Организационно-мотивационный этап | Приветствие учащихся. Создание психологического настроя. Составление ассоциативного ряда. Определение смыслового значения названия пьесы. - Сегодня мы знакомимся с драматическим произведением бельгийского писателя Мориса Метерлинка «Синяя птица». Какие ассоциации возникают у вас с данным названием пьесы? И вообще: почему птица синяя, разве такие бывают? Дополнительная информация. В языке оригинала слово «bleu» не различает оттенки голубой и синий. Современник Метерлинка, великий русский поэт начала ХХ века А.А. Блок сомневался в правильности перевода: «…цветок голубой, небо голубое, волшебное царство голубое (или лазурное — у Тургенева), и дымка, в которую закутана вся метерлинковская сказка и всякая сказка, говорящая о недостижимом, — голубая, а не синяя». Формулировка темы урока. Совместное целеполагание. - Давайте прочитаем (прослушаем) финал пьесы (со слов «Она достаточно синяя?» и до конца – 1-14.30). Как вы думаете, какой вопрос может возникнуть по завершении пьесы у читателя? | Приветствуют учителя. Составляют ассоциативную цепочку к названию пьесы. Прослушивают финал пьесы, формулируют тему урока, цели. https://www.youtube.com/watch?v=-DzR_gvQfG4 |
Операционно-деятельный этап | Работа в группах. Составление маршрутного листа. - Итак, в поисках Синей Птицы дети отправляются в путешествие по сказочным мирам. Определите цели этого путешествия для Тильтиля и Митиль. В процессе обсуждения выясняется, что героям не просто нужно найти и принести фее Берилюне Синюю Птицу, которая является символом счастья, за время путешествия они должны понять, что такое счастье и как его можно достичь. Задача группы: подготовить рассказ о сказочной стране, в которой оказались герои пьесы феерии (Страна Воспоминаний, Дворец Ночи, Лес, Кладбище, Сады Блаженств, Царство Будущего). Расскажите, как выглядит сказочная страна и кто её населяет? Нарисуйте иллюстрации. Кратко расскажите, какие испытания ожидали героев в этой сказочной стране. Кто и как мешает героям найти Синюю Птицу? Какие качества пришлось проявить героям, чтобы выдержать все испытания? Что нового узнали герои, побывав в этой стране? Какой жизненный урок получили? Поразмышляйте: почему именно в этой стране герои пьесы-феерии ищут Синюю Птицу? Удалось ли им поймать её? Как вы думаете, почему? При выступлении групп ставится задача — составить маршрут путешествия, оформив его в виде таблицы. Сказочный мир | В чём может заключаться счастье? | Ваше мнение: да или нет? Почему? | Страна Воспоминаний | Счастье — в воспоминаниях | | Дворец Ночи | Счастье — в мечтах | | Лес | Счастье — в жизни на лоне природы, вдали от цивилизации | | Кладбище | Счастье — в смерти, несущей освобождение от горя, тягот, бедствий | | Сады Блаженств | Счастье — в удовольствиях | | Царство будущего | Счастье — в будущем | | Работа в парах. Заполнение дискуссионной карты. - Герои всё же нашли Синюю Птицу, но не на путях скитаний, а дома — под родным и убогим кровом. Так, может быть, они напрасно отправились в путешествие на поиски Синей Птицы? «поход был полезен, потому, что…» | «поход был бесполезен, потому что…» | Герои изменились, и изменилось всё вокруг них: красивее стал родительский дом, ведь они научились видеть не явную, а скрытую красоту, стали понимать сущность — душу предметов и животных | | "…Счастья нет, счастье всегда улетает, как птица, говорит сказка, и сейчас же сказка говорит нам другое: счастье есть, счастье всегда с нами, только не бойтесь его искать. И за этой двойной истиной, неуловимой как сама Голубая Птица, трепещет поэзия, волнуется на ветру её праздничный флаг, бьётся её вечно юное сердце. Эта истина уловима для тех, у кого есть фантазия”. Дополнительная информация. Статья А.А. Блока «О "Голубой Птице”» Метерлинка: "Дети не потеряли надежду отыскать эту птицу; то есть они не потеряли надежду найти счастье, потому что Голубая Птица — это счастье, которое улетает, однако же в самой погоне за счастьем, улетающим, когда за ним гонятся, есть много чудесного, изумительного, праздничного, увлекательного…Может быть, в этой чудесной погоне за счастьем и заключается само счастье?” Делаем общий вывод по теме урока. – Мы делаем вывод, что Тильтиль и Митиль обрели своё счастье, потому что оно для них – не маленькое, а большое. Признаки большого счастья – в желании и возможности любви и сострадания. То, что находили Тильтиль и Митиль, было счастьем «маленьким», ненастоящим. Настоящее – не в обретении, а в поиске, во взрослении, в самосовершенствовании. Но каждый раз, когда момент счастья наступит, он будет коротким, потому что его невозможно удержать в руках, подобно той горлице, которую упустил Тильтиль. А значит, придётся отправляться в новый поход. | Работает 6 групп (по количеству стран – можно использовать карточки с названиями для деления на группы) Таблица заполняется постепенно; после выступления каждой группы в процессе обсуждения формулируется ответ на вопрос "В чём заключается счастье?” в виде тезиса - предположения, который записывается во вторую колонку таблицы. А потом каждый учащийся письменно выражает своё мнение по этому тезису, подбирая доказательства-размышления на основе читательских впечатлений и собственного жизненного опыта. При работе в паре один учащийся доказывает пользу похода, другой его бесполезность (несколько пар заслушиваются). Учащиеся коллективно обсуждают вопросы, заявленные в теме урока, делают выводы по идейному содержанию пьесы. |