форме навыки безопасного поведения на перекрестке; воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность, дисциплинированность. Содержание: Игра «Перекресток». | 1 |
5. | Когда ты становишься водителем. | Цель занятия: научить предвидеть опасность при езде на велосипеде, обучить правилам обращения с ними безопасности окружающих. Содержание: что дополнительно необходимо изучить, что бы стать водителем? велосипед, как транспортное средство; что нужно уметь, что бы безопасно для себя и окружающих ездить на велосипеде (мопеде)? исправность велосипеда, контролирование скорости движения, умение держать направление и надежно маневрировать; правила безопасности при использовании велосипеда. | 1 |
6. | Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам. | Цель занятия: ознакомить учащихся со значением дорожных знаков для велосипедистов, научить понимать их для правильной ориентации на улице. Содержание: какие знаки и каким образом помогут тебе, как водителю велосипеда (мопеда)? к каким группам эти знаки относятся? | 1 |
7. | Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГБДД) | Цель занятия: ознакомить учащихся с терминами «Государственная инспекция безопасности дорожного движения» и «ДПС»; разъяснить значимость работы инспектора в обеспечении порядка безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья водителей, пешеходов и пассажиров. Содержание: кто организует безопасность на дорогах и улицах? кто они – сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения? почему их профессия так нужна людям? | 1 |
8. | Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах. | Цель занятия: формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах. Содержание: движущийся транспорт, и как предвидеть скрытую опасность? неподвижный транспорт и другие «ловушки» на улицах и дорогах. Игра «Помощники доктора Пилюлькина». | 1 |
9 - 10. | Итоговое занятие по разделу. | Цель занятия: показать учащимся оборудованный городок ГИБДД, показать учащимся перекресток, светофоры, пешеходные переходы, разметку на дорогах, посадочные площадки и повторить материал о переходе перекрестка. Содержание: повторение и закрепление знаний 1-4 класс; игры, викторины, разыгрывание ситуативных вводных; экскурсии на оборудованный городок ГИБДД. Раздел. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. первая медицинская помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. переломы, оказание первой медицинской помощи при переломах. отработка навыков оказания первой медицинской помощи (само- и взаимопомощи). Итоговое тестирование для 4 класса | 2 |
Источники:
https://урок.рф/library/rabochaya_programma_pravila_dorozhnogo_dvizheniya_dlya_1_223131.html
https://sch1simasha.educhel.ru/uploads/5000/20570/section/332907/programma_po_PDD_.pdf
http://573.detsadural.ru/files/cms/common/image/пдд.png