Чтение текста (у каждого распечатка текста). Составление схемы «Фишбоун» 1. Определение темы. О чём повествует предложенный текст? (Тема статьи Д. Гранина - нравственность, а точнее, одна из ее составляющих – милосердие). - К какому стилю относится данный текст? (К публицистическому стилю, поэтому позиция автора может быть сформулирована в виде тезиса). - Тип речи? (Рассуждение). 2. Определение проблемы. Какую проблему рассматривает автор в тексте? (Автор статьи поднимает актуальную проблему: является ли чувство милосердия устаревшим? Проблему утраты милосердия.) 3. Комментарий проблемы. Рассуждения автора: - В словаре слово «милосердие» отмечено как устаревшее. - Какой пример приводит автор? (В подтверждение своей мысли приводит пример, когда в г. Ленинграде была переименована улица Милосердия в улицу Текстильщиков). - Милосердие – (14) «древнее это необходимое чувство свойственно всему животному (живому) сообществу» (Запись: Милосердие – древнее необходимое чувство, свойственное всему живому.) - Почему и как убывало милосердие? (16 – 25 предл.) - В чём видел А.С.Пушкин заслугу своей поэзии? И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. - К кому поэт призывал милость? (Призывал царя проявить милость к декабристам: освободить их, сосланных в Сибирь и на Кавказ). - В чём убеждён автор? ». (Запись:) (13) «Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности». (Автор убеждён, что люди способны к состраданию, оно дается нам при рождении вместе с душой и как все нравственные чувства слабеет, если им не пользоваться) - Является ли данная проблема актуальной? (Безусловно, да. Чувство милосердия имеет давние традиции, чувство сострадания характерно для русского народа. На Руси издревле старались помочь страждущим, делали это бескорыстно, по зову сердца, искренне, от всей души.) - Какова роль литературы в воспитании милосердия? (Современная литература не может отказаться от пушкинского завета. Примеры из текста с обоснованием). Аргументы к нравственной проблеме: - «Сосуд добра не исчерпать до дна» (Окуджава) - «Все прекрасное на земле – от солнца, все хорошее – от человека» (М. Пришвина) - «Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем, кто ж тогда рассеет мрак!» (Н. Хикмет) - Рассказ Чехова «Беда». Доказательством позиции автора может служить финал рассказа. Жена Потохина, героя рассказа, нашла нужные слова, по- настоящему посочувствовала мужу. Ее слова, сострадания, которые выразились в них, поддержали его в трудный час. И он, только что вынашивавший мысли о самоубийстве, на следующий день уже чувствовал себя бодрым и веселым, нашел новую должность, а главное - изменился духовно: он стал протягивать руку помощи попавшим в беду. Позиция автора – порок не в том, что мы оказываемся на дне, а в том, что не поднимаем падших, - такой вывод делает герой рассказа. И Чехов разделяет позицию своего героя. - Достоевский «Преступление и…» Лучший аргумент вкладывает в уста Мармеладова «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…» - Драма М. Горького «На дне». Слова Луки о ворах, которых он приютил на зиму: «…Добро и жалость, помощь иногда полезнее, чем осуждение и наказание…» - А.П. Чехов рассказ «Крыжовник». Звучит призыв «не успокаивать себя» и «делать добро» «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь и постоянно напоминал, что есть несчастные… Делайте добро!» 4. Какова позиция Д. Гранина? (Вывод чаще всего заключается в конце текста, в последнем абзаце, т.к. это идея). (40) Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. (Запись: Автор убежден, что воспитание чувства милосердия в современном обществе – необходимость. Чтобы милосердие не утрачивалось из нашей жизни, его необходимо тренировать.) (Автор не обличает, не критикует, он обращает наше внимание на то, как дорого чувство милосердия. Такое отношение писателя не случайно, будучи совсем молодым, он прошел великую Отечественную войну и видел много примеров проявления милосердия, спасших жизни людей). 5. Согласны ли вы с позицией автора? Как можно этически возразить автору, если вы не согласны с его точкой зрения? Какие аргументы можно привести в доказательство собственной позиции? (Приводятся примеры). Сострадание, соучастие к падшим в современном обществе: программа «Жди меня» - помощь в поисках пропавших людей; строятся приюты для бездомных; открываются столовые для бедных; хосписы для безнадёжно больных; проводятся благотворительные концерты, акции; акция «Добро» -….; брошенные дети обретают новых родителей. |