СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Элективный курс Урок №9 "Достижимо ли счастье?" (по пьесе М.Метерлинка "Синяя птица")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель:  выделить концептуальные смыслы произведения Мориса Метерлинка «Синяя птица»

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №9 Морис Метерлинк Синяя птица»

11 класс


Урок №9

«Достижимо ли счастье?» (по пьесе-феерии М.Метерлинка «Синяя птица»)

Цель:

выделить концептуальные смыслы произведения Мориса Метерлинка «Синяя птица»

Прогнозируемые результаты:

учащиеся задумываются над смыслом человеческой жизни, отношением человека к природе, к окружающим, учатся видеть и отличать настоящее от ложного; анализируют литературное произведение, передают содержание в сжатом, выборочном виде, из целого выделяют частное и на основе частного выводят целое (синтез); выдвигают и доказывают свою точку зрения по анализируемой проблеме.

Тип урока:

комбинированный

Оборудование:

текст пьесы, презентация о писателя, РМ для работы в группе, листы А-3, фломастеры

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся. Создание психологического настроя.

  2. Составление ассоциативного ряда. Определение смыслового значения названия пьесы.

- Сегодня мы знакомимся с драматическим произведением бельгийского писателя Мориса Метерлинка «Синяя птица».

  • Какие ассоциации возникают у вас с данным названием пьесы?

  • И вообще: почему птица синяя, разве такие бывают?

Дополнительная информация.

В языке оригинала слово «bleu» не различает оттенки голубой и синий. Современник Метерлинка, великий русский поэт начала ХХ века А.А. Блок сомневался в правильности перевода: «…цветок голубой, небо голубое, волшебное царство голубое (или лазурное — у Тургенева), и дымка, в которую закутана вся метерлинковская сказка и всякая сказка, говорящая о недостижимом, — голубая, а не синяя».


  1. Формулировка темы урока. Совместное целеполагание.

- Давайте прочитаем (прослушаем) финал пьесы (со слов «Она достаточно синяя?» и до конца – 1-14.30). Как вы думаете, какой вопрос может возникнуть по завершении пьесы у читателя?


Приветствуют учителя.



Составляют ассоциативную цепочку к названию пьесы.








Прослушивают финал пьесы, формулируют тему урока, цели.

https://www.youtube.com/watch?v=-DzR_gvQfG4


  1. Этап актуализации опорных знаний

  1. Заслушивание информации о писателе (реализация индивидуального домашнего задания).

  2. Определение жанрового своеобразия пьесы.

  • Обращаемся к жанровому подзаголовку «Феерия в шести действиях, двенадцати картинах». Знакомо ли вам слова феерия, феерический?

Феерия — 1) представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов; 2) волшебство, сказочное зрелище.

  • Докажите, что автор не ошибся в жанровом определении своего произведения.

Прослушивают дополнительный материал, делают записи в тетради.

Дают определение понятию «феерия», указывают признаки жанра в произведении Метерлинка.

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Работа в группах. Составление маршрутного листа.

- Итак, в поисках Синей Птицы дети отправляются в путешествие по сказочным мирам. Определите цели этого путешествия для Тильтиля и Митиль.

В процессе обсуждения выясняется, что героям не просто нужно найти и принести фее Берилюне Синюю Птицу, которая является символом счастья, за время путешествия они должны понять, что такое счастье и как его можно достичь.

Задача группы: подготовить рассказ о сказочной стране, в которой оказались герои пьесы феерии (Страна Воспоминаний, Дворец Ночи, Лес, Кладбище, Сады Блаженств, Царство Будущего).

  1. Расскажите, как выглядит сказочная страна и кто её населяет? Нарисуйте иллюстрации.

  2. Кратко расскажите, какие испытания ожидали героев в этой сказочной стране.

  • Кто и как мешает героям найти Синюю Птицу?

  • Какие качества пришлось проявить героям, чтобы выдержать все испытания?

  • Что нового узнали герои, побывав в этой стране? Какой жизненный урок получили?

  1. Поразмышляйте: почему именно в этой стране герои пьесы-феерии ищут Синюю Птицу? Удалось ли им поймать её? Как вы думаете, почему?

При выступлении групп ставится задача — составить маршрут путешествия, оформив его в виде таблицы.

Сказочный мир

В чём может заключаться счастье?

Ваше мнение: да или нет? Почему?

Страна Воспоминаний

Счастье — в воспоминаниях


Дворец Ночи

Счастье — в мечтах


Лес

Счастье — в жизни на лоне природы, вдали от цивилизации


Кладбище

Счастье — в смерти, несущей освобождение от горя, тягот, бедствий


Сады Блаженств

Счастье — в удовольствиях


Царство будущего

Счастье — в будущем



  1. Работа в парах. Заполнение дискуссионной карты.

- Герои всё же нашли Синюю Птицу, но не на путях скитаний, а дома — под родным и убогим кровом. Так, может быть, они напрасно отправились в путешествие на поиски Синей Птицы?


«поход был полезен, потому, что…»

«поход был бесполезен, потому что…»

Герои изменились, и изменилось всё вокруг них: красивее стал родительский дом, ведь они научились видеть не явную, а скрытую красоту, стали понимать сущность — душу предметов и животных


  • Можно ли поймать Синюю Птицу? Существует ли она?

  • «Достижимо ли счастье?» — как на этот вопрос отвечает пьеса?

"…Счастья нет, счастье всегда улетает, как птица, говорит сказка, и сейчас же сказка говорит нам другое: счастье есть, счастье всегда с нами, только не бойтесь его искать. И за этой двойной истиной, неуловимой как сама Голубая Птица, трепещет поэзия, волнуется на ветру её праздничный флаг, бьётся её вечно юное сердце. Эта истина уловима для тех, у кого есть фантазия”.

Дополнительная информация.

Статья А.А. Блока «О "Голубой Птице”» Метерлинка: "Дети не потеряли надежду отыскать эту птицу; то есть они не потеряли надежду найти счастье, потому что Голубая Птица — это счастье, которое улетает, однако же в самой погоне за счастьем, улетающим, когда за ним гонятся, есть много чудесного, изумительного, праздничного, увлекательного…Может быть, в этой чудесной погоне за счастьем и заключается само счастье?”


  • Расширяем вопрос: достижимо ли счастье в принципе?

  • На основании текста пьесы сформулируйте ответ на вопрос: что же такое счастье?


Делаем общий вывод по теме урока.

– Мы делаем вывод, что Тильтиль и Митиль обрели своё счастье, потому что оно для них – не маленькое, а большое. Признаки большого счастья – в желании и возможности любви и сострадания. То, что находили Тильтиль и Митиль, было счастьем «маленьким», ненастоящим. Настоящее – не в обретении, а в поиске, во взрослении, в самосовершенствовании. Но каждый раз, когда момент счастья наступит, он будет коротким, потому что его невозможно удержать в руках, подобно той горлице, которую упустил Тильтиль. А значит, придётся отправляться в новый поход.


Работает 6 групп (по количеству стран – можно использовать карточки с названиями для деления на группы)














Таблица заполняется постепенно; после выступления каждой группы в процессе обсуждения формулируется ответ на вопрос "В чём заключается счастье?” в виде тезиса - предположения, который записывается во вторую колонку таблицы. А потом каждый учащийся письменно выражает своё мнение по этому тезису, подбирая доказательства-размышления на основе читательских впечатлений и собственного жизненного опыта.


При работе в паре один учащийся доказывает пользу похода, другой его бесполезность (несколько пар заслушиваются).



Учащиеся коллективно обсуждают вопросы, заявленные в теме урока, делают выводы по идейному содержанию пьесы.























  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Рефлексия «3-минутное эссе».

Письменно поразмышлять над вопросами: «Что было для вас новым, неожиданным, интересным за время вашего путешествия? Какой жизненный урок вы получили?»

Выполняют рефлексивно-творческую работу (желающих можно заслушать)

Домашнее задание

  1. написать краткую библиографическую справку о писателе.

  2. Подготовка к семинару: «Теодор Драйзер – писатель-реалист, мастер социального романа. Художественные иллюстрации американского образа жизни в романах «Сестра Керри», «Американская трагедия».

Записывают домашнее задание



Просмотр содержимого презентации
«11 класс Урок №9 Морис Метерлинк Синяя птица»

Феерия Слово произошло от французского слова , которое в переводе означает «фея». Имеет два значения :  1 . Пышное представление с использованием сценических эффектов.  2. Волшебное зрелище .

Феерия

Слово произошло от французского слова , которое в переводе означает «фея». Имеет два значения :

1 . Пышное представление с использованием сценических эффектов.

2. Волшебное зрелище .

Морис Метерлинк Имя при рождении: Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк Дата рождения: 29 августа  1862 Дата смерти: 6 мая  (по некоторым источникам — 5-го мая) 1949  Имя при рождении: Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк Дата рождения: 29 августа 1862 Дата смерти: 6 мая (по некоторым источникам — 5-го мая) 1949

Морис Метерлинк

  • Имя при рождении: Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк
  • Дата рождения: 29 августа 1862
  • Дата смерти: 6 мая (по некоторым источникам — 5-го мая) 1949

Имя при рождении: Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк

Дата рождения: 29 августа 1862

Дата смерти: 6 мая (по некоторым источникам — 5-го мая) 1949

Биография Бельгийский драматург и эссеист Морис Метерлинк родился в 1862 году в Генте, в зажиточной фламандской семье. Его отец был нотариусом, а мать - дочерью богатого юриста.

Биография

  • Бельгийский драматург и эссеист Морис Метерлинк родился в 1862 году в Генте, в зажиточной фламандской семье. Его отец был нотариусом, а мать - дочерью богатого юриста.

Биография После окончания Гентского университета работает юристом и увлеченно занимается литературой: пишет стихи, сказки.

Биография

После окончания Гентского университета работает юристом и увлеченно занимается литературой: пишет стихи, сказки.

Биография  Критика хорошо отзывается о его пьесе – сказке «Принцесса Мален». Метерлинк оставляет юридическую практику и целиком посвящает себя литературе.

Биография

Критика хорошо отзывается о его пьесе – сказке «Принцесса Мален». Метерлинк оставляет юридическую практику и целиком посвящает себя литературе.

Нобелевская премия

Нобелевская премия

  • В 1911 году Метерлинку была присуждена Нобелевская премия "за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией".
«Синяя птица»

«Синяя птица»

  • "Синяя птица", самая популярная пьеса Метерлинка, была впервые поставлена в 1908 году Станиславским в Московском Художественном театре ; играли "Синюю птицу" и в Лондоне, Нью-Йорке, Париже.. "Синяя птица" завоевала популярность не только своей сказочной фантазией, но и иносказательностью.
Итоги творчества Пьесы-сказки « Аглавена и Селизетта » и « Ариана и Синяя Борода » (обе 1896 ). Драма «Сестра Беатриса» ( 1900 ). «Жизнь пчёл» ( 1901 ) Пьеса «Синяя птица» ( 1905  «Разум цветов» ( 1907 ) Пьеса «Обручение» ( 1918 ) — своего рода продолжение «Синей птицы». Пьеса «Бургомистр Стильмонда» ( 1919 ) Пьеса «Соль земли» ( 1919 ) «Жизнь термитов» ( 1926 ) «Жизнь пространства» ( 1928 ) «Жизнь муравьев» ( 1930 ) «Жанна д’Арк» ( 1945 ) Мемуары «Голубые пузыри (счастливые воспоминания)» ( 1948 ).

Итоги творчества

Пьесы-сказки « Аглавена и Селизетта » и « Ариана и Синяя Борода » (обе 1896 ).

Драма «Сестра Беатриса» ( 1900 ).

«Жизнь пчёл» ( 1901 )

Пьеса «Синяя птица» ( 1905

«Разум цветов» ( 1907 )

Пьеса «Обручение» ( 1918 ) — своего рода продолжение «Синей птицы».

Пьеса «Бургомистр Стильмонда» ( 1919 )

Пьеса «Соль земли» ( 1919 )

«Жизнь термитов» ( 1926 )

«Жизнь пространства» ( 1928 )

«Жизнь муравьев» ( 1930 )

«Жанна д’Арк» ( 1945 )

Мемуары «Голубые пузыри (счастливые воспоминания)» ( 1948 ).

Бывают ли синие птицы? Синяя птица ( лат.   Myophonus caeruleus ) — вид птиц семейства дроздовых . Сиалия ( лат.   Sialia , англ. Bluebird , буквально «Синяя птица» ) — род птиц семейства дроздовых.

Бывают ли синие птицы?

Синяя птица ( лат.   Myophonus caeruleus ) — вид птиц семейства дроздовых .

Сиалия ( лат.   Sialia , англ. Bluebird , буквально «Синяя птица» ) — род птиц семейства дроздовых.

Сюжет

Сюжет

  • В ночь под Рождество мальчика и девочку Тильтиль и Митиль посещает Фея Берилюна . Внучка Феи больна, и спасти её может только Синяя птица. Благодаря волшебному подарку Феи, дети получают возможность видеть душу вещей. Неживые предметы - Часы, Огонь, Вода, Хлеб- преображаются в живых существ со своим характером. Все вместе они отправляются в опасное путешествие за сказочной Синей птицей.
Иллюстрации к пьесе Сады блаженства.

Иллюстрации к пьесе

Сады блаженства.

Картины    Картина первая. Хижина дровосека.  Картина вторая. У Феи.  Картина третья. Страна Воспоминаний.  Картина четвертая. Дворец Ночи.  Картина пятая . Лес.  Картина шестая. Перед занавесом.  Картина седьмая. Кладбище.  Картина восьмая. Перед занавесом, изображающим красивые облака.  Картина девятая. Сады Блаженств.  Картина десятая. Царство Будущего .  Картина одиннадцатая. Прощание.  Картина двенадцатая. Пробуждение.

Картины

Картина первая. Хижина дровосека.

Картина вторая. У Феи.

Картина третья. Страна Воспоминаний.

Картина четвертая. Дворец Ночи.

Картина пятая . Лес.

Картина шестая. Перед занавесом.

Картина седьмая. Кладбище.

Картина восьмая. Перед занавесом, изображающим красивые облака.

Картина девятая. Сады Блаженств.

Картина десятая. Царство Будущего .

Картина одиннадцатая. Прощание.

Картина двенадцатая. Пробуждение.

Просмотр содержимого презентации
«Морис Метерлинк»

Морис  Полидор  Мари  Бернар  Метерлинк

Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк

Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк родился  29 августа 1862 года в бельгийском городе Генте.

Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк родился

29 августа 1862 года в бельгийском городе Генте.

Отец его был нотариусом, мать – дочерью преуспевающего юриста. Семья Метерлинков была весьма состоятельной и пользовалась в городе большим уважением.
  • Отец его был нотариусом, мать – дочерью преуспевающего юриста. Семья Метерлинков была весьма состоятельной и пользовалась в городе большим уважением.
В1874 году его отдали в иезуитский колледж, где Метерлинк, по его признанию, провел среди отцов иезуитов «самое неприятное время» своей жизни.
  • В1874 году его отдали в иезуитский колледж, где Метерлинк, по его признанию, провел среди отцов иезуитов «самое неприятное время» своей жизни.
Мальчика начали готовить в преемники отцу по профессии. Однако вопреки семейной традиции Морис совершенно не интересовался историей и правом, а отдавал все свободное время литературе и музыке.
  • Мальчика начали готовить в преемники отцу по профессии. Однако вопреки семейной традиции Морис совершенно не интересовался историей и правом, а отдавал все свободное время литературе и музыке.
И, тем не менее, когда он закончил колледж в 1881 году, отец настоял, чтобы его единственный сын поступил на юридический факультет Гентского университета.
  • И, тем не менее, когда он закончил колледж в 1881 году, отец настоял, чтобы его единственный сын поступил на юридический факультет Гентского университета.
Но, возвратившись в Гент, Метерлинк поступил в отцовскую фирму и начал работать юристом. Однако все свободное время он по-прежнему посвящал литературе, а свои сочинения печатал во Франции, чтобы родные не узнали о его занятиях.
  • Но, возвратившись в Гент, Метерлинк поступил в отцовскую фирму и начал работать юристом. Однако все свободное время он по-прежнему посвящал литературе, а свои сочинения печатал во Франции, чтобы родные не узнали о его занятиях.
В 1889 году, опять-таки в Париже, Метерлинк выпустил первую книгу – сборник стихов «Теплицы». Попросив у матери 250 франков, Морис издал в том же году в Брюсселе свою первую пьесу, «Принцессу Мален». Ее сюжет заимствован из сказки братьев Гримм.
  • В 1889 году, опять-таки в Париже, Метерлинк выпустил первую книгу – сборник стихов «Теплицы». Попросив у матери 250 франков, Морис издал в том же году в Брюсселе свою первую пьесу, «Принцессу Мален». Ее сюжет заимствован из сказки братьев Гримм.
Штук пятнадцать книг было раскуплено, с десяток автор раздарил друзьям, казалось, на этом все и закончилось.
  • Штук пятнадцать книг было раскуплено, с десяток автор раздарил друзьям, казалось, на этом все и закончилось.
Громом среди ясного неба было появление в парижской «Фигаро» 24 августа 1890 года статьи известного критика Октава Мирбо, в которой сообщалось, что некто Морис Метерлинк создал «самое гениальное произведение нашего времени».
  • Громом среди ясного неба было появление в парижской «Фигаро» 24 августа 1890 года статьи известного критика Октава Мирбо, в которой сообщалось, что некто Морис Метерлинк создал «самое гениальное произведение нашего времени».
В течение нескольких лет «Синяя птица» обошла сцены всего мира и драматург получил такое количество писем с просьбой продолжить рассказ о своих героях, что в 1918 году написал продолжение «Синей птицы» под названием «Обручение», в котором завершил историю мальчика Тильтиля.
  • В течение нескольких лет «Синяя птица» обошла сцены всего мира и драматург получил такое количество писем с просьбой продолжить рассказ о своих героях, что в 1918 году написал продолжение «Синей птицы» под названием «Обручение», в котором завершил историю мальчика Тильтиля.
В 1911 году Морис Метерлинк стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «за его многостороннюю литературную деятельность и особенно его драматические произведения, отличающиеся богатством воображения и поэтической фантазией».
  • В 1911 году Морис Метерлинк стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «за его многостороннюю литературную деятельность и особенно его драматические произведения, отличающиеся богатством воображения и поэтической фантазией».
В 1932 году король Бельгии пожаловал писателю титул графа. Когда началась Вторая мировая война и Франция была захвачена немецкими войсками, Метерлинк перебрался в Португалию .
  • В 1932 году король Бельгии пожаловал писателю титул графа. Когда началась Вторая мировая война и Франция была захвачена немецкими войсками, Метерлинк перебрался в Португалию .
Однако уже в 1940 году писатель был вынужден совсем покинуть Европу и вместе с женой уехать в США. Там он прожил всю войну. В 1947 году писатель возвратился в Ниццу, в свой особняк «Пчельник». Здесь он и скончался от сердечного приступа 6 мая 1949 года.
  • Однако уже в 1940 году писатель был вынужден совсем покинуть Европу и вместе с женой уехать в США. Там он прожил всю войну. В 1947 году писатель возвратился в Ниццу, в свой особняк «Пчельник». Здесь он и скончался от сердечного приступа 6 мая 1949 года.