«Нечистая сила в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Цели:
Приобщение учащихся к чтению литературы философского содержания.
Работа по развитию культуры речи, памяти и кругозора учащихся.
Развивать у учащихся навыки работы в коллективе.
Слайд 1
«Почему, зачем, откуда зло? Если есть Бог, то как может быть зло? Если есть зло, то как может быть Бог?» (М.Ю. Лермонтов)
Ход урока:
Оргмомент
Вопросы на выявление восприятия.
– О чём роман Мастера? о Понтии Пилате
– Как Иешуа развивает понятие истины? понятие истины Иешуа развивает так: никто не может распорядиться его жизнью («перерезать волосок…может лишь тот, кто подвесил»), он верит в силу слова, к истине готов идти при помощи убеждения, слова
– Чего боится Понтий Пилат? Понтий Пилат боится потерять власть (будучи смелым воином, он становится трусом тогда, когда дело касается власти), следовательно, он – несвободный человек; он наказан за трусость, причём наказан бессмертием, муками совести; Булгаков убеждён, что трусость – один из самых страшных пороков;
– Чему посвящён роман М.Булгакова? роман посвящён вечным проблемам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад.
«Ваш роман вам принесет еще сюрпризы».
Булгаковский герой Воланд, обращаясь в Мастеру, заметил: «Ваш роман вам принесет еще сюрпризы». Это произошло и с книгами самого Булгакова. Теперь, говоря о произведениях, созданных в 20—30-е годы, мы не сможем обойтись без «Белой гвардии», «Собачьего сердца», «Мастера и Маргариты».
Какие сюрпризы обещаны Булгакову?
Писатель знал, что время для его произведений еще не пришло. Самое интересное заключается в том, что все предсказания Булгакова сбылись. Как известно, истина (правда) рано или поздно восторжествует.
Спасти рукопись
Зачем Мастер сжег роман?
Мастер был задавлен критикой в адрес своего романа, сжег его в огне.
Маргарита успела вытащить из огня обгоревшие листы последней части романа. "Тихо вскрикнув, она голыми руками выбросила из печки на пол последнее, что там осталось, пачку, которая занялась снизу".
Проверка домашнего задания (лестница жизни Мастера)
Первичная актуализация знаний. Попытаемся разобраться в вопросе: зачем в роман, посвящённый жизненным проблемам, включены фантастические картины, связанные с пребыванием в Москве «нечистой силы» Булгаков изобразил жизнь, которую нельзя считать нормальной. Она абсурдна, ирреальна. Если эту жизнь можно назвать адом, то появление в ней Князя Тьмы закономерно. Фантастические картины обнажают действительность, представляют её в гротесковом виде и заставляют ужаснуться тому, мимо чего часто проходят, не замечая
Историческая и художественная характеристика Воланда и его свиты Коровьев-
Слайд 2
Фагот – возникший из знойного московского воздуха чёрт (небывалая для мая жара в момент его появления – один из традиционных признаков приближения нечистой силы). Подручный Воланда только по необходимости надевает различные маски: пьяницы-регента, ловкого мошенника, проныры-переводчика при знаменитом иностранце и другие. Лишь в последнем полете Коровьев-Фагот становится тем, кто он есть на самом деле – «рыцарем с мрачнейшим никогда не улыбающимся лицом», (неудачно пошутил) не хуже своего господина, знающего цену людским слабостям и добродетелям.
Азазелло сочетает в романе способность к обольщению и к убийству. Но главная функция Азазелло в романе связана с насилием: выбрасывает Стёпу Лиходеева из Москвы в Ялту, изгоняет из «нехорошей квартиры № 50» дядю Берлиоза, убивает из револьвера барона Майгеля, возвращает Маргарите подарок Воланда и другие. Азазелло – изобретатель: он дарит Маргарите свой волшебный крем, который делает героиню не только невидимой и способной летать, но и наделяет её ведьминой красотой. В конце романа он предстает перед читателем в своём настоящем обличии: «Сбоку летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменило и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза были одинаковы, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своём настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца».
Бегемот – кот-оборотень и любимый шут Воланда, пожалуй, самый забавный и запоминающийся из свиты. Это чёрный кот огромных размеров, так как именно чёрные коты по традиции связаны с нечистой силой. Перестрелка Бегемота с сыщиками в квартире № 50, его шахматный поединок в Воландом, состязание в стрельбе с Азазелло и другие – всё это юмористические сценки, очень смешные, бытовые, в какой-то мере снимающие остроту житейских, нравственных и философских проблем, которые роман ставит перед читателем. В последнем полёте перевоплощается и этот весельчак, хотя не теряет своей основной функции: «Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её клочьями по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире».
Гелла – женщина-вампир: «Служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива и нет такой услуги, которая она не сумела бы оказать». Зеленоглазая красавица свободно перемещается по воздуху, обретая сходство с ведьмой. Она с Воландом всегда: в квартире № 50, в театре Варьете, на великом балу. Её нет только в последнем полете Воланда. Этому есть два объяснения: 1. вампиры – это низший разряд нечистой силы; 2. Гелле не в кого превращаться в последнем полёте, «когда ночь разоблачила все обманы», она всегда пребывает в своем истинном обличии.
– Кого из героев романа, написанном Мастером, напоминает Маргарита в своём стремлении спасти возлюбленного? Маргарита так же отважна, как Левий Матвей, пытавшийся спасти Иешуа.
– Как вернёт она любовь? Люди сделали всё, чтобы разлучить влюблённых, а вернуть Мастера поможет нечистая сила.
– Вспомним, как состоялось знакомство Маргариты с Воландом? Маргарита много месяцев не знает, куда исчез Мастер. «Ах, право, дьяволу я бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!» А подручный дьявола тут как тут. За сведения о возлюбленном Маргарита должна расплатиться присутствием на балу у сатаны. С достоинством вынесет она эту страшную ночь. Но Мастера нет, и спросить о нём она не может.
Далее анализируем главу 24 – разговор Воланда с Маргаритой.
-Чего вы хотите за то, что сегодня вы были у меня хозяйкой? Во что цените ваше колено?
Я знаю, что с вами можно разговаривать только откровенно, и откровенно вам скажу: я легкомысленный человек. Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь.
«— Сядьте-ка, — вдруг повелительно сказал Воланд. Маргарита изменилась в лице и села. — Может быть, что-нибудь хотите сказать на прощанье?
— Нет, ничего, мессир, — с гордостью ответила Маргарита, — кроме того, что если я еще нужна вам, то я готова охотно исполнить все, что вам будет угодно…
Маргарита глядела на Воланда, глаза ее наполнялись слезами.
— Верно! Вы совершенно правы! — гулко и страшно прокричал Воланд. — Так и надо!
— Так и надо! — как эхо, повторила свита Воланда.
— Мы вас испытывали, — продолжал Воланд, — никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!.. Итак, Марго, — продолжал Воланд, смягчая свой голос, — чего вы хотите за то, что сегодня вы были у меня хозяйкой?.. Во что цените ваше колено? Каковы убытки от моих гостей, которых вы сейчас наименовали висельниками?..»
– Наверное, человек воспользовался бы промахом Маргариты, но не дьявол. Он должен вернуть ей Мастера. Но ведь он обещал выполнить только одно обещание. Как же быть? Прощать Фриду будет сама Маргарита.В этом есть символический смысл: прощать человека будет человек. А её желание выполнит Воланд.
– И вот Мастер здесь, перед ней и Воландом. Чудесным образом окажется возрождённым и сожжённый роман («Рукописи не горят!») Что хочет подчеркнуть Булгаков этой деталью? (утверждается мысль о бессмертии искусства – это одна из коренных идей романа)
– Чем поражена Маргарита, наконец-то увидевшая своего любимого? Мастер сломлен. Он скажет Воланду, что роман, который ещё недавно был смыслом его жизни, теперь ему ненавистен.
– Обратимся к 29 главе. С какой просьбой к Воланду приходит Левий Матвей? Дать Мастеру покой.
– А почему Мастер не заслужил света? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Вероятно, Мастер сделал своё дело на земле: создал роман об Иешуа и Пилате; показал, что жизнь человека может определиться одним его поступком, который либо возвысит и обессмертит его, либо заставит потерять покой на всю жизнь и страдать от обретённого бессмертия. Но в какой-то момент Мастер отступил, сломался, не сумел бороться за своё детище. Может быть, поэтому он не заслужил света?
– А что такое покой? Прибежище для усталой, безмерно измученной души. (Вспомним Пушкина: «На свете счастья нет, а есть покой и воля…») Покоя достоин тот, кого не отягощают муки совести.
– Достоин ли Мастер своего героя Иешуа? И да, и нет. Иешуа, который не отступил от истины, заслужил свет, а Мастер – только покой.
Домашнее задание
Сочинение по роману
1.Как соотносятся в романе М.А. Булгакова милосердие, всепрощение и справедливость?
2. Проблема свободы и ответственности человека в романе.
3. Сюрпризы, которые преподнёс мне роман «Мастер и Маргарита»
4. Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита».
5. Вечный спор Иешуа с Пилатом (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
6. Размышляя над страницами романа «Мастер и Маргарита»
7. «Настанет время, когда не будет власти кесарей, ни какой либо иной власти». (Тема власти в романе «Мастер и Маргарита»)
8. «Их воскресила любовь» (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
9. «Из памяти не исчезнет пятый прокуратор Иудеи».
4