III. Постановка цели и задач урока. | Обсуждение эпиграфа. Книга для каждого освещает наше личное движение к истине М. М. Пришвин Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. - Сегодня предметом нашего обсуждения является роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» — одно из самых неоднозначных произведений в русской литературе. Споры о нём не утихают со дня издания романа, открытая дискуссия прошла на телевизионных каналах после показа многосерийного фильма, самые разные оценки произведению даются в статьях преподавателей, писателей, литературных критиков, служителей церкви. Творчество М. А. Булгакова — это познание мира и человека. М. А. Булгаков от русских классиков, прежде всего, А. С. Пушкина, унаследовал благородную правдивость, идейную глубину и гуманизм. В «Мастере и Маргарите» он создал незабываемые, потрясающие образы, укрепляющие веру в идеалы света и добра, к борьбе за победу которых призывали русские писатели. Точки зрения на проблематику романа, оценки идейного содержания, образной системы различны, иногда прямо противоположны. Мы завершаем изучение романа, и у нас тоже появилась своя точка зрения, появились свои аргументы и свои ответы на вопрос: «Что хотел сказать своим романом величайший из писателей-философов XX в.?» | Записывают тему урока. Обсуждают эпиграф урока. Формулируют цели и задачи |
ІV. Работа над темой урока | 1. Эвристическая беседа Какое впечатление оставил у вас роман «Мастер и Маргарита»? Как вы его поняли? Какие страницы вам понравились? При чтении каких эпизодов романа вам трудно было удержаться от смеха? Какие эпизоды вам показались драматичными и даже трагическими? Как вы оцениваете фигуру Мастера? Удался ли писателю этот образ? Кто из других персонажей романа вам запомнился? Каких героев в нём больше — положительных или отрицательных? Почему? Кто из героев романа: Воланд, Иешуа или Мастер — более других одобрен автором? 2. Мини-дискуссия Погублены или спасены в романе Булгакова «добрые герои»: Мастер, Маргарита, Бездомный? Кто же главный герой романа М. А. Булгакова: Мастер, создавший роман-откровение о Пилате Понтийском, прокураторе Иудеи, судившем Иисуса и утвердившем смертный приговор, вынесенный Синедрионом? Мастер, угадавший своим романом, что величайшие из всех преступлений на земле — это трусость и предательство? Маргарита, его возлюбленная, ради любви отрёкшаяся от материального благополучия? Воланд — Князь тьмы, который явился в мир, отказавшийся от веры и любви, чтобы напомнить людям о добре, милосердии и Боге?… Комментарий. Учитель не опровергает высказанные учащимися суждения, не отдаёт предпочтения ни одному из них, но отмечает самые интересные и содержательные выступления, оценивает их, приглашает ещё раз задуматься над романом, чтобы сравнить первоначальные впечатления с тем, что получится в результате анализа. 3. Написание творческой работы-миниатюры «После прочтения романа «Мастер и Маргарита»…» (по вариантам) Вариант 1. Написать сочинение-миниатюру «Если бы Воланд сегодня посетил наш город…». Вариант 2. Представьте, что вы — одна из сил света (тьмы, мира людей). Подготовьте рассказ о себе. Вариант 3. Подготовьте письменную характеристику одного из персонажей романа. О чём говорит вам его имя? Какова судьба этого персонажа? 4. Презентация творческих работ-миниатюр (несколько учащихся) 5. Решение проблемного вопроса С какой целью в романе упоминается имя немецкого философа И. Канта, считавшего решающим доказательством бытия Бога существование в сознании человека морального закона, «доброй воли», «категорического императива»? Прокомментируйте слова Воланда из первой главы: «Имейте в виду, что Иисус существовал… И доказательств никаких не требуется». Каков смысл и главный конфликт (или, вернее, конфликты) «закатного» романа М. А. Булгакова? Вправе ли мы говорить, что это извечное противостояние нравственного подвига и предательства, творческого таланта и мстительной бездарности, совестливой правды и подлого жульничества, всепоглощающей любви и тупого равнодушия? | Участвуют в беседе, выражая свои впечатления от чтения романа. Участвуют в дискуссии, выражая свою точку зрения на дискуссионные вопросы и аргументируя ее текстом произведения. Создают творческую миниатюру, презентуют – прием «Авторский стул» ФО: «От кулака до пяти пальцев» Выдвигают свои версии решения проблемного вопроса |