СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Элективный курс Урок №2 Э.Золя - глава натурализма

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. познакомить с жизнью и творчеством писателя, вызвать к ним интерес; дать понятие о натурализме как литературном направлении;
  2. развивать навыки самостоятельной работы с литературой, восприятие информации на слух, выделение главного, оценки литературных явлений с обоснованием;
  3. воспитывать стремление к познанию, интерес к литературе.
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №2 Золя - глава натурализма»

11 класс


Урок №2

Э. Золя - французский писатель, теоретик натурализма. Жизненный и творческий путь писателя.

Цели урока:

  1. познакомить с жизнью и творчеством писателя, вызвать к ним интерес; дать понятие о натурализме как литературном направлении;

  2. развивать навыки самостоятельной работы с литературой, восприятие информации на слух, выделение главного, оценки литературных явлений с обоснованием;

  3. воспитывать стремление к познанию, интерес к литературе.

Ожидаемые результаты:

учащиеся рассказывают о главных вехах жизненного и творческого пути писателя и месте в нем романа «Карьера Ругонов»; дают определение понятия «натурализм», находят конкретные признаки натурализма в творчестве писателя, объясняют, что Э. Золя является теоретиком французского натурализма и чем натурализм отличается от реализма; высказывают собственное отношение к творчеству Э. Золя

Оборудование:

портрет писателя, издание его произведений, иллюстрации к биографии; изображение видов Франции второй половины XIX века; раздаточный материал, листы А-3, маркеры

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся. Создание психологического настроя.

  2. Мотивация учебной деятельности. Работа с эпиграфами.

- Эмиля Золя называли «революционером в литературе», «этапом в сознании человечества». По мнению Г. Манна, Золя «не только писал произведения, но и утверждал истину. Истина стала душой его творчества».

Писатели и критики об Эмиле Золя

Он не лишен мощи. Случается, как в «Жерминале», его романы несут в себе нечто почти эпическое. Но в общем все его творчество с начала и до конца неприемлемо, и не по причинам морали, а по причинам искусства От литературы мы ждем благородства, очарования, красоты и силы воображения. Нас совсем не привлекает перспектива испытать содрогание и отвращение, слушая рассказ о деяниях низменного толка.

Оскар Уайльд


Творчество Золя дышит добротой. Золя был добр. Как все великие люди, он сочетал в себе величие и простоту. Он был глубоко нравственный человек. Когда он рисовал порок, его кистью водили суровость и целомудрие. Сквозь чисто внешний пессимизм, сквозь мрачный колорит, лежащий на некоторых его страницах, отчетливо проступает глубокий оптимизм и упрямая вера в победу разума и справедливости Позавидуем ему: судьба и его собственное сердце уготовили ему величайший жребий он был этапом в сознании человечества.

Анатоль Франс

  • Какой образ писателя вырисовывается из данного цитатного материала?

  • В чем вы видите диаметральность взглядов писателей на творчество Э. Золя?

  1. Совместное целеполагание.


Приветствуют учителя.

Деление на группы А, В, С.


Знакомятся с высказываниями писателей и критиков об Э. Золя, обсуждают вопросы, предложенные учителем, аргументируют свои ответы.
















Формулируют цели и задачи, исходя из темы урока.

  1. Этап осмысления нового материала

  1. Работа в группах. Составление диаграмм.

Учащиеся С.

Компакт – диаграмма «Натурализм как литературное направление».

В первом круге учащиеся вспоминают основные принципы натурализма, во втором круге дополняют информацию из прочитанного текста (РМ).

Учащиеся В.

Строительство стены «Почему Э. Золя стал главой французского натурализма?»

Ученики могут записать свои идеи-тезисы на листе бумаги или стикере, и использовать их для строительства стены, совместно решая, насколько важна каждая карточка относительно основного вопроса. Наиболее известные факторы формируют фундамент, наименее важные - верх и т.д. (предлагается РМ).

Учащиеся А.

Диаграмма Венна «Реализм О. де Бальзака и Э. Золя».

Учащиеся выявляют различия и сходства между реализмом двух писателей французской литературы (предлагается РМ).


*Материал для учителя.

Литературное направление натурализм (в переводе с латыни - природа) предусматривает:

  • уподобление метода научного исследования;

  • точность в описании внешней среды;

  • изображение человека как биологического существа;

  • воспроизведение мелких деталей обстановки;

  • формальный отказ от обобщений, выражения авторской позиции, типизации;

  • обращение к символике;

  • мотивацию поступков человека не социальными обстоятельствами, а его биологической природой.

Принципы натурализма

  1. Верность природе.

  2. Объективизм, фактографичность.

  3. Биологический детерминизм, научность.

  4. Изучение наследственности и среды.

  5. Отказ от психологизма.

  6. Отказ от принципа отбора.

  7. Автор должен быть протоколистом, хроникером, не высказывать своих суждений и эмоций.

  8. Отказ от стройной композиции с ее завязкой, кульминацией и развязкой. Изображать жизнь в ее течении.

  9. Герои, как правило, представители беднейших слоев населения.

  10. Интерес к изображению грязи – физической и нравственной.

  11. Вместо индивидуума изображение группового или коллективного героя - толпы, народа, массы.

  12. Нагромождение деталей, описаний обстановки, предметов, вещей ради них самих.

  13. Принцип изучения, исследования преобладает над принципом воображения.

  14. Отказ от типизации характеров.

  15. Мрачная атмосфера действия, сумрачные краски в пейзаже и описании жилищ.

РЕАЛИЗМ (XIX — XX век)

1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности.

2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах).

3) Герои — не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы.

4) Характеры героев даны в развитии, они многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.

5) Живой разговорный язык; разговорная лексика.

НАТУРАЛИЗМ (последняя треть XIX века)

1) Стремление к внешне точному изображению действительности.

2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера.

3) Предмет интереса — быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности.

4) Идея отсутствия «плохих» сюжетов и недостойных тем для художественного изображения.

5) Бессюжетность некоторых художественных произведений.




Групповая работа.

Изучают предложенные материалы, ресурсы интернета, создают диаграмму, презентуют результаты своей работы.

ФО: «Похвальный бутерброд» (необходимо дать развернутый, обоснованный комментарий от хорошего к улучшению (внести дополнения/изменения) и завершать хорошим)

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

  1. Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложение:

  • Для меня было новым (неожиданным) ...

  • Натурализм как литературное направление, мне кажется ...

  • Е. Золя представляется мне человеком ...

При подведении итогов учащиеся каждой группы продолжают предложения

ФО: «Жесты рукой»


Домашнее задание

  1. Интересные факты жизни и творчества писателя.

  2. Цитаты Э. Золя.

  3. Знакомство с романом Э. Золя «Жерминаль», обоснование его принадлежности к натурализму

Записывают домашнее задание



Просмотр содержимого документа
«РМ - Биография»

Биография: Эмиль Золя(1840 - 1902)

Эмиль Золя, произведения которого занимают ведущее место во французском натурализме, сам был наполовину французом. Полугрек, полуитальянец, его отец был гражданским инженером в Провансе, где возглавлял строительство водопроводных сетей города Экса. Мать Золя, родом из северной Франции, была женщиной трудолюбивой, дисциплинированной. Она не могла найти себе применения в веселом, жизнерадостном Провансе. Отец Эмиля умер, когда мальчику исполнилось шесть лет, оставив свою жену один на один с усиливающейся нищетой и иском к городу Эксу. 

Многое в творчестве Золя можно объяснить реакцией на взгляды его сильной, властной матери, на ее недовольство буржуазией, не принявшей эту женщину, на ненависть которую она питала к местной бедноте, боясь скатиться до такого же уровня. Если верен тезис о том, что лучшие критики общества - те, чье собственное положение в этом обществе ущербно, то Золя действительно была уготована роль социального романиста, а его творчество было своеобразной местью городу Эксу. 

Результатом влияния матери может считаться и то, что Золя выбирал сексуальные темы для того, чтобы выразить свое неприятие общества, отвергнувшего его. Беднота неразборчива в связях, средний класс лицемерен, аристократия порочна - эти идеи красной нитью проходят через все романы Золя.

С семнадцати до двадцати семи лет Золя вел богемную жизнь, не преуспев ни в чем. Он учился в Париже и Марселе, но так и не получил диплома. Он писал статьи для газет, в том числе по искусству. Одно время Золя снимал жилье вместе со своим другом юности из Экса художником Сезанном. Работал он и служащим у парижского издателя и книготорговца Ашетта. 

Временами его финансовое положение было таким тяжелым, что ему приходилось ловить воробьев на чердаках и жарить их. Была у Золя любовница - Александрина Мелей, серьезная благоразумная девушка, с развитыми материнскими инстинктами и честолюбием человека из среднего класса. Даже мать Золя одобряла их отношения. Эти отношения дали писателю столь необходимое для работы эмоциональное спокойствие. В 1870 году Александрина и Эмиль поженились. 

Делом всей своей жизни Золя считал серию, состоящую из двадцати романов, задуманную в подражание "Человеческой комедии" Бальзака и прослеживающую судьбу одной семьи во времена Второй империи. Родоначальник этой семьи происходил из города Плассана в Провансе (очевидно, Экса). Законные потомки, семья Ругонов, - очень активные, умные люди, поддерживающие Луи Наполеона во время переворота 1851 года и вместе с ним приходящие к власти. Один из них, Эжен, становится министром в правительстве, где его природная беспринципность способствует карьере. 

Другая, незаконная ветвь семьи, Муре - предприниматели из среднего класса. Один из представителей этой семьи открывает огромный универсальный магазин в Париже и строит свое состояние на разорении мелких конкурентов. Еще одна незаконная ветвь - Маккары. Это пролетарии, из среды которых выходят воры, проститутки, алкоголики. В их числе Нана и Этьен - главные герои двух романов, рассматриваемых в этой книге. Задача Золя - исследовать каждый уголок французского общества, вскрыть пороки, царящие там. Его романы - серия последовательных атак на официально провозглашавшиеся идеалы того времени: честь армии, набожность духовенства, святость семьи, труд крестьянина, слава империи. 

Задуманные романы едва только начали создаваться, когда Вторая империя неожиданно рухнула. Поток событий вынудил Золя сжать временные рамки романов, и это было сделано весьма неуклюже. В этих романах создаются ситуации, более подходившие к семидесятым-восьмидесятым годам, нежели к пятидесятым-шестидесятым. Поражение Франции под Седаном дало Золя материал для создания большого военного романа "Разгром". 

Другими важными произведениями, стоящими особняком среди уже упомянутых, являются "Земля", мрачное и яростное исследование крестьянской жизни, и "Западня" - описание деградации человеческой личности под влиянием алкоголя. Хотя главные герои этих произведений и находятся в родственных отношениях, каждый из романов обладает собственными достоинствами и может быть прочитан независимо от других. 

Золя, когда-то работавший журналистом, прекрасно знал, что книги, затрагивающие чувства людей, приносят доход. Его произведения, написанные с учетом этого, сделали их автора богатым. Со временем он удовлетворил амбиции человека, обязанного всем только самому себе. Золя переехал в "шикарный" дом в фешенебельном районе и обставил его с роскошной помпезностью. Другой своей тщеславной цели - попасть во Французскую академию, несмотря на все усилия, Золя так и не смог достичь, хотя и остался в истории как ее "вечный кандитат". 

Враги пытались представить писателя чудовищем порока, купающимся в отбросах. Его защитники, напротив, видели в нем яростного моралиста, обличающего пороки эпохи. Сам же Золя предпочитал быть независимым и объективным ученым, исследующим результаты влияния наследственности и окружающей среды на человеческую личность. Этим он напоминает французского историка Тэна, который утверждал, что порок и добро - такие же естественные продукты, как сахар и купорос. Золя, безусловно, не был ученым. Ему приходилось полагаться на психологию того времени, основой которого были чисто материалистические взгляды. 

Так, признавалось, что антиобщественное поведение - результат дегенерации нервной системы, передаваемой по наследству. Золя был настолько зачарован престижем науки, что рассматривал свои романы как лаборатории, где проводятся опыты с наследственностью, поставленной в определенные условия существования. Писатель также описывал реакцию наследственности на эти условия. Подобные теоретические взгляды отражены в работе Золя "Экспериментальный роман". Вероятно, мало кто из авторов мог показать такое непонимание своего собственного творческого процесса. 

Собственная литературная практика Золя больше известна под именем "натурализм". Она устанавливала традиции, несколько отличные от раннего реализма Флобера. Того в одинаковой мере интересовали и феномены вещей, и правдивое воспроизведение действительности. Но у него не было склонности к описанию пороков и безобразий. Более того, реализм Флобера представлял собой литературную программу, лишенную какой-либо метафизики. Вот почему воздействие этих двух писателей имело различия. Приверженцы Флобера были изощренными стилистами, озабоченными совершенствованием искусства ради самого искусства, в то время как последователи Золя являлись в большей степени тяжеловестными социальными романистами, подобными Фрэнку Норрису. 

Как только были написаны "Ругон-Маккары", Золя избрал иное, более оптимистическое направление в литературе. Он стал искренне верить, что общество способно исправить само себя. Намеки на это появляются уже в романе "Жерминаль". Более очевидно это заметно в сочинении "Труд", рисующем утопическое, социалистическое общество. Одна из причин такого поворота событий может быть найдена в изменении личной жизни Золя. 

В течение многих лет брак его с Александриной был омрачен бесплодием. В 1888 году он влюбляется в молодую прачку Жанну Розера, покупает ей дом и, к большой радости становится отцом двух детей. Когда слухи об этом дошли до мадам Золя, она в ярости разбила часть шикарной мебели своего мужа. Но Золя новые отношения принесли освобождение от неуверенности в себе как в мужчине. Со временем он достигает и удовлетворенности, но его творчество постепенно теряет свою мощь и становится почти сентиментальным. 

Его знаменитая защита Альфреда Дрейфуса, капитана-еврея во французской армии, осужденного по сфабрикованному обвинению в шпионаже, потрясшему Третью республику до основания, однако, была отнюдь не сентиментальной. В этом деле противниками писателя выступали старые враги - армия, церковь, правительство, высшие слои общества, антисемиты, зажиточные люди, которых бы сегодня назвали "истэблишментом". Залпом, который Золя направил в эту цель, было письмо, адресованное президенту Форе и опубликованное в "Авроре", - "Я обвиняю". 

Золя сознательно шел на обвинение в диффамации и преуспел в этом. Зал судебного заседания стал ареной, которую он хотел приобрести. Суд вынес обвинительный приговор, по которому была подана апелляция. Начался второй процесс, но незадолго до вынесения приговора, Золя, с неохотой и по совету адвокатов, уехал в Англию. Здесь он мужественно переносил все неудобства английского климата и кухни, пока честь и достоинство Дрейфуса не были восстановлены. 

Умер Золя в 1902 году в результате бессмысленной случайности: нагревательный прибор на древесном угле, закрытый дымоход и удушье. Весь мир объединился, чтобы отдать ему должное - давно заслуженное. На его похоронах присутствовал Дрейфус, а Анатоль Франс сказал, что Золя "был этапом в сознании человечества". Александрина же посчитала, что ее муж был настолько гениальным, что имел право на свой моральный кодекс, и усыновила его детей.

Просмотр содержимого документа
«РМ - Общая характеристика натурализма как литературного направления»

Общая характеристика натурализма как литературного направления

Одним из важнейших литературных явлений второй половины XIX - начала XX вв. стал натурализм (франц. naturalisme, от лат. natura - природа). Как художественный метод, т. е. как способ воссоздания действительности, натурализм давал о себе знать и в прежние литературные эпохи; ученые, в частности, говорят о "барочном натурализме", натурализме позднего средневековья и т. п. Нередко встречается также понятие "натуралистичность", несущее в себе значение подчиненности натуралистических черт основному художественному методу. (То же можно сказать и о понятии "импрессионистичность" и др.) Натуралистические черты обнаруживаются в творчестве очень многих авторов - от античных до современных. Не случайно Э. Золя заявлял, что "натуралистическое движение, если угодно, существовало во все времена".

Как литературное направление - или совокупность художественно - изобразительных и эстетико-мировоззренческих принципов - натурализм сложился во второй половине XIX в., причем художественные произведения, соответствующие этим принципам, появились прежде теоретических обоснований. В зависимости от времени развития различают ранний (50 - 70-е гг.) и поздний (80 - 90-е гг.) натурализм.

К числу писателей, на чье творчество сильное влияние оказал натурализм, относят во Франции Э. Золя, Э. и Ж. Гонкуров, Ж.-К. Гюисманса, в Бельгии - К. Лемонье, в Германии - А. Хольца и Г. Гауптмана, в Англии - Дж. Элиот, Дж. Гиссинга, в США - Ф. Норриса, С. Крейна, X. Гарленда. Натуралистические тенденции наряду с реалистическими имели место в творчестве итальянских веристов (итал. verato, от vero - правдивый) - Дж. Верги и др. Черты натурализма проявляются и в творчестве таких великих художников рубежа веков, как Г. Ибсен, К. Гамсун, А. Стриндберг и др.

Отличается стремлением к точному воспроизведению действительности и человеческого характера. Человек и его поступки понимаются обусловленными физиологической природой, наследственностью и средой — социальными условиями, бытовым и материальным окружением. Большую роль в формировании натурализма сыграли достижения в области естественных наук - биологии, физиологии и др. Огромной популярностью в писательской среде пользовались труды Ч. Дарвина, К. Бернара и др. Законы природы, открытые учеными - естествоиспытателями, проецировались художниками-натуралистами на социальную жизнь. Главное внимание уделялось точному описанию "кусков жизни" во всех ее подробностях. Автор должен был самоустраниться из произведения. По мнению Э. Золя, "писатель-натуралист, как и ученый, никогда не присутствует в своем произведении". Еще категоричнее был А. Хольц, утверждавший, что "искусство имеет тенденцию снова стать природой". Этим объясняется факт создания немецкими натуралистами "секундного стиля", предполагающего копирование не только определенного "куска жизни" в целом, но и мельчайших его составляющих -вплоть до речи персонажей. Такие качества, как отбор фактов, типизация, присутствие вымысла, субъективизм, начисто исключались. Поведение человека мотивировалось "физиологией", наследственностью, трактовалось как проявление "биологического закона". Констатировалось решающее значение "среды". Основные принципы натуралистического творчества изложил Э. Золя в сборниках "Экспериментальный роман" и "Натурализм в театре".

Писатели натуралисты в создании своих произведений опирались на тщательное изучение быта, условий труда и самой работы своих героев, технологий и инструментов, клинических отчетов, медицинских трудов.

По их мнению, художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас, типизации, условностей, с максимальной объективностью, подчиняясь лишь правде "позитивной", экспериментальной науки. Писатели и художники-натуралисты претендовали на то, чтобы рассказать о человеке "всю подноготную", проявляя повышенное внимание к биологическим сторонам его жизни, как позднее в науке это сделал 3. Фрейд.

Натурализм в искусстве обнаруживает себя в сознательно откровенном изображении физиологических проявлений человека, сцен насилия и жестокости, бесстрастно наблюдаемых и описываемых художником.

Характерно, что во многом отличаются друг от друга не только национальные варианты натурализма, но и натуралистические школы внутри одной национальной литературы. Так, если представители мюнхенской школы в Германии зарекомендовали себя почти безоговорочными последователями Э. Золя, то натуралисты берлинской школы принимали далеко не все его положения. "Тот, кто раболепно копирует действительность, не художник, а всего лишь фотограф", - говорилось в одном из их манифестов. Из русских писателей воздействие натурализма испытали А. Писемский, Д. Н. Мамин-Сибиряк, П. Д. Боборыкин, А. Серафимович, Б. Пильняк, из белорусских - Т. Гартный и некоторые другие.

Крупнейшим художником и теоретиком натурализма был, бесспорно, Э. Золя. В 60 - 80-е гг. вышли его "экспериментальные романы" "Тереза Ракен", "Мадлен Фера", теоретические работы "Экспериментальный роман", "Романисты-натуралисты", "Натурализм в театре", окончательно закрепившие натуралистические принципы в литературе.

В конце 70-х - начале 80-х гг. вокруг Э. Золя объединились писатели, разделявшие его взгляды: А. Сеар (1851 - 1924), П. Алексис (1847 - 1901), Л. Энник (1851 - 1935), Ж.-К. Гюисманс (1848-1907). В 1880г. они издали сборник "Меданские вечера" (по названию пригорода Парижа, где находилась дача Золя), оцененный критикой как манифест новой натуралистической школы. В произведениях этих авторов отсутствует действие, сюжет - лишь бесстрастное изображение "куска жизни"; безраздельно господствует биологизм.

Писатель, утверждает Золя, должен быть, подобно ученому, строго объективным, изучая и изображая факты жизни; не должен руководствоваться личными или политическими симпатиями или антипатиями — «нельзя представить себе химика, негодующего на азот за то, что это вещество негодно для дыхания, или нежно симпатизирующего кислороду по противоположной причине».

Самое стремление натуралистов показывать изнанку жизни, ее темные, неприглядные, отвратительные стороны вело к демократизации тематики. В частности, крупной заслугой Золя явилось изображение контрастов богатства и нищеты, кричащих противоречий капиталистической Франции. Подобные контрасты мы встречали во французской литературе лишь у романтика Гюго (например, в романе «Отверженные»). При этом Золя заговорил не просто о бедняке, нищем, а именно о пролетарии.



Просмотр содержимого презентации
«11 класс Урок №2»

Э. Золя - французский писатель, теоретик натурализма. Жизненный и творческий путь писателя.

Э. Золя - французский писатель, теоретик натурализма. Жизненный и творческий путь писателя.

Творчество Золя дышит добротой. Золя был добр. Как все великие люди, он сочетал в себе величие и простоту. Он был глубоко нравственный человек. Когда он рисовал порок, его кистью водили суровость и целомудрие. Сквозь чисто внешний пессимизм, сквозь мрачный колорит, лежащий на некоторых его страницах, отчетливо проступает глубокий оптимизм и упрямая вера в победу разума и справедливости Позавидуем ему: судьба и его собственное сердце уготовили ему величайший жребий он был этапом в сознании человечества.

Анатоль Франс

Он не лишен мощи. Случается, как в «Жерминале», его романы несут в себе нечто почти эпическое. Но в общем все его творчество с начала и до конца неприемлемо, и не по причинам морали, а по причинам искусства От литературы мы ждем благородства, очарования, красоты и силы воображения. Нас совсем не привлекает перспектива испытать содрогание и отвращение, слушая рассказ о деяниях низменного толка.

Оскар Уайльд

Какой образ писателя вырисовывается из данного цитатного материала?

В чем вы видите диаметральность взглядов писателей на творчество Э. Золя?

Учащиеся С. Компакт – диаграмма «Натурализм как литературное направление». Учащиеся В . Строительство стены «Почему Э. Золя стал главой французского натурализма?» Учащиеся А. Диаграмма Венна «Реализм О. де Бальзака и Э. Золя». Работа в группах. Составление диаграмм.

Учащиеся С.

Компакт – диаграмма «Натурализм как литературное направление».

Учащиеся В .

Строительство стены «Почему Э. Золя стал главой французского натурализма?»

Учащиеся А.

Диаграмма Венна «Реализм О. де Бальзака и Э. Золя».

Работа в группах. Составление диаграмм.

Принципы натурализма Литературное направление натурализм (в переводе с латыни - природа) предусматривает:

Принципы натурализма

Литературное направление натурализм (в переводе с латыни - природа) предусматривает:

  • уподобление метода научного исследования;
  • точность в описании внешней среды;
  • изображение человека как биологического существа;
  • воспроизведение мелких деталей обстановки;
  • формальный отказ от обобщений, выражения авторской позиции, типизации;
  • обращение к символике;
  • мотивацию поступков человека не социальными обстоятельствами, а его биологической природой.
РЕАЛИЗМ   НАТУРАЛИЗМ  (XIX — XX век) (последняя треть XIX века) 1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности. 1) Стремление к внешне точному изображению действительности. 2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах). 2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера. 3) Герои — не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы. 3) Предмет интереса — быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности. 4) Характеры героев даны в развитии, они многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы. 4) Идея отсутствия «плохих» сюжетов и недостойных тем для художественного изображения. 5) Живой разговорный язык; разговорная лексика. 5) Бессюжетность некоторых художественных произведений.

РЕАЛИЗМ  

НАТУРАЛИЗМ 

(XIX — XX век)

(последняя треть XIX века)

1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности.

1) Стремление к внешне точному изображению действительности.

2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах).

2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера.

3) Герои — не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы.

3) Предмет интереса — быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности.

4) Характеры героев даны в развитии, они многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.

4) Идея отсутствия «плохих» сюжетов и недостойных тем для художественного изображения.

5) Живой разговорный язык; разговорная лексика.

5) Бессюжетность некоторых художественных произведений.

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Интерактивное упражнение «Микрофон»

  • Для меня было новым (неожиданным) ...
  • Натурализм как литературное направление, мне кажется ...
  • Е. Золя представляется мне человеком ...


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя