СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

11 класс Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«11 класс Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

11 КЛАСС


Максимальный балл за 1 и 2 тур — 100 баллов (80+20)

Регламент:

2 час. 30 мин. для 9–11 классов (два тура)

Распределение времени для выполнения заданий первого и второго тура участник олимпиады (9–11 класс) определяет самостоятельно.


Задания I тура (максимальный балл 80)


1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. По 2 балла за правильный ответ. Всего 12 баллов.


1.1. К косвенному регулированию экономики в РФ относятся:

а) фискальная политика

б) правовое регулирование

в) установление государственных цен


1.2. К факторам производства в экономике не относятся:

а) земля

б) водоемы

в) прибыль

г) капитал

д) труд


1.3. «Общества с ограниченной ответственностью» (ООО) по законам РФ могут:

а) распределять акции только среди участников ООО

б) выпускать акции в соответствии с долей в «уставном капитале»

в) пускать акции в свободную продажу

г) не могут выпускать акции вообще


1.4. Что выступает формой рационального познания?

а) суждение

б) представление

в) восприятие

г) интуиция


1.5. Причинами инфляции в условиях рыночной экономики являются:

а) расширение государственных заказов

б) уменьшение государственных заказов

в) уменьшение покупательной способности населения


1.6. К особенностям духовного производства относятся:

а) Отсутствие обязательных требований профессионализма по отношению к участникам производства

б) Наличие объективного предела роста, связанного с численностью населения Земли.

в) Возможность насильственного создания принципиально нового человека как духовного существа.


1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6








2. Исправьте ошибки, допущенные в тексте. (Всего 16 баллов)


«Представление о всеобщей норме отношений между людьми, выражающее определенное понимание цели жизни, можно охарактеризовать как моральный идеал. Моральный идеал не подвержен изменениям соответственно временам и эпохам. Однако, французские материалисты XVIII века (Гельвеций, Гольбах) рассматривали нравственный идеал как основанный на жизненных потребностях людей. Нормой поведения они считали правильно понятый личный интерес, но направленный к достижению общественного блага. Выступая против этики французских материалистов, Кант объявлял источником нравственного идеала абстрактный разум, диктующий нравственный закон. Маркс рассматривал идеал как идею, воплощенную в действительность и показал наличие в идеале субъективного и объективного. Экзистенциализм рассматривает идеал как реализацию индивидуальных возможностей, заложенных в человеческой природе. Совесть – категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю. Совесть – лично «воспитуемая» способность человека, так как человек сам создает себя на основе свободы выбора нормы поведения».

Ответ:


__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


3. Найдите лишнее понятие в перечне. Напишите его и обоснуйте свой выбор. (1 балл за верный ответ. За правильное обоснование 2 балла.

Максимально 3 балла)


Государство, партнер, предприниматель, потребитель, наемный работник, товар


Ответ:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


4. Работа с графиком. Проанализируйте графическое изображение экономических процессов и ответьте на вопросы, данные ниже. (Максимально 8 баллов)


4.1 – сформулируйте закон, который отображен на графике, если OP – это цена товаров, а OQ – это количество товаров на рынке – 2 балла

4.2 – назовите не менее 3 факторов, которые могут сдвигать «кривую» или влиять на ее «наклон» в этом графике. По 2 балла за правильный фактор.

Ответ:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


5. 1 Кого из представленных философов и экономистов можно отнести к «физиократам»? (Правильный ответ – 1 балл)


а) Адам Смит, б) Джон Лоу, в) Франсуа Кэне, г) Макс Вебер


5.2 Сформулируйте не менее 3 трех основных положений этого течения,

(По 3 балла за правильный ответ)

(Всего за задание 5.1 и 5.2 – 10 баллов)


Ответ:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


6. Логическая задача. (Правильный ответ – 1 балл, обоснование 2 балла. Всего 3 балла)


Встретились два знакомых дипломата, которые не виделись много лет.

– Как жизнь?

– Хорошо. Женат. Трое сыновей.

– А сколько лет сыновьям?

– Произведение их возрастов равно числу штатов США.

– Что-то маловато информации.

– Ну, я могу добавить, что старший очень похож на мать, а младший – вылитый я.

– Такой же лысый и несносный? И я знаю сколько лет младшему.

– Как ты догадался?


Ответ:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


7. Хасидская притча. По 2 балла за ответ на каждый вопрос. (Всего 6 баллов)


Когда ребе Ицхак Меир был еще ребенком, мама повела его к ребе Исраэлю. В приемной ребе собралось немало учеников, ждавших встречи с наставником. И мать с сыном заняли очередь. Вдруг один из ожидавших обратился к мальчику.

– Твоя мама говорила нам, что ты очень смышленый мальчик, но меня берут сомнения. Я хочу испытать тебя. Дам тебе целый гульден, если скажешь мне, где живет Бог! Все засмеялись. А когда смех утих, Ицхак поднял взгляд на шутника и сказал:

– А я тебе дам целых два, если скажешь, где ….

Хасиды засмеялись пуще прежнего и пропустили Ицхака с мамой в самое начало очереди.


7.1. Как Вы думаете, что спросил Ицхак?

7.2. Обоснуйте свой ответ.

7.3. С какой религиозно-философской идеей связан возможный вопрос Ицхака?


Ответ:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


8. Дайте краткий ответ или определение. (По 2 балла за правильный ответ. Всего 10 баллов)



  1. Учения, признающие основой всего существующего одно начало: либо материю, либо дух













  1. Количественное понимание развития, отрицание саморазвития















  1. намеренное введение кого-либо в заблуждение, обман ради шутки












  1. Общество, где основной производительной силой выступают наука и интеллектуальные технологии. Общество, в котором большинство работников заняты в обслуживании: торговля, финансы, транспорт, здравоохранение, досуг, наука, образование, управление













  1. направление общественной мысли, связанное с изучением античных памятников в философии, этике, искусстве, филологии; направление общественной мысли, связанное с защитой достоинства, свободы и всестороннего развития личности












9. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. (По 2 балла за правильный ответ. Всего 12 баллов)


9.1. Критерий прогресса не применим:

а) научно-технической деятельности людей,

б) духовным достижениям (искусство, религия),

в) социальной системе общества

г) экономической системе.


9.2. Понимание линейного прогресса в истории как смены общественных систем присутствовало в идеях следующих ученых (правильное отметьте соответствующей буквой):

а) Вольтер

б) Монтескье

в) Тюрго

г) Кант

9.3 Какой подход к истории более согласуется с представлениями о неизбежности гибели современной цивилизации, противопоставлением Востока и Запада:

а) «системный» подход, основывающийся на единстве исторического процесса,

б) «плюралистический» подход, основывающийся на идее существования отдельных цивилизаций


9.4 Плата за использование капитала называется:

а) авансом

б) процентом

в) акцизом

г) ссудой


9.5 Первая теория, а не окончательная формулировка концепции географического детерминизма принадлежит:

а) Ф. Бэкону

б) Р. Декарту

в) Ж. Бодену

г) М.Ф. Вольтеру

д) Ш. Монтескье


9.6 Исторические законы это (правильное отметьте соответствующей букой):

а) обобщения на уровне причинно-следственных связей данного события.

б) обобщения связанные с пониманием хода истории в целом, но на основе конкретно-исторических условий.

в) обобщения, сформулированные философией, т.е. вне времени и пространства


9.1.

9.2

9.3.

9.4

9.5

9.6








Задание


1

2

3

4

5

6

7

8

9

Итог

Оценка












Члены жюри:


1.


2.


3.


4.


5.

14